Чувство себя по Максу Люшеру

Гадаев Алексей Вениаминович
Макс Люшер констатирует в своей книге "Законы гармонии" что все человеческие, социальные отношения строятся на постоянной компенсации - на уравновешивании противоположных чувств для достижения равновесия внутри собственного"Я". С помощью упражнений и опыта неуравновешенный человек может обрести четыре нормальных чувств себя. Он заявляет что внутреннее равновесие в своей основе имеет четыре основных чувства себя:
* Самоуважение.
* Внутренняя свобода.
* Внутренне удовлетворение.
* Уверенность в себе.
 При этом он показывает, что происходит, когда мы теряем нормальные чувства себя: они распадаются на противоположности. Противоположности множатся, взаимно усиливаются, и в конце концов образуют заколдованный круг.
Самоуважение
Наряду с самоуважением существуют две связанные с ним противоположности негативного смысла:
- переоценка себя и самопринуждение человека (тщеславие, упрямство,претензии на власть и заносчивость);
- недооценка себя, своего рода, освобождение себя от необходимости самореализации, которая подменяется уклончивостью и изворотливостью с целью получения признания и подтверждения этого признания, добытого без реальных усилий плодотворной деятельности.
Можно неожиданно для себя попасть в заколдованный круг презрения к себе и переоценки себя. И вращение в этом круге может убыстряться становясь принужденным, попадая в зависимость от признания другими людьми.
Самоуважение и признание себя другими - это два разных, во многом противоположных чувствах себя.  Чем спокойнее и увереннее человек уважает себя сам, тем меньше он нуждается в признании другими людьми.  И наоборот: чем сильнее человек жаждет признания, чем отчаяннее хвастается своими достижениями, своим могуществом или связями, тем более убогим становится его самоуважение.
Необходимо ясно понимать различие между самоуважением и признанием (подтверждением себя). Подтверждение - это констатация того, на что человек способен. Интерес к человеку, его привлекательность в глазах других людей тоже подтверждение себя - это признание. Хотя призвание и развивает уверенность личности в себе, но это не самоуважение, а недостаток самоуважения. У таких персонажей-павлинов на лицо недостаток уважения к партнеру, то есть, высокомерие.
Самоуважение - это абсолютно чистые убеждения и оно согласно с истинной своей личной и социальной установкой. Делать всё для подтверждения своего статуса, часто не ведёт к самоуважению (быть не истинным, а казаться таковым). То есть следовать чужим образцам, а не своим устремлениям приводит человека к бахвальству, высокомерию и к "дешевой популярности". Завышенной самооценкой страдают все фанатики и мошенники.
Нормальное самоуважение свойственно людям, для которых вполне естественно говорить и поступать порядочно, честно и добросовестно, в согласии со своим убеждением основанным на принципе "не навреди!". Тот кто изворачивается,безудержно лжёт, ищет обходные пути, находит причины и отговорки, чтобы не выполнять свои обязательства - это человек, который  ни с кем и ни чем не считается.
Внутренняя свобода.
Собственной внутренней свободой обладает человек, способный требовать, и, одновременно оказываться от собственных требований. Внутреннюю свободу Вы ощущаете, если можете спокойно отказаться и проигнорировать телефонный звонок, когда не хотите, чтобы вас отвлекали. Свободный человек просто говорит:"Я не хочу", а не притворяется, что у него нет времени. Он щадит самого себя. Боязнь потерять популярность ведёт человека к несвободе. Так рождается страх опозориться, так возникает неприятное чувство смущения и стеснения, так вспыхивает краска стыда. Только человек, ощущающий себя свободным, может быть искренним и находчивым.
Для того, чтобы ощущать себя внутренне свободным, надо обладать самоуважением и быть в ладу со своими (личными и социальными установками, диспозициями) убеждениями. Кто стремиться к тому, чтобы его любили, и ищет подтверждения любви к себе у других, никогда не испытывает ощущения внутренне свободного человека.
