Кража драгоценностей в Салмачах

Фаниль Гимадисламов
Фаниль  ГИМАДИСЛАМОВ
представляет
КРАЖА  ДРАГОЦЕННОСТЕЙ В САЛМАЧАХ

(Фантастический детектив)


Мой кабинет выходит окнами на улицу. Это очень удобно. Особенно если сидишь на втором этаже и вплотную к подоконнику. Тогда тебе видно всех проходящих мимо и, что исключительно важно, пришедших на прием.
- Я наблюдаю топтание перед нашими дверями и уже знаю, что за тип рвется к нам, - пояснил я свою мысль.
Мой дежурный доктор Ватсон подошел ко мне и теперь улыбался во всю ширину своей белозубой улыбки.
Миша Шеломенов был лысеющий толстоватый блондин с громадной головой и маленьким мозгом. Я бы давно избавился от такого помощника, если бы не его угодливая расторопность и хамовитая внешность.
Часто вышеперечисленные качества помогали мне в работе. Умом я блистаю и сам. Миша еще рельефнее подчеркивает мои способности, как литературный прототип играет на руку Шерлоку Холмсу.
 Надо признаться, в последние месяцы деловая жизнь в нашем детективном агентстве несколько приутихла.
Летом, как говорится, все в отпусках.
- Посмотрите, что написано в свежем выпуске «Вечерней газеты», - сказал Шеломенов и ткнул мне под нос подчеркнутую фломастером заметку.
- Мне лень читать самому, - выдал я небрежно, - почитай вслух.
- Хорошо. Я проведу политинформацию.
Миша был примерно моего возраста и помнил реалии прошлого века.
- Я слушаю очень внимательно, - подтвердил я и углубился в бумаги, лежащие передо мной на столе.
Цезарь делал именно так. Занимался двумя делами одновременно.
- Заметка называется «Кража драгоценностей из особняка в Салмачах», - начал мой Ватсон, - сразу предупреждаю, в материале мало информации.
- Читай!
- Грустная история о краже в Салмачах привлекала внимание казанцев. Некая богатая женщина в одночасье лишилась всех своих драгоценностей. В тот злополучный день, когда произошло дерзкое преступление, в доме Ханиповых был прием по случаю 50-летнего юбилея хозяина. Съехались друзья и родственники, были артисты и коллеги по работе. С учетом большого курултая Зульфия-апа надела свои лучшие наряды, не обошлось и без золотых украшений. Вне всякого  сомнения, семья, благодаря успешной деятельности Рафика Ханипова – известного в городе бизнесмена, могла позволить себе роскошную жизнь.
Спустившись к гостям, Зульфия Ханипова вскоре вспомнила, что второпях оставила сейф не запертым.
Учитывая, что на окнах не было решеток, хозяйка не напрасно беспокоилась. К несчастью, погода стояла не очень жаркая и кондиционеры не были включены.  Стало быть, окна были распахнуты настежь.
- Я сразу пожаловалась мужу, как только обнаружила пропажу, - рассказала хозяйка полиции. - Пропали все мои драгоценности: бриллиантовые подвески, колье из черного жемчуга, швейцарские часы с бриллиантами, кольца, серьги... В общем, там было богатства где-то на сумму ... 800 тысяч долларов.
Первоначальное предположение о том, что злоумышленники проникли в комнату на втором этаже через открытое окно, полиция вскоре опровергла. Следов какого-либо присутствия посторонних лиц на подоконнике и под окном при самом тщательном исследовании обнаружено не было.
Следствием было установлено, что кражу совершил один из гостей. В скором времени подозреваемый будет задержан и предстанет перед судом.
Шеломенов положил газету мне на стол.
- Хотите прочесть еще раз? – спросил он.
Я улыбнулся, не разжимая губ.
- Миша, у тебя есть какие-нибудь соображения по поводу изложенного происшествия?
- Есть, - услужливо ответил Шеломенов и начал что-то рассказывать.
Я слушал приятеля вполуха. Парень как-то не догадался, что я спросил его только затем, чтобы самому высказать пришедшие в голову свежие мысли.
- Хорошо, принимается, - прервал я Мишу.
Счастливый напарник остановил свой словесный поток.
- А вы что думаете? – догадался он, наконец, спросить.
Я загадочно почесал свою густую шевелюру, достал сигару и закурил.
Времени у нас было навалом. Поэтому я не торопился и создавал интригу. Поперхнувшись, я закашлялся. Не курю. Но ради атмосферы я становлюсь табачным детективом. Один знакомый доктор всегда носил поверх белого халата стетоскоп – создавал образ безупречного врача.
- Я полагаю, Михаил, - торжественно озвучил я свою мысль, - что очень скоро обойденная удачей семейка прибежит ко мне в офис. Загляни-ка вниз, нет ли их у дверей?
Мистер Ватсон и в самом деле посмотрел в окно.
Туповат парень. Я же имел в виду нечто другое. Часто я выражаюсь фигурально.
