Девушка за стеклом - автор М. Мейстер

Н.Куницкая
За окном трещали февральские морозы… А дома – дрова в печке.
 
Макар посмотрел на деловито бегающие языки пламени, подумал и подбросил еще пару поленьев. Огонь радостно запрыгал по ним, изучая новую добычу… Макар улыбнулся и звонко закрыл чугунную дверцу. За ней сразу засопели и заурчали, словно радуясь, что теперь можно заняться любимым делом без посторонних глаз.
 
Тепло от печки медленно расплывалось по всему дому, и Макар с удовольствием скинул овчинный полушубок, в котором выходил за дровами.
 
- Эх, хорошо! – Макар сел на кровать, вытянул ноги в сторону печки и довольно потянулся. Словно сытый и счастливый кот.
 
Макар жил один. В небольшой избе, доставшейся от родителей. Почти на самом краю деревни. Странный это был парень. Рано начал самостоятельную жизнь и потому рос юношей деловитым, умелым, хозяйственным, но при этом – не по-крестьянски мечтательным. Мечтал он встретить свою суженную, да такую, чтобы любовь была – как у ангелов! Неземная то есть. Все мужики в деревне над Макаром тихонько посмеивались. Бывало, что после стакана-другого крепкой деревенской самогонки приходили дразниться и в открытую, но Макар был парень здоровый, за себя постоять умел, и за насмешки мог и по зубам дать, не сильно раздумывая. Так что его по-своему уважали.
 
Зимой в деревне делать было нечего. Снег кругом. Да так порой заметало, что даже в соседнюю деревню не выбраться, не то что в город. Вот и сидели мужики с бабами по своим хатам, да в гости друг к другу ходили. А какие же гости, да без хорошей бутыли самогонки?! Зря что ли бабы картофель да свеклу на это дело переводили? К весне мужики по работе скучали, словно парни по красной девице!..
 
Макар по гостям не ходил, самогонку не пил и весны не слишком ждал. Управившись за день с небольшим хозяйством, он проводил короткие зимние вечера в мечтаниях о своей суженной.
 
Парень он был видный, потому сватали ему девиц со всех окрестных деревень, но Макар даже на смотрины не ходил.
 
- Зачем мне, – говорит, – глупая деревенская баба? Что я с ней делать буду? Она моей тонкой души не поймет и не оценит… Нет, мне нужна девушка необычная, воздушная, словно весенний ветерок, чистая, как только выпавший снег и светлая, как полная луна… Веселая, как солнечный лучик и красивая, как принцесса…
 
- Дурак ты, парень! – говорили ему свахи. – Хороший, но дурак!
 
А Макар только улыбался на такие слова и продолжал по вечерам мечтать, нежась в тепле и слушая приятное потрескивание дров.
 
Нынче февраль выдался морозный и снежный. Дороги так замело, что из избы в избу было не пробраться, а если и пробраться, то долго и сквозь сугробы. Окна в избах заледенели, узорами небывалой красоты покрылись, так что Макар иной раз глаз оторвать не мог, все любовался.
 
Вот и сейчас, он смотрел, как неожиданно выглянувшее солнце заиграло на окне, прыгая в мозаике прихотливого ледяного узора.
 
- Наверное, солнышко весну чует! – сказал Макар. – Вот и выглядывает иногда, проверяет, а не пришла ли, родимая, не пора ли уж тучи серые, постылые разогнать, да землю-матушку отогреть!
 
Постучался вдруг кто-то, а потом дверь в избу тихонько открылась и показалась румяное девичье лицо.
 
- Леся, ты что ли опять?! – удивился Макар. – Ну, заходи, давай, быстрее, раз пришла, а то морозу мне напускаешь!
 
Девушка бойко заскочила в избу и захлопнула за собой тяжелую, обитую мехом дверь.
 
