Схема обмани простака

Гадаев Алексей Вениаминович
Как научить молодого человека управлять своей жизнью? Ведь у каждого подростка есть предпосылки активности самосознания. Психолог-консультант призван помочь молодому человеку стать хозяином своего поведения , мобилизовать все его ресурсы в процессе
когнитивно-поведенческого консультирования.

Когнитивно-поведенческое консультирование основаны на изменение мышления, убеждения, установок и делинквентного поведения подростка.

Бонта и Кормьер (BontaandCormier,1999) правомерно замечают, что «исследование эффективности применения когнитивно-бихевиоральных стратегий в работе   делинквентами привели к повсеместному принятию этого подхода как наиболее удобного метода коррекционной работы с проступочным поведением Более традиционные методы консультирования (например, центрированный на клиенте или психодинамические подходы) постепенно  утрачиваю свое значение среди клиницистов, работающих с делинквентами [17.c.344]. И.А. Фурманов. Агрессия и насилие. «Речь» Спб. 2007c. 344]. Популярность  консультирования  реальностью частично обусловлена прямолинейностью подхода и его легкими для понимания процедурами. В сущности, когнитивно-поведенческое консультирование направлено на обучение делинквентных подростков ответственному поведению. Главный упор консультирования реальностью делает на том характере  делинквентности, вместо того, чтобы рассматривать её как результат некоего пограничного расстройства личности. Важными предшественниками когнитивно-поведенческого консультирования являются теория личностных конструктов Келли (Kelly,1955), рационально-эмотивная  терапия А.Эллиса (1962) и когнитивная терапия А.Бека (1970).

Марша М.Лайнен замечает,  что когнитивно-поведенческое консультирование опережает все другие, подчеркивая необходимость обучения клиентов принятию себя и своего мира таким, какие они есть в настоящий момент [7.c.49]. Марша М. Лайнен. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. «Вильямс. М. 2008.с. 49]

Особенности когнитивно-поведенческого психологического консультирования делинквентных подростков.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь клиенту изменить неадаптивное поведение, психолог-консультант должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого клиента и семьи, так, у клиента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени переразвитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих ситуаций. Эти клиенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психологу-консультанту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение клиента в дисфункциональной манере. У лиц с личностными расстройствами труднее формируется "доброкачественная" альтернативная когнитивная система.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода. Это требует функционального анализа, то есть детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.

3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психологическое консультирование использует достижения, методы и техники классического (условно-рефлекторного, павловского), оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения.

5. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.

6. Психологическое консультирование активно вовлекает клиента и семью, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, то есть методика психологического консультирования структурирована.

7. Прогноз и результативность психологического консультирования определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.

Цели когнитивно-поведенческого психологического консультирования представляются следующим образом: 1) проведение функционального поведенческого анализа; 2) изменение представлений о себе; 3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; 4) развитие компетентности в социальном функционировании.

Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние) [11.c.676-678]. Психологическая энциклопедия под ред. Р.Корсини и А. Ауэрбаха. «Питер».М. 2003. с.676-678 ].

Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психологического консультирования и его ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения.

При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем.

1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка.

2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психологу-консультанту.

3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.

4. Наблюдать моторные  (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки.  Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) малоприменимо для последующего психологического консультирования. Необходимо качественное и количественное описание признаков.

5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.

В качестве задач клинического интервью можно назвать и такие, как демонстрация клиенту его способа избирательной фиксации негативной информации и получения ложных выводов; подчеркивание наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психологическому консультированию; установление степени устойчивости к стрессу и выяснение способов совладания со стрессорами; выяснение "условной приятности" симптома; получение информации о мотивации клиента к изменениям; подробный анализ влияния микросоциального окружения; психопатологическое исследование, поиск ресурсов личности.

Поиск ресурсов может быть ориентирован в прошлое, настоящее и будущее. На самой проблеме психолог-консультант не фиксируется, но активно подкрепляет любую находку клиента относительно возможности ее разрешения. Варианты вопросов: "Что раньше помогало преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые? Когда последний раз Вы постояли за себя? Когда Вы последний раз получали удовольствие без чьей-либо поддержки? Делали ли Вы что-нибудь приятное для братьев и сестер? В чем Вы достигли большего, чем Ваши друзья?" Поиск ресурсов основан и на признании компетентности клиента. Клиентам нередко известно решение их проблемы, хотя они об этом с трудом догадываются. Образец вопроса: "Предположим, что Ваш друг с подобной проблемой пришел за советом. Что бы Вы ему сказали?".

Задача когнитивно-поведенческого психолога-консультанта - сделать клиента активным участником процесса, установление партнерских отношений между клиентом и психологом-консультантом. Это сотрудничество происходит в форме устного контракта, в котором психолог и клиент соглашаются вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.

Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе психологического консультирования; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление клиента, возникающее нередко как следствие восприятия психолога с делинквентом или идентификация его с родителем, если он пытается контролировать клиента; в-третьих, контракт помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения клиента может заставить психолога двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психологического консультирования и ее срыву.

