Записки эмигрантки Главы 1-2

Ника Энкин
Записки эмигрантки


               
   Написание этой книги заставило меня вскрыть тайники моей памяти, так глубоко зарытые и утрамбованные временем. Порой было горько до боли, порой смешно опять возвращаться в прошлое и все вспоминать сначала. Но я нисколько об этом не жалею....

               
Пролог


  Телефонный звонок прозвучал в четыре утра. Всегда, когда это случается – жди чего-то неприятного или неожиданного. Сегодняшний звонок оказался редкой неожиданностью. Звонили приятели из Штатов с новостью: я выиграла Грин карту. Заснуть после этой новости я , конечно, уже не смогла.  Какой может быть сон, когда в голове  начинают роиться мысли и ты понимаешь: одно дело играть, а другое дело – выиграть Грин карту. Надо принимать  решение и менять  комфортную московскую жизнь бизнесвумен на жизнь эмигрантки. Или не менять.
- Мне собирать вещи? – поинтересовался  сожитель Саша, проживающий  в моей большой московской квартире уже более полугода.
- Зачем же? – ответила я, соображая, нужен ли он мне вообще, а тем более нужен ли он мне в Штатах. – Наверное, можно что-то придумать, чтобы выехать вместе.




   Глава 1. Москва и москвичи


  Я – Вероника – Ника, Никуся, Никуля, Никочка – в зависимости от настроения того, кто ко мне обращается.

  Я приехала в  Москву пятнадцать лет назад, выйдя замуж за москвича не по большой любви, но с уверенностью создать крепкую семью – ячейку общества. Через десять месяцев я, как полагается, родила сына -  Даниила.  Шел 1990 год. В стране на тот момент была полная разруха. Мы проживали в двухкомнатной квартире с родителями мужа, что изначально было большой ошибкой. Однако, альтернативы, как и  у большинства молодых советских семей того времени, у нас не было. Поэтому  учитывая мой независимый нрав, начальственный характер  бывшей свекрови, слабую натуру  бывшего мужа и, как потом оказалось, его  любовь к алкоголю,  наша ячейка общества  накрылась медным тазом. 

  Удачно оказавшись в нужное время в нужном месте, я, сначала поработав на Канарских островах, стала представителем таймшерной фирмы в Москве, а затем открыла и свое туристическое агентство.  У меня большая квартира, хорошая машина, дача и свой туристический бизнес.  Сын учится в англо-французской школе. В общем, полный  комплект сбывшихся мечтаний и надежд для таких, как я – то есть приехавших  «покорять столицу». Казалось бы, живи и радуйся жизни!  Но не в моем характере успокаиваться на достигнутом.

   Годы перестройки и «шальных» денег прошли. Бизнес потихоньку сходил на нет – Интернет охватывал все большие пространства. Это же коснулось и туризма.

   Мне было тридцать четыре, когда я стала задумываться об отъезде в Штаты и подала документы на Грин-карту. Тридцать четыре года –  это средний для России возраст женщины, когда что-то еще можно успеть, но, по большому счету, уже везде поздно. Например, в Штатах  многие женщины рожают в этом возрасте впервые. В России же, рожая даже не впервые, ты считаешься старо родящей. В этом возрасте  уже не так легко  найти хорошее место работы. И уже практически невозможно отыскать мужчину «своей мечты». Если до  сих пор  это не удалось сделать.

  В принципе, в Москве не так легко найти свою половинку - если ты уверена в себе, знаешь чего хочешь, самодостаточна и хорошо стоишь на своих ногах.  Москвич среднего возраста, более-менее обеспеченный и что-то из себя представляющий  ищет исключительно фотомодель восемнадцати-двадцати трех лет. Возражения не принимаются –  проверено на собственном опыте методом проб и ошибок. Таким образом, остаются лузеры ( в переводе с англ. люди, потерявшиеся или потерявшие себя), алкоголики и приехавшие в столицу для «покорения», имеющие семьи в других городах нашей необъятной Родины. Они приезжают в Москву на заработки и  многие из них удачно решают свои жилищные и сексуальные проблемы таким образом. На самом деле их много и москвички с удовольствием принимают таких «квартирантов»  с той только разницей, что арендную плату платят не «квартиранты», а еще и сама «арендаторша» доплачивает такому, с позволения сказать, мужчине. Он живет за ее счет да еще и получает деньги на пиво-сигареты.  В худшем случае. В лучшем же – если женщина достаточно обеспечена и хочет сохранить при себе кавалера, она еще и частично обеспечивает  вторую семью «квартиранта». Не хватает мужчин в столице! Известны случаи, когда такие «квартиранты», отчаявшись покорить столицу решают уехать, напоследок прихватив все, что возможно и невозможно из квартиры своего арендодателя. Вот уж правда, как добры и простодушны русские женщины и на что они только не идут, чтобы «был бы милый рядом». Ну и,  конечно же, учитывая доблестный труд наших защитников правопорядка почти все « квартиранты» оказываются безнаказанными.

