Софья Преображенская

Александр Носков2
А.В. Носков.
Председатель Лужского общества краеведов.

Софья Преображенская. Лужские страницы биографии певицы.
               


      Имя народной артистки СССР, лауреата государственных премий, солистки театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне вновь ставшего  Мариинским), профессора Ленинградской консерватории Софьи Петровны Преображенской (1904-1966)   относится к числу великих имён,  связанных с историей г. Луги и Лужского района. В местной печати уже делались шаги к подробному освещению биографии и творческого пути этой замечательной певицы (см.: 10;8).
       Краеведческие  публикации, посвящённые  этой выдающейся певице, лужским  страницам её биографии, содержат ряд неточностей и противоречий,. Софья Петровна была скромным человеком. Она не стремилась к поддержанию своей известности,  по возможности уклонялась от интервью,  выступлений в печати, даже к автобиографии она приступила незадолго до смерти, уступив просьбам домашних и доведя её лишь до начала своего артистического дебюта. Эти, до сих пор не обнародованные,   сведения были использованы Н. Корыхаловой в её книге  «Софья Преображенская», изданной в 1999 году (5). Они вместе с  данными опроса дочерей артистки - Надежды и Веры, а также её племянницы Татьяны  Павловны Васильевой легли в основу  данной статьи. Тем не менее, в биографии  певицы всё еще имеются "белые пятна",  неясности.
    Согласно семейным преданиям её предки по линии отца «из рода в род  служили священниками»  Петровского  погоста под Лугой на Череменецком озере, ныне д. Голубково. Младшая дочь Софьи Петровны Вера Николаевна сообщила, что прадед певицы священник Божеский был иереем церкви в Голубково Так ли это проверить трудно. Точно  известны лишь имя и фамилия деда Софьи Петровны – Алексея Преображенского, священника  при церкви в Суйде Царскосельского уезда, ошибочно отнесённой Н.Корыхаловой к Лужскому уезду. Его жену звали Елизавета. Она, как пишет Корыхалова и была дочерью священника Петровского погоста, имела сестру, вышедшую замуж за священника Соколова, «могилу которой  до сих пор можно видеть на кладбище в Голубково»..
      Действительно, в историко-статистических сведениях по С-Петербургской епархии (4) среди священников деревянной Воскресенской церкви Петровского погоста упоминается Павел Петрович Соколов, умерший в возрасте  27  лет,  вероятно, до 1866 года. Упоминается здесь и его предшественник Василий Боровский, который служил  при здешней церкви на протяжении 33-х лет. Вера Николаевна могла просто забыть как правильно произносилась фамилия своего прапрадеда и назвала его Божеским, вместо Боровского. До  недавнего времени это было версией. Однако, изыскания, предпринятые по инициативе внука певицы - Константина Константиновича Преображенского, доказали, что священник Петровского погоста Василий Боровский (1796 -1868) на самом деле  был предком Софьи Петровны. Его дочь Ольга (1831 - ?)была замужем за дедом певицы, вышеназванным священником суйдовской церкви.
     Заодно следует сказать, что среди церковнослужителей  Лужского уезда в 1810-е гг.  был священник  церкви Преображения господня Турского погоста Михаил Преображенский (4), отношение которого к родословной певицы пока остаётся неясным.
     Н.Корыхалова пишет:«У Алексея и Елизаветы Преображенских (бабки и деда певицы со стороны отца) было трое детей: Николай, Александра и Пётр». Николай окончил духовную семинарию, но имея «изумительный по красоте тембра голос» , после обучения в петербургской консерватории и стажировки в Италии сделал блестящую артистическую карьеру, стал солистом Большого театра. К сожалению, из-за болезни,  приведшей к полной потери голоса он рано расстался со сценой.