- Я вот тут от подружки шла домой, решила заглянуть… – смущенно сказала Леся. На ее длинных ресницах таял снег, быстро превращаясь в маленькие, незаметные росинки. Леся сняла белую меховую шапку, из-под которой тут же выпала длинная русая коса.
 
- Эка, смотри, у тебя уж канапушки на носу! – шутливо удивился Макар. – Тоже весну чуют?..
 
Макар весело смотрел, как девушка еще больше смутилась, заулыбалась, словно солнышко, и опустила глаза. Леся жила через три десятка домов от Макара, на другом конце деревни, и последнее время девушка что-то стала частенько «забегать». То у них в доме вдруг сломается топор, и отец пошлет дочку занять инструмент на пару дней, то вдруг у матери кончится соль, и Леся прибежит попросить щепотку… Макар сначала удивлялся, а потом привык, и ему даже нравилось, когда веселая Леся вдруг врывалась к нему в избу, неизменно принося с собой аромат чистого снега и домашнего уюта.
 
- Ну, проходи… – Макар встал.
 
Девушка быстро скинула шубку.
 
- Я вот тут блинов напекла. Со сметаной. Хочешь? Еще горячие… Еле донесла!
 
- Блинов? Это хорошо! – Макар смотрел, как девушка достает откуда-то из-под кофты свернутые полотенца. – Я сейчас чаю поставлю. Как раз печка горячая.
 
Макар закрыл трубу и поставил железный чайник с водой на печную камфорку. Не одеваясь, выскочил в сени и выбрал трав подушистее.
Заскочил обратно, бросил в чайник зверобоя, душицы и мяты. Принюхался. Пока ничего. Но Макар знал, что через пять минут в доме будет пахнуть, как в лесу.
 
Макар вернулся в комнату. Здесь уже во всю хозяйничала Леся. На столе стояла тарелка со стопкой блинов и банка густой, как масло, сметаны.
 
- У меня еще мед есть, но я его у подруги оставила… Хочешь, сбегаю?
 
- Да ладно, не надо! – махнул рукой Макар и сел за стол. Взял блин из середины стопки, свернул платочком и окунул в сметану.
 
Леся села напротив, подперла щеки ладошками и стала смотреть, как Макар засовывает в рот сразу по полблина.
 
- А ты чего? Сама-то? – с полным ртом промычал довольный Макар.
 
- Да ты ешь, ешь! – заулыбалась Леся. – Я уже того, накушалась…
 
- Ну, ладно… – пожал плечами Макар и потянулся за восьмым блином.
 
Он иногда поглядывал на довольную Лесю, и ему становилось весело.
 
Лесю нельзя было назвать красавицей, но симпатичной – вполне. Простое лицо. Живое и очень доброе. Большие глаза с длинными ресницами, конопатый нос, детская улыбка… Русые волосы и коса до пояса… Девичья фигура… Озорной и при этом чуть мечтательный характер…
 
По избе наконец поплыл аромат трав, и Леся тут же принесла чайник и две чашки. Налила дымящейся желто-зеленой заварки, положила по ложке сахара…
 
Они стали потихоньку журкать чай. Макар разомлел и вскоре откинулся на спинку стула.
 
- Расскажи мне чего-нибудь… – вдруг попросила Леся.
 
- Чего?
 
- Чего-нибудь… – повторила Леся. Она опять подперлась ладошками и уставилась на Макара широко раскрытыми доверчивыми глазами. – О своей мечте…
 
- Ну, ладно… – Макар вздохнул. – Как раз перед тем, как ты пришла, в окно заглянуло солнышко, – начал он. – И вдруг узор на окне заискрился! Он и до того был красивый, но теперь – ожил! Он был холодный и мертвый, а теперь стал живым… Это как моя мечта. Сейчас она красивая, но не живая… Некому оживить ее… Но появится суженая, и она, словно солнце, осветит мою жизнь, и мечта оживет, заиграет всеми цветами радуги…
 
Леся слушала затаив дыхание.
 