А Миша Шеломенов доверчив, как кролик. За что я и держу его при себе.
- Все эти реверансы в сторону полиции не более чем рекламный трюк или пиар-ход. Нет  у них никаких подозреваемых.
- Почему вы так думаете?
- Посмотри внимательно текст. На подоконнике следов они не обнаружили. И еще - дверь в комнату, где был сейф, скорее всего, тоже был заперт.
- Точно…
- Значит, выводы неутешительны. Либо у полиции есть свои соображения, которые они скрывают от общественности, либо… они сами совершили кражу.
Я смеялся уже во весь голос:
- Но это вряд ли!
Миша присоединился к веселью.
- Давай анализировать ситуацию, - я сделался серьезным, - если у следствия были бы какие-то нити к раскрытию преступления, то автор построил бы повествование совсем в ином ключе.
- У публикации есть автор?
- Ну да. Фамилия Оболенский тебе ничего не говорит?
- Нет.
- Это сотрудник пресс-службы. Он бы не удержался от победного восторга. А здесь ничего похожего нет и в помине.
Разговор на этом практически свернулся.
Мы с Шеломеновым перешли к политике. То есть стали обсуждать создание некоего Народного фронта для широкого наступления на антинародные массы.

Был у меня в свое время некий приятель по имени Алмаз. Зловреднее человека я не знал. К несчастью, об его отрицательных качествах я узнал только после того, как его – неожиданно для всех – назначили начальником отдела.
Все!
Если до этого мы были с ним в довольно близкой дружбе, то после назначения Алмаз возгордился и стал относиться ко мне с особым пристрастием. Мне пришлось, проклиная повороты судьбы, искать другую работу.
Человек, который сидел передо мной, был похож на него. Чем именно - я никак не мог понять. Если мой приятель носил клетчатые штаны и потрепанную футболку, то гость в офисе был одет безупречно.
Черный пиджак, галстук, белая рубашка – чем не охранник Путина?
- Вы уверены, что требуется наше вмешательство? – я еще раз изучил внешность официального представителя дома Ханиповых.
Какая-то мысль свербила мне мозг, но подумать тщательно об этом у меня не было возможности.
- Рафик Салихзянович имеет друзей в правоохранительных органах. Но он уверен, что официальные структуры находятся в тупике. Только не хотят признаваться в своей неудаче ни себе, ни кому-то еще. Особенно Ханипову.
- Стало быть, я должен всех поставить на место.
Я внимательно смотрел на представителя дома Ханиповых.
Тот небрежно кивнул.
И тут неожиданная мысль бросилась мне в голову. Вот чем именно сидящий передо мной посетитель похож на моего давнего приятеля!
Алмаз, став начальником, был уверен, что теперь роли поменялись. Он будет относиться ко мне, забыв про мой авторитет и возраст, с высоты начальственного положения.
Гость назвал предварительную сумму вознаграждения и тем самым решил, что купил меня с потрохами. Впрочем, так оно и было.
Но не следовало ему менять тон:  с заискивающего в начале разговора на покровительственный - в конце.
Зачастую любое случайное слово может стать катализатором неприятного отношения.
Человек в черном вызывал у меня раздражение. Он поднялся в собственных глазах, он относился теперь ко мне как к наемному работнику, с которым можно не церемониться.
Как глубоко заблуждается тот, кто думает, что поймал птицу удачи за хвост.
Я просто обязан был указать собеседнику на место.
Однако посетитель лимит свой исчерпал, задачу, поставленную  перед ним боссом, выполнил, он не имел намерения тратить времени лишнего на чепуху.
Гость встал.
Скользнул по мне равнодушным взглядом и потянулся к выходу. Даже не протянул руку, как это сделал при визите.
- И последняя просьба, - сказал я, словно продолжал разговор.
Это было бы откровенным вероломством с моей стороны. Но на войне как на войне.
Для колебания места не было.
- Передайте Рафику Салихзяновичу мое пожелание…
Уходящий посетитель скривился:
- Надо было в свое время сообщить все свои претензии, - назидательным тоном сказал он, трогая ручку двери.
- Если вы выслушаете меня, то поймете, что для сообщения сейчас самое место.
Клиент замялся у дверей.
- В следующий раз вы можете опоздать со своими просьбами, - поучительным тоном сказал он.
- Я принимаю критику.
Он задумчиво посмотрел на меня:
- Говорите.
Я взглянул на Мишу Шеломенова, молчавшего на протяжении разговора.
- Хорошо. Я вас понял, - хитро улыбнулся и попросил хозяина коттеджа пригласить к нашему приезду всех участников предыдущей вечеринки.
Сам Шерлок не чурался таких дешевых фокусов.
Я намеривался поразить Шеломенова в самое сердце.
И он, мой никудышный биограф, был потрясен моей сообразительностью.
О чувствах Рафика Ханипова оставалось только догадываться.
- Он перезвонит вам, - бросил напоследок его представитель.


