Две женщины сидели у огня. Мой Мастер

Омичка
ВЕРНИСЬ В СВОЙ ДОМ

Памяти М.Булгакова и И.Бродского
( В рожденье смерть проглядывает скорбно. Иосиф Бродский родился в мае 1940 года, в марте 1940 года этот мир покинул М.А.Булгаков - странные совпадения - послание Юре)


Вернись в свой дом и преклони колени,
Зажги огонь в  камине, стол накрой,
И ожидай в покое и смиренье,
Кого при жизни ты связал с собой
(О.Чертов)


2010
Ты знаешь, а рождение стиха,
Как чувства, налетевшие внезапно,
И в урагане чуть дрожит рука,
И хочется с надеждой и азартом
В твои глаза, мой милый,  посмотреть
И быть с тобой веселой и наивной,
Но время,  всем понятное на треть,
Уносится. Оно неумолимо.

Мы в городе, где гордый адмирал
Спасти пытался бедную Россию,
И все не верил, что он проиграл,
Что красные  внезапно победили.
Вот и причал, где он Голландца ждал
И понял, снова станет Одиссеем.
Пошли туда, на тот пустой причал,
И в этот мир качнувшийся поверим.

2.
1940

Приходит Анна снова невпопад,
И масло проливает утром странным,
Когда стихи над Мастером звучат,
То боль его терзает неустанно.
Приходит Анна, как она бледна,
И говорит о смерти и о власти.
- Елена, принеси еще вина.
- Моя вина, и боль порвет на части,

Был врач с утра, он говорит, что там
В его  горевшем теле без остатка
Нет больше жизни, я же все отдам,
Чтоб выжил он, как горько и как тяжко
Нам оставаться, если тот роман
Не будет издан, только тени бродят,
И Берлиоз проходит по стопам,
И он Латунского с собой приводит.

3.

Две женщины сидели у огня,
Когда  вошел растерянный Фадеев,
- Не надо вам. – Но он просил меня.
И замер лишь на миг  у этой двери.
А там такая мука,  мрак и боль,
Что ничего живого не осталось.
Елена каменеет – Что с тобой?-
Спросила Анна. –Нет, - и разрыдалась, -

- Я не могу остаться без него,
А он опять твердит мне о Пилате.
Томленье под луной и торжество,
И странный сон. – Ну не терзайся, хватит.
Две женщины сидели у огня,
Когда ушел писатель,  не прощаясь,
Войти туда, еще его обнять.
Но замерли, и у огня остались.

4.

Плыла луна за призрачным окном,
И кот шагал отважно по карнизу.
- О ком ты, милый? – В городе чужом
Причал и Адмирал, я это вижу.
Там снова двое отправлялись в путь,
И только тень Летучего Голландца.
-Мне надо уходить, но не забудь.
Про наш роман, издай и не сдавайся.

Она вернулась к Анне: - Не могу,
Остаться с ним и так его оставить.
Нет, я не плачу, и себе не лгу,
Но сколько можно перед ним лукавить.
Хлебнули снова красного вина,
Оно сжигало душу без остатка.
- И вот тогда осталась я одна, -
Сказала Анна горестно и сладко.

5
2010

-Ты Мастером меня уж не зови,
Пусть он не будет на тебя в обиде.
Елены нет,  в объятиях Любви,
Я вижу горизонт и бурю вижу.
Они опять вернутся в этот час,
Они придут из странствия былого,
И адмирал остался среди нас,
И нам вернет он Мастера,  и снова
Спаси его, ведь ты должна спасти,
Живи, пока не  изданы Романы.
И только кот проказник на пути,
Какой он черный и какой он странный.

6.
1940

И вздрогнет Анна, этот дикий крик.
Охватит тело, атакует душу.
-Елена, что там?- Там его двойник
Явился к нам, мой хрупкий сон нарушив.
- Но что же с ним? – Я не могу войти.
Тогда так тяжело вставала Анна
И шла к двери, чтоб душу отпустить
Туда, в простор немой и безымянный.

А март уже ярился за окном.
Весна и новый год, и к жизни новой
Он не вернется, там бокал с вином
И рукопись, о как бессильно Слово.
- И это я ему, - она твердит,
Она не плачет, столько их в могиле.
И только птица белая летит
И бьет в стекло, бессильно уходили.

7.
И глыба мрака в  массе облаков,
И кони белы, снова  в час расплаты
Явился  ангел, с ним он не знаком,
И молча уведет его куда-то.
А в доме собралась уже толпа,
Всем надо знать, все видеть захотели.
И лишь вдова бессильна и слепа,
И этот март, и эти птичьи трели.

