Снегурочка

Таня Вьюга
Когда-то давно, еще в «махровые» восьмидесятые, мне довелось по студенческой разнарядке поработать Снегурочкой. Я училась тогда в театральном училище и елки нам засчитывались как производственная практика. По утрам мы вели утренники в кинотеатрах города, а после обеда ходили по домам поздравлять малышей по, так сказать, индивидуальной программе. Много веселых, курьезных ситуаций сложилось в те несколько чудесных дней. Некоторые из них я сейчас попытаюсь для вас припомнить.

В тот год выдалась снежная зима. Снегоуборочные машины не успевали сгребать снег на обочины дорог, и автомобили, исходя натужным ревом, застревали на дорогах в многокилометровых пробках. Наш старенький жигуленок тоже не раз запахивался носом  в сугроб, и вот однажды водитель взбунтовался.
- Что все я да я, ты, Дед, что не мужик что ли? Давай бери лопату пошли выкапывать машину
из этого безобразия, иначе опоздаем к малышне, а мне еще к своим нужно успеть. Итак их который день не вижу. Засыпают прежде чем я до дому успеваю доехать.
Делать нечего. Взял Дед Мороз лопату, закинул бороду за спину и, кряхтя, полез из машины. Поплевал на ладони и принялся ухарски раскидывать во все стороны черный снег из-под колес.
В это время мимо нас продребезжал трамвай. Тогда это был единственный вид транспорта, который еще мог передвигаться в этой экстремальной обстановке. Раздался смех, визг, веселые крики. Мы обернулись. К стеклам трамвая были прижаты расплющенные лица граждан, из окон чуть не выпадали взрослые и дети, все махали руками и кричали нам поздравления и задорные пожелания счастливого Нового Года. Дед, надо отдать ему должное, не вышел из образа, выпрямился, приосанился, с достоинством помахал рукой людям и зычным голосом поздравил всех в ответ.
Думаю, у пассажиров этого трамвая надолго сохранилось хорошее настроение от зрелища Деда Мороза с лопатой вместо посоха посреди серой, унылой дороги, утопленной в замызганном городском снегу.

Ну, откопались мы кое-как и, с грехом пополам, добрались до адреса, указанного в маршрутном листе. Это оказался маленький деревянный домик на окраине города, тоже почти по самую крышу закопавшийся в пушистый снег. А опоздали мы изрядно, надо сказать, и, видимо, нас уже перестали ждать, потому что на крыльце нас никто не встречал, и на истошные сигналы нашей машины никакой реакции не последовало. Мало ли кто там может сигналить, не выскакивать же каждый раз на мороз. Что делать? Пришлось добираться до калитки своим ходом.
Тропинка давно приказала долго жить, снег уютно укрыл ее белым, искристым покрывалом. Красиво, конечно, но мне лично энтузиазма это не добавило, ведь я была в летних туфельках. Ничего другого, подходящего к костюму, у меня просто не нашлось. Так и пришлось ковылять чуть не по пояс в сугробе практически босиком. Пока добрели, пока достучались, пока там в домике сообразили чего от них хотят, пока открыли, замерзла и промокла я капитально. Когда хозяин отворил калитку зрелище я являла из себя жалкое. Мокрая, нос красный, зуб на зуб не попадает. А за моей спиной Дед Мороз мешок с подарками над головой держит, от сугробов спасает.
Чуть не минуту длилась немая сцена, видимо, хозяин с шоковым состоянием справлялся, как умел. А потом события понеслись стремительно. Мужчина резко подхватил меня на руки, быстро внес в дом, посадил к жарко натопленной печке, снял с меня мокрые туфельки, бережно обул в аккуратные, теплые валенки, принес горячего чаю, предварительно насильно влив в меня стопку коньяку, а потом сел у моих ног и пристально следил, чтобы чай был мною выпит до капли.
За всеми его манипуляциями с ужасом наблюдали двое маленьких детишек. Мальчик и девочка лет пяти-шести в страхе жались друг к другу, а стоило мне повернуться в их сторону, тут же шмыгали за дверь. Я никак не могла понять причину их страха. Ну подумаешь, замерзла немного девушка, сейчас отогреется чуток и отыграет вам всю программу. Будут вам и загадки, будут и подарки. Вот уже прямо сейчас… ну вот еще чуть-чуть… Я все порывалась встать, мол, труба зовет, но хозяин заталкивал меня обратно в кресло и снова заставлял пить ароматный, обжигающий чай.
Наконец, дети не выдержали, они подкрались к отцу, дернули его за штанину, а когда тот строго взглянул на них, постучали пальчиками по своим лбам и театральным шепотом прокричали:
- Папа, что ты делаешь?! Она же СНЕГУРОЧКА!!!!!

Благословенна детская вера в Сказку. Она, помню, тогда оказала на меня более оживляющее действие, чем даже огонь в печи и горячий чай, как сейчас говорят, в одном флаконе.
 

В связи с этим вспоминается еще один случай о том, как дети верят в сказку и как нам, взрослым, зачастую так ее не хватает.
Машина нам досталась старенькая. Она то и дело преподносила нам сюрпризы в пути. То в снег носом зароется, то кружить на льду начинает, словно в вальсе, то тормоза откажут, то из под капота дым валить начнет. Вобщем, заскучать не давала.
С трудом доехав до очередного адреса, мы с Дедом вошли в подъезд, а водитель, натянул на руки старые тряпичные перчатки, истошно матерясь, открыл капот и скрылся под ним с головой, одни ботинки остались торчать наружу.
За эти ботинки его и дернула местная ребятня, кучкой собравшаяся вокруг жигуленка.
- Дядя, дядя, а правда что Вы Деда Мороза со Снегурочкой привезли?
- Да! – рявкнул разъяренный водитель и снова полез в недра капризной машины.
Но ребятишки снова дернули его за штанину.
- Дядя, дядя, а правда, что они подарки привезли?
- Да!!! – взревел водитель, и снова сделал попытку нырнуть под капот, ворча себе под нос
пожелания всем провалиться куда подальше. Мороз продирает до костей, машина характер показывает,  а тут еще дети покоя не дают.
Но не тут то было. Малышня обступила перемазанного водителя плотной стайкой, глядя на него восхищенными глазами.
- Дядя, дядя, а откуда ты их привез? – не унимались детишки.
- Из Лапландии, мать вашу!!!!