Так как когнитивно-поведенческое консультирование представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема "психотерапевтического обучения" - определение мотивации клиента. Для усиления мотивации к психологическому консультированию консультант осуществляет следующие действия:

- совместное определение целей и задач психологического консультирования, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через "Я хочу, а не хотел бы";

- составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого клиента, тщательное планирование этапов;

- проявление психологом интереса к личности клиента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;

- усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует "повестка дня" занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психологического консультирования.

При устном  контракте рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и адаптивному поведению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается последовательно прорабатывать психокоррекционные "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта клиента с последнего занятия. Она включает "обратную связь" психолога по поводу домашних заданий. Затем клиента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психолог сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в "повестку дня".

По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психологической сессии, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

Основные принципы проведения сессий когнитивно-поведенческого консультирования. В деятельности психолога-консультанта при оказании им психологической помощи существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также социально приемлемым.

Ведущими принципами когнитивно-поведенческого консультирования является: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. Рассмотрим их. 

Принцип объективностипредполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.

Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:

1.                стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);

2.                поведенческие реакции личности (как реагировала личность);

3.                результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).

Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.

Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.

Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение. Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом, важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической "выгоды", которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение. В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем, спланировать последовательность работы. Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту.

 Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами. Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции.

Другим важным моментом, наравне с принципами, безусловно можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:

- стимулирование мотивации изменения поведения;

- коррекции эмоциональных нарушений,

- методы саморегуляции;

- методы когнитивного  переструктурирования;

- методы угашения нежелательного поведения;

- методы формирования позитивного поведения [10.c.233-234]. Психотерапия. Под ред.Б.Д.Карварсарского. «Питер».М. 2007.с.233-234]

Психологическое консультирование делинквентных подростков имеет ряд особенностей. Для делинквентов, как правило, проблемой является не собственное поведение, а внешние реакции на него и санкции со стороны общества. Поэтому важно понимание механизмов неадекватного поведения, для того чтобы в рамках консультативного процесса делинквент смог ответить, почему и зачем он совершал свои поступки, и принял решение о необходимости изменения своего  поведения.

Работа психолога-консультанта с делинквентным подростком ведется по следующему алгоритму.

Анализ выгод и потерь. Наиболее действенным будет письменное составление выгод и потерь клиента в связи с нарушением поведения. Необходимо заострить внимание на его долгосрочных вредных последствиях для последующей жизни и внутреннего мира подростка.

Пробуждение чувства стыда за совершенный проступок и его последствия для жертвы.  Этот метод особенно эффективен в рамках группового психологического консультирования, которое с искренним возмущением вынуждают провинившегося лицом к лицу конфронтировать с последствиями содеянного («горячее кресло» в рамках тренинга антиагрессивности).

Модификация вредных дисфункциональных мыслей. В поле зрения психолога должны находится причины тех чувств, которые подросток испытывал а процессе своего развития, накануне или во время совершения наказуемого деяния или неадекватного поведения (например, ярость из-за неспособности к вербальному разрешению конфликтов или по поводу несправедливости каких-либо ограничений). С помощью когнитивных моделей  поведенческого психологического консультирования можно подвести подростков к осознанию, что имеются возможности справиться с конфликтами, ограничениями и негативными переживаниями  например, в связи с разочарованием в людях; Ellis, Hoelle, 1997). Ролевые игры (например, с целью обучения вежливому устойчивому реагированию на критику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке ( например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои поступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях,  в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.

Переработка прошлого опыта социализации. Если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого (например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей.  Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический  (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования). Если члены семьи делинквента находятся «в пределах досягаемости», представляется целесообразным – разговор с семьёй для обсуждения и улаживания разрешимых конфликтов.

Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на  специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений (в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десенсибилизации (Ellis, Hoellen, 1997); подростки должны убедиться в том, что другие могут относиться толерантно к их небезупречному  поведению («Опозориться ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна.  Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.

Повышение самооценки. На когнитивном уровне подростку важно осознать, Что слабости и неудачи (связанные, в частности, с недостаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симптомов  стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность  в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия. Направленные на развитие эмоциональной сферы  или поощрение к конструктивному времяпровождению  (спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт, существует опасность сдвига симптоматики  (например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).

Содействие развитию продуктивности и успешности.Эта мера способна повысить самоценность подростка, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом) готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).

Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсебилизацию к критике (Weidner, 1990).

Обучение техникам релаксации.Как показывает практика работы с юными делинквентами, прогрессивная мускульная релаксация легче поддается усвоению, поскольку данная техника требует большей активности, чем другие. Поэтому она более эффективна в ситуациях, провоцирующих страх и вызывающих стресс.