И столько мертвых душ среди живых,
Что даже странно знать, что мы живые,
Тиран молчит, писатель грозный стих,
И нет ответа, словно все в могиле.
А впереди отчаянье войны,
Как хорошо, что Мастер не увидит.
И только тень, и желтый лик луны,
И глыба мрака – он навстречу выйдет.

8.

- Я ухожу, но я вернусь опять,-
Как странно это фраза зазвучала.
И вот тогда свет перестал сверкать.
И пала тьма на души, как же мало
Нам воздуха, а ведь бушует март.
Как с высоты он ласково взирает,
И лишь луна, она проводит нас
Туда, к могиле, тени замирают.

Скрывая дрожь предсмертной боли вновь,
О чем там Анна в забытьи шептала?
И как понять там день теперь иль ночь?
Кто на скамейке с ним присел устало?
Уходит в мир бессильная жена,
И рукопись всю ночь она листает.
Что хочет там найти, и лишь волна
Отчаянья весь белый свет глотает.
9

2010

Нам это снова надо пережить,
Лет  семьдесят пройдет, все изменилось.
И вот роман написанный лежит,
Он издан всеми, подарили милость.
А что же мы? Мы просто тени тех,
Кто и страдал и жил в иной эпохе,
Нам все понятно, горький плач и смех,
Мы замерли с тобой на этом вздохе.

И надо воплотиться в этот час,
И оживить отчаянные души,
Когда весна придет опять для нас,
Мы вечной тайны больше не нарушим.
Кто на причале с нами говорит.
Там черный кот от нас не отступает,
И только чайка белая парит,
Пронзительно кричит и улетает.

10.
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года , через два месяца после ухода
М.Булгакова.

И уходя,  мы все придем опять.
Нам вечно уходить и возвращаться,
Чтоб тот роман последний дописать,
Вдохнув порыв весенний – это счастье.
Нет кроме жизни в мире ничего.
И пусть она на полотне романа,
Как глыба мрака – свет и торжество
Нас снова дарит Мастер неустанно.

И вот тогда совсем другой поэт
Ворвался в мир, душа его парила
Над бездной плена, в дыме сигарет,
Он был свободным, и в тюрьме счастливым.
И снова Анна смотрит свысока.
О, как она птенцов своих любила,
-Ты сам не знаешь, милый мой, пока,
Какая воля и какая сила

11.
Тебе дана, когда настанет срок.
В Венеции мы встретимся внезапно.
-Я ухожу, но я вернусь, - изрек,
Иосиф растворился, беспощадна
К своим поэтам грозная страна,
Зла не держали, были так прекрасны,
И вот опять десятая весна
Ласкает души трепетно и ясно.

И снова возвращаются волхвы,
И в боли и судьбе их свет и милость.
Мы вместе, Мастер, лучшей нет судьбы,
Чем той, какая с нами здесь случилась.
И на причале  абрис корабля,
И мы спасем от плена адмирала,
Что нужно нам- родимая земля,
Как много это,  Мастер мой, как мало.

12.

Мир стар и нов в борьбе и суете,
Две женщины, любимый их мужчина,
Пилат вдали, и ангел в высоте,
И пусть враги нас в этот час покинут.
Врастая в этот мир и в тот роман
Мы будем жить, чтобы опять вернуться,
Смерть - только миг, она всегда обман,
Она мираж, и нам с ней разминуться
Поможет Капитан в ночной дали,
Мы просто в этом море были вместе,
Но мы придем  в бессильный плен земли.
И мы сгорим дотла и вновь воскреснем


Тайнопись и светопись влюбленных душ

Есть в силе слов какая-то бездонность
И вера в воскрешении души.
Но как мила порой твоя бездомность,
Пусть белый  Лексус в небеса спешит.
К нам снова так нежданно, ненароком
Хранители летят, презрев уют,
И где-то в небе дальнем и высоком,
Нам о надежде ангелы поют.

Пусть золотая Прага ожидает
Вторжения, я буду ждать звонка.
Есть в силе слова тишина такая,
Что даже тяжесть жуткая легка.
Мы входим в море, и его безбрежность
Готова нас топить, но в этот час
Вдруг вырвется из клетки звездной нежность,
И наша вера не оставит нас.

Есть в силе чувств какая-то беспечность.
Нам кажется, что это навсегда,
И пусть уже встречает плен и Нежность
Нас Лексус к звездам вывезет тогда.
О,  белая пленительная птица,
Летящая над серою тоской,
Я не боюсь влюбиться и разбиться,
А знаешь, я всегда была с тобой.

