Средневековые попаданцы

Валентинэ Фьоре
Пролог.
Причина и история написания этих заметок заключается в том, что большинство информации в рунете либо противоречит друг другу, либо поминает так любимый мною XV век лишь тем фактом, что он был, поэтому несколько объединённых по разным секциям "записок" - это обобщение прочитанных книг и текстов, а также какие-то мои личные заключения и наблюдения исключительно для своего творчества.

***

Одна из первых в мире регулярных армий.
У них было разделение на чины (для нашего уха довольно смешное - например, аналогом современного полковника был "распределитель похлебки"), в том числе и по форме одежды.
Их забирали в армию насильно: каждый седьмой/пятый/третий год особые чиновники отбирали на специальных "смотринах" в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от шести-семи до четырнадцати лет.
Они быстро забывали свой дом, не знали другого командира, кроме своего ага, и лучшей участи, чем пасть за веру.
В битве со своими соотечественниками.

***

Отобранных мальчишек отправляли в столицу (до 1453 года это был Эдирне, Адрианополь), дабы на глазах у султана выбрать из уже обращённых в ислам (нельзя без этого, никак - специально для любителей отправлять князя Влада Дракулу в янычары) самых крепких и физически развитых для дворцовой службы (точнее, для поступления в придворцовую школу, уже в Стамбуле получившую название Эндерун), чуть похуже - отдать пашам иль ещё каким военачальникам, а остальных покупали как рабов для самых тяжёлых работ, хоть и временно - лет на пять-семь.
На первом этапе это самое большинство мальчонок отсылали в турецкие крестьянские семьи, где они прознавали на собственной шкуре обычаи и быт, учили язык и приучались к тяжёлому физическому труду. Никто никогда рабов не жалел, и турки - не исключение в этом вопросе. Бывали перспективные янычары и на галерах.
Очевидно, что до следующего этапа обучения добирались не все...

Через несколько лет всех возвращали в столицу - там снова сортировали, а лучших зачисляли в "аджеми оглан" ("неопытные юноши" в переводе). Семь, а то и все десять лет сии вьюноши занимались тяжёлым физическим трудом для государственных нужд (ага, "строим дачу генералу" наверняка водилось).
Дедовщину тогда, кстати, не карали, больше скажу, восточное воспитание всегда предполагало подчинение кому-то сверху, так что после нескольких лет жизни в Турции беспрекословное следование приказам - а аджеми огланы были таки чернорабочими при ортах - наверняка становилось для ребят абсолютно естественным, чего бы их не заставляли делать. Да и после семилетнего рабства, я думаю, хлопоты по оджагу казались им "цветуёчками".
Интересный фокус был с поступлением в эти самые орты - двум аджеми оглан сообщают, что они зачислены в определённую орту. Как вы думаете, что они делают?...
Правильный ответ - они бегут в оджаг. Да-да, именно бегут, спотыкаются, задыхаются, толкаются, ведь кто быстрее прибежит, того и остроносые тапки, тот и главнее.

Вопреки, однако, большинству баек о восточном раздолбайстве, дисциплина в рядах янычар была железная: Канун Мурада, их "устав", контролировал практически всё, вплоть до ежевечерней переклички; нарушения карались, хотя и только внутри самого корпуса - янычары в плане судов и исполнения приказов зависели только от своего ага и султана, отца их, как отдельный мирок в пёстрой Османии.
В такой вот обстановке в ребятах воспитывали не только исламский фанатизм (ещё бы - их покровителями были дервиши ордена Бекташи, постоянно сопровождавшие их в походе, а в своё время, в шестнадцатом веке, целая орта из дервишей только и состояла - куда уж дальше-то), но и абсолютную преданность султану, слепое повиновение командирам, а всякие проявления свободы и индивидуальности строго наказывались...

Похоже на современную армию?... Да, а если судить по желанию "призывников" поступить в корпус, то на российскую...

В идеале янычар должен был знать не только теологию (Коран практически наизусть - а вам слабо?) и боевое искусство, но и каллиграфию (для арабской вязи весьма важно), право (в столице янычары исполняли функции "полиции") и ещё что-то, о чём я не нашла информации, но оно наверняка было (например, это могла быть литература суфийских мыслителей): вопрос лишь в том, когда обычные аджеми огланы, а не отобранные в самом начале для обучения "гении", успевали всё это выучить? Были ли у них занятия, перемежаемые работой, или работа, перемежаемая занятиями?...
Выход своей юной энергии аджеми оглан давали во время религиозных праздников, когда можно было убивать и учинять прочий беспредел над людьми другой веры - хотя это не поощрялось государством, командиры охотно разрешали - тренируйтесь, мол, детишки.

Когда молодым людям исполнялось двадцать пять (ну, с детишками я переборщила), наиболее крепких, сильных и умелых зачисляли в янычары. Остальные - чикме, что значит "отвергнутые" - шли на вспомогательные службы: надо полагать, их это сильно огорчало...