Мы все видим только то, что хотим (у каждого из нас есть свои установки и аттитюды -т.е. социальные установки).
Г.М. Андреева в своей книге"Социальная психология"пишет, что существуют  отличия личностной установки от социальных установок включающие предшествующий опыт и главное поведение влияет на социальную установку.
Человек сначала наблюдает своё поведение, а лишь затем умозаключает о своей социальной установке.
* Аттитюд(от фр. attitude - поза, лат. aptitudo -пригодность, соответствие) - предрасположенность(склонность) субъекта к определенному социальному поведению.
* Аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать определенным образом.
[А.Я. Анцупов,А.И. Шипилов. Словарь конфликтолога:СПб.Питер, 2006,c.27-28]
Предрасположенность человека (аттитюд) можно изменить и этот процесс называется процессом трансформации сложившегося у индивида аттитюда.
В зависимости от того, кто выступает инициатором аттитюда выделяют две ситуации:
1) Изменение собственного аттитюда (человек сознательно пытается изменить свой аттитюд, что является необходимым компонентом различных программ психотренинга и психотерапии);
2) изменение чужого аттитюда (воздействие на носителя аттитюда оказывает посторонний субъект, нередко действующий без согласия субъекта аттитюда и даже против его желания).
* Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту[А.Я. Анцупов,А.И. Шипилов. Словарь конфликтолога.СПб.:Питер, 2006,c. 455].
В.А. Ядов предложил иерархическую схему диспозиционной (система интересов, ценностных ориентаций, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в раздраженном состоянии) регуляции социального поведения личности.
В.А.Ядов предположил, что у человека существует различные уровни потребностей в каждое определенное время. В связи с этим они имеют частную для определенного случая четырехуровневую  иерархию.
* Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1),
* Следующей сферой - это контактная малая группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2),
* Далее - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта(3),
* И наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества(4).
Таким образом выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят своё удовлетворение[Г.М.Андреева. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006, c.286-288]
У внутренней свободы существуют два связанные с ним противоположности негативного смысла:
-переоценка себя как способ бегства от себя. Человек с завышенной самооценкой пребывает в постоянном поиске лучшего, нового, другого. Это живущий в мире иллюзий и бреда.
- недооценка себя как способ притеснения и ограничения себя. Индивид с заниженной самооценкой постоянно тревожится о чем-то, вечно боится потерять партнёра, здоровье, имущество.
 Мы не можем безошибочно распознать нормальность чувств себя -  настоящая совесть в нас и знание о нас самих может притупиться. Возможно, что социальные идеалы несостоятельны, только потому, что навязываются людям извне, но вот если они стали внутренним убеждением на основании лично пережитого озарения (инсайта, ага-переживания), то с уверенностью можно сказать, мы познали самого себя. "Познать самого себя" - означает, понять причину: почему я что-то делаю. Это значит быть чутким и честным с самим собой, чтобы распознать истинные свои мотивы, установки, диспозиции и собственные намерения. Поэтому мы должны постоянно спрашивать себя: задеваю ли я своё самоуважение тем, что говорю и делаю? и ощущаю ли я себя внутренне свободным?
Внутреннее удовлетворение
Есть две негативные противоположности внутреннего удовлетворения:
-переоценка себя (завышенная самооценка) в виде балование самого себя: едой, сладостями,алкоголем, курением, наркотиками, покупками (одеждой, машин) - своё ради удовлетворения собственных желаний.
- недооценка себя как неудовлетворенность собой. Неудовлетворенный собой человек хочет, чтобы всё было по-другому, хочет иметь больше. Он чувствует пренебрежение к себе самому и отчуждается от себя самого.