И даже там, где поздно или рано
Врывался кто-то гневный и чужой,
К тебе я обращалась неустанно
И знала, что остался ты со мной.
Не только в этой жизни, даль немая,
Какие-то полотна и стихи.
И вдруг из душ воскресших прорывались
Над бытием прекрасные стихи.

Они  средь звезд метались виновато,
И возвращались в опустевший мир,
Да, мне казалось, что была крылата
Душа, давно парившая над ним.
И где-то там, где музыка смолкала,
Поэзия вдруг силу обрела,
Я даже не поверила сначала
В тот чудный миг, что я жива была

И пусть порой над пропастью шагают
12 злых апостолов твоих,
За Маской Мастер светлый лик скрывает,
Он над метелью Питера возник.
И в вечности Поэт его встречает,
За перекрестком  в завыванье  вьюг,
А знаешь, так порой у нас бывает,
Что страсть любовью обернется вдруг.

И вот тогда воскресшие до срока,
Мы встретимся, и он проводит нас.
Учитель – кто он? Дивный профиль Блока,
Поэтики не выписанный сказ.
И где-то там, в забытом переулке,
На стыке снов и грез еще жива,
Душа спешит, и в громе этом гулком,
Стихотворений колкие слова

То вьются, то над бездною взлетают
И тают, как снежинки на ветру.
О, как пленила высота такая,
И пусть я ведьмой темною умру,
Но тот покой, который был обещан,
И воскрешенье, это все в душе.
Страсть и любовь –не больше и не меньше
И мы в объятьях вьюги хорошеем...





ПОЭМА  ДЛЯ ГЕРОЯ

Я стол накрыла на троих.

Метались женщины и кони ржали где-то,
Свеча мигала, таяла, как сон.
Но мы с тобой в том доме до рассвета
Смотрели на огонь, и слыша стон
В порывах ветра видели другое
Отчаянное время в этот час.
Но как внезапно встретились с тобою,
Ведь вечно  время было не за нас,
Да и пространство одолеть едва ли.
Оно безмерно, только в тишине
Чужие кони о разлуке ржали.
И тени в бытие пришли ко мне.
2.

- Но кто с тобой, я лишь тебя тут вижу, -
Сказал Учитель в этот звездный час.
Молчала, ты  все дальше, он все  ближе,
Тот свет на этот променяв не раз,
Играла я безропотно с судьбою.
Она меня щадила до поры,
Но в миг, когда мы встретились с тобою,
Я поняла нелепость той игры.
- Я жить хочу, - я это сознавала,
Мне рано уходить туда, к нему.
И ржали кони-призраки устало,
И лишь свеча все освещала тьму.

3.
Приблизиться, щеки твоей коснуться,
И убедиться в том, что ты живой.
И к страсти, снова вспыхнувшей,  вернуться.
Я не пойму, а что теперь со мной.
В ночном лесу метались чьи-то тени,
Не отпускал, не мог туда уйти.
И медлила, и бред стихотворенья,
Я где-то дописала по пути.
И вот в уютном доме тают свечи,
И тот, кто нас покинул с нами вновь.
И что еще останется в тот вечер?
Его  усмешка и моя любовь..
4.

И он тебя узнал в тот странный вечер.
- Не может быть, ты где его нашла?
И только тихо оплывали свечи.
И искажали радость зеркала.
И ревность вся, и вся страстей громада
Обрушилась оттуда, из глубин.
Напрасно я прошу его:- Не надо,
Оставь его, ты нужен мне один.
- О нет,  орленок, даже там,  в начале
Я видел все, о чем  теперь жалеть?
И только  кони  в пустоте  заржали.
Оставить и  к покою улетать
5

Я не могла. Остановись мгновенье -
За миг до счастья смерть приходит к нам.
Останется строка стихотворенья,
Кошмар погони или птичий гам.
Останется до встречи вновь прощанье,
Но веря в сказку, как же я могла
Не выполнить жестоко  обещанье,
И принц медведем станет, вот дела.
О, нет, его опять не поцелую,
Пусть он живет, он молод и красив,
И только тени в тишине воркуют.
И он меня забудет и простит.
6.

Обыкновенным чудом проступает,
Реальность, я спасти тебя могла,
Страсть пепелит, когда любовь спасает,
И грянули в тиши колокола.
Ворона на сосне еще кричала,
Свеча мигала в дивной тишине.
Толпа на старом кладбище молчала,
Его душа прильнула вновь ко мне.
- Не уводи, ведь я не дописала.
- Не долюбила, не лукавь хоть тут.
И лишь свеча забытая мигала.
Он отпустил, но мне сказал: -Забудь.


