Вечный спор

Наталья Колюшина
ВЕЧНЫЙ  СПОР.

  Вечный спор между поэтами и композиторами: поэт пишет стихи и тексты песен, композитор пишет музыку, а певец исполняет музыкальные произведения. Всё идёт нормально, пока не дошли до финала. И вот он, долгожданный финал: песня записана в музыкальном файле. Кто же его владелец и кому файл принадлежит: поэту, композитору или исполнителю. Ситуция доходит до абсурда. Исполнитель и композитор очень часто выступает в качестве одного лица.
  И так, всё попорядку:
"Любой дом начинают с возведения фундамента, на котором всё держится. Давайте разберёмся, что же является фундаментом в вышеупомянутом творческом произведении? Разумеется, слова текста песни или просто стихотворение. И, естественно, принадлежит это музыкальное произведение, прежде всего поэту, ведь все, что сверх его текста это просто воспроизведение, чтение, пение того, что он создал сам, независимо ни от кого! Как часто встречаются люди, которые, спев песню, записывают себя автором произведения. У нас в стране множество романов воспроизведено в аудиозаписи, но не одному из тех, кто прочитал роман не приходит в голову назвать себя автором. Всегда произносят: роман такой-то читает ФИО. И человек, читающий произведение не имеет никаких авторских прав на это произведение. Аналогично и со стихами, как бы это не ущемляло композитора и исполнителя, но принадлежит произведение поэту и только он имеет право на его продвижение. Композиторы протестуют: они же пишут музыку. Согласна, пусть Ваша музыка останется неприкасаемой, композитор имеет право написать её в нотном стане и без использования слов текста песни защитить авторские права. Кто ему мешает это сделать? Не один поэт не претендует на нотную запись. И смотрите, что получается на самом деле. Композитор пишет музыку, исполняет песни и исчезает, и далее начинается самое интересное: в выигрышных шлягерных песнях главным становится композитор и исполнитель - именно они получают коммерческую выгоду от организации концертов, на которых исполняются песни. Лишь только на самом высоком уровне в г. Москве и только самые приближённые поэты получают авторские отчисления от прибыли сценических репертуаров исполнителей. А поэт, а поэт не получает ничего - он вкладывает свой талант, труд, денежные средства на создание сборников стихов, песен ... А вот композиторы и исполнители, как в сказке купаясь во славе, используя прекрасные произведения, занимают первые и призовые места, получают дипломы, сертификаты, грамоты, славу и ПРИБЫЛЬ за концерты, вечера, свадьбы - их приглашают везде. Они востребованы! И поэт, всеми забытый вновь начинает всё с начала - ищет композитора, исполнителя, иногда компьютерщика для создания презентаций песен, иногда на основе его песен создаются фильмы. Так и хочется сказать: уважаемые, не забывайте, что это всего лишь воспроизведение текста песни, её музыкальное сопровождение и элементарный подбор чужих, скачанных из Интернет картинок. И всё это принадлежит самому поэту - именно он создаёт фундамент. Уберём фундамент. Что у нас останется? Нотная запись. Издаем книгу с нотной записью песен без слов. Кто из Вас купит такую книгу? ПРОФЕССИОНАЛЫ музыканты и композиторы, больше они никому не нужны. Так ли ценно музыкальное сопровождение к песне и непонятно почему оно является основополагающим, почему в конкурсах звучит имя победителя - композитора и исполнителя, а поэт забыт, иногда произносят потихонечку. Смотрю дипломы победителей музыкальных конкурсов и поражаюсь: ни в одном дипломе нет автора песни (стиха), а, следовательно, его победа не засчитывается, ему не отправляют дипломы, сертификаты, грамоты и призы - он опять всеми забыт. Тоже самое с презентациями: человек, используя песню подбирает картинки из Интернет. Пусть даже профессионально, но он не имеет право называть себя автором презентации, он просто её составитель. Право авторства принадлежит поэту, потому что именно его произведение и есть фундамент этой презентации. Ведь стоит только убрать свой текст, и