  Сделав несколько попыток после развода найти свою половинку, я отчаялась. Моя беда состояла в том, что я всегда знала, кого я хочу и чего я хочу. И по мере того, как я становилась старше,  мудрее и  обеспеченнее планка понемногу завышалась. В конечном итоге,  я  связала свою судьбу с женатым человеком Андреем и зависла в этих отношениях на долгие годы. Я не была с ним счастлива и тщетно пыталась вырваться из этих отношений все это время. Он не старался быть дипломатом -  слова «дочка» и «жена» очень часто фигурировали в его лексиконе. А еще чаще «мои».

- Что будешь делать в выходные?- спрашивала я.

- Мои на даче. Поеду к ним, - отвечал Андрей.

- Пойдем, перекусим куда-нибудь, - предлагала я при встрече.

- Я только что поел. Жена сварила суп с грибами, - гордо отвечал он.

  Я прекрасно понимала, что он женатый человек и ни на что не претендовала. Зачем  же всяческий раз напоминать мне об этом открытым текстом?  Ведь эти моменты можно очень тонко обходить. Если ты, конечно, не хочешь ранить своего партнера ( партнершу).  Андрей не пытался  тонко обходить. Или просто всяческий раз давал мне понять, где мое место. Но зачем тогда входить в отношения с другой женщиной?  Ешь дома грибной суп со своей женой, а потом ложись с ней в  свое супружеское ложе. Он не понимал меня.

   Мне было больно.  Однако, невольно сравнивая его с теми, кто в этот период пытался ухаживать за мной, - счет был явно не в их пользу.  Кроме всего прочего,  физиология брала свое. Мне хотелось постоянства в сексуальной жизни.

   Отношения дали сбой, когда его жена ( с которой он якобы не спал) забеременела и в сорок лет родила ему второго ребенка – сына. Какой мужчина устоит в этом возрасте против сына! Я его не обвиняю в этом.  Но количество «моих» увеличилось. Я поняла, что в данных отношениях я всегда буду на второстепенных ролях. Надо было постепенно выходить из этого треугольника.

  В один прекрасный день, отвезя сына после музыкальной школы домой я поехала на стоянку – поставить машину.

- Добрый вечер, - услышала я, когда, поставив машину, выходила со стоянки.

Со мной поравнялся Мерседес, из окна которого улыбался приятный брюнет.

- Добрый вечер! – ответила я.

- Можно Вас подвезти? – поинтересовался он.

  Я села к нему в машину. И не выходила из нее почти два года.

  Это был Саша. Тот самый, который комфортно жил у меня в квартире, когда пришло сообщение о Грин-карте. Нет, он не был «квартирантом». Саша был москвичом со своей двухкомнатной «хрущевкой», старенькой «иномаркой» и Мерседесом в придачу к какой-то незначительной должности в Газпроме. Его мама жила в Сан-Франциско.  Он был  симпатичен, внимателен и ненавязчив. Саша встречал-провожал, практически сразу изъявил желание поехать с нами на дачу. Таким образом, он познакомился с моим сыном, что меня подкупило  и дало понять, что человек настроен достаточно серьезно.  Ну, и самое главное, я очень устала от отношений с Андреем и мне хотелось  своего - который рядом и в выходные и в праздники и на даче и дома, пусть даже он будет и хуже.

  Ведь в России как: никто не смотрит, что ты интересна ( внешне, внутренне), умна, удачлива по жизни.... Если ты одна – значит никому не нужна, значит что-то не так с тобой. И наоборот, серая мышь – никто и звать ее никак, но с мужиком – значит, полный порядок. Взяла его. А чем взяла – беременностью «неожиданной» или папой, который обеспечил ее  жениху будущее или пропиской московской или еще чем – это уже дело третье.   Правильно говорят – хороша девка, когда засватана.

