Площадь

Виктор Васильевич Дубовицкий
Небо над стылыми громадами заснеженных гор было густо-фиолетовым, почти черным, лишь на востоке его едва начинала размывать синева. Между горами змеились доли¬ны и ущелья, еще полные снега и зимнего оцепенения, с роб¬кими огоньками приткнувшихся к кручам кишлаков, редки¬ми букашками машин, ползущих по щебеночным дорогам. В паутине этих дорог, у подножия гор, еще спал прогревшийся за день уютный, совсем не восточный город. Посреди него ревела и ахала эхом от окружающих зданий наполненная людьми площадь.

ВРЕМЯ И МЕСТО
(Весна девяносто второго)
«Под именем таджиков (от персидского «тадж» - корона) объединя¬ется обыкновенно все оседлое население горного Туркестана, не принад¬лежащее к тюркской народности и говорящее на различных местных наречиях персидского языка. Происхождение этого населения и его этни¬ческим состав далеко, однако, не однородны. К таджикам должны быть отнесены, прежде всего, потомки древних иранских аборигенов страны, которые в наиболее чистом виде сохранились лишь в труднодоступных горных областях Бухары (Каратегин, Дарваз и др.) и в верховьях Зеравшана.
Отличительными чертами характера таджиков являются: доброду¬шие, миролюбие и гостеприимство; они отличаются также трудолюбием и выносливостью, но скрытны, ласковы и скупы. Таджики - превосход¬ные земледельцы, хорошие ремесленники и по своим торговым способно¬стям едва ли уступают сартам, являясь, таким образом, одной из наибо¬лее интеллигентных народностей в крае. Предки их имели огромное зна¬чение для культурного развития Туркестана и были строителями как большинства ирригационных систем, дающим жизнь населенным оази¬сам, так и тех памятников, которые украшают города Туркестана, Поко¬ренные варварами, какими были в свое время кочевники-монголы и тюр¬ки, таджики оказали огромное цивилизующее влияние на своих повелителей, которые переняли от них религию, научились у них ремеслам и усвоили зачатки оседлой культуры.
Отличаясь суровым выражением лица и сравнительной грубостью нравов, горцы значительно храбрее своих равнинных собратьев: они превосходные ходоки по горным тропам, ловкие охотники и отважные пловцы, переплывающие бурные реки с гупсарами (баранья шкура, надутая воздухом) в руках». («Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга». - Том XIX. Туркестанский край. 1913г.).
«На среднеазиатца-паломника везде на его пути - и в Малом Азии, и в Аравии, и в Египте - все взирают с необыкновенным почтением и уважением, как на человека, соединяющего в себе все исламские добродете¬ли. Когда западный магометанин, особенно осман (турок - прим. В.Д.). глубоко оскорбленный нововведениями в его отечестве, навеянными европейской цивилизацией, желает покоить взор на учении своего про¬рока, сохранившимся во всей чистоте, то с благоговением смотрит на его единоплеменника и единоверца, пришедшего с далекого востока: >око вздыхает он, и бесконечно много высказывается в его взгляде: «Ха. Бохараи шериф!» («Да, благородная Бухара!»).
Разница между магометанством восточным и западным представля¬ет действительно замечательное явление и стоит того, чтобы его ближе рассмотреть. Когда я спрашивал мулл в Бухаре, как это сделалось, что они - лучшие магометане, чем жители Мекки и Медины, где жил и учился сам Магомет, то они отвечали мне, что если факел бросает свет свой вдаль, то у собственного подножия его всегда бывает темно.... Первая, главная, характеристическая черта состоит в том, что мусульманин, пришедший с далекого востока, глубоко вздыхая, с фанатизмом придер¬живается каждой буквы Корана, преданий и как истый восточный жи¬тель, с ужасом с отвращением смотрит на всякое нововведение, короче, всеми силами души стремится поддерживать религию на всех тех нача¬лах, на коих она покоилась в блаженные времена пророка и первых ха¬лифов». (А.Вамбери. «Очерки Средней Азии». –М, 1868 г.).
«Исламская партия возрождения Таджикистана» (ИПВТ). Образова¬на в 1992 году путем отделения от бывшей ИПВ СССР, в качестве филиа¬ла которой она существовала с осени 1990 года. Возглавляет партию один из основоположников исламского движения в Таджикистане М. Химматзода. Ее социальную базу в основном составляют дехкане, незна¬чительная часть студенческой и сельской интеллигенции из числа жите¬лей Вахшской долины, выходцев из Гармской группы районов...