- Сейчас сложный период в жизни правоохранительных органов, когда бывшие оборотни в погонах перерождаются в самоотверженных и доблестных копов. Так что работать им некогда, - подытожил начатый разговор Ханипов.
- Другими словами, вы на них не надеетесь? – обозначил я проблему.
Разговор шел в кабинете в особняке Ханипова.
Он позвонил мне буквально через день и стал жаловаться на трудности расследования, которое ведут специалисты сыска.
- Главная надежда на вас.
- Вам сообщили, что именно требуется для пользы дела? Я имею в виду прием…
- Я вашу просьбу постараюсь выполнить. Сообщу дополнительно о приеме. Только не понимаю, что это даст.
- У меня свои методы.
- Свои?
- Ну да… Классические ведь вас не устраивают, верно? Иначе вы не позвонили бы мне.
На том конце трубки было длительное молчание. Наконец я услышал сопение и смущенный голос:
- Верно.
- Значит, играем по моим правилам?
- Как скоро вы приедете?
- В назначенный для всех день.
- Хорошо. Я постараюсь организоваться поскорее. У нас есть какой-нибудь шанс обнаружить злоумышленника?
- Да, шанс есть всегда. Почему вы спрашиваете об этом? У вас есть подозрения?
- Есть, но…
Тут он замолчал, словно разговор ему был неприятен.
- В любом случае вы получаете оговоренную сумму. Согласно договоренностям.
Звякнула положенная трубка. Мой собеседник умел эффектно заканчивать разговор.
- Миша, нам предстоит увлекательная и денежная работа. Как давно я этого ждал.
Я довольный потирал руки.
Блестящий ум, потрясающее хладнокровие, огромное великодушие и безграничная смелость помогали Шерлоку раскрывать самые загадочные преступления.
Всех этих выдающихся качеств у меня было с лихвой. Неудивительно, что я давно надеялся получать адекватный гонорар. Случай в Салмачах позволит мне подняться на верхние этажи благополучия.
Об этом я думал с тех самых времен, как ушел из милиции.
Из милиции – это громко сказано. Я работал в группе обеспечения связи и не носил форму. Более того я был исполнительным и бесхитростным работником. Я полагал, что честным трудом я завоюю признание у коллег и начальства. И не слушал слова, обратные моим убеждениям.
Некий Фанис все время зудел мне:
- Не надрывайся. Погубишь здоровье – окажешься никому ненужным.
И приводил в качестве примера Женю Холопова, Андрея Попова  и других бывших сотрудников, от которых начальство безжалостно избавилось, едва они стали чаще уходить на больничный по состоянию здоровья.
- Лучше чаще ной и не выполняй тяжелую работу…
Но я продолжал в одиночку таскать тяжеленные колонки, никогда не жаловался… и однажды черный день для меня наступил.
Позвоночная грыжа. Именно так охарактеризовали мое состояние, когда я с проблемой пришел в медчасть.
- Ничего тяжелее авторучки поднимать нельзя, - сообщил мне врач при выписке.
Одна операция за другой. Но здоровья у меня не прибавилось.
Когда я пришел на работу, начальство не стало ко мне плохо относиться.
Фанис заблуждался.
Меня также в одиночку отправляли на задание, а поскольку я уже не мог, как в былые времена, ворочать мешки – образно выражаясь, то очень скоро понял, что руководство меня терпит.
До поры до времени.
Час пробил.
- Ты не справляешься, - сказал мне начальник.
Фанис, в конечно итоге, оказался прав.
Слушать каждый день критику и отказываться от непосильной работы я уже не мог.
Так, в сорок пять лет, я без денег и без поддержки друзей оказался наедине со своими проблемами.
Трижды был прав Фанис. Чем я рисковал, заботясь о своем здоровье?
В крайнем случае, мог «заработать» выговор.
- Ты станешь инвалидом, и от тебя начальство отвернется, - беззлобно предупреждал Фанис.
Так оно и случилось.
Тот же друган Фанис помог мне открыть детективное агентство. Благо кое-какой опыт у меня был, и поддержка некоторой части коллег все еще осталась.
В особняк Ханиповых меня привез Шеломенов. Летописец из него никакой, зато водителем он был стоящим. Вместе мы намеревались одержать не одну победу над злобными и коварными обитателями преступного мира...
Встретил нас сам хозяин особняка – Рафик Салихзянович.
- Вы подъезжаете? А я как раз выхожу, - предупредил он меня по телефону.
Возле современного, только что построенного трехэтажного дома с каменной оградой и коваными воротами стоял «Хаммер». Водитель возился рядом.
Но нашим клиентом оказался подтянутый загорелый мужчина с редкими седеющими волосами.
Высунувшись из калитки, он махнул рукой нам. Потом, продолжая разговаривать с кем-то по мобильному, он исчез из нашего поля зрения.
- Туда! – подсказал я Мише.
Пока подъезжали к особняку, я успел осмотреться.
