Плоть и плод

Сергей Владимирович Жуков
                Плоть и плод
                ересь.

    Не оттого ли столь созвучны два эти слова, что плоть человеческая чем-то подобна мякоти плода древесного? Так же, как плод объемлет семя, плоть обволакивает дух, который твёрд, невзирая на свою часто невидимую и неосязаемую субстанцию.
Между тем именно дух служит формообразующей основой для проявления и последующего поддержания жизни земной.
Избыточный или перезрелый плод более подвержен разложению. Иссушенный же плод, равно как и предельно очищенная плоть, сохраняется дольше, хотя имеет несколько измождённый вид.

   И всё-таки, для чёго духу необходимо воплощение?
«Всё материальное создаётся духовным, символизирует духовное и не может быть рассматриваемо, как самостоятельная реальность. Материализм есть лишь направление духа.»
Таково мнение по этому поводу выдающегося русского философа Бердяева. Исходя из этого, необходимо признать, что плод не есть итог. Вернее, плод – исход или исток.

   Цель по-гречески – телос. Телом же по-русски называется оформившаяся плоть. Здесь явно просматривается, прослушивается лингвистическая связь.
Но разве тело есть цель? Скорее, тело средство или орудие. Тело служит промежуточной или тактической целью души.

   Душа, нисходящая с небес волей Всевышнего, вводимая в храм тела, наряду с упорной работой по воздвижению и очищению его, постепенно преобразуется в дух. Согласно христианскому вероучению, человек состоит из трёх частей или ипостасей, а именно: духа, души и тела.
Соответственно, человек проживает как бы три жизни – в теле, душе и духе. Младенец до 5 лет имеет чин ангельский. Душа его ещё беспамятна, тело не оформлено. После исполнения пяти лет начинается жизнь «в теле», которая длится у людей в лучшем случае вплоть / действительно «в плоть»/, до 35 лет, в худшем же случае – до исхода с земной поверхности.

   Жизнь в духе начинается, чтобы не завершиться никогда. Вовремя осознавший свою причастность ко греху покаявшийся начинает жизнь в Духе Святом, умерший без покаяния подчинён духу злому, лукавому.
В гидротехнике есть такое понятие – тело плотины, которое означает ту самую монолитную массу, сдерживающую напор и стремление потока.
Тело человеческое иначе именуется плотью. Плоть – плотина. Нет ли в этом созвучии разгадки воплощения духа, о таинственной необходимости которого размышляют философы?
Аскеты уверены, что плоть мешает духу человека в его единении с Всевышним. Действительно, плоть как и плотина обладает изначальной, казалось бы, отрицательной функцией заграждения, перекрытия канала.
Однако плотины сооружают не просто так, а с целью создания запаса воды или подъёма её до определённого уровня. Таким образом, плотины служат для максимальной концентрации потенциальной энергии, которая заключена в массе воды с целью наиболее полной её отдачи при преобразовании в кинетическую.
Следовательно, неизбежно предположение, что и плоть людская тоже предназначена для сосредоточения и взращивания духа.
Может быть, напрасно великий греческий мыслитель Плотин стыдился своей плоти, как о том повествует Диоген Лаэрций?

Христианская Троица: Бог-Отец, Бог-сын и Бог Дух Святой.

Индуистская Тримурти: Брахма, Вишну, Шива.

В греческой и римской теургических системах тоже присутствуют три главных божества, а именно: Зевс /Юпитер/, Посейдон /Нептун/, Аид /Плутон/.
Итак, Бог троичен /тринитарен/, а вернее триедин.

   Но и человек тройственен. В теле его подобно некоей исполнительной власти присутствует душа, а вокруг самого человеческого существа витает аура Духа, соединённого с Духом Божьим.
Но если в человеке имеется Божественное начало, то Боге нет ли человеческого?
Почему молитвенная формула «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» начинается именно с Отца, а не Духа, хотя в Евангелии говорится, что Бог есть Дух?

   Может быть, именно вселением и постоянным обитанием Бога Отца во всякой животной и растительной плоти и объясняется разумность природной эволюции, религиозным обоснованием которой так озабочены проповедники и даже современные богословы? Впрочем, об эволюции, производимой под руководством Бога, говорил ещё великий теолог Ориген во 2-м веке.
Конечно, в моих словах можно усмотреть некое новое язычество, ибо, согласно Лосеву: «Всё это в крупных и мелких системах, с разных сторон на всём протяжении греческой философии говорит об одном: мир есть живое тело Божества, пресветлый чувственный храм вечности».
Полагаю, что многие сочтут эту мысль кощунственной или в лучшем случае еретической, но почему с изначальных времён Отца или Творца помещают именно на небесах, отказывая  ему в земном бытии, в то время как возможно, само бытие и есть в земном бытии, в то время как возможно, само бытие и есть Творец. / Да это же пантеизм/. Небеса скорее принадлежат Духу, хотя он присутствует повсеместно, то есть «дышит, где хочет».
Значит, плоть как и душа, тоже исполнена Божественного смысла и отнюдь не служит лишь прибежищем бесов. Однако за плоть, так же как и за душу, постоянно идёт борьба Вседержителя и сатаны, ибо Дух и душа выражают себя посредством плоти. Каждый человек потенциально есть Сын Божий. Между тем возможность ещё не подразумевает исполнения.
Исцеление парализованных или, говоря библейским языком «расслабленных», заметно лишь по движению тела.
Немецкий философ Лейбниц говорит о том, что «движение не может заключаться в телах, взятых сами по себе»
Совершенствование души и развитие Духа всегда улучшает и просветляет телесный облик.
Стоит только посмотреть на портретную галерею замечательное плеяды русских философов конца 19- начала 20-го века.
Средневековые монахи-аскеты старались умерщвлять свою плоть, стремясь привести её в полное подчинение. Многого стоит описание великим византийским богословом и Святым 6-го века Иоанном Лествичником так называемой Темницы в одном из монастырей. «Бледные, грязные, покрытые насекомыми люди били себя в грудь и стонали, каясь в грехах.» 
Пожалуй, следует не убивать тело, доводя его до прямого уродования, подобно оскопившему себя Оригену, но нужно улучшать его, тренируя и закаляя, приучая держаться в узде.
Бороться с полутрупом и побеждать его – невелика заслуга, скрутить же богатыря и заставить его служить Богу – великая радость и счастье.