       Младший сын Алексея Преображенского, Пётр, в раннем  младенчестве лишился отца. Восемнадцатилетним юношей он отправился в Петербург, где с помощью двоюродного брата Владимира Соколова, ставшего известным детским врачом, которого нередко приглашали к детям царской фамилии, получил место псаломщика при домовой церкви в психиатрической больнице святого Николая Чудотворца на р.Пряжке( ныне городская психиатрическая больница №2).Страстно любя музыку, он успешно закончил консерваторию по классу композиции, хорошо
владел игрой на многих музыкальных инструментах, особенно на виолончели, благодаря чему был принят в оркестр петербургского театра «Палас».  Службу в  больничной церкви он не оставил, служил при ней до её закрытия 21 апреля 1922 года (1).  Впоследствии, продолжая трудиться на духовном поприще,  он сделался дьяконом, затем незадолго до смерти в 1933 году стал священником.
  В Николаевской  больнице Пётр Алексеевич  встретил ту, которая стала его женой на всю жизнь – Ольгу Ефимовну Екимову, выпускницу акушерских курсов при знаменитой клинике Отто, которая «поступила работать в психиатрическую лечебницу, на один из самых трудных её участков – надзирательницей в женское отделение буйно помешанных… В свободное от работы время ( а его оставалась так мало) Ольга посвящала музыке. У неё был хороший голос, и в течение нескольких лет она пела в известном на всю Россию хоре А.А.Архангельского».
      Общие интересы сблизили будущих супругов. У них родилось семеро детей, из которых двое умерли во младенчестве.  Самым младшим ребёнком стала  младшей в Софья, будущая оперная знаменитость.
       В лужском краеведении традиционно считается, что будущая певица родилась под Лугой. Эта версия восходит к В.Я.Яковлеву, человеку, который имел возможность лично знать Софью Петровну. В созданном им музее  в д.Голубково хранились её фотографии с дарственными  надписями.  В отклике на её кончину, напечатанном в «Лужской правде» от 28 июля 1966, года Яковлев сообщает:
     «Софья Петровна родилась и росла в местечке Петровское,  Бутковского сельсовета.
      В 20-х годах, уже будучи студенткой консерватории она выступала в концертах местных самодеятельных артистов Голубковского, ныне Бутковского клуба….
       Летние месяцы Софья Петровна ежегодно проводила в Луге, приезжала навестить и поклониться родным местам, Голубкову, задушевно беседовала с нами, её земляками» (11).
        Под местечком  Петровское Яковлев вероятней  всего имел ввиду Петровский погост. В названии сельсовета допущена явная ошибка, повторяющаяся  в справках современных краеведов (2). Сельсовет, как и клуб,  назывался не Бутковский (д.Бутково находится в другом краю района), а  Бутковический, по названию  д. Бутковичи и был упразднён после 1955 года, в связи с решением об укрупнении сельсоветов. Ныне д. Бутковичи входит в состав Скребловской волости. Не совсем точны сведения Яковлева  и о времени участия Преображенской в местной самодеятельности.
        В  литературных источниках местом рождения певицы называется С.-Петербург (Ленинград). Это приводится в брошюре Е.Г. Ольховского, изданной в 1950 году (9), и фактически поддерживается  Н. Корыхаловой, называющей Софью Петровну уроженкой Петербурга.  Того же мнения придерживается и дочь певицы – Надежда Николаевна Преображенская,  которая поделилась своими воспоминаниями летом 1991 года  с Ф. Степановым, опубликовавшим их в нескольких номерах «Лужской правды»  в феврале-марте 1992 года (10).
      Правда,  младшая дочь Софьи Петровны Вера Николаевна  считает, что её мать родилась в д. Голубково, «когда её отец Пётр Алексеевич был священником  в голубковской церкви».      Увы,  версия о лужском рождении певицы мало походит на истину.
     Столь же сомнительной является общепринятая дата рождения Софьи Петровны. Считается, что Софья Петровна Преображенская родилась 27 (по старому стилю 14) сентября 1904 года. В своей статье в газете "Лужская правда" я тоже привёл эту дат(6), взяв её из газетной статьи Ф. Степанова, который в свою очередь назвал её со слов старшей дочери Софьи Петровны Надежды Николаевны. Только обращение к метрической книге церкви Св. Николая Чудотворца при больнице, где служили родители певицы позволили устанрвить истину. Софья Петровна родилась  23 августа ( 26 августа по новому стилю) 1904 года (7). Крестили её в Николаевской больничной церкви спустя почти два с половиной месяца после рождения - 26 октября. Восприемниками были псаломщик кронштадтской церкви Св.Александра Невского Иосиф Фёдорович Бабенко и "жена доктора медицины статского советника Елизавета Григорьевна Соколова" . - двоюродного брата Петра Преображенского. К сожалению,длительный разрыв во времени между рождением и крещением певицы не может прояснить вопрос где же она всё-таки родилась: под Лугой, или в Петербурге.