Сразу за домом виднелись березки, а сбоку я разглядел небольшой пруд – какой-то вялый, сивушного цвета.
Пространство перед ним поросло тысячелистником и ромашкой.
Найти дом на окраине улицы не представляло труда.
Хозяин разговор закончил и уже шел к остановившейся машине.
- Профессионализм не пропьешь. Вы быстро нашли нужный дом, - сказал он с хорошо разыгранным изумлением.
Был он в белой рубашке, дорогих и удобных джинсах.
Джентльмен, без всякого сомнения, принадлежащий к самому высшему аристократическому обществу.
Это я наградил звучной тирадой Ханипова в благодарность за выписанный им гонорар.
- Вот я уже начал отрабатывать свою ставку, - быстро подумал я.
Бизнесмен Ханипов был несколько расстроен, хотя всячески скрывал это.
Меня поразило его бледное лицо. Не кроется ли здесь какой-нибудь тайны, подумал я.
- Давайте я осмотрюсь, - начал я, прерывая любые возможные сценарии, которые мог загодя придумать наш богатый клиент.

Я первым делом внимательно осмотрел все комнаты на первом этаже и поднялся по деревянной лестнице на второй этаж.
Пройдя вдоль небольшого коридора, я обнаружил, что злоумышленникам было непросто провернуть свое дело. В день приема везде находились многочисленные домочадцы и приглашенные гости. На глазах невольных наблюдателей посторонний человек не мог остаться незамеченным. Тем более ходить туда, куда ему вздумается.
Из беседы с Рафиком Салихзяновичем я уже знал, что полицейские недалеко продвинулись в своем расследовании.
- Окно было открыто настежь? – спросил я хозяина.
Он всюду самолично сопровождал меня, оказывая помощь во всем и одновременно контролируя ход следствия.
Я не возражал.
- Никаких следов вторжения обнаружить доблестным копам не удалось, - пояснил бизнесмен.
Стекла и подоконник были все еще окрашены черной краской, которую щедро рассыпали эксперты.
- С вашего позволения я полазаю в комнате, - мигнул я доверительно, - и внизу тоже.
- Как Шерлок Холмс?
- Точно.
Легкая улыбка скользнула по его губам:
- Тогда я пойду встречать гостей.
И хозяин ушел. Хотя до назначенного времени было еще больше двух часов.
- Идем во двор, поищем лестницу, - предложил я своему спутнику. – Или хотя бы ее следы.
Я рассчитывал обнаружить нечто такое, чего не заметили профессионалы сыска.
Увы, мои поиски не добавили ничего нового. Следы под окном оставила только следственно-оперативная группа, а на подоконнике отметились краской только эксперты. Остальные повреждения были столь незначительными и давними, что не заслуживали даже упоминания.
- Я уверен, что похищение драгоценностей произошло именно этим путем, - кивнул я на открытое окно.
Шеломенов что-то себе записал в дорогом блокноте.
Когда-то летописец Ватсон делал пометки для будущих историй. Мишу я приучил создавать видимость внимания к деталям.
- Дельный человек. У него есть чему поучиться, - говорили обычно зеваки.
Мой прием исправно служил. Как когда-то Холмсу.
В те далекие времена, когда в России не было ни капитализма, ни даже революции, передовицы бульварных газет пестрели заголовками типа «Таинственныя трупы въ чемодане» или «Безумный маниакъ зарезал кокотку»...
Сегодня сенсации выдает интернет:
«Медведев уходит в отставку», «Срочная новость! Наташи Королевы не станет», «Президент чуть не задавил свой народ на джипе» и прочую белиберду. Крайне интересную.
Я прокашлялся.
- Такой заголовок тебя устраивает, Миша? «Булат Хазиев и Михаил Шеломенов раскрыли дерзкую кражу в Казани».
- Можно еще круче, - в тон мне ответил Миша.
Он умел потешить мое честолюбие.
У нас оставалась одна только сложность – опередить полицейских.
Впрочем, вру. Я не сомневался в успехе.

- С кем я могу побеседовать? – спросил я хозяина.
Терять времени на пустое я не хотел.
Ищейка беснуется, пока не найдет след.
- С моей женой… пока можно, - сказал верный муж, - я пришлю ее к вам.
Зульфия Ханипова оказалась эффектной немолодой женщиной, но выглядевшей весьма моложаво.
Я подумал: «нет ли у нее молодого любовника?».
- Это вы должны посрамить казанскую милицию? – спросила она с порога.
Вызов я принял:
- Если вы мне поможете…
- Все что угодно! – рассмеялась она, запрокидывая голову.
Любой мужчина прочитал бы в ее словах глубокий смысл. Я же был сыщиком, думающем исключительно о хорошем гонораре.
- Тогда ответьте на некоторые мои вопросы. Это вас не затруднит.
За те деньги, которые мне отвалят за хорошо выполненную работу, я смогу купить десяток женщин – если, конечно, захочу бесполезно потратить бабло.