7
.
Пройдут года, сменяя век усталый
К нам новый век ворвался, помним мы,
Что в том году Учителя не стало,
И я не сразу вырвалась из тьмы.
Потом жила, и ничего не знала
О мальчике, растаявшем вдали,
И лишь глаза в тумане вспоминала,
Там  кони ржали,  там  свеча горит.
Какие-то бестрепетные тени,
А говорят, они мои мужья.
Что остается? Горечь и сомненье.
Да что там? Только проза бытия.

8.
И дюжина романов, и поэма,
В которой нет героя как всегда.
И вдруг весна легко и вдохновенно
Забросила нас в омут, и вода
Она уносит все мои печали,
И хочется щеки твоей коснуться,
И убедиться, что опять в начале
Пути, и то, что ты не оглянулся.
Аид суров он не потерпит слабых,
И Персефона больше не спасет,
И Цербер тронет очень нежно лапой,
И взвоет вновь в тумане: - Не дойдет.

9.
Гермес смеется, сколько же Орфеев,
Теряли в это мраке Эвридик,
Но стала я сильнее и смелее.
И я теперь  прошу тебя: иди.
Весь мир за нас, нам нечего бояться,
И в Зазеркалье  больше нет тоски,
И только кони  весело резвятся,
-О мой Аид, да ты их отпусти.
Что это было? Тени, лабиринты,
Пугали Минотавр и тупики,
Рыдала Ариадна:- Нет, не выйдет.
Медея изнывала: - Отпусти.

10
О, эта жизнь, как много и как мало,
Она подарит нам уже тепла,
И только Афродита понимала,
Как мне твоя любовь мила была
Нет, не покой, довольно нам покоя,
Мы внуки Солнца, нам нужна любовь.
Не оглянулся, к свету я с тобою
Иду тропинкой звездой и лесной.
И Мастер тихо машет на прощанье,
И Бегемот опять несет роман.
- Я выполнил, мой ангел, обещанье.
Он не сгорел, и он остался вам.

11.

Вот так и шли, хрипели кони рядом,
Метались где-то женщины вдали.
Я понимала, дотянуться надо,
Пройдя сквозь страсть до веры и любви.
Наш путь один, все будет как когда-то,
Вергилий нем, не одолевший тьму,
Мы доживем, несется конь крылатый,
И вдохновенье ведомо ему.
Там свечи догорят, потухнут лица,
И бал к рассвету завершится вновь,
Сорвите маски, пусть нам лишь приснится
И лабиринт, и призрачная ночь.

12.
В огне костра шагнет ко мне Ярило,
И Велес выйдет, темный лес пройдя,
- Он так хорош, и будешь ты счастливой,
И аленький цветок мой для тебя,
Отгонит всех чудовищ, полыхая,
Желания исполнит, ангел мой.
А кони ржут в сиянии у края,
И мы еще танцуем под луной.
И лунный вальс так трепетно и нежно,
Заставит вдруг почувствовать тепло.
О, близость душ, когда тела небрежно
Влекут в туманы бесам всем назло.

13.
Свеча мигает за столом нас трое,
И комнатой обычной станет зал
- Да , я не верил, ты нашла героя,-
Учитель скажет, - мне пора назад.
А вам еще счастливо оставаться,
Увидимся когда-нибудь потом.
И оживут фигуры, и резвятся
На шахматной доске, а он с котом,
Еще сыграет партию такую,
Что мир очнется от тоски и зла,
И души, все  забыв,  уже воркуют
И навсегда сливаются тела….


 
Хранители снов на острове грез. Маргарита
Юре Р.

А знаешь, мой милый, построим мы дом из камней,
Меж морем и небом усталые души ютятся,
И пусть в этом  мире не будет жестоких людей,
Лишь добрые звери и духи вокруг суетятся,
На что нам все грозы и грезы на острове снов.
Есть дом и дорога, она уводила куда-то.
И рукопись снова читать ты и править готов,
И вдруг прилетает  к нам дерзкий посланник крылатый.

Не Ангел -  Гермес, его Зевс отправляет сюда,
Подарки и грезы нам шлет в тишине Афродита,
Так жизнь коротка, в этом доме с тобой навсегда
Останемся рядом, пусть будет отрава забыта,
И только Дриады чаруют наш мир  при луне,
И песня русалки тебя не пугает, ласкает.
А если заявится Пан одинокий во тьме,
Мы с ним вечеруя,  сюжеты  опять обсуждаем.

