Еврейский учительский институт в Житомире

Борис Дубман
       Старое трехэтажное здание на Пушкинской улице, 42 (где теперь природоведческий факультет Житомирского государственного университета имени Ивана Франко) было построено для Житомирского еврейского учительского института. Это учебное заведение открылось в июле 1873 года на базе бывшего Раввинского училища и до 1882 года находилось в двухэтажном кирпичном доме, построенном графиней Эвелиной Ганской на улице Малой Бердичевской.

       В Житомирском областном государственном архиве хранится «Книга протоколов и актов наблюдательного комитета за постройкой зданий для помещения учительского института в Житомире». Из этих документов узнаем, что проект был составлен в Петербурге как типовой для классических гимназий империи, что надзор за строительством вначале вёл архитектор Киевского учебного округа Рубан, а потом инженер-полковник Чекмарев. Строительным подрядчиком был житомирский купец первой гильдии Моисей Холоденко. 12 апреля 1880 года состоялось торжественная закладка первого камня в фундамент здания и его освящение. 27 августа 1882 года здание приняли в эксплуатацию, а 29 сентября 1882 года Еврейский учительский институт отпраздновал новоселье.

        В архиве частично сохранились дела по личному составу, списки студентов и преподавателей института, классные журналы и программы, протоколы заседаний педагогического совета и другие документы института за 1873 – 1885 годы. По решению правительства директором и преподавателями института, кроме инспектора, учителей еврейских предметов и математики, могли быть только христиане. Первым директором института был М. Пересветов, потом – М. Барский, последним – Евгений Григорьевич Котельников – профессор механики и высшей математики, автор популярного в конце прошлого века "Элементарного курса механики". Жил он с семьёй в пятикомнатной директорской квартире на первом этаже института. Его сын, Глеб Евгеньевич Котельников, в будущем станет выдающимся учёным, изобретателем первого в мире ранцевого парашюта.

       В списках преподавателей числились такие видные деятели просвещения того времени как А. Б. Готлобер, Х. З. Слонимский, Л. Д. Цвейфель, Х. Г. Лернер и М. М. Сухоставер. В институте работал талантливый ученый-механик Хаим Гохман. Кроме общеобразовательных предметов, преподавались также Библия, история еврейского народа, сирийский и халдейский языки, еврейская словесность и другие. Институт готовил высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что подобное учебное заведение в Российской империи существовало, кроме Житомира, лишь в Вильно.

       В "Памятной книжке Волынской губернии на 1886 год", изданной в 1885 году, есть полный список преподавателей института: «Директоръ Дейст. Стат. Сов. Николай Павловичъ Пересветовъ. Инспектор, онъ же преподаватель исторiи евреевъ и законъ веры, неимеющiй чина Хаимъ Iегудовичъ Гохманъ, штатный преподаватель русского языка съ церковнославянскимъ, состоящiй въ VIII классе, Константинъ Константиновичъ Громыко, штатный преподаватель математики, состоящий въ VIII классе, Константинъ Степановичъ Беленькiй, штатный преподаватель естествоведенiя, Стат. Сов. Николай Степановичъ Прелинъ, штатный преподаватель исторiи и географiи, состоящий въ VIII классе Николай Ивановичъ Лопатиновъ, штатный преподаватель еврейского языка и библiи Борисъ Исааковичъ Бернштейнъ, черченiя и рисования Титул. Сов. Иван Васильевичъ Советовъ, чистописанiя Губ. Секр. Федоръ Гавриловичъ Назаренко, гимнастики (по найму) Стат. Совет. Францъ Федоровичъ Зелтенблненъ, пенiя (по найму) неимеющiй чина Евтронiй Кипрiяновичъ Жолтовский».