- Я часто смотрю сквозь замерзшее стекло, – продолжал Макар. – Какой совершенный узор, какая неземная красота! И мне кажется, что еще чуть-чуть, и я увижу лицо моей возлюбленной… Прямо сквозь снежный узор!
 
- А какая она, твоя суженая? – вдруг спросила Леся.
 
Макар задумался.
 
- Я не знаю, – наконец сказал он. – Но я уверен, что как только увижу ее, то сразу узнаю!
 
- Понятно… – вздохнула Леся и почему-то загрустила. – Побегу я, наверное, хорошо?
 
- Давай! – кивнул Макар, не заметив в голосе девушки вопроса и какой-то неясной надежды. – За блины спасибо! Очень вкусные!
 
Девушка от такой простой похвалы залилась краской, смущенно собрала полотенца и, чуть помедлив, встала.
 
- Ну, я пойду?..
 
- Иди. Смотри в сугробах не утони!
 
Леся подошла к двери, накинула шубку, смотала длинную косу под шапку…
 
- А что ты будешь делать?
 
- Сейчас?.. Самые сладкие мысли приходят на сытый желудок, так что буду думать о своей суженой!
 
- Понятно… – едва слышно сказала Леся и повернулась к двери.
 
Макар с улыбкой смотрел на выходящую Лесю и вдруг заметил на ресницах девушки капельки, как от растаявших снежинок.
 
- Странно, – подумал Макар. – Ведь они должны были давно испариться… Наверное, показалось…
 
* * *
 
Февраль не сдавался. Он все еще морозил землю, но с каждым днем солнце все чаще выглядывало из-под серого одеяла и проверяло свои владения. Снег искрился, ледышки сверкали… Деревенская детвора, несмотря на кусачий мороз и строгие окрики родителей, носилась по улицам и дворам, рыла в сугробах избушки и устраивала снежковые побоища.
 
Макар тоже стал часто выходить на улицу. Пару раз даже выбирался в лес, чтобы набрать веток и принести хвойный аромат домой. Но по-прежнему больше всего любил подбросить в печку пару свежих полешков, послушать как они трещат и помечтать о своей суженой…
 
Однажды выдался совсем уж не по зимнему солнечный день. Невозможно было выйти на улицу, не зажмурив глаза! Снег слепил, птицы с перепугу попробовали почирикать, но быстро спохватились и замолчали, не чувствуя весеннего тепла. Да, весной еще не пахло, и февраль только насмешливо щурился на солнце и морозил еще сильнее, словно в отместку за будущее, неминуемое поражение…
 
Макар сидел дома у окна и разглядывал причудливую вязь дедушки мороза. На солнце ледяные узоры и вправду казались живыми. Макар вспомнил, как он рассказывал о своей мечте Лесе.
 
- Что-то давно ее не было… – вяло подумал и тут же забыл о девушке, заметив как новый лучик скользнул по небывалому ледяному цветку, рассыпавшись на миллион разноцветных искр.
 
- Красиво-то как! – с восхищением прошептал Макар, а потом обомлел, застыв с открытым ртом. Он не отрываясь смотрел сквозь окно, пытаясь определить, не спит ли он случайно.
 
Чуть-чуть придя в себя, вспомнил о надежном дедовском способе и ущипнул себя за коленку, а потом быстро-быстро поморгал.
Ничего не изменилось. Из-за стекла, из-за морозного узора смотрели черные блестящие глаза, все в искрах и снежинках!
 
За окном Макар увидел лицо девушки…
 
Она была прекрасна! Макар это сразу понял.
 
- Ты прекрасна! – сказал Макар. И девушка, словно услышав, заулыбалась, и ее улыбка заискрилась в разводах заледенелого стекла десятками отражений.
 
Макар стал приходить в себя и попытался лучше разглядеть лицо девушки. Он водил головой туда и сюда, но затейливый узор на стекле лишь искрился и показывал то алую щечку, то красивый носик, весь словно усыпанный солнечными искрами, то черные глаза, то блестящие губы…
 
Макар снова застыл. Ему и так было ясно, что нет никого прекрасней этой девушки.
 