       Курьёзной оказалась первая попытка  Сони Преображенской выучиться на певицу. Она вспоминает,  как ей удалось выпросить в домкомбеде справку, что ей уже исполнилось семнадцать лет и быть принятой с этой справкой в музыкальную школу в класс к П.З.Андрееву, который впоследствии станет её партнёром на сцене Кировского театра. «Андреев сразу оценил превосходные данные ученицы, но..находился в недоумении, что у неё за голос (от детей отстала, к взрослым не пристала): по тембру типичный альт, то есть меццо- сопрано, по диапазону – сопрано. Недоумение педагога разрешила мать Сони. Узнав о затее дочери, Ольга Ефимовна сказала Андрееву: «Гоните мою дочь, Преображенскую Соню, ей ведь всего четырнадцать лет..». Занятия прекратились само собой…
      Для краеведов этот рассказ особенно интересен тем, что здесь описывается её попытка Софьи Петровны  стать ученицей другого знаменитого артиста, уроженца лужской земли, Павла Захаровича Андреева.
          В  голодный 1919 год 14-летняя Софья Преображенская  была вынуждена  уехать в Минскую губернию, где ради хлеба насущного устраивается  в семью зажиточного крестьянина ухаживать за его детьми и скотиной. Певица вспоминает: «Там я очень поправилась, но и работать пришлось изрядно при наличии трёх коров, двух лошадей, целого стада свиней; колоссальные поля картофеля, турнепса, пороса. Всё это приходилось убирать мне до поздней осени, и я даже опоздала в школу к началу занятий. Зато поела и попела я там вволю и в поле, и на гумне. Сыта, здорова..» Пробыла  Соня Преображенская  в Белоруссии около года.
   Примерно в это же время в Луге  погиб её брат Виктор,  который  в начале Гражданской войны был призван в Красную Армию. В Луге его  поставили на пост охранять оружейный склад. На почве голодной галлюцинации ему показалось, что склад ограбили,  и он, из страха, что его обвинят  изменником,  застрелился.       
    В скорорм времени Соне Преображенской вновь пришлось  уехать а деревню, на этот раз под Лугу, в совхоз Скреблово.
      О скребловской жизни певицы Корыхалова пишет: «Но вот окончена школа, и в 1921 году Соне опять приходится уезжать из дому на заработки. В совхозе Скреблово Лужского уезда работала  бухгалтером  сестра Анна (вспомним, что отец собирался пустить по её стопам и младшую дочь!). Соню определили туда же конторщицей. Проработала она там полгода. Имела и общественную нагрузку, которая выполняла с удовольствием: преподавала на курсах по ликвидации неграмотности среди совхозных рабочих». Этим её общественная активность не ограничивалась. Как рассказывают её дочери,   она  не столько просиживала в конторе, сколько занималась в сельской самодеятельности, пела в местном клубе.
   Почему в Скреблово? На этот вопрос дочь певицы ответила так: «Отец Софьи Петровны был иереем в церкви при больнице на Пряжке и ему, как священнику полагалась бесплатная дача на всё лето, которая находилась в Голубково».   
       По словам племянницы Софьи Петровны – Татьяны Павловны Васильевой, которая вместе со знаменитой тётей не раз наведывалась в Голубково на бывшую дедушкину дачу, «она находилась  с правой стороны от дороги к озеру, представляла собой скромный деревянный домик в окружении плодового сада». У Татьяны Павловны хранилась фото, где её дед изображён вместе со своим двоюродным братом В. Соколовым на скамейке у голубковского дома.
      Возможно, что благодаря даче в Голубково, у Преображенских могли завязаться знакомства, благодаря которым сёстры Анна (ученица епархиального училища) и Софья  устроились совхозными служащими. Кто знает, что стало бы с талантом Софьи, если бы не её старшая сестра – Мария. Музыкально одарённая, «она понимала: Соне надо учиться – серьёзно, по настоящему учиться пению – и вытащила её обратно в Петроград. Сёстры решили, что Соня будет готовиться  к поступлению в консерваторию».   