«Демократическая партия Таджикистана» (ДПТ). Создана летом 1990 года. На учредительном съезде, проходившем в Академии наук Таджикистана, присутствовал лидер Демпартии России Н.Травкин. Со¬циальную базу партии составляет часть научной, творческой и сельской интеллигенции. Реальная численность вместе с сочувствующими - несколько сотен человек. Председатель партии - Шодмон Юсуф (Юсупов), кандидат философских наук, сотрудник Отдела философии АН Таджики¬стана. Подавляющее большинство членов ДПТ - таджики, лица иной национальности в руководстве партии не представлены...
Народное движение «Растохез». Основано в начале 1990 года. Председателем движения является Тохир Абдуджабор, кандидат экономиче¬ских паук, сотрудник АН Таджикистана. Социальная база - часть нацио¬нальной интеллигенции, преимущественно, городские жители. Реальная численность ее членов и сочувствующих им лиц составляет несколько coтен человек. Руководящий орган - правление. Основными целями дви¬жения являются: создание государства с национально-теократической формой правления, возрождение национальной культуры таджиков переориентация внешнеэкономических, политических и иных связей Республики Таджикистан на исламский мир. Движение практически моно¬национально, его активисты придерживаются антитюркских (атиузбекских) позиций. С первых дней существования движения им предприни¬маются усилия по расширению культурных и иных связей с таджиками Узбекистана, (в основном, городов Самарканда и Бухары), приданию им социально-культурной автономии, а в перспективе - присоединение их к Таджикистану...» (Из справочника «Партии и движения в странах СНГ». –«АРГО», 1992 г.).
«...Шахидон начался не весной девяносто второго, и даже не в фев¬рале девяностого. Начался он в семнадцатом! Деление на национальные республики в двадцатых годах - это была мина под будущее, наше на¬стоящее. Средняя Азия - не та страна, где нужно было такое деление, его здесь во все века не было! То, что мы теперь расхлебываем, было заваре¬но восемьдесят лет назад.
Причина нынешнего конфликта в республике - передел власти, а, значит, и экономических благ между этно- территориальными группами таджиков. Начался он накануне распада Союза. Традиционно основные государственные и партийные должности в республике занимали выход¬цы из северного региона - Ленинабадской области (худжанди), имевшие лучшие «стартовые возможности» на заре Советской власти, когда эта территория уже полсотни лет входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства России, а, значит, имевшие наибольшее число европейски образованных людей, необходимых для создания новых структур власти. Эта этно- территориальная группа постоянно воспроизводила новые по¬коления руководства из своей среды и пользовалась постоянной под¬держкой центра. Другие группы таджиков, на юге республики, несмотря на подчас большую численность, оказались в положении аутсайдеров. имея за своими представителями второстепенные должности, а. значит, и вполне ощутимые материальные потери. Это облегчило распространение в их среде альтернативной идеологии - исламского фундаментализма, который пустил корни прежде всего среди переселенцев из Каратегина (гармцев), в Вахшской долине. В феврале девяностого, чувствуя начав¬шийся развал Союза, исламисты провели первую пробу сил - попытались отстранить ленинабадцев от власти. Но государственная инерция огром¬ной страны, даже на излете своего существования, не позволила это сде¬лать. Новая возможность появилась осенью 1991 года, после состоявше¬гося развала СССР. События понеслись вскачь, передел власти стал не¬избежен. Силы, на власть претендующие, уже к этому моменту оформи¬лись. Помимо движения «Растохез» и «Демократической партии Таджи¬кистана» появилась масса мелких «возрожденческих» организаций, под¬час с весьма расплывчатой ориентацией. Но главная сила была уже определена - «Исламская партия возрождения Таджикистана». Она была и остается единственной по-настоящему массовой партией в республике. Именно она и «погнала волну» весной 1992 года, став организатором митингового марафона на площади Шахидон. Заявленные «демократи-ческие» организаторы - «Растохез» и Демпартия - были фактически де¬корацией! Уж, тем более, это можно сказать о памирцах, начавших ми¬тинг из-за отстранения министра МВД М. Навджуванова: их попросту использовали в качестве «запала» митинга, а уж после они оказались повязаны кровью...»
(Из воспоминаний персонального пенсионера Н.Н.).