- Ты моя суженая! – прошептал Макар. – Я узнал тебя!..
 
И в тот же миг лицо исчезло. Снова солнце запрыгало по сказочным лесам и небывалым цветам замерзшего окна…
 
Макар долго сидел у окна, стараясь унять сердце и надеясь, что прекрасная девушка появится вновь.
 
Вдруг в дверь постучали, и Макар с неудовольствием оторвался от окна.
 
Дверь отворилась и в избу шагнула Леся. Она держала шапку в руках и смущенно улыбалась.
 
- Привет, Макарушка. Я вот тут проходила мимо и решила…
 
- Леська, Леська! – Макар обрадовался, что пришла именно Леся, с которой можно было не боясь поделиться удивительной новостью. – Ты бы знала, что сейчас было!
 
Макар вскочил и прыгнул к оторопевшей Лесе.
 
- А что? Расскажи…
 
- Я видел свою суженую! – Макар выхватил из рук Леси шапку и со смехом подкинул к потолку.
 
- Да? – Лицо Леси вдруг покрылось красными пятнами, словно на морозе. – И… – чуть заикаясь спросила девушка. – И какая она?..
 
- Она – прекрасна! – крикнул Макар и засмеялся. – Ты проходи, чего встала. Я тебе сейчас все расскажу…
 
Они прошли в избу и Макар сел за стол, приготовившись говорить.
 
- Я тебе тут пирожков напекла… – вдруг сказала Леся. – С капустой и картошкой…
 
- Пирожки – это хорошо… – согласился Макар, обдумывая, с чего бы начать свой рассказ. – Помнишь, я тебе говорил про узоры на стекле и про солнце?..
 
Леся кивнула. Она уже накрывала стол.
 
- Так вот, – продолжал Макар. – Сегодня я увидел девушку своей мечты!
 
Леся замерла, а потом села напротив Макара и, подперев подбородок ладошками, приготовилась слушать, с явным намерением не пропустить ни одного слова.
 
- Она глядела на меня сквозь стекло, сквозь ледяной узор! Она смотрела, и сразу сто прекрасных глаз смотрели на меня! Но вот она улыбнулась… И сразу сто улыбок засверкали тут и там! Она – совершенство, она – прекрасна! Я сразу узнал свою суженую! Я уверен, что она появится завтра, и я снова увижу ее сквозь замерзшее стекло, и тогда я поймаю ее и скажу: стань моей!
 
Леся судорожно вздохнула. Она не отрываясь смотрела на Макара широко раскрытыми доверчивыми глазами.
 
Макар взял пирожок и откусил половину.
 
- Ты не представляешь, какое это счастье, наконец увидеть ту, о ком столько мечтал! – сказал Макар с набитым ртом. – Я с нетерпением буду ждать завтрашнего дня. Она обязательно появится снова. Я уверен!
 
Леся опять вздохнула.
 
- Если она не появится, я, наверное, умру! – сказал Макар, доедая последний пирожок.
 
В глазах Леси появилась тревога.
 
- Если она так тебе понравилась, то она, конечно же, снова придет… – сказала девушка. – Она правда красивая?
 
- Она – прекрасна! – повторил Макар. – Самая прекрасная на свете!..
 
Леся радостно засмеялась.
 
- Ты чего смеешься? – подозрительно спросил Макар.
 
- Ничего, – смутилась Леся. – Просто радуюсь… за тебя…
 
- А… Ну, ладно… – Макар внимательно посмотрел на Лесю. Девушка просто лучилась счастьем.
 
- Я побегу?.. – спросила она.
 
- Беги… – пожал плечами Макар.
 
* * *
 
На следующий день Макар проснулся рано и долго ворочался в кровати, думая только об одном: появится сегодня за окном прекрасная девушка или нет?
 