       Несколько слов о трудном пути Сони Преображенской к покорению творческих вершин.       
      Первые уроки пения Соня получила в общеобразовательной школе под руководством замечательного  педагога М. М.Матвеевой, которая  рассказала, что проходя по школе, вдруг услышала, как кто-то поёт голосом тридцатилетней женщины. Подошла и увидела, что это поёт рослая. некрасивая девчонка,  как оказалась четырнадцати лет. Матвеева сказала ей: Когда тебе будет шестнадцать –приходи, если хочешь петь, я тебя научу.
 Соне пришлось обучаться у Матвеевой всего лишь год,  до своего отъезда в Белоруссию.
     В 1923 году Соня выдержала приёмный экзамен по вокалу и стала студенткой консерватории. Казалось бы впереди прямой путь к мастерству. Не тут то было. Время было отягощено разного рода революционными перегибами, в частности директивными установками о «пролетаризации» студенчества, включая творческие ВУЗы. По коридорам консерватории сновали . молодые люди, «нередко пришедшая прямо с фронтов гражданской войны.  Начались чистки студенческих рядов  по классовым критериям. «Преображенская едва не оказалась жертвой этой кампании. Время от времени её «выявляли», как дочь псаломщика – и отчисляли из вуза». Софья Петровна вспоминала об этом времени: «То я учусь, то меня отчисляют. Анкета моя с пометкой, что мой отец псаломщик, вечно была мне препоной к спокойному занятию. Только меня отчислят,  - Надежда Николаевна (Зайцева, её классный руководитель- авт.) идёт в комиссию, меня восстанавливают. А мой папа в это время уже давно работал кочегаром, чтобы не потерять карточку и кастрюлю супа, или щей, которую в ту пору папа себе зарабатывал». Добавим сюда трудности с оплатой за учёбу, за невзнос которой Соню тоже отчисляли из консерватории, пока её покровитель Н.Н.Зайцева не погасит её долг.
       Особое значение для таланта Софьи Петровны имели занятия в оперной студии консерватории, которой руководил  прославленный тенор, солист Мариинского театра, великолепный актёр Иван Васильевич Ершов,  чья жизнь тоже связана с лужскими окрестностями, с деревней Горыни, где он несколько лет проводил свой дачный отдых. Ершов сыграл важнейшую роль  в становлении Преображенской, как оперной певицы, подготовил её  дебют, как оперной певицы, в роли Любаши в «Царской невесте»  Римского-Корсакова. «Успех был огромный» Ершов произнёс пророческую фразу: «Это был день рождения новой оперной певицы».  Шёл 1926 год, Софье Петровне было 22 года.
      В 1928 году последовала заграничная гастрольная поездка на юбилейные моцартовские торжества в Зальцбург, где внимание прессы и публики было приковано к голосу молодой певицы. Иностранные антрепренеры ходили за ней толпой. Преображенской   очень хотелось показать своё искусство  заграничной аудитории. Она уверяла, что не собирается навсегда оставаться за границей, у неё в СССР двое маленьких детей.  Но руководство советской делегации запретило ей подписывать какие- либо контракты.
   К тому времени  Софья Петровна уже была замужем за выпускником Инстиута гражданских инженеров Николаем Павловичем Гуреевым, который влюбился в неё, когда она ещё выступала только как хористка оперной студии. «Его чувство к Соне Преображенской было постоянным, сильным, одним единственным на всю жизнь». Соня согласилась стать его женой, но  с  условием, если у неё будут ребятишки, иначе развод.
     Бог не обидел её детьми. Первым родился сын –Владимир, участник  Отечественной войны, которую закончил минёром на катере «морской охотник»,  ставший впоследствии конструктором по вооружению подводных лодок. Затем – дочь Надежда, о ней речь впереди. Потом второй сын – Николай, погибший в 1944 году в летнем лагере под Зеленогорском. Играя, дети нашли на пустыре мину, решили разобрать её, и она разорвалась прямо в руках у Коли. Последним ребёнком стала дочь Вера, единственная из детей актрисы ставшая профессиональным музыкантом по классу фортепиано и органа. Она не раз аккомпанировала матери, впоследствии посвятив себя педагогической деятельности.