Но пока я должен был невольно играть свою роль. Я подошел к ней вплотную, едва брюнетка оказалась у открытого сейфа.
Я улыбнулся. Со стороны, должно быть,  я выглядел неотразимо. Должен был. По крайней мере. Я надел свой самый лучший костюм.
Иногда безупречная одежда позволяет выцыганить к гонорару весомую прибавку.
Итак…
- Кто присутствовал, когда вы надевали драгоценности?
- Моя старшая дочь.
- Ага. Она помогала вам. А кто-нибудь из вас не подходил к окну? Случайно.
- Кажется, нет.
Неуверенность позволила мне задать уточняющий вопрос:
- Вы не видели во дворе кого-нибудь? Не обратили внимания?
- Мы же не подходили к окну!
Мое лицо выражало досаду. Я прочитал по ее лицу и глазам.
Я шагнул вперед.
- Отсюда можно увидеть часть двора. Там никого не было?
- Не знаю. Когда женщина видит драгоценности, ей глубоко  наплевать на всех.
- Понимаю.
Миша что-то записал в свой блокнотик.
Интересно что?
Наверняка, нарисовал четыре круга друг за другом. Не раз он упражнялся в этом. Я как-то заглянул для порядка в его записи и не нашел там ни одной дельной мысли.
- Вы часто надеваете драгоценности?
Ханипова скорчила гримасу.
- Часто, - быстро ответила она. – Едва представляется возможность. Я ведь не коллекционер. Верно?
Я вынужден был согласиться.
- Ага. Я…
- Не стесняйтесь.
- Еще один вопрос: вы никого не подозреваете?
Женщина задумалась.
- Подозреваю.
Я с любопытством взглянул на собеседницу. Черные волосы, большие миндалевидные глаза с поволокой, ослепительно белые ровные зубы – весь ее вид говорил о благополучии. Поняв, что соблазнить меня не удастся, она почти потеряла интерес к игре.
- Кого?
- Всех. Любой мог совершить кражу. И вместе с тем никто бы не решился. Прежде такого никогда не было.
- В доме никогда ничего не пропадало. Я правильно понял?
- Правильно.
Я поблагодарил Зульфию за сведения. Они были неважными: где-то около нуля по десятичной системе.

- У вас должен быть садовник, - показал я свою осведомленность.
Хозяин удивился.
- У вас прекрасный сад.
- Я вас понял, - согласился он и оглядел то, что рассматривал я.
Территория за домом была хорошо ухожена. Здесь росли экзотические деревья, цветущие кустарники, и, конечно, травка - бриллиантового цвета газон. Сверкающие яркими красками клумбы окружали изысканный фонтан.
- У нас всем заведует Зульфия-ханум, - пояснил Ханипов, - ей помогает, если я не ошибаюсь, Ильгиз-абый. Это ее дальний родственник. Давайте я найду его и пришлю сюда. Вы никуда не уходите.
Рафик Салихзянович куда-то быстро утопал.
Через какое-то время из-за угла дома показался Ильгиз-абый. Наверное, он. Иначе мужчинка не направился прямиком к нам.
Лицо садовника  густо обросло темной всклокоченной бородой.
- Здравствуйте, - вежливо поздоровался он.
Черные давно немытые волосы вылезали прядями из-под его довольно сомнительной чистоты белой капитанской кепки. Головной убор, похоже, кто-то привез ему из заграничной поездки.
На садовнике были плохо вычищенные высокие сапоги и дорогой костюм, лоснившийся от долгого употребления сперва хозяином, а потом им, последним его владельцем.
- Пройдем в беседку, - предложил я.
Ильгиз-абый, угрюмо нахмурив брови, сел в угол скамейки и приготовился терпеливо выслушивать любую чушь.
Если он маскировался под бомжа, то это ему блестяще удавалось.
- У меня к вам всего один вопрос, - соврал я.
- Угу, - наш мрачный собеседник кивнул.
- В тот день, когда была совершена кража, где находились вы?
- Я был где? – переспросил удивленно садовник.
- Хотелось бы услышать именно это.
- Везде. Куда не позовут, - сказал и быстро поправился: но только в дом не заходил.
- В основном на дворе, правильно?
- Да.
- Никого незнакомого… или подозрительного вы не видели?
Мне так хотелось перейти с этим человеком на «ты», что я с трудом сдерживался.
- Нет, хотя потом…
- Что потом?
- Когда поднялся шум, я увидел много незнакомых мне людей. Извините, я ничем вам не могу помочь.
Было заметно, как ему трудно говорить.
- Спасибо, идите…
В течение часа я добросовестно исполнял обязанности детектива, но полезного для расследования получил самую малость.
Вся надежда – на прибывающих на вечеринку гостей.
- Рафик Салихзянович, могу поговорить с кем-нибудь из только что приехавших?
- Да.
Я заметил, как через калитку вошел молодой человек с кудрявой некрасивой барышней, и с согласия хозяина пригласил их в беседку.