- Лишь бы день был солнечный! – загадал Макар, почему-то уверенный, что девушка придет, только если солнце будет играть на ледяном узоре…
 
Все утро бродил по дому, как неприкаянный, каждую минуту заглядывая в окно.
 
Он выходил и во двор. Проверить, солнечно ли будет. Снег слепил, солнце медленно катилось по ярко-синему небосводу…
 
- Что же ты так медленно? – упрекал светило и возвращался в избу.
 
Но вот в окне заиграли первые лучики: солнце наконец добралось и до окна.
 
Макар немедленно прекратил бесцельно ходить по дому, сел перед окном и не отрываясь уставился сквозь него, на этот раз не замечая ни узоров, ни солнечных искр…
 
…Она появилась внезапно, и сердце Макара чуть не выпрыгнуло из груди!
 
- Привет! – прошептали ее губы сразу в нескольких местах окна. Макар не умел читать по губам, но тут вдруг легко узнал простое, но такое значимое сейчас приветствие.
 
- Привет… – ответил он. И лицо за окном засветилось.
 
- Кто ты? – спросил Макар.
 
Но девушка за окном, наверное, тоже никогда раньше не читала по губам, поэтому не ответила.
Макар смотрел на прекрасное лицо девушки, а девушка смотрела на Макара. Время остановилось.
 
- Ты – прекрасна! – сказал Макар, и девушка что-то сказала в ответ. Макар не разобрал слов. – Я не понимаю тебя…
 
Но девушка только улыбнулась, и Макару в этой улыбке почудилось смутно знакомое смущение.
 
- Я так долго ждал тебя, – продолжал Макар. – Теперь моя мечта смотрит на меня из-за стекла. Она совсем рядом!..
 
Девушка опять что-то сказала.
 
- Но если ты рядом, почему я здесь, а не бегу к своей мечте? – Он вскочил со стула и побежал к двери. Торопливо накинул полушубок, запрыгнул в валенки, выскочил во двор и полез сквозь сугроб к окну.
 
Наконец добрался до угла дома, заглянул…
 
У окна никого не было.
 
- Неужели, показалось? – удивленно спросил Макар. Он пробрался к окну и сразу увидел глубокие следы.
 
- Нет, мне не почудилось! – Макар радостно огляделся. – Где ты, прекрасная незнакомка?!
 
Ему никто не ответил. Макар постоял на ярком, слепящем солнце, а потом пошел домой, уверенный, что завтра девушка появится вновь…
 
* * *
 
Макар и незнакомка стали встречаться каждый день. Как только солнце проникало сквозь окно, так появлялась и девушка. Они скоро научились читать слова по губам.
 
- Кто ты? – спрашивал Макар.
 
- Я твоя суженая, – отвечали губы за окном…
 
- Ты – прекрасна, – говорил Макар, и они часами смотрели друг на друга.
 
Однажды снова забежала Леся, и Макар очень обрадовался девушке. Ведь ему не с кем было поделиться своим счастьем…
 
Леся накормила Макара теплыми шаньгами с молоком и долго слушала, как Макар рассказывает о своей возлюбленной. Но теперь Леся почему-то не смеялась, а только грустно вздыхала.
 
- Я не могу жить без нее! – Макар говорил громко, его глаза горели. – Ты представляешь, Леся, я вчера весь вечер писал для нее стихи!..
 
- Стихи? – удивленно улыбнулась Леся. – А мне прочитаешь? Или это только для нее?..
 
- Конечно, слушай! – Макар успокоился, вытер рукавом белые от молока губы и тихонько заговорил:
 
 
 
Когда-то я думал, что мир без тебя,
 Обманчив и пуст, словно дым без огня.
 И солнечный луч, и снежный узор -
 Все это обман и пустой разговор…
 
Но вот мое сердце узрело тебя,
 И понял я: мир – не пустой, никогда!
 В нем много вещей, в нем много имен…
 Но сер и бесцветен, бессмысленен он,
 
Когда нет в нем искр на ресницах твоих!
 И губ лучезарных, ланит золотых!..
 Тобой лишь раскрашен весь мир для меня,
 Теперь он не дым, а потоки огня!
 