ПРОТОКОЛ
Соглашения между представителями Верховного Совета и Правительства Республики Таджикистан с руководителями митинга на площади Шахидон г. Душанбе

Представители Верховного Совета и Правительства Республики Таджикистан и руководители митингующих пришли к договоренности, что сессия Верховного Совета Республики Таджикистан продолжит свою работу, в ходе которой рассмотрит и решит предложения, представлен¬ные митингующими.
В частности: примет отставку председателя Верховного Совета С. Кенджаева; отменит Закон о порядке проведения митингов, демонстра¬ций и уличных шествий; отменит поправки, которые были внесены на XII сессии Верховного Совета в статью 139 Уголовного кодекса Республики Таджикистан; определит сроки выборов нового парламента; введет в Конституционную комиссию пять человек от политических партий и движений.
Президент Республики Таджикистан издаст указ, в соответствии с которым участники митинга на площади Шахидон (26 марта 1992 года -24 апреля 1992 года) не будут привлекаться ни к какой ответственности.
Верховный Совет Республики Таджикистан создаст комиссию по расследованию дела М.Икрамова и в скором времени заслушает информацию комиссии по расследованию дела министра внутренних дел М.Навджуванова.
На очередной сессии Верховный Совет Республики Таджикистан об¬судит вопрос о придании ГБАО статуса Автономной Республики Бадахшан.
Руководители митинга, в свою очередь, обязуются, что после реше¬ния вышеуказанных вопросов митингующие освободят площадь Шахи¬дон до 24 апреля 1992 года и вернутся по домам.
Также они обязуются, что в случае соблюдения со стороны прави¬тельства и Верховного Совета Республики Таджикистан законов и реше¬ний, следования путем демократии и верной политики руководство поли¬тических партий движений (ДПТ, ПИВ, «Растохез», «Лаъли Бадахшон») до предвыборной кампании в новый парламент будут воздерживаться от всякого рода митингов и уличных шествий (кроме предвыборных митин¬гов).
Протокол подписали:
Со стороны аппарата Президента Республики Таджикистан:
Н. Дустов -  вице-президент Республики Таджикистан,
А. Джабборов - государственной советник Президента Республики Таджикистан.
Со стороны Верховного Совета Республики Таджикистан:
С. Кенджаев  - председатель Верховного Совета Республики Таджи¬кистан.
А. Искандеров - заместитель председателя Верховного Совета Рес¬публики Таджикистан,
Д. Ашуров - председатель Комитета Верховного Совета Республики Таджикистан.
X. Насреддинов - председатель Комитета Верховного Совета Рес¬публики Таджикистан.
Со стороны Кабинета министров Республики Таджикистан:
X. Саидмуродов - заместитель премьер-министра Республики Тад¬жикистан,
С. Хайруллоев заместитель премьер-министра Республики Таджи¬кистан.
Со стороны казиата мусульман Республики Таджикистан:
А. Туроджонзода - кази мусульман Республики Таджикистан.
Со стороны руководства митинга на площади Шахидон г. Душанбе:
Ш. Юсуф - председатель ДПТ,
М. Химматзода - председатель ПИВ,
Д. Усмон - заместитель председателя ПИВ,
Т. Абдуджаббор - председатель общества «Ростохез»,
А. Амирбек - председатель общества «Лалъли Бадахшон»,
О. Бобоназарова - член правления ДПТ.
X. Боримов - член правления «Лаъли Бадахшон».

Информационная справка
Обстановка в Республике Таджикистан в настоящее время остается сложной. Уход правительства в отставку большинство народа воспринимает положительно. Правительство национального примирения, на которое возлагали надежды, не смогло остановить  братоубийственную войну, а наоборот, с момента прихода этого правительства война охватывала все новые и новые районы республики.
В связи с этим, все с нетерпением ждали начала работы очередной сессии Верховного совета (ВС), потому что события последних дней еще раз подтверждали мнение здравомыслящих политиков  республики в бессмысленности дальнейшего противостояния. Вместе с тем, перед началом работы сессии были проведены широкомасштабные акции воздействия на народных депутатов с целью недопущения их присутствия на предстоящей сессии, так как если эта сессия состоится, она будет скорее всего «могильщиком» исламского фундаментализма, начавшего набирать силу в независимом Таджикистане. Больше всего эти противоправные действия оказывали на депутатов от районов республиканского подчинения и ГБАО.