Дело не клеилось.
Все, с кем я общался, охотно отвечали на мои вопросы.

- Вот что я нашел недалеко от входа, - услышал я чей-то взволнованный голос.
Обернувшись, я увидел тощего старикашку.
В руках человек с козлиной бородкой  держал какой-то росток. И хотя он был в перчатках, говоривший обращался с зеленым растением так, словно поймал ядовитую змею.
- Знаете, что это такое? – спросил новоприбывший, обращаясь к гостям. – Это крайне опасный сорняк.
- Буде вам пугать! – вмешалась Зульфия Ханипова, чье внимание привлекло необычное скопление людей.
- Я не пугаю, - возразил мужчина, вытягивая вперед руку с растением. – Это амброзия. Биологи знают, что за фрукт я нашел.
Среди гостей биологов не оказалось. Поэтому никто не подтвердил слова любителя растений.
- Амброзия полыннолистная безжалостно засоряет наши  сады, огороды и луга. Это растение может давать до 40 000 семян, которые очень быстро и легко прорастают в течение всего вегетационного периода.
Профессор, похоже, пытался изложить по-быстрому известные ему сведения:
- К осени мощные стебли растения достигают высоты человеческого роста. Всходит амброзия уже в начале мая, ее цветение начинается в конце июля и продолжается до самой глубокой осени. Вредоносное воздействие на человека оказывает цветочная пыльца сорняка, которая содержит амброзиевую кислоту. Если ее вздохнуть в легкие, то вполне может начаться неожиданный насморк, слезотечение, чихание, а у чувствительных к аллергии людей быстро развивается астматический синдром.
- Андрей Анатольевич! Зачем вы нам это рассказываете? – не выдержала хозяйка.
- Боже мой! Вы должны знать о сорняках.
- Зачем?
- Этот сорняк прежде не водился в садах близ Казани.
Андрей Анатольевич обвел всех быстрым взглядом. Лицо его приняло детское выражение, он даже вытянул губы от обиды.
- С каждым днем сорняков и паразитов становится все больше. И никому до этого нет дела!
В его голосе прозвучала неподдельная горечь.
- А вы слышали о грозе садов и огородов? – продолжал Андрей Анатольевич.
Нашелся какой-то любопытный.
- О чем это вы? – спросил он.
Толпа стала расходиться. Возле биолога остались только несколько наиболее стойких к причудам старика человек. Среди них был и я.
Именно я задал вопрос Андрею Анатольевичу, на который он тут же собрался обстоятельно отвечать.
- Вы должны знать, паразитирующие растения это удивительные явления в живой природе. Почему? Они не могут самостоятельно усваивать углекислый газ из воздуха и минеральные вещества из воды, как это делает большинство растений Земли. Поэтому они поселяются на корнях, стволах или ветках других растений и забирают пищу, добытую чужими корнями и листьями. Самой настоящей грозой для садоводов является повилика.
Если у паразитирующей на деревьях омелы еще имеются кое-какие зеленые листья, участвующие в добыче питания, то повилика (Cuscuta) полностью паразитирует на хозяине и, не имея своего хлорофилла, питается исключительно чужими соками.
- Ужас, - высказал я мнение, живо представив перед глазами этот необычный тандем.
Моя оценка воодушевила выступающего.
- Особенно опасны для растений бесцветные чужеядные, в которых полностью отсутствует хлорофилл. В лесах острова Суматры можно увидеть самый большой цветок в мире — раффлезия Арнольди. Этот главнейший паразит среди паразитов  достигает порой одного метра в диаметре. Красный, мясистый, с гнилостным запахом этот колоссальный цветок не имеет ни побегов, ни листьев, ни стеблей, они превратились в клеточные нити и целиком вросли в ствол растения, которого он выбрал жертвой и за счет которого существует. С ботанической точки зрения это феномен, достойный Книги рекордов Гиннеса.
С трудом я вырвался из информационных объятий биолога и стал наблюдать за другими участниками приема.
Энтузиаста-биолога я вычеркнул из круга подозреваемых.
Существует большое количество людей, которые, собравшись вместе, не знают, о чем говорить. У каждого свои интересы,
Книг они не читают, кино не смотрят, а о музеях и театрах я вообще молчу. Во время таких встреч, как сегодня, они, как по команде, берутся за сотовый телефон и исчезают в своем привычном мире.
Я наблюдал то в одном, то в другом уголке такие озабоченные пары: взволнованный человек и его верная трубка.
- Здесь уже интереснее…
Мое внимание привлекла небольшая группа в саду.
В тени беседки собрались энтузиасты. Они обсуждали проблему внеземных цивилизаций. По мнению высокого худощавого парня с едва проросшими усиками, враги человечества – а то, что это именно так, говоривший ни на минуту не сомневался – готовят скорое вторжение на Землю.
- Засуха, цунами, вулканическая активность – это их рук дело… - говорил он с лихорадочной возбужденностью, присущей его юному возрасту.