Дети довольные прыскнули врассыпную. Водитель озадаченно посмотрел им вслед,
почесал перепачканной перчаткой в затылке, вздохнул, и снова забрался под капот.
Вот так даже сердитый, обиженный на весь мир взрослый, не посмел разрушить детскую веру в Сказку. А потом со смехом пересказал нам эту историю.


На следующий день мы уже объехали несколько адресов, прежде чем приехали в эту квартиру. Были мы уже несколько вымотаны и работали, надо сказать, немного «на автомате».
Все как обычно. Звонок. Открывается дверь. За дверью веселые, нарядные люди. Мы заходим в прихожую и, привычно наклоняясь куда-то в колени к взрослым людям в поисках ребенка, бодрыми голосами заводим изрядно уже навязшую в зубах волынку:
- Здравствуйте! А здесь живет девочка Светочка?!
Уже в этот момент я испытала некоторое недоумение, ребенка в коленях не обнаружилось.
Странно, обычно они первыми вылетают на зов и кто чуть не вешается нам на шею, норовя одновременно дернуть Деда за бороду и залезть носом в мешок с подарками, кто стеснительно жмется к взрослым, но присутствуют все. Всегда.
Но не в этот раз.
Вдруг над нашими низко опущенными головами раздается хрипловатый пьяненький голос:
- Если вы ко мне, то это я.
Мы с Дедом медленно разогнулись.
«Девочка Светочка» отмечала свое сорокалетие. И, похоже, давно. А главное, весело.

В отместку мы «поиздевались» над ней от души. Она у нас и танцевала, и загадки разгадывала, и стишок на табуретке читала. Все чин по чину. Оплачено, будьте нате получите. Все по прейскуранту. Племянник именинницы, как согнулся пополам от смеха, так и не смог разогнуться до конца программы. Надо отдать должное, Светочка все делала весело, с готовностью выполняла все наши задания, и глаза у нее блестели от удовольствия, как будто ей было четыре, а не сорок.
Отработав номер, мы торжественно вручили имениннице подарок и совсем уж было собрались откланяться, но не тут то было. Нас всей толпой потащили к щедро накрытому столу и увернуться от такого приглашения не было никакой возможности. Впрочем, мы не сильно и сопротивлялись.
Когда расселись, выпили по первой рюмке, Дед громогласно заявил:
- Ну что ж, раз уж мы тут все люди взрослые, и вы, я думаю, все давно догадались, что у меня
борода из ваты, разрешите уж снять ее на время, дабы вкусить без помех ваше угощение.
- Конечно, Дед, снимай, чего уж там, не стесняйся… - разнеслось со всех сторон.
Ну дед и снял. Все кто сидели за столом снова зашлись в смехе и чуть не попадали со стульев.
Под белой бородой из ваты у Деда оказалась окладистая черная.

Угощали нас почти везде. Люди щедры в своей радости. Дед мой оказался стойким товарищем, сказался опыт в подобных мероприятиях. Это не значит, что он отказывался от угощения, более того, чаще всего он и брал огонь на себя, но как-то с легкостью выдерживал эту нагрузку. В отличие от меня. Я, как человек непьющий, молоденькая студенточка, в какой-то момент оказалась, чего греха таить, не на высоте.
Поднимаемся мы в лифте по последнему в этот день адресу. Я тихо сползаю по стенке лифта, поскольку ноги меня держать отказываются категорически. Дед хватает меня за ворот, встряхивает, ставит на ноги, которые тут же начинают снова разъезжаться. И так несколько раз. Он укоряет меня:
- Ну вот что мне с тобой делать? Как ты сейчас будешь работать?
Я резонно замечаю:
- Знаешь, Дед, я лыка не вяжу, так мы сейчас в квартиру войдем, ты меня тихонько к стеночке прислони, а сам весь номер отработай. На обратном пути меня заберешь, никто и не заметит.
Мне тогда казалось, что это гениальная идея, и, главное, вполне выполнимая.
- Прислони, - ворчит Дед, - да ты и у стеночки-то стоять не можешь, вон как тебя развезло. Позор один. Надо было тебя в машине оставить.
- Надо было, - соглашаюсь я, и снова оседаю на пол.
Ну да делать нечего, приехали, надо работать.
Звонок. Открывается дверь.
- Здравствуйте! Здесь живет мальчик… - с порога завожусь я и без остановки работаю всю программу. Причем за себя и за Деда. Потому как различить где чьи слова я, все ж таки, была не в состоянии.

- До свидания! С Новым Годом! С Новым Счастьем! – пятимся мы в подъезд, довольные родители закрывают за нами дверь, и последнее что я вижу – счастливые глаза маленького мальчика, прижимающего к груди подарок, только что врученный ему Дедом Морозом. Это единственное, что я позволила ему сделать, как выяснилось.
- Ну ты даешь! – восхищенно произнес Дед, снова отдирая меня от стенки лифта. – Лыка она
не вяжет. Да ты слова мне вставить не дала!

Вот что значит профессиональная выучка. Сам погибай, а ребенку Сказку не погань.
Тогда я и поняла, как актеры работают елки по утрам 1 января.