Сквозь время и зло я войду в тот огонь!
 Ведь жизнь без любви – глупый, вяжущий сон…
 И к сердцу прижму, и к губам прикоснусь!..
 Любимая, где ты?! Я твой! Я проснусь!..
 
 
 
Макар закончил и посмотрел на Лесю. Девушка плакала.
 
- Еще… – сквозь слезы попросила она. И Макар читал свои стихи снова и снова, пока не устал.
 
- Ну, хватит уже, – смущенно сказал Макар. – Ты все равно ничего не понимаешь… Вот, смотри: когда в мире нет любимой, он серый, словно черно-белый рисунок, но…
 
- Не надо, не объясняй мне! – замахала руками Леся. Она вытерла глаза и тихо, торжественно повторила:
 
- И к сердцу прижму, и к губам прикоснусь!.. Любимая, где ты? Я твой, я вернусь!..
 
- Не «вернусь», а «проснусь»! – поправил Макар…
 
* * *
 
Внезапно чудесная девушка перестала приходить.
 
Сначала Макар не поверил. Он до рези в глазах сидел весь день и весь вечер, боясь даже моргнуть. Но девушки не было.
 
И на следующий день тоже.
 
А солнце все также светило. Шли последние дни февраля. Мороз спадал, и птицы в лесу уже предвкушали весеннюю капель…
 
Макар не находил себе места. К нему зачастила Леся, но он ее почти не замечал. Он говорил с ней, словно в бреду, и даже не прикасался к вкусной домашней выпечке, которую Леся приносила.
 
Макар говорил, что не сможет жить, если вновь не увидит свою суженую. И Леся с каждым днем почему-то становилась все печальней…
 
И вот, однажды, когда Макар уже почти потерял надежду, лицо прекрасной незнакомки вновь улыбнулось ему сквозь замерзшее стекло.
 
Они смотрели в глаза друг другу, не в силах вымолвить ни слова, не в силах пошевелиться.
 
- Где ты была? – наконец спросил Макар. И губы за стеклом прошептали:
 
- Рядом…
 
- Почему я не видел тебя?
 
- Не знаю…
 
Макар замолчал. Он просто смотрел на свою суженую. И вдруг, ее губы беззвучно, но так четко прошептали:
 
- Я люблю тебя…
 
И лицо исчезло.
 
Макар вскочил и бросился к двери. Он выскочил на мороз, как был, в одной рубашке. Он прыгнул с крыльца прямо в снег, чтобы успеть заглянуть за угол дома и увидеть свою возлюбленную… Он увидел лишь тень. Тень убегающей девушки!
 
- Постой! – закричал Макар, он рванулся за ней, но упал в снег. Он встал и снова упал.
 
Макар понял, что не догонит. И остался в снегу. Долго лежал, не чувствуя холода, не чувствуя ничего.
 
А к вечеру Макар слег. У него был жар.
К счастью, вечером к Макару случайно забежала Леся.
 
Она увидела Макара, коснулась его лба, испуганно ахнула и тут же принялась за дело.
 
Принесла самых ядреных березовых поленьев, затопила печь. Да так, что в избе скоро стало, словно в бане. Сбегала домой за банкой малинового варенья, согрела чаю…
 
Она отпаивала Макара два дня, проводя с ним все время с утра до вечера. На третий день Макар почти выздоровел. Он улыбался Лесе, которая заботливо сидела рядом и уговаривала съесть еще кусочек вот этого или вот того, чтобы силы быстрее вернулись.
 
- Хорошая ты, Леся! – вдруг сказал Макар, со смехом поднялся на локте и легонько чмокнул девушку в щеку.
 
Леся окаменела и покраснела до локтей. Она смотрела на улыбающегося Макара, не в силах пошевелиться. А потом, не помня себя, она медленно наклонилась и едва-едва коснулась губами румяной Макаровой щеки.
 