- Ага, руки у них все-таки есть! – обрадовался кто-то.
Я узнал в нем своего знакомого биолога.
- Я выразился фигурально,  - с раздражением в голосе отозвался юноша, -  и еще: всякого рода инфекции и эпидемии неспроста в последнее время оккупируют человечество.
Он находил свою речь блестящей.
Однако слушатели стали расходиться. Сегодня интернет поражает новостями более сенсационного характера. Притом наилучшим источником ужасов становятся именно ученые, которым стало скучно в тиши академических кабинетов.
Я подошел ближе.
Волосы падали ему на глаза, – такими длинными они были! – и он все время откидывал их со лба величественным – как ему казалось! – движением головы.
Вскоре я оказался его единственным слушателем.
- Нынешнее поколение людей окажется свидетелей близкой оккупации нашей зеленой планеты инопланетным разумом…
Мне вдруг стало все ясно. Он – сумасшедший.
Если до встречи с гостями уважаемого хозяина особняка я полагал, что разговоры в доме будут вестись, в основном, о финансовых вопросах, то сейчас я был сильно поражен.
Словно сговорившись, собеседники поднимали проблемы вселенского характера, но большинство из них были совершенно неразговорчивы.
Показавшаяся вначале легкой задача на глазах становилась почти не решаемой. Весь мой предыдущий опыт не мог мне дать подсказки, в каком направлении двигаться.
Даже голый расчет на то, что подозреваемый испугается и не приедет на место преступления, не оправдался. В назначенный час все без исключения приглашенные люди нашли время посетить гостеприимного бизнесмена.
Не помню, когда именно, но очень скоро я пришел к выводу, что я в тупике. В отличие от официального расследования мое положение позволяло прибегать к не вполне законным методам. Один из них состоял в том, чтобы организовать провокацию.
Если злоумышленник охоч до чужого богатства, то он вряд ли удержится от соблазна завладеть еще некой небольшой суммой. Тем более, если увидит, что безделушка очень дорогая, и он безнаказанно может немного пошалить.
Я решил посвятить в свои планы Рафика Салихзяновича.
- Хорошо, - легко согласился мой клиент.
То ли он не верил в успех предприятия, то ли действительно готов на все, чтобы изобличить преступника.
Действительно умные мысли стали стучаться в мою голову после нечаянно подслушанного разговора.
Хотя на первый взгляд в ней не было никаких подсказок или фактов касательно совершенного ранее преступления в этом доме, я уловил намек. Намек, который, как показало будущее, сильно помог мне двигаться в верном направлении.
Но вернемся к беседе.
Один из словоохотливых друзей хозяина завел разговор о толерантности.
- Раньше было хорошее слово «дружба». Сейчас всюду трещат о толерантности. Что это такое – толерантность?
Похожий на башкира круглолицый бизнесмен растопыривал пальцы:
- Ерунда. Отвечаю: мы должны терпеть возле себя всяких прохиндеев. Раньше было просто. Хочешь жить здесь – изучай местные обычаи и культуру. Но времена изменились. Все ходят в чужой монастырь со своим уставом. А как же! Толерантность! Даже в школе уже насаждают. Так что очень скоро азиаты и негры захватят нашу страну.
- Точно, - поддержал его другой бизнесмен, в таком же дорогом костюме, - сегодня Европа теряет свою самобытность. Я часто бываю за границей и вижу: эмигранты не принимают местную культуру. Гости из Северной Африки и арабских стран агрессивно проталкивают свою культуру. Это плохо.
- Ну да. Европейцы очень терпимы. Даже когда видят, что благодаря эмигрантам Европа криминализируется.
Я пошел прочь. Какая-то идея стукнулась мне в голову, и я должен был сейчас действовать.
- Приезжий зарабатывает какие-то денежки и привозит свою родню. Потом друзей… - услышал я вслед.
Но мысли у меня уже ушли совсем в другую степь. Так сегодня выражаются молодые люди. Которые агрессивно вбрасывают в общество через прессу и телевидение свои языковые привычки. А деньги у них, вернее, у их спонсоров есть…
- Рафик Салихзянович, - я обратился по адресу.
Бизнесмен был полностью на моей стороне. Он с готовностью выслушал мои идеи.
Согласно замыслу,  хозяин должен был распустить слух, что приобрел для одного из своих клиентов яйцо Фаберже и теперь дорогую покупку привезут в дом.
Желающие посмотреть диковинку могут задержаться после приема.
- Так мы отсечем всех заинтересованных, - пояснил я задумку, - круг подозреваемых автоматически усечется.
- Полагаю, вы знаете, что делаете, - сказал он, осторожно подбирая слова.
- После поимки преступника мы извинимся перед гостями, - я утвердительно кивнул. – Нас поймут…
- Должны, - пожал плечами Рафик Салихзянович.
- Важно вернуть украденное, так ведь?
- Да-да.
Глаза собеседника хитровато щурились.