Смотри, медвежонок и ежик сидят на пеньке,
И листья пришили, и больше деревья не голы,
А знаешь, мой милый, от шумных людей вдалеке
Построим свой мир, этот чудный, таинственный город.
Мы  старые мифы припомнив и снова в тиши
Мы дивные сказки отправим им – наши посланья.
Таинственный остров – там рай для усталой души,
Нет, нет, не покой, созерцанье, любовь, пониманье…
И пусть в этом  мире не будет жестоких людей,
Лишь добрые звери и духи вокруг суетятся.
А знаешь, мой милый, построим мы дом из камней,
Меж морем и небом, какие там сны нам приснятся.

 
№№№№№№№№№

Моя душа, как огненная птица,
Порхающая где-то в замке сна.
Мне так тогда хотелось воплотиться,
Вернуться в мир, где царствует весна.
Но там уже другая дева правит
Твоей Судьбой, мой яростный  герой.
И прирученный лис тебя оставит,
Оставшись вновь наедине с собой.

Ты был листком таким же золотистым,
И ветер  навалился, клен терзает,
И вот тогда печальная лисица -
Мой душа в волненьях догорает.
Тот дивный миг, когда в порыве танца
Мы кружимся, о прошлом забывая,
Тогда в тиши прошу тебя:-  Останься,
Моя душа, она еще живая.

В объятиях, в огне, в пучине страсти
Нам снова предстояло воплотиться.
Но как мне жить в твоей безмерной власти?
И мечется усталая лисица.
Она в огне  костра последний факел,
И в заповедный лес не возвратится.
Но что же с нами, сил уже не хватит,
И только свет в огонь оборотится.

Вот так и жили смутно и серьезно -
Лисенок прирученный, принц усталый,
- Да кто же он? Найди, пока не поздно.
Едва  найдя, его  я  потеряла.
И там, за гранью, листопад резвится,
И в танце души мечутся,  и где-то
В том лунном свете огненной лисицей
Я жду свиданья, страсти и рассвета.


№№№№№№№№№№№№№

Мой ангел, мой любовник, мой мужчина. Заклять


А ты готова остаться с этим мужчиной вечности,
Там, где даже смерть не избавит тебя от него, там просто нет никакой смерти, подумай, прежде, чем давать обещание перед богом.
( роман "Тайна Берегини")

Мы не уходим, и мы не возвращаемся,мы были, есть и будем мы  всегда
И в разных временах, пусть радость таинства останется, пусть светит нам звезда.
И там, за пеленой извечной радости, я от тебя вовек не отрекусь.
Мой ангел, мой любовник этой тяжести  и вечности с тобою не боюсь

Мой лунный ангел в звездном блеске тает,
Любовник мой несет бокал вина.
Что остается? Только боль и тайна,
И бабочки полет, и тишина…
Цветок, тобой добытый,  исполняет
Желание заветное в тиши.
И пусть меня вовек не оставляет
Порыв твоей восторженной души.

Влюбленных разлучить пыталось время,
Благословляя этот плен оков,
Ты знаешь, я и верю и не верю
В то, что ты рядом и на все готов.
Ирония и свет звезды, и ангел
Хранит мои встревоженные сны.
За что мне дан защитник мой и агнец,
И древний волхв невиданной страны.

Мы не исчезнем, были мы и будем,
Плен медовухи, бабочки полет,
И где-то там, в сплетенье снов и будней
Он снова по углям ко мне идет.
Боль или радость, но в тиши аллеи
Не ошибусь, о, мой мятежный граф,
И никогда уже не пожалею.
Я не права, ты вечно будешь прав.

Ты знаешь, если женщина повинна,
То надо бы прощенье попросить,
Так поступали сильные мужчины.
Ты рядом, больше не о чем грустить.
Пусть гений остается в том столетье,
Где мы с тобой любили вопреки.
И страсть свою вплетали на рассвете
В прозрачные,  веселые стихи.

Ты мой мужчина, друг мой и  любовник,
Ты вечный брат моих печальных грез,
Моих страданий яростный виновник,
Ты на ладошках счастье мне принес.
И там, где снова расцветали розы
От ран твоих, моих нелепых слов,
Когда ты рядом, то смолкают грозы,
Ты властелин моих прекрасных снов.

И пусть  вдали исчезнут злые бури,
Меня ведет в ту область капитан,
Где больше огорчения не будет,
Мой дивный принц из снов и дальних стран.
Мой лунный ангел в звездном блеске тает,
Любовник мой несет бокал вина,
Что остается? Только боль и тайна,
И бабочки полет, и тишина…
Любовник, не муж, не жених.