Как Туман в город ходил. Татарская сказка

Альфира Ткаченко
                Татарская сказка

                Как Туман в город ходил

  Солнце поднялось из-за реки и зависло над туманом. Он, словно молочная река, разлился над рекой и окутал весь берег.
  Трава ёжится от росы, шевелит верхушками, а высохнуть не может.
  Наклонит её ветер в одну сторону, она только бок свой серебряный подставит лучам солнца, спустившимся на золотистых салазках с горок тумана.
Второй бок в лунной тени, ещё спит. Только сверчок стрекочет. Ему видите ли щекотно. Капельки росы с травинок катаются, прямо на спинку. Осветится огоньками светлячок и опять, новая капелька катится.
  И так, всё утро. Чайка спит, клюв свой уткнула в крыло. Прохладно ей. А спать хочется. Нет нет, да ворона на кусте встрепенётся. Каркнет, что-то спросонок и опять спит. Верный страж реки. Вдруг кто-нибудь опять мусор выбросит, а она тут как тут – моё.
  Туман Туманыч поднялся и пошёл в сторону города.
  Долго ли шёл, не знаю. Не ведомо было. А было так.
  Идёт Туман по городу, а он весь в утренних капельках, плачет, значит.
- Ну, что плачешь, город ты мой? Ведь я тебе прохладу несу.
- Ну, разве прохладу? Смотри, огурцы совсем съёжились. Холодно им. Путние птицы и те к тебе показаться не хотят. Ну, что ты, за существо после этого?
- А я вот, сейчас, как зайду к тебе домой, вот тогда и узнаешь, что я за Туман, - Туман помолчал, посмотрел на Город и пошел к воротам.
  Город встал и говорит.
- Ну, что ты за существо? Не хочу я, чтобы ты ко мне заходил. Иди к соседу. Ему всё равно. Он огурцов не садит, а мне навредишь.
  Не послушал Туман Туманыч Город, вошёл к нему, как положено, через ворота. Стоит, смотрит. Колодец во дворе, деревья растут, цветов- много.
Улыбнулся Туман.
- Хорошо живёте. Исправно. Всё есть у вас. И колодец жизни, и цветы - красавицы, и плоды растут, да какие. Хорошо у вас. Останусь у вас, вот здесь, возле колодца. Он прохладной водицей меня окропит утром и хорошо будет.
   Вздохнул Город.
- Ну что ж, присаживайся, вот здесь, на край колодца. Здесь тебе и прохлада будет, и водица свежая. А мне некогда с тобой разговоры вести. Самовар Самоварыч меня ждёт. Не обессудь, - и пошёл старый бабай Город к Самовару.
   Угли древесные из печи достал, специально держал их там всю ночь, и положил в трубу.
  Тот напыжился, щёки надул, еле дышит, боится пошевелиться, огонь затушить.
Так и стоит, пыхтит, а угли тлеют, воду кипятят. Вышел старый бабай Город, взял сапог и поддал воздуха, угли ещё больше покраснели. Но веселятся, смеются и только искрами сверкают.
- Ну что ты так жарко пыхтишь над своим Самоваром. Я уже шубу свою сбросил, а и то прохлады не чувствую. Что ж ты так гостей принимаешь?
- Так ведь я чай горячий по утрам пью. А без чаю - то как? Не можем мы без него-то. Кости старые. Греть надо. Вот ты сейчас улетишь, а мне солнце ещё не скоро своё тепло спустит на двор. Ты вот сидишь, там, на колодце-то, вот и сиди. И мне не мешай.
- Дак ты мне всю мою мощь уже растопил своим Самоварычем. Я ведь скоро исчезну. Что останется от меня то, роса, да мокрое дерево на колодце.
- Так ведь тебя и солнце высушит. Смотри как ты схудал - то уже. Заходил, большой был. Я думал, всю реку принёс мне. Где принимать буду. А сейчас, что от тебя осталось. Облачко, да и то, которое, только дунь и улетит.
  Вздохнул Туман Туманыч и вправду поднялся в небо, а солнце, лучи спустило на него и всё… Нет, Туман Туманыча.
  Зато Самовар Самоварыч стоит гордый, важный. Нос задрал. Вот, мол, какой я пузатый, блестящий, да ещё со шляпой цилиндром, только дым над цилиндром идёт. Стоял, стоял, Самовар и вдруг зашипел на кого-то. Вода забурлила и полилась из носика.
  Налил себе старый бабай Город чай, пьёт, сахар причмокивает и всё думает.
«Эх ты, Туман Туманыч, и что ты за существо был? Так себе и жил то немного. Только мокроты и принёс. Ладно, хоть вода немного тебя поберегла. А так пропал и как будто нет тебя и всё тут. Только о себе и думал, как напыщенный гусь. Даже глиняный горшок тебя испугался. Думал, размокнет и всё тут. Кому, дескать, я нужен буду. А вот стоял на припечке и жив остался. Эх…
  Только и вздохнул старый бабай Город.

27.07.2011 года.