Если чувство удовлетворенности разрушается, оно разрушается и раздваивается: одной стороны неудовлетворенность собой, а с другой ненасытное удовлетворение своих потребностей. А.С. Пушкин в черновом варианте своей сказке -"Сказка о рыбаке и рыбке" пишет о том, что старуха пожелала стать Римским Папой. В отношении к другим неудовлетворенность собой выражается во внутреннем дистанцировании, в отчуждении, в желании убеждать, в беспокойстве, раздражительности и впоиске объекта для неистощимой критики. Гипертрофированная потребность в удовлетворении ведёт к самоудовлетворению и самоизбалованности. Самоудовлетворение нередко воплощается в давно прошедшей или врожденной будущей любви. Чрезмерность во всем: в изобильной еде, в излишествах для одурманивания своей внутренней неудовлетворенности и ожидания не ведёт к счастью и довольству. Маниакальное недовольство всем людей мимо счастья и мимо жизни. Тот, кто доволен своим делом и своими переживаниями, испытывает постоянное счастье.
Не вилла и не дворец, а бочка которая служила домом Диогену из Синона. Надо сказать, что в своем жилище он находился без одежды, так как считал, что всякая одежда приукрашивает истинность и правду о себе самом. Это был веселый, находчивый и остроумный человек. Это учение об удовлетворенности сделало философа бессмертным. Он считал, что мудрость есть способность различения того, на что должно посягать и чего следует избегать; умеренность есть способность понимать, от чего должно отказываться и что удерживать; наконец, справедливость - способность распределения внешних благ сообразно достоинству людей. Александр македонский о Диогене:"Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном".
А.П. Чехов о Диогене:
"Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира - вот два блага, которых никогда не знал человек. вы можете обладать ими, хотя бы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных"
Диоген такой дал ответ, когда его, озабоченного что-то разыскивающего днем с зажженным фонарем, спросили о том, что он делает ответил: "Ищу человека, а негодяя".
Соотечественники воздвигнули Диагену много много медных памятников и на одном из них, на родине философа а г. Синопе, вырезали надпись:
"Время точит и камень и бронзу,
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!"[П.С. Таранов. 150 мудрецов и философов: Интеллектуальный энциклопедический справочник - Симферополь - Запорожье: "Нарус-М", 2000,c.224-225].

Уверенность в себе
Уверенность в себе (самоуверенность) — свойство личности ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность в себе характеризуется способностью в любой момент, в любой ситуации управлять своим состоянием, восприятием, внутренним согласием, а также убеждённостью в том, что эта способность присутствует в необходимом объёме. Уверенность в себе (самоуверенность), как основу адекватного поведения, следует отличать от самонадеянности — чрезмерной, необоснованной уверенности в собственных силах, возможностях и сопутствующей удаче.. Самонадеянность может приводить к негативной оценке индивида окружающими, возникновению затруднительных и опасных ситуаций. Основой для формирования оценок, сопутствующих самоуверенности, служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т. д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Общая уверенность в себе представляет собой позитивную оценку собственных навыков и способностей и очень близка по смыслу концепту общей само-эффективности  Альберта Бандуры. Социальная смелость является противоположностью социальным страхам и выражается в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые, в том числе и новые, социальные контакты. Инициатива в контактах заключается в готовности к такого рода контактам. Уверенным в себе человек не рождается, уверенность вырабатывается с жизненным опытом, и на нее влияет все - качество окружения, готовность человека самосовершенствоваться и многое другое. Существует масса методик, с помощью которых человек может стать увереннее [Википедия].
Существуют две негативные противоположности уверенности в себе:
- переоценка себя самолюбование: хвастовство, провакационная агрессивность.
- недооценка себя как жалость к себе: ослабленная уверенность в себе, чувство слабости, неспособности, беспомощности.
Уверенность в себе отличается от самоуважения. Уверенность в себе  - такое чувство себя, которое меньше всего связанно с самоуважением. Человек подрывает уверенность в себе, если слишком мало или слишком много ожидает от себя. Или слишком мало или слишком много от себя требует. Тот, кто предъявляет к себе слишком высокие требования, несомненно хочет восхищаться собой - самым сильным, самым мужественным, самым великим. Героем, звездой. Предъявление к себе слишком высоких требований отражает достойную цель - восхищаться самим собой. Конечно для тех, кто восхищается собой, необходимо, чтобы и другие восхищались ими. Поэтому они сверх меры хвастливы.