всё рассыплется, ничего не будет: ни музыки, ни исполнения, ни презентации, ни фильма. Так не правильнее ли в первой строке всех сертификатов, грамот, дипломов писать не исполнителя, а поэта, а уж потом всех остальных. А недовольным - совет один: пишите и создавайте своё, а если Вам понравилось чужое и Вам нужно именно это произведение и тем более, если Вы его уже используете, соизвольте соблюдать требования поэта. Не один поэт не использует в своих стихах записи нот, картинки между строчками - он уникален, самостоятелен и независим. Давайте разберемся, так ли важна для поэта та обёртка, в которую запаковывают его произведение? Конечно, это прибавляет некоторые положительные моменты. Однако, поэт прекрасно обходится без всех вышеупомянутых специалистов. При написании прекрасных стихотворений, он становится читаемым обширной аудиторией. Издаёт собственные авторские книги.
И какие бы красивые картинки мы не подобрали в презентации - она никогда не станет уникальной, если она не содержит фундаментальную уникальную часть (песни или стихи), без которой просто невозможна победа.
Таким образом, получается, что в большинстве случаев выдаются неправильно выписанные дипломы, сертификаты, грамоты. Победа принадлежит поэту - и лишь сопутствующим образом дипломы выписывают композиторам, исполнителям, людям, использующим произведение в презентациях, фильмах и т.д., т.е. они записываются во второй строчке диплома. Победил поэт, написавший такое произведение. Исполнитель третий по значимости, его место после поэта в документе, а не перед ним! И выписываться должны документы в нескольких экземплярах: первый экз.- поэту, второй - композитору, третий - исполнителю и т.д. С абсолютно одинаковым текстом, в котором чётко и грамотно записаны в порядке значимости для произведения люди: поэт, композитор, исполнитель, составитель презентации и т.д.
И, естественно,  если идёт концерт, и используются песни, то директор ДК просто обязан предоставить все контракты с авторами тех произведений, которые звучат. Нет контракта - перед Вами обычные аферисты, игнорирующие авторские права. Их место не в ДК! Какой выход? Уважаемые певцы, особенно в небольших городах и населённых пунктах, приглашайте настоящих авторов песен, используйте аудиозаписи, а не самопалы, произведённые без согласия автора. Есть ещё вариант - используйте стихи, умерших поэтов, у которых нет родственников. Родственники поэта - это наследники и они могут предъявить иск о посягательстве на их собственность. Как часто и легко исполнители переходят границы дозволенного, не задумываясь, что они просто воры, воры чужого труда.

И как дополнение:
Какая презентация является авторской?  Презентация является авторской только в том случае, если автор использует исключительно свои произведения: стихи, песни, романы, конспекты уроков; исключительно свои рисунки и фотографии. В противном случае автор презентации обязан предоставить письменный договор согласия авторов всех компонентов, которые он использует. Иначе он просто составитель и никаких прав авторских на эту презентацию не имеет, авторское право принадлежит автору фундаментального произведения, на основе которого составлена презентация. Если это песни и стихи – поэту, если это музыка – композитору, если в ней только картинки – автору картинок. Т.е. все распределяется в зависимости от первичности и значимости в презентации. Почему? Потому что, что поэт не претендует на авторство картинок, музыки, он просто предоставляет своё произведение с использованием различных спецэффектов. И основной целью его является не присвоение чужого труда, а ПРЕЗЕНТАЦИЯ своего!
У меня как у автора есть сугубо авторские презентации, которые являются личными – «Поэзия внутри меня», в этой презентации используются только мои произведения, только мои фотографии, задействован только мой труд при её создании.
Я являюсь настоящим автором этой и других презентаций, составленных таким же образом.

С уважением ко всем читателям

Автор статьи: Наталья Ивановна Колюшина
2011 год.