школа

Ольга Фокина Усть-Илимск
Школа
ПОДГОТОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Все ближе и ближе День знаний! Для кого-то это первый звонок, а кто-то в этом учебном году будет прощаться со школой. Кто-то ждет наступление осени с волнением, радостью или даже огорчением. Конечно, как всегда промчались каникулы, кому-то не хватило времени отдохнуть. Но в любом случае этот день никогда не остается незамеченным!
Это первого сентября ребята ждут с радостью, ведь это праздник. А затем начинается трудовая деятельность. Уроки, оценки и, конечно же, домашние задания… А задумывались когда-нибудь родители, как их дети готовятся к учебе?
Вы никогда не задумывались, сколько времени в неделю затрачивается учеником старших классов, который хорошо учится, на домашнее задание? А вот мы задумались и решили узнать. В нашем опросе участвовало тринадцать человек. Если учитывать, что в неделю одиннадцатому классу с гуманитарным направлением необходимо выполнить двадцать упражнений и прочитать сто восемьдесят страниц, то получится следующее. В один день выполняется домашнее задание тринадцатью учениками за восемнадцать часов, а в неделю – за сто двадцать шесть часов (а это семь тысяч пятьсот шестьдесят минут!).
А теперь представьте, что только двое из тринадцати опрошенных нами человек  работают в тихой обстановке, за столом при лампе. А как же остальные? А большинство ребят – под музыку, перед телевизором, на полу или в кресле. 
Что же, выводы делать вам, будь вы – родитель, учитель или сам ученик. Остается только добавить: как поработаешь, такие и результаты получишь. О вреде на здоровье тоже умолчим, так как все – люди взрослые, и прекрасно понимают. Но, думается, не очень хорошие результаты можно получить, делая работу под музыку. Можно ли при этом что-то запомнить и осознать, подготовиться к контрольной работе или диктанту? Выходит, что современные школьники умудряются это как-то сделать.
Выясняла О. ФОКИНА.


Конфликт
КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ…
Одна из самых злободневных проблем современных школьников – это, как наладить отношения с учителями. Ведь от этого зависит настроение и учителя, и ученика. Если они доброжелательные, то и на занятия ходить приятно, и даже учиться легче. Но если нет взаимопонимания, как быть в такой ситуации?
Ни в коем случае нельзя затягивать конфликт. Лучше всего подойти к преподавателю после уроков. В это время больше шансов поговорить начистоту, так как дистанция «наставник-ученик» значительно ослабевает. Для начала необходимо дать высказаться учителю. Не стоит его перебивать, ведь для того вы и пришли, чтобы услышать его мнение, каким бы оно ни было. Постарайтесь услышать его слова.
После того, как вы дали человеку высказаться, четко сформулированную ранее свою точку зрения изложите спокойно, лаконично и аргументировано. Что бы ни случилось, не повышайте голос. Как ни странно, крик преподаватель услышит намного хуже, нежели спокойный тон или слова, сказанные почти шепотом. Вместо обвинительной фразы вроде: «Вы плохой, а я хороший, Вы ничего не понимаете», постарайтесь употребить деликатную фразу: «Вы не совсем меня поняли. Должно быть, я не так выразился».
Надеемся, вам помогут эти правила. Ими можно воспользоваться в решении конфликта между учителем и учеником, руководителем и подчиненным, и даже между друзьями, в семье. В общем, хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес для себя что-то новенькое и полезное. Подобная манера поведения свойственна людям взрослым, умным, умеющим владеть собой и ситуацией.
Разбиралась О. ФОКИНА.
Учительские записи в дневнике
БИОГРАФИЯ УЧЕНИКА ПРОШЛОГО ВЕКА
Дневник ученика прошлого века… Для его владельца мобильный телефон был научной фантастикой. В то время на обложках школьных тетрадей не было картинок, а чтобы написать реферат, ходили в библиотеку. По телевизору показывали всего две программы, и самое страшное для современного школьника – еще не придумали компьютерные игры!
Этот дневник долго пылился на чердаке дачи, пока не попал к нам в руки. Теперь это уже исторический документ, свидетель эпохи утраченных идеалов.
Ведь в дневнике современного ученика не напишут то, что писали пятикласснику в 1978 году: «Побольше работай над самовоспитанием своих черт характера: сдержанности, добросовестности, отзывчивости к чужим бедам», «Много и часто кричит на уроках, крайне несдержан», «Постоянно и ежедневно жует резинку. Прошу в школу ему ее не давать», «Оскорбил учителя своим поведением».
Классные руководители в 1979 году в дневниках своих учеников писали даже мини-сочинения: «Игорь! Ты шестиклассник, а значит, уже большой не только ростом, но и умом. Радуюсь с тобой, что впереди лето, отдых, но и летом необходим труд. Особенно физический. Вспомни субботник, а это ведь не случайно, что ты не стал работать. Запомни: ум без труда – ничто. Я верю, что ты меня понимаешь. С уважением, А.С.».
Не менее интересны следующие замечания учителей в то время: «Приносил и раскидывал снег на переменах», «Не пришел на олимпиаду по английскому языку», «Товарищи родители! Игорю в школу денег не давайте – играет!», «Игорь обидел Мясникову и считает правым себя в этой битве», «Удален с урока за поведение», «Игорь! В тебе много хорошего, за что я ценю тебя, но не имей привычки поддерживать пошлость (как это было на практике)!».
В 1982 году у девятиклассника Игоря тоже были замечания: «Анализируй свои ошибки критически». «Запомни: труд – всему основа, ошибки умного лечат. Я рада за тебя, что ты все же много работаешь над своим характером». «Игорь! Ты девятиклассник! Представь это зримо и ощутимо. Оставь хороший след в школе, в душе учителей и одноклассников после окончания школы. Помни: Такт – это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность – хороший вкус в беседе и речах. Как бы ни были горькие минуты от наших ссор, мне приятно иметь такого ученика в своем классе».
А уж как занимательны для современных детишек следующие записи: «Оценку за работу в совхозе – 3» и «Опоздал на зарядку», и это в десятом-то классе!
Как здорово, что раньше учителя оставляли такие записи в дневниках. Было бы замечательно, если бы большинство современных учителей поступало бы также. Во-первых, это своеобразное нравственное воспитание. Не всегда находится время поговорить один на один, не всегда подходящая ситуация, не всегда могут услышать. А так, когда будет время, ученик еще раз прочитает и возможно в этот раз осознает. Во-вторых, это память об учителе, взаимоотношениях, школьных поступках и проступках. Да, за это не доплачивают, и времени порой не хватает, но некоторые преподаватели ведь успевают. Значит, ничего непосильного в этом нет, а это может стать традицией, причем правильной и полезной!
Подготовила О. ФОКИНА.