     «В 1934 году, на семейном совете было решено купить дачу в Луге». Дачу выбрали на 5-й Заречной улице. Скромный в три комнаты дом, с кухней, верандой, мансардой с ещё одной комнатой и кухонькой при ней. При доме  сад в 25 соток, огород. Держали корову Лиду – холмогорской породы, дававшую до 20 литров молока в день. Софья Петровна
сама её доила. На даче вообще было много всякой живности: козы, стадо гусей и уток, штук тридцать кур, два боровка, два кота, две собаки. «На своём «скотном дворе» Преображенская чувствовала, что отдыхает, снимает напряжение, хотя  и работала  на всех участках своего «натурального хозяйства, что называется по- чёрному». Помогала ей в этом некая Мария Францевна, уроженка Литвы,  из семьи католического священника.
        Купаться ходили на пляж, у нынешнего пешеходного моста, в створе ул. Петра Баранова. Напротив пляжа, на левом берегу реки, находилась дача  близкого друга певицы и партнёра по сцене П.З. Андреева, отдыхавшего здесь вместе с женой  Любовью Александровной Андреевой –Дельмас, воспетой А.Блоком, . Услышав голос купающейся Софьи Петровны Андреев, в просторном  халате подходил к реке  с  неизменно шутливым возгласом: О, Луга вышла из берегов, кума купается!
      Ф.Степанов пишет со слов Надежды Николаевны, что к Софье Петровне «приходили представители Дома культуры промкооперации, просили её выступить с концертом. Она не отказывала землякам. Дом культуры размещался рядом , на Лысой горе, где 8 мая  1990года состоялось открытие памятника павшим воинам». Посещая Голубково,  певица также откликалась на просьбы сельских жителей спеть для них. 
         На  даче в Луге у Софьи Петровне гостили многие театральные знаменитости. В частности, кроме П.З. Андреева с Л.А.Дельмас,  здесь бывал и прославленный тенор  Кировского театра  Н.К.Печковский, крёстный отец дочери  Преображенской Веры и внуков – Коли и Кости. 
        «Софья Петровна была верующим человеком. Крестила всех своих детей, выступала крёстной матерью у друзей». Недаром П.З. Андреев называл её кумой, он был крёстным отцом её сына Николая. Она крестила детей соседки по даче. Это помогло спасти дачу во время бегства фашистов из Луги. Немцы хотели сжечь  дом певицы, в  котором  они разместили  комендатуру лужского лагеря военнопленных, но  соседка – кума вместе со своими малолетними детьми умолила немцев не сжигать его.
           Во время войны Софья Петровна, как и П.З.Андреев отказались покинуть Ленинград». «С первого дня войны, по её собственным словам, она ощутила себя мобилизованной». Она выступала в военкоматах и на призывных пунктах, а с начала блокады города  пела во фронтовых частях. «Концертная бригада, куда входила Преображенская, была приписана к Управлению Балтийского флота».Выступали по несколько раз в день в блиндажах и землянках, на лесных опушках, в кубриках подводных лодок, на аэродромах в заводских цехах., на Ораниенбаумском «пятачке», в Кронштадте.. Софья Петровна  не раз попадала под бомбёжку,  или артобстрел, обмораживала ноги, были случаи, когда машина с артистами проваливалась на ладожском льду. Однажды рядом с каменным сараем, где она пела, упала фугасная бомба, но певица не только удержалась на ногах, но и не перестала петь. Закалённые бойцы удивлялись такой выдержке женщины- актрисы. За время блокады Преображенская участвовала в более чем полутора тысяч концертах.
          После войны, талант актрисы получил высшее признание. Софья Петровна дважды становится лауреатом Сталинской (Государственной) премии – в 1946 и 1951 гг. В 1955 г. получает звание народной артистки СССР.