Обратная сторона самовосхваления - сострадание к себе. Тому, у кого снижена уверенность в себе, необходимо восхищение других. Тот, кто зависим от восхищения других, впадает в депрессивное сострадание к себе, если в течении долгого времени не встречает поддержки и признания.
Те, кто восхищается собой, безусловно - хвастуны. Они используют любую возможность , чтобы поддразнить или как-то спровоцировать других.
Самый забавный случай был рассказан мне, Алесею Гадаеву, в поезде попутчиком из Кисловодска в Москву. Мужчина рассказал, как он находясь в хирургическом отделении больницы,  старался, как "отменный шалопай" развлекаться. Он вынуждал соседей по палате "делиться" передачей, путем нанесения вреда(усиливая движение жидкости в капельнице больного, поднимая на непомерную высоту грузы-растяжки). Он рассказывал о своих проступках с таким юмором, что мне и не только, было ужасно неприятно. О себе мужчина, в возрасте 35 лет, заявлял, что он "мальчик по вызову" при авариях на строительных работах. Его неуместное хвастовство было без угрызений совести и сострадания, а самовосхищение захватывало его с попыткой запугать окружающих пассажиров. Рассказывая о своих многочисленных "подвигах" он чувствовал себя самым великим и непредсказуемым. Он надеялся найти в слушателях восхищение, а сам при этом любовался своими пакостями и самооправдывался за свое хулиганство. Он считает, что  люди  всегда должны "делится" с ним и сочувствовать ему, иначе он заставит это делать.
Четыре чувства себя образуют фундамент нашего внутреннего равновесия: самоуважение, внутренняя свобода, внутреннее удовлетворение и уверенность в себе.  В этом поможет всем нам регулятивная психология. Она объясняет, как и почему наши эмоции и мотивации проявляются при раздражении и депрессии. Сама психика представляет собой систему саморегуляции. Как человек управляет своими эмоциями, так он себя и чувствует. Каково его чувство себя, так он себя ведет. Наше поведение определяет наши отношения с другими людьми, влияет на успех или неудачу наших действий. Жизнь нельзя улучшить ни борьбой, ни усвоенными идеологиями, улучшить жизнь можно только приведением в норму чувств себя [Макс Люшер. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. М.: ИКСР, 2008].

Макс Люшер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/maks_lyusher
Макс Люшер (9 сентября 1923, Базель, Швейцария) — швейцарский психолог и разработчик цветового Теста Люшера.
Университет
Макс Люшер родился 9 сентября 1923 в швейцарскому городе Базеле.
В университете он изучал социологию,философию права и религии, клиническую психиатрию.
В 1949 году защитил диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики».
Первый доклад
В 1947 г.на первом всемирном конгрессе по психологии Макс Люшер в возрасте 23 лет впервые представил основные положения цветовой диагностики. После этого диагностика Люшера получила международную известность и быстро распространилась по всему миру.
Научная деятельность
В 1956 г. Макс Люшер получил место профессора психологии в Амстердаме. Затем руководил медико-психологическими и социологическими исследованиями,проводимыми с использованием его теста в Западной Германии (Гамбург, Берлин, Мюнхен). В это время он разработал систему,позволяющую закодировать любой плоскостной дизайн и представить его в виде люшеровских цветов и форм. Это позволяет проанализировать разнообразные факторы покупательских предпочтений и успешно создавать дизайн для различных целевых групп покупателей. На протяжении 40 лет он консультировал различные мультинациональные компании.
Основная деятельность
С 1966 года Макс Люшер живет в Швейцарии. Его основная деятельность связана с проведением обучающих семинаром для психотерапевтов и поддержкой научных разработок в области цветовой диагностики,а также чтением лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии.
Люшер также является почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуа.