Янычары настолько суровы, что...

Валентинэ Фьоре
Котёл знаменем блестит,
А во лбу черпак горит.
Знает янычар сполна:
В мире главное - жратва

Знаменитый головной убор назывался кече - свисающий кусок ткани симулировал рукав дервиша, благословляющего янычар (сам Бекташи умер за сто лет до основания янычарского корпуса). Сама, собственно, шапка звалась ускюф, могла украшаться и довольно богато, металлом, что повышало её защитные свойства. Янычар был ОБЯЗАН носить кече во время боевых действий, где бы они не шли, а в мирное время мог хоть чалму намотать (ежели бы денег хватило, рядовому так точно нет, а офицеры кече в мирное время не жаловали). Но самым ходовым головным убором была тюбетейка (они даже в музеях сохранились), обмотанная по краю тканью наподобие маленькой чалмы - новобранцам, аджеми огланам, только такая и полагалась. Чем-то эта конструкция напоминала бандану, особенно краями ткани, свисавшей сбоку.
Верхний кафтан янычара - долама мокмалу - с ложными рукавами (старшие командиры) или как у современной футболки ниспадал до щиколоток. В боевой обстановке он заправлялся за пояс. Нижний звался просто доламой, длиной доходил до середины бедра и обычно был жёлтым. Обувь различалась цветом у офицеров разных орт. Рубаха и штаны (чагшир) шились из бязи. Вообще цвета в янычарской одежде - страшная тема, ибо у каждого автора янычары раскрашены в "свой" цвет, про картинки вообще можно промолчать. Но, судя по сохранившимся средневековым накладным, долама мокмалу была красная. Однако на турецких миниатюрах встречаются цветные янычары (возможно, цвет опять-таки зависел от орт) - можно предположить, что изображались офицеры, особенно если это сцены из султанской жизни, которые могли себе позволить неказённую одёжу.
Бороды они не носили, в отличие от самих турок.

Изначально "новое войско" было создано как отряды лучников, потому основным оружием янычара считался лук (как и у султанов, кстати) - сложный, с большой силой натяжения и рекордной дальностью стрельбы - позднее ружьё. Ещё в арсенале янычара были кинжал, ятаган и турецкая сабля, клыдж, и боевой (или не очень) топор. В отличие от европейских лучников, они носили колчаны на поясе, практически позади. Как и татары со славянами, использовали для хранения лука налуч, тоже крепившийся на поясе.
Ятаган (проблемка - что есть вообще ятаган? И если ятаган длинный, то что такое ханджар, аналогичное по форме оружие? Кто из них короче? Русские или болгары путают меч с двойным изгибом и аналогичный удлинённый нож?) появился не как боевое оружие - янычары в столице фактически были полицией, однако выносить оружие из оджага было категорически запрещено, так что средневековый атрибут власти был заменён на нечто двухлезвийное, больше напоминающее ритуальный удлинённый нож, чем реальную силу. Однако на практике ятаган оказался не менее убийственным клинком, чем сабля (об этом в отдельном очерке).
У каждого янычара должно было быть своё оружие, но если на момент начала войны оно отсутствовало, его выдавали.

Организация войска
Весь корпус, называемый "оджак", подразделялся на "орты", жившие в "одах" (переводится как "очаг"), монастырях-казармах. Понятия путать нельзя - янычары обижаются. В отличие от современной армии с чётко расписанным числом людей в каждом отрядеротеполке, количество янычар в ортах сильно отличалось - их могло быть от ста и до тысячи.
Орты частенько делились по специализации: долгое время (мой источник любит шестнадцатый век, подозреваю, что тогда) одна орта состояла исключительно из дервишей,
- орты деведжи растили борзых собак (хассеки тоже этим занимались) для султанской охоты и обихаживали верблюдов,
- секбаны занимались боевыми собаками,
- солаки были "бодигадами" султана (в эту орту набирали исключительно высоких и статных),
- орта талимхане была школой стрельбы из лука, а потом из ружья,
- загарджи растили гончих собак
- турнаджи были сокольничими
- сансуджи растили собак для травли медведя
Командир каждой такой орты звался по её поименованию с прибавлением почтительного "-баши". Талимханеджи-баши, например.
Более мелкие подразделения звались белюки, число людей в них тоже колебалось, от пятидесяти до ста человек.

"Центром "очага" был, естественно, котел. Более того, у янычар это была не кухонная принадлежность, а воинская святыня, заменявшая европейские знамена"(с) (правда, оные у них тоже имелись, призванные отличать верблюжатников от собачников).
Другим характерным знаком их отличия была ложка в футляре (потому мы её не видим), крепившаяся к шапке. "Нарочитая гастрономическая солидарность подразделения ничуть не снижала его боеспособность. Янычары только подчеркивали, что путь к их сердцу лежит через желудок"(с), а султаны уже пользовались - именно Мехмед наш Фатих завёл традицию одаривать корпус звонкой монетой по восшествии на престол, причём, ещё не неизвестно, что разболтало янычар больше - дары, увеличения которых они требовали, или позволение заводить семьи и "вести бизнес".
В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если их что-то не устраивало, они опрокидывали котёл и собирались вокруг него - всё, ребят, мятеж. В 1449 году они так требовали повышения "зарплаты" - юному султану Мехмеду пришлось уступить.

Самое высокое начальство - ага - изначально происходил из простых янычар (вот вам и карьерный рост со стабильной зарплатой). С шестнадцатого века он стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах всегда погибал первым, как пришлый, а значит, самый виноватый.
Ага подчинялся непосредственно султану и никому другому, был членом Дивана. Естественно, выглядел пошикарней своих подчинённых - одёжа покрасивей да знатнее.
Мой источник (книга Введенского) так выстраивает пирамиду янычарского офицерства:
1. Ага
2. Секбан-баши
3. Кетхюда-бей (средневековый секретарь (аги) с повадками налогового инспектора, ведал встречами с агой и ничем более, янычарами привечался, чтоб, не дай Аллах, какой пакости начальнику не ляпнул)
4. Кетхюда-йери (подозреваю, что ещё один "рецепсионист")
5. Мухзыр-ага (сие есть ещё один бюрократ, "лицо фирмы", так сказать, представитель корпуса при Великом Визире)
6. Янычарский эфенди (чиновник + канцелярия = янычарский главбух)
7. Чорбаджи ("раздатчик похлёбки", командир орты - янычары были пехотой, но ему было позволено ездить верхом)
8. Одабаши ("начальник казармы", в орте второй человек после чорбаджи)
9. Векиль-хардж (ещё одна разновидность янычарского бухгалтера, только уже местного, ортовского, значения)
10. Байракдар (знаменосец, где-то рядом с современным прапорщиком)
11. Баш-аскер (помощник байракдара: знамя - это лицо орты, штука тяжёлая)
12. Ашчи (самый низший офицер: серьёзно к нему не относились, особенно другие офицеры. Если в подчинении у ашчи, повара и начальника гуаптвахты (сажали в кухонный чулан за провинности), не было чернорабочих (только поступивших огланов), то на базар он ходил сам, и, ежели ничего не приобретёт, гулял по оде сильно битым голодными коллегами).

Быт
Все принципы жизни янычар были расписаны Кануном основателя войска, Мурада I:
- беспрекословное подчинение командиру
- всяческое избежание роскоши (а вот это явное влияние бродяжников-дервишей)
- жить в казарме, не приводить туда баб и не жениться! Лишний раз носу за пределы казармы и крепости не казать...
- ...на то и была ежевечерняя перекличка
- соблюдать все религиозные нормы
- et cetera
Подсудны янычары были лишь своим командирам и удостоены редкой чести в случае дезертирства или подлой трусости - самой гуманной турецкой казни, сиречь удушению. Причём, казнить янычара нельзя, предварительно надо было вытурить его из корпуса. А если он успевал забраться под казан, то мог быть помилован (вот представьте себе эти догонялки...). За мелкие проступки следовали телесное наказание, кухонный чулан, то бишь, гауптвахта, за нечто более серьёзное - ссылка в приграничную крепость, поближе к всяким мадьярам и валахам.
Правда, службу в приграничных крепостях они всё-таки несли - как минимум десять янычар в гарнизоне должно было быть, они отвечали за ключи от ворот крепости - а в столице играли роль полиции (вспомним цитату из "Джентльменов удачи") и... пожарных. Недаром один из не-офицерских чинов звался "главным водоносом".
В казармах, больше напоминающих монастыри, было положено соблюдать чистоту (и явно не "пожилые" надраивали полы, даже если была их очередь - да здравствует дедовщина). Общих занятий в мирное время не проводили - каждый упражнялся во что горазд. На марше не было особого порядка, однако каждый янычар точно знал, где должон стоять.