- Тогда за дело…
Информация поначалу вызвала всеобщее недоверие.
Если останутся все, то моя идея будет полностью дискредитирована. Поэтому хозяин вскоре сделал добавочное сообщение:
- Звонят с дороги, задержатся на часок.
Гости зашумели. Было видно, многие остались просто из вежливости.
- А с теми, кто торопится или у него есть неотложные дела, я хочу попрощаться, - продолжил бизнесмен, точно улавливая, что требуется в данный момент.
Люди потянулись к выходу. Вечеринка подошла к концу.
- Извините, - ко мне подошел молодой человек с непропорционально большой головой и крупными ушами, - вы не в курсе, в какую сумму оценивается эта диковинка?
Я пожал плечами.
- Очень дорого. Сумму никто вам не назовет. Только приблизительную.
- Спасибо…
Элегантно одетый юноша смешался с толпой, идущей к выходу.
По истечении заявленного времени, когда гостей осталось не более двадцати человек, хозяин особняка сообщил, что машина прибыла.
- Прошу всех в подвальное помещение, - пригласил он интересующихся   культурой друзей на демонстрацию раритета.
Посреди большого зала без каких-либо окон, как я и просил, стоял круглый стол, в центре которого я увидел внушительную керамическую вазу.
- Что это? – зашумели зрители.
- Минутку внимания, - обратился к своим друзьям Ринат Салихзянович, - яйцо находится в этой вазе. Я сейчас его достану. Принесите, пожалуйста, стул.
Тот, к кому обращался наш собеседник, кивнул и ушел.
Это был сигнал.
Спустя мгновение провода заискрили, раздался хлопок - и в комнате погас свет.
- Прошу соблюдать спокойствие, - закричал хозяин, - это вылетели пробки…
В полуподвальном помещении наступила кромешная тьма.
Протяни руку – и никто ничего не заметит.
Итак, все шло по плану. В течение нескольких минут томительное ожидание сменилось громким обсуждением случившегося. Кто-то пошел вперед, пытаясь отыскать в темноте выход. Наконец, с большим электрическим фонариком появился хозяин.
- Еще несколько минут - и неисправность будет устранена, - успокоил зрителей Ринат Салихзянович.
Он был деятелен, оживлен и весел.
Когда зажегся свет, он прошел к вазе и, засунув руку в горлышко, изобразил гримасу.
- Что случилось? – громко спросил я, стоявший недалеко от входной двери.
Я точно знал, что несколько человек покинули помещение. Они прошмыгнули мимо меня. Но я их запомнил. Хватило быстрого взгляда в полутьме приоткрытой входной двери.
- Яйцо Фаберже пропало, - трагическим голосом сообщил хозяин.
Я улыбнулся. Ринат Салихзянович напоминал сейчас одного из наиболее бездарных артистов театра имени Качалова, что на улице Баумана.
Пользуясь моментом, я обошел всех присутствующих, внимательно  вглядываясь в многочисленные руки и рукава.
Нет, я не собирался поймать преступника с поличным.
Тем более что я, как и мой бездарный исполнитель, знал, что никакого Фаберже не было и в помине.
А есть обыкновенная ваза, густо покрытая изнутри сажей.
Старый прием шаманов и колдунов сейчас должен был мне помочь. Злоумышленник наверняка не удержался. Он запустил руку в вазу. Но он не знает, какую коварную ловушку мы для него приготовили.
- Идемте со мной, - я попросил ушастого юношу проследовать за мной из подвала.
Тот округлил глаза, раскрыл от удивления рот, но покорно пошел за мной по неровным ступенькам.
Оказавшись в саду, я сразу обратил внимание на запачканные руки юного воришки.
- Ах, вот в чем дело! – догадался сметливый парень. – Вы детектив и хотите меня арестовать?
Это было чистосердечное признание.
Я мог торжествовать победу. Но, увы, жизнь преподносит порой самые неожиданные сюрпризы. Дальнейший ход событий показал, что я сильно ошибался, полагая, что вычислил и задержал преступника.
- Нам очень нужны деньги, - проговорил юноша, покачивая своей громадной головой, - ради этого мы пойдем на самые крайние меры. Я предупреждаю, вам будет плохо. Очень плохо.
Еще на прежней работе я часто сталкивался с угрозами. Мне не привыкать.
- И еще: вам никто не поверит. Советую смириться с неизбежным.
Голос парня был самонадеян и далек от раскаяния.
- Ваши дни сочтены. Год, другой…
Я почему-то припомнил пророчества Майя и год 2012…
- Фантазии, - улыбнулся я, - а пока вам придется подчиниться мне.
Мои слова произвели на злоумышленника неожиданное впечатление.
- Я так и думал… - сказал он с укором.
- О чем?
- О том, что у нас будет бесполезный разговор.
Парень отошел от меня на некоторое расстояние, улыбнулся непонятной улыбкой, побежал по садовой дорожке и улетел.

Июль 2011г.