Подтверждением попытки срыва сессии ВС было нападение боевиков на Кафернихон(11. 11. 92г.) а также на посты кулябских формирований в г. Нурек и душанбинских боевиков у развилки дороги Гиссар- Шаамбары(13. 11. 92г.) Подобные действия могли бы подтолкнуть боевиков Куляба, Гиссара и Турсунзаде перенести вооруженный конфликт на территорию города Душанбе.
Несмотря на усилия «исламистов» на срыв сессии, она начала свою работу. Итогом ее плодотворной работы является совещание полевых командиров противоборствующих сторон, которые 25 ноября с. г., после нескольких часов переговоров за закрытыми дверями достигли договоренности о прекращении огня, и пришли к соглашению  действовать сообща во имя достижения мира во всех регионах республики. На сессии выступили представители противоборствующих сторон: лидер Народного Фронта Таджикистана Сангак Сафаров, его заместитель Якуб Сангинов, руководитель действующего в Душанбе ополчения Джума Буйдонов,  полевые командиры Эроз Мехрубонов, Ширин Давлатов и Александр Красиков.
В своих выступлениях они подчеркнули необходимость отказаться от взаимных обвинений, что настал час поиска и принятия взаимоприемлемых решений, пора прийти к общенациональному согласию. Большие претензии были высказаны обеими сторонами в адрес МВД и КНБ, у которых имеется достаточно сил, но в сложившейся ситуации они оставались наблюдателями и не предпринимали решительных действий для предотвращения вооруженного конфликта.
В данной ситуации вызывают тревогу три обстоятельства:
-в переговорах не участвовали полевые командиры Гармской группы районов и Кафарнихона;
-нет признаков консенсуса между руководителями противоборствующих сторон, партий и движений, прежде всего - казикалона с одной стороны и Кенджаева с другой.
-не определены формы и сроки национального примирения, ответственность сторон в случае их нарушения.
В случае нарушения данного перемирия, конфликт между противоборствующими группировками перерастет в крупномасштабную войну, которая имеет тенденцию перехода на новый уровень с охватом всех областей Таджикистана, на что указывает сосредоточение вокруг г. Душанбе, многих районах Курган- Тюбинской обл. и особенно в Гиссарском, Турсунзадевском и Варзобском районах бронетанковой техники. У противоборствующих сторон имеется 11 танков, системы «Град», 12 ракет класса «земля- земля», большое количество БТР. Все это указывает на практическую подготовку политических группировок к новому витку гражданской войны.
Рассматриваемый частью руководства Таджикистана, находящейся под влиянием псевдодемократических исламских кругов, вопрос о двойном подчинении 201-й МСД при положительном решении однозначно приведет к передаче военной техники и боеприпасов конфликтующим сторонам и перерастанию гражданской войны в качественно новую стадию, непосредственно угрожающей жизни и  безопасности русскоязычного населения. Выполняемая в настоящее время 201-й МСД задача по охране г Душанбе и в качестве миротворческих сил, может обострить отношения между последней и противоборствующими группировками, тем более, что личный состав данной дивизии на 60- 70% из названных регионов.
Для достижения политической стабильности в Республике Таджикистан необходим ввод нейтральных миротворческих сил СНГ, с целью разъединения противоборствующих сторон с последующей задачей изъятия оружия и боевой техники.
Старший офицер аналитического  отдела
В/ч … подполковник Н.

Военно-политическое положение в Республике Таджикистан
Противоборство политических сил в Таджикистане продолжает нарастать. В настоящий момент отсутствуют реальные предпосылки для достижения мирного компромисса и прекращения кровопролитных столкновений. Попытки примерить путем переговоров противоборствующие стороны положительных результатов не дают, так как они выдвигают взаимонеприемлемые условия.
В этих обстоятельствах, как в городе Душанбе, так и других очагах напряженности, будет усиливаться вооруженное противостояние в целях достижения решающего перевеса и захвата всей полноты власти одной из противоборствующих сторон. Этому способствует наличие в Республике Таджикистан противоборствующих вооруженных формирований, большое количество оружия в руках у населения, а также источников его приобретения.
В этой связи обращают на себя внимание особенности расстановки военно- политических сил в Таджикистане, складывающиеся не в пользу исламского движения.
Во внутритаджикском конфликте можно выделить основные политические силы, оказывающие непосредственное влияние на происходящий в Республике процесс.