  Познакомившись с Сашей, я сразу же разорвала наши отношения с Андреем. Он был в гневе, старался не появляться в нашем офисе. У нас была совместная фирма, прибыль с которой по-честному делилась пополам, не смотря на наши близкие отношения.  Надо заметить, что работала я одна – он только забирал свою долю.  Постепенно Андрей  успокоился и  в дальнейшем мы остались просто друзьями.

  Саша был неплохим мужчиной, но... Не герой моего романа. Через два месяца я предложила ему переехать  ко мне – так было удобнее  да и жили мы практически рядом. Все бы ничего, но через какое-то время я поняла, что он запойный алкоголик - человек может не прикасаться к спиртному месяцами, а потом сразу несколько недель запоя.

   Это случилось на Рождество. Я сначала не поняла, что произошло. Даниил болел ветрянкой в возрасте двенадцати лет – очень тяжело. Участковый врач напугала меня, что это может перейти в менингит. Можете представить себе состояние матери, когда ребенок так болеет.  А Саше – секс подавай! Не почувствовав взаимности с моей стороны и обидевшись, он ушел среди ночи домой. На следующий день мы должны были поехать в гости, а он с утра уже выпивший. Для меня это было полной неожиданность… Также, как и весь последующий период, продолжавшийся десять дней. За свои годы я много чего видела. Пил отец Даниила. Утром он вставал и шел на работу.  Здесь человек «не просыхал» десять дней. Он мигрировал от своего дома, который находился в десяти минутах ходьбы, к моему, пьяный, по нескольку раз в день.  Черные кожаные штаны, короткая курточка и ушанка с опущенными ушами на голове ( эта картина маслом будет стоять у меня перед глазами всю жизнь). Сколько раз за эти дни он прошел под моими окнами туда и обратно! Дверь я не открывала – отправляла его назад.  Я заразилась ветрянкой от сына, болела очень тяжело и мне совсем не хотелось быть матерью Терезой в отношении Саши. Он звонил по телефону, извинялся, признавался в любви, плакал, просил принять его и спасти! И нес весь этот бред, который несут люди в подобного рода состоянии. К счастью, Даниил был у дедушки с бабушкой на каникулах и не видел всего этого кошмара.  Апогеем стал день, когда мне позвонили из Газпрома: сказали, что они забрали Сашу, держат его в подвале уже сутки ( впоследствии, я узнала, что только таким способом можно завершить запой) и сейчас его привезут ко мне домой, чтобы я проводила дальнейшую послезапойную восстановительную терапию. Я ответила, что мне не до него сейчас и вообще впору за мной ухаживать. Тем не менее через какое-то время раздался звонок в дверь и мой кавалер  нарисовался в сопровождении двух парней атлетического телосложения. Охранников из «Газпрома».

  Я не буду описывать его дальнейший выход из запоя. Скажу только, что работу в Газпроме он потерял равно как и Мерседес, прилагающийся к этой работе. Я на сто процентов была уверена, что расстанусь с ним. Не могу сказать, что заставило меня поверить ему и жить с ним дальше.




  Глава 2. Подготовка к отъезду


  На тот момент, когда зазвенел телефон в четыре часа утра, у нас  с Сашей вроде бы было все нормально.  Оговорюсь, когда я отправляла документы на Грин-карту, я не думала , что мне удастся выиграть  уже на третий год -  новость стала полной неожиданностью.  Будучи осведомленной о нелегкой судьбе эмигрантов, я решила дать Саше еще один шанс – расписалась с ним и отправила документы на него. На тот период он действительно не пил. Ко всему прочему, в эмиграции легче выживать семьей – один работает-второй учится. У него была специальность, востребованная в Америке. Вскоре на него пришло подтверждение –  мы могли  уезжать вместе.

  И тут началось полное преображение Саши в противоположного человека. Он не хотел ехать сам и всячески пытался воспрепятствовать мне в этом. Вплоть до того, что когда надо было идти в Посольство США получать визы – он говорил:

- Вот сейчас возьму и не пойду – и ты никуда не поедешь.

  За пару месяцев до отъезда он покупает новую машину, а затем новый компьютер.  На вопрос: «Зачем? Мы ведь уезжаем!» ответа не было. Слово «мы» было неприменимо к нашим отношениям. Я понимала, что он меня затягивает в болото. Моя инициатива вывезти его из страны оказалась, как всегда, наказуема.

- У тебя сын – есть смысл уехать, а мне зачем?- спрашивал он.

- Зачем же  мы  расписывались, зачем ты мне морочил голову? – в отчаянии восклицала я.
- Я думал, что ты изменишь свое решение. Что тебе надо? У тебя ведь все  здесь есть. Давай останемся!