Макар опять засмеялся. Она смущенно отстранилась.
 
- Лесь, представляешь, я сейчас только и думаю, как завтра снова увижу ее сияющие глаза, увижу ее губы… Ты не поверишь, но она мне тогда сказала… Нет, ты не поймешь, что это для меня значит! Она сказала… Господи, я так ее люблю! Я готов умереть ради нее! Не задумываясь, прямо сейчас!..
 
- Зачем умирать? – удивилась Леся.
 
- А, ты не понимаешь! – махнул рукой Макар.
 
- Конечно, не понимаю… Зачем умирать из-за любви, когда надо жить для нее?
 
- Глупенькая! – рассмеялся Макар. – Вот полюбишь по-настоящему, как я, тогда поймешь!
 
Леся посмотрела на Макара широко открытыми доверчивыми глазами.
 
- Я попробую… – сказала она.
 
* * *
 
После болезни Макара прекрасная девушка снова стала приходить каждый день.
 
Они подолгу смотрели друг на друга, шепча иногда: «Я люблю тебя…» И причудливый узор на стекле искрился, словно понимая…
 
Заканчивался февраль. О морозах давно уже никто не вспоминал. Со дня на день ждали первых капель с крыш…
 
Все утро последнего зимнего дня Макар провел дома, слушая, как в трубе кто-то гудит. И понимал, что это воет совсем не ветер, а зима, не желая уступать, но зная, что ей никак не сладить с мартовским солнцем и радостным щебетом птиц…
 
И в последний день зимы Макар снова смотрел на свою суженую. А она смотрела на него. Но сквозь поплывший от тепла ледяной узор Макар вдруг увидел грустные глаза… И не было больше улыбки…
 
- Что с тобой? – спросил Макар.
 
- Я люблю тебя… – ответила девушка.
 
- И я тебя тоже! – радостно откликнулся Макар.
 
- Да?.. – почему-то спросила девушка и в ее глазах засветилась надежда.
 
- Конечно! – уверенно ответил Макар.
 
А вечером к Макару случайно забежала Леся.
 
Она остановилась в дверях, сняла шапку, из-под которой выпала длинная русая коса.
 
Леся грустно и почему-то с надеждой смотрела на Макара.
 
- Ну, чего стоишь, проходи… – сказал Макар.
 
Леся сделала один шаг и остановилась.
 
- Макарушка… – едва слышно сказала она. – Папаня сосватал мне жениха. Скоро меня выдадут замуж… Пока снег не сошел…
 
- Что же ты смурная такая?! – улыбнулся Макар. – Радоваться надо!
 
- Радоваться?.. – почему-то удивленно спросила Леся. Она стояла в теплой комнате, и на ее ресницах таяли снежинки. И, наверное, снежинок было очень много, потому что, растаяв, они собирались в крупные капли, которые то и дело пробегали то по одной, то по другой бледной щеке…
 
- Конечно! – весело откликнулся Макар. – Как бы я радовался свадьбе со своей суженой!.. Эх, Леся!..
 
- Но… – девушка, словно преодолевая себя, силилась что-то сказать. – Макарушка…
 
- Что, Леся?
 
- Неужели ты… Ведь я… – Леся, казалось, задыхается, не находя нужных слов. – Ведь я…
 
- Волнуешься перед свадьбой, да? – перебил девушку Макар. – Понимаю… Ну, ничего! Это всегда так… Счастья тебе, Леся!.. Завтра я снова увижу свою любимую. Как же она прекрасна!..
 
Леся осеклась. Она смотрела на Макара. На его сияющие глаза и счастливую улыбку.
 
- Наверное, я не умею любить… – вдруг тихо сказала Леся, повернулась и тихонько закрыла за собой дверь.
 
А на следующий день пришла весна, и узор на стекле растаял.
 
Поэтому, наверное, Макар больше никогда не видел своей суженой…