     Возобновились поездки на лужскую дачу. Здесь отдыхали и обе дочери Софии Петровны. В лужском родильном доме, располагавшимся в бывшем доме купца Горбунова, там где сейчас находится здание  районной администрации, родился сын Веры Николаевны Преображенской – Алексей Зиновьевич Массарский, -«талантливый виончелист, лауреат международных конкурсов, преподаёт в Санкт- Петербургской консерватории» (Н.Корыхалова)…
     Интересные замечания о Софье Петровне даны дирижёром Кировского театра Ю.В.Гамалеем.: «С.П.Преображенская . Поступила в труппу в конце двадцатых годов  и быстро приобрела популярность и любовь зрителей.. имела очень сильный голос густого красивого тембра.. Вскоре очень сильно располнела  (родила четверых детей), но публика заворожённая её пением, не обращала внимание на внешний облик певицы.
     В галерее созданных ею образов всё было удивительно одухотворённым и выразительным. .. Около тридцати лет проработала она в театре, не потеряв красоты голоса. К сожалению, в записи голос терял какую- то прелесть природной окраски. В конце сороковых годов ( быть может как результат гибели любимого сына) у неё появилось спазматическое заболевание. И певица отказалась от героических партий. В последние годы она с большим мастерством пела Шинкарку(«Борис Годунов»), Няню («Евгений Онегин»), Княгиню («Декабристы»), Графиню («Пиковая дама»)"(3).
          В 1959 году  в 55-летнем возрасте певица решает оставить  сцену. Умерла Софья Петровна  21 июля 1966 года после продолжительной, тяжёлой болезни, похоронена  на Литераторских мостках Волкова кладбища.  На могиле установлен скульптурный портрет певицы, работы М.Т.Литовченко, для которого ему позировала  дочь Софьи Петровны –Надежда, очень похожая на свою мать.
     У Надежды Николаевны Преображенской, крёстным которой был сам Иван Васильевич Ершов,  есть свои заслуги перед Лугой.  Приехав сюда из Ленинграда,  она с 1954 года работала директором Лужского медицинского училища, затем после его закрытия «в связи с перепроизводством среднего медперсонала», стала организатором и около двадцати лет проработала главным врачом лужского Дома ребёнка.
    Дача С.П.Преображенской на 5-ой Заречной улице сохранилась. Кроме главного дома на участке имеется ещё один бревенчатый дом и баня. Постройки и сам участок имеют запущенный вид, Очевидно хозяева, дочери и внуки певицы, приезжают сюда не часто. Какой будет судьба этой лужской реликвии – неизвестно. Первое, что приходит в голову, хорошо бы когда-нибудь организовать здесь филиал Краеведческого музея, посвященный Луге – театральной, с материалами о знаменитых артистах, чьи имена вошли в историю города и района,  Лужском народном театре имени Н.Н.Никулиной, культурной жизни лужан. Но сейчас главной задачей является сохранение дачи Софьи Петровны Преображенской до этого светлого будущего.

    Литература

 1.Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт- Петербурга. СПб., 2003.
 2.Боровик Г., Никулина Н. Лужский район в жизни замечательных людей. «Уездный город»
   историко – литературный альманах. Луга, 2007.
 3.Гамалей Ю.В. «Маринка» и моя жизнь.(Воспоминания дирижёра). .СПб.,1999.
 4.Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск IX. СПб., 1884.
 5.Корыхалова Н. Софья Преображенская. СПб.,  19999.
 6.Носков А.В. Софья Преображенская. Лужские страницы биографии певицы."Лужская правда",
  2011г., № 60.
 7.Метрическая книга Николаевской церкви при больнице Св.Николая Чудотворца в г.Санкт-
   Петербурге за 1904г. ЦГИА СПб, ф. 19, оп.127, д.1585. Лл. 64 об.-65.
 8.Обухова Т. Юбилей великой артистки. "Лужская правда", 2005,№№ 3,4,6.
 9.Ольховский Е.Г. Лауреат Сталинской премии, народная артиска РСФСР Софья
   Петровна Преображенская. Л., 1950.
10.Степанов Ф. Это было недавно. «Лужская правда»,  1992. №№ 27,28,32,35,37.
10.Яковлев В.Я. Памяти землячки. «Лужская правда» от 28 июля 1966.