- Счастья у меня здесь нет и  будущего! И я никогда не меняю своих решений!- я была категорична.

  В конечном итоге, визы получены, все медицинские справки оформлены – осталось только сдать мою квартиру, продать машину и улететь. За несколько недель до отъезда – запой.  Я  молила всех святых, чтобы он остался и я уехала бы без него, но он все-таки оклемался. 

- Или ты «зашьешься» или я уезжаю без тебя! – сказала я. – Мне алкоголики там не нужны.

  Он «зашился».  Для непосвященных:  делают такие уколы, после которых пить нельзя. В случае, если человек выпьет – может наступить остановка сердца. Но это было уже за несколько дней до отъезда.  А до этого были долгие девять месяцев ожидания, подготовки, сборов документов, сдачи различных анализов.  Все мои приятельницы в один голос говорили:
 
- Куда ты едешь?  У тебя здесь комфортная обеспеченная жизнь. Свой бизнес, в конце концов. Кем ты будешь там - официанткой? Или за стариками ухаживать? Подумай!

  Но я знала, что такой шанс упустить никак нельзя. Шансы вообще упускать нельзя – они даются не часто. «Счастье не ждут, счастье находят те, кто всегда в пути». Это был мой девиз по жизни.

   Основополагающими факторами моего стремления уехать были не материальное положение и не отсутствие жилья, как у многих. Нет! Меня угнетало хамство, отсутствие будущего у России и, таким образом, у моего сына. Я не чувствовала себя и своего сына в безопасности. Девиз:  «Моя милиция меня бережет»   не работал.

  Когда  Даниилу было лет одиннадцать  он возвращался домой со школы с другом. Пять отморозков лет семнадцати остановили их – забрали деньги, сорвали цепочку с  крестиком с шеи моего сына и, когда Данька хотел убежать, догнали и по шее надавали. Узнав о происшествии, я сразу же побежала в милицию. Там  ситуацию восприняли с юмором. Попросили привести сына для дачи показаний. Ребенку одиннадцать лет – он мне  с большой натяжкой не все рассказал: для него это смесь унижения с  невозможностью отомстить. Ведь маленький, но мужичок уже. Одним словом, я поняла, что толку нет от милиции.

- Вы понимаете, каким ударом для него это явилось? – спрашивала я у милиционеров, - Вы хотите наслоить еще и поход в милицию и повторное воспоминание происшествия в виде рассказа незнакомым? Он ведь ребенок!

- Как хотите, - говорили они, явно насмехаясь, - тогда дело открыть не сможем.

- Давай выследим этих подонков и накажем их по-своему, - позвонила я отцу Даньки.

Но он как-то очень вяло отреагировал, а потом Даник  вставил мои мозги на место окончательно:

- Мам, - сказал он, - тогда мне надо переводиться в другую школу. Они же меня вообще покалечат после этого.

  Были еще несколько прецедентов такого же рода. Все покупаются и всё покупается.  Если милиция не видит денег ( желательно зеленого цвета) она даже пальцем не пошевелит. А парень растет! Это что значит? А то, что когда ему будет пятнадцать-шестнадцать  я поседею, ожидая его вечером домой. А армия?  Поступление в институт с военной кафедрой вовсе не освобождает парня от службы в армии, так как в России постоянно меняются законы. Особенно те, которые  выгодно переиздавать. Это касается и законов, связанных со службой в армии. Я знала, что приехав в  Штаты  обеспечу будущее Даньке – по крайней мере дам ему шанс быть американцем и получить американское образование. Ну, а если он захочет – он всегда может вернуться назад. Выбор есть.

    Я пошла на курсы американского английского. База английского у меня была, но в глубоком пассиве. Я учила английский в школе, университете… Но как нас учили? Прочитать и понять – пожалуйста! Поговорить  - а зачем?  А приехав в страну надо уметь говорить. Три месяца я отходила на курсы. Уже будучи здесь, в Штатах, и  открыв однажды учебники с программой этих курсов, которые я привезла с собой в надежде, что они мне помогут, я поняла, что нас учили не тому «американскому английскому». Не понятно зачем, мы пытались запомнить «сленг», на  котором здесь разговаривают  уж точно не в офисах.

   Отъезд был намечен на 9 мая – день Победы. Ну, а как же иначе? Я ведь Ника – Победительница. Была сдана моя квартира, продана машина.  Последние дни перед отъездом мы жили у Саши. Делались последние пломбы у стоматолога, давались последние указания сотрудникам оставшейся туристической фирмы, забирались документы из школы.