       Студентом этого института хотел стать будущий классик еврейской литературы Шолом-Алейхем, но документы на поступление у него не приняли в связи с тем, что он почти достиг призывного возраста. Шолом-Алейхем в своей последней книге "С ярмарки" вспоминает: «Из всех проектов остановились на одном: на Житомирском учительском институте, куда на казенный счет обещали принять двух отличных учеников – Шолома и Элю. Были уже отправлены бумаги в Житомир, директору института Гурлянду. Для большей верности Шолом приложил к своим бумагам письмо лично от себя, написанное великолепным, изысканным слогом на древнееврейском языке, для того чтобы показать директору Гурлянду, что он имеет дело не с каким-нибудь мальчишкой. ... Внезапно, в самый разгар веселья, отворилась дверь, и вошел почтальон с заказным пакетом. На конверте было напечатано крупными буквами по-русски: "Канцелярия Житомирского еврейского учительского института". – Ага, это от него, от Гурлянда!.. Пакет вскрыли и прочитали письмо директора Гурлянда. Письмо было такого содержания: "Ввиду того что курс обучения в институте четырехлетний, а из бумаг и метрики явствует, что обладатель их родился 18 февраля 1859 года, следовательно он в 1880 году – всего лишь через три года – в октябре должен будет явиться на призыв, то есть за год до того, как закончит курс в учительском институте". Письмо это было подобно разорвавшейся бомбе, грому среди ясного неба...

       Герою нашей повести то время представляется как бы переходом из одного существования в другое: предстояло выбрать себе дорогу, выработать план действий, определить, так сказать, программу всей жизни. Между ним и его другом Элей было давно условлено, что они вместе поедут в Житомир, будут жить в одной комнате, вместе учиться, гулять, купаться, кататься на лодке... А когда наступят каникулы, они вместе поедут домой, и тогда - то они поразят товарищей своей житомирской формой, станут держаться в стороне от всех, будут говорить о Пушкине, Лермонтове, о Байроне и Шекспире, громко – пусть слышат и знают, что они не какие-нибудь сопляки... Товарищи будут прислушиваться к их разговорам, удивляться и завидовать. Девушки, стреляя глазками и краснея, станут, будто застегивая перчатки, вертеться возле них, чтобы завести знакомство, – словом, рай земной! И вдруг мечты лопнули, как мыльный пузырь. Ни Житомира, ни института, ни купанья, ни катанья на лодке, ни каникул, ни девушек, никакого рая – с карьерой покончено!».
    
       28 ноября 1885 года император Александр III утвердил указ о закрытии Житомирского еврейского учительского института "за ненадобностью". За 12 лет существования института в его стенах получили образование более 200 еврейских юношей. После его закрытия здание некоторое время пустовало, а 2 марта 1887 года в нем было открыто двухклассное еврейское начальное училище. Училище находилось здесь до 22 июня 1890 года. До того момента, когда здание было передано в собственность Житомирской прогимназии. 31 августа 1897 года прогимназия была преобразована во Вторую мужскую гимназию. В ней ежегодно училось около 400 учеников. При гимназии действовал пансион для иногородних учеников.

        Почётным попечителем гимназии был барон Иван Максимилианович де-Шодуар. Преподавателями в разные годы были такие известные педагоги как В.Ю Коломийцев, В.В. Гюген, Х.О., Садиленко, В.И. Яньшинов и другие. В гимназии получили образование выдающийся украинский композитор Борис Лятошинский, режиссер театра профессор Владимир Нелли, поэт Саша Черный (А.М. Гликберг), художник (автор эскизов первых украинских гривен) Леонид Хижинский, историк профессор Василий Яроцкий (в 1938 году репрессирован, в 1957 году посмертно реабилитирован), физико-химик, член-корреспондент АН СССР Анатолий Капустинский.

       В 1919–1920 годах гимназия была реформирована в Житомирскую объединенную трудовую школу № 4. В 1920–1930-х годах тут был Волынский индустриальный техникум имени Ленина, Житомирская индустриально-техническая школа, Житомирский индустриальный техникум механической обработки древесины, Житомирский филиал Промышленной академии, Горный техникум, Житомирская  Третья химико-техническая школа (где по специальности керамики училась известная украинская художник-керамист Нина Ивановна Федорова).

       После освобождения Житомира от немецко-фашистской оккупации в 1944 году в здании разместили эвакогоспиталь, потом Житомирский пединститут (временно до восстановления пострадавшего от пожара здания института на Большой Бердичевской улице), потом факультет иностранных языков, а с 1972 года – природоведческий факультет педагогического института (теперь уже университета). Факультет перевели из Бердичева после расформирования там педагогического института.

       Вверху фотография здания на почтовой открытке начала ХХ века. Здание включено в реестр памятников архитектуры и градостроительства местного значения (охранный № 174).

Борис Дубман
Июль 2011