Объединенные силы государственной власти и исламских фундаменталистов
а.Министерство обороны РТ, в составе которого формируется дивизия Народной гвардии, состоящая из трех полков, создающихся на базе вооруженных группировок исламистов Курган- Тюбинской области, Ордженикидзеабадского района и города Душанбе.
б.Министерство внутренних дел- в настоящее время в его составе имеется полк охраны правопорядка, народно- хозяйственных объектов и госучреждений; батальон по борьбе с марадерством; батальон ОМОН(состоящий в основном из «памирцев»). Кроме того, по указанию МВД республики стрелковым оружием вооружаются выходцы с Памира, желающие выступить на стороне исламистов с целью защиты исполняющего обязанности президента РТ А. Искандарова.
в.Комитет национальной безопасности-кроме имеющихся штатных районных и областных подразделений, на его базе сформирован батальон по борьбе с терроризмом.
г.Силы боевиков исламских фундаменталистов-включают северную и южную группировки вооруженных формирований. Северная состоит из формирований Орджонекидзеабадского района(2000 чел.), Варзоба(2000 чел.) и Гиссара(500 чел.) Южная сосредоточена на юге Курган- Тюбинской области в районах н. п. Кумсангир, Пяндж, Джиликуль, Шаартуз и насчитывает примерно 2,5 тыс. человек. Кроме того получены данные о прибытии в ее состав в ближайшее время полкрепления из ГБАО, что может значительно повлиять на изменение соотношения сил.
При этом в настоящее время ведется спешная работа по формированию новых групп боевиков, центр подготовки которых находится в н.п. Орджонекидзеабад. Исламистами наращиваются усилия по укреплению союза с «памирцами», имеющими собственные политические цели.
Неофициальный альянс сторонников конституционного правительства
Он включает в себя:
а.Движение сопротивления Куляба, вооруженные формирования их сторонников в Курган- Тюбинской области(общее количество около 3,5 тыс. человек)
б.Антиисламские силы Ленинабадской области, которые участия в конфликте не принимают, соблюдают нейтралитет.
Исходя из анализа расстановки и соотношения военно-политических сил, можно предположить разработку исламистами планов проведения крупномасштабной операции по подавлению антиисламских сил в Курган-Тюбинской области, объединенными согласованными действиями северной и южной группировок. В дальнейшие планы исламистов может входить блокада Кулябской области и расширение своего влияния на Ленинабадскую область.
Выступающий от имени официальных властей А.Искандаров, при всем своем стремлении сохранить в глазах общественного мнения лицо самостоятельного руководителя прагматического толка фактически является марионеткой в руках казикалона, который координирует и направляет его действия.
Главный государственный советник Д.Худоназаров, нашедший приют во время государственного переворота на территории российского посольства, в результате ряда разоблачений его политического лицемерия, потерял завоеванный ранее авторитет миротворца. Реальной поддержкой населения Таджикистана не располагает.
Исполняющий обязанности Председатель Верховного Совета РТ С.Тураев, несмотря на неоднократные попытки примирить враждующие стороны, своей цели не достиг.
Единственным лидером проправительственных структур, способным возглавить и объединить граждан Таджикистана на базе учения ислама является кази мусульман РТ А.Тураджонзода, депутат Верховного Совета РТ, Член Президиума ВС Таджикистана. Во время попытки государственного переворота он координировал и осуществлял руководство действиями сил исламских фундаменталистов, проявив при этом незаурядные организаторские способности.
В настоящее время, когда руководство некоторых государств СНГ не предпринимает эффективных практических мер для разрешения таджикского конфликта, правительство Таджикистана имеет полное право обратиться за помощью к лидерам соседних исламских государств, что будет означать оказание с их стороны беспрепятственной помощи исламистам в борьбе со своими политическими противниками, установление в РТ власти исламских фундаменталистов, основной задачей которых будет являться экспорт ислама в соседние страны Средней Азии и, в частности, Узбекистан. При этом процесс исламизации двинется вперед еще более высокими темпами. Через фактически открытую границу в РТ хлынет поток оружия и боевиков, в первую очередь, из Афганистана. Неизбежная в таком случае волна беженцев скорее всего взорвет обстановку в Узбекистане, Киргизстане, во всем регионе. Одновременно резко активизируются экстремистские силы на Северном Кавказе, Башкортостане и Татарстане. А это, в свою очередь, грозит тем, что на юге СНГ не останется ни одной страны, не затронутой братоубийственным конфликтом.
Центр общественной информации
Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2011/07/16/280