   Накануне выезда из моей квартиры, перед сдачей ее квартирантам, вечером на кухне мы пили чай с Данькой. Было жалко покидать квартиру, которую я так любила, было жалко себя. Я понимала, что мне придется пройти опять весь нелегкий путь, который я прошла в Москве. С нуля. Путь становления.  Проб и ошибок. Только в другой стране. И никто мне в этом не помощник. Я не удержалась и расплакалась. Что я делаю? Правильно ли я делаю? Ведь я уезжаю не девчонкой двадцати лет, когда все легко и просто - и язык дается легко и с работой проблем нет. Ведь мне уже тридцать восемь  и я отвечаю не только за себя, но и за сына, которому четырнадцать – самый сложный возраст, когда они сами себя не понимают, даже будучи в своей стране, разговаривая на своем языке. А тут другая страна, другой язык, другой менталитет! Не разрушу ли я ему жизнь, судьбу? Здесь, в Москве, у него хорошая школа, друзья, он отличник, пользуется уважением, а что будет там, в Америке?

Я  прощальным взглядом окинула кухню. Основное место посиделок. С какой любовью и тщательностью я подбирала и продумывала интерьер, покупала красивую посуду. Думала, для себя. Думала, навсегда.  А теперь это остается в пользование чужим людям. Слезы медленно капали в чашку с уже остывшим чаем. Даниил, видя мои слезы:

- Мама, может не поедем? Все еще можно отменить! –с надеждой в голосе. Он не был сторонником отъезда.

- Нет, Даник, назад дороги нет! Мы должны ехать и, по крайней мере, попытаться. Чего бы нам это ни стоило!

  Отдельно несколько слов о том, как мне удалось получить разрешение на выезд Даника от его отца.  После развода я практически не получала денег на воспитание ребенка. Хотя отец его жив, здоров, молод и всегда был обеспечен работой. Получив алименты, сумма которых была равна одному походу в продовольственный магазин, я поняла, что обойдусь без этой «поддержки». Такие горе-отцы, дав коробку конфет бухгалтеру, который выписывает справку о заработной плате для начисления алиментов, получают бумагу, в которой фигурирует сумма раз в несколько меньше реальной.  Наше государство не считает нужным позаботиться об этом и издать соответствующие законы. Почему-то мать всегда считается «виновником торжества» - мало того, что  выносила, родила, потеряла здоровье, годы карьеры так ты еще и по жизни считаешься ответственной  за здоровье, воспитание, образование ребенка.

- Ну, ты же мать! – всегда возмущенно говорила бывшая свекровь, когда я пыталась достучаться через нее ( по-женски) до ее сына. Что было большой ошибкой.

  А что же отец? Он не считается? То есть великодушно взбрызнул свое семя и все? Ответственность снята? Можно продолжать раздавать свои сперматозоиды безнаказанно дальше? Но это ведь дети, рожденные в браке. А где же закон? Где защита материнства? В Штатах если ты женат, имеешь ребенка и разводишься – считай, что по жизни ты уже не принадлежишь себе. Львиная часть твоих доходов будет уходить бывшей жене и ребенку плюс недвижимость. Если она имеет место быть. Потому что существуют законы. И защита материнства.

  Я счастлива, что у меня есть сын и я делала и делаю все, чтобы он был образован, здоров, воспитан, обеспечен. Но, позвольте спросить:  какие могут быть «разрешения» на выезд от таких горе-отцов?  Какое право он имеет давать или не давать разрешение? Какое он принимал участие в воспитании, содержании ребенка, что я должна его просить разрешить вывезти сына в Штаты для обеспечения ему достойного будущего??? Только потому, что его имя указывается в свидетельстве о рождении? И тем не менее, боясь получить от него отказ, я ему сказала, что еду на работу на год. Я не стала говорить, что мы уезжаем навсегда.   Разрешение, как вы уже догадались, я получила.


 Глава 3. Нью Йорк, Нью Йорк...

  9 мая 2004 года – знаменательный день в  России – день Победы. Для нас он стал не менее знаменательным – отъезд в Соединенные Штаты Америки.  Все эмигранты, уехавшие в Штаты  помнят этот день как день своего рождения и сколько бы лет не прошло с момента, как они покинули Родину, каждый год в этот день они вспоминают : « Сегодня прошло столько-лет,  как мы приехали в Штаты».

 

    

На фото: Книга "Записки эмигрантки"