Тренинг обращения с жертвами проступка.Heilmann(1997)

считает, что этот эмоционально окрашенный блок  упражнений  направлен  на формирование способности: поставить себя на место другого человека и проникнуться чувством сопереживания другому. Если прямой разговор с жертвой проступочного деяния невозможен или неуместен, рекомендуются следующие тренинговые техники:

- подросток должен в деталях описать свою жертву (внешность, рост, возраст, жестикуляцию и мимику во время совершения акта насилия);

- подросток пишет сочинение, изображая совершенный им проступок с точки зрения жертвы;

- подростку демонстрируют фильмы со сценами насилия, и он получает задание поставить  себя на место жертвы;

- подросток пишет (фиктивное) письмо своей жертве с выражением своего сочувствия, пытаясь унять её страх перед новой встречей с преступником.

Разрыв с субкультурой.Дальнейшая цель психологического консультирования и следующего за ней периода состоит в том, чтобы помочь подростку порвать со своей группировкой. Психологом ставится задача:  уменьшить пагубное влияние субкультуры на несовершеннолетнего делинквента, путем отделения не готовых к сотрудничеству с психологом от тех, кто готов к такому сотрудничеству, и положительного подкрепления последних, после окончания психологического консультирования следует  оказать поддержку юному делинквенту в его интеграции в новую социальную среду.

Наставники.В качестве поддержки проведение группового психологического консультирования хорошо зарекомендовала себя модель наставничества. Более продвинутые участники психологического  консультирования берут шефство над новичками и слабыми клиентами, помогают им освоить социально приемлемое поведение, передают им усвоенный ими самими материал, что позволяет лучше его интернализировать. Приступающие к психологическому консультированию новички получают заряд мотивации и поддержку от «единомышленников»[6.c.228-231].

 

3. Психотерапевтическое описание случая психологического
консультирования с делинквентным подростком

 

Отчет о проведенных консультационных сессиях

Сессии проводились в кабинете психолога школы №1*** с делинквентным подростком 11 класса  Г.,  который стоит на внутришкольном учете (воровство мобильного телефона, драки, неуспешное обучение, пропуски занятий в школе).

Сведения об истории обращения

Социальный педагог школы предложил мне как психологу школы провести психологическую консультативную работу с учеником 11 класса, стоящим на внутришкольном учете, Г. Его приводили в мой кабинет на сессии (продолжительностью 40 минут  каждая). Формальное согласие семьи на проведения психологического  консультирования я получил от матери Г. (заявление с просьбой о проведении психологической консультации с её сыном А.), так как она знала о наличия нарушений поведения её сына в школе.

Сведения о родительской семье

Неполная семья, состоящая из матери Ж. А.( 35 лет) и сына. Мать разведена с  отцом Г.,  который проживает  отдельно от них. Отец Г., в прошлом стоял на учете в наркологическом диспансере, в настоящее время работает инженером в ООО. Мать и сын   проживают  в отдельной квартире, и с ними живет состоятельный мужчина, который ведет с ними совместное хозяйство.

Сведения о физическом развитии в детстве

Г.  имел задержки в интеллектуальном развитии и несколько раз менял место учебы (31. 05.05. шк.№ **17;11.06.шк.№ **81;15.11.07 шк.№ 1*** принят в компенсирующий класс с коррекционно-развивающим обучением). Физическое развитие ребенка на момент обращения нормальное.

Сведения о когнитивном развитии

В младшем школьном возрасте из-за плохой успеваемости был переведен в класс коррекционно–развивающего обучения (см таблицу 1).

Таблица 1

Сведения об успеваемости Г.

Предмет


2002-03




2003-04




2004-05




2005-06




2007-08



Русский яз


3


3


3


3


3

Литература


4


4


4


3


4

Математика


4


4


4


3


4

Геометрия


 


 


 


 


3

Основы ИФ.

И выч.техн.


 


 


 


4


4

История


 


4


4


4


4

Обществовед.


 


 


 


4


4

Природовед.


 


3


4


4


4

География


 


 


 


5


5

Биология


 


 


 


4


3

Физика


 


 


 


 


3

Английский


 


 


4


4


4

Изобр.искусс.


4


4


4


4


4

Музыка


4


4


4


3


4

Физкультура


5


4


4


4


3

ОБЖ


 


 


 


5


5

 

Сведения о личности клиента.

Г. (17 лет) потребовалось психологическое консультирование после того, как у него нашли ворованные вещи (мобильный телефон, который он вместе с друзьями пытался продать). У него были некоторые характеристики безответственного и делинквентного поведения начиная с 12 лет, но отсутствовали какие-либо свидетельства наличия расстройств поведения до 8 лет.

Г. выглядел очень разговорчивым, красивым подростком с харизматическим обаянием. При выявлении типа темперамента на основе методики «Опросник Айзенка»(подростковый вариант; тип № 21. Экстраверсия 14, Нейротизм-11, шкала лжи 8, выше нормы на 4 балла) выявленные характерологические проявления.  Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливы. Действительно, они часто одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки с детства привыкают к тому, что им всё доступно. В результате чего они не учатся серьёзно работать над достижением цели. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Пути коррекции.

Клиент требует доброжелательного и строгого отношения. В коллективе  не стоит выбирать его на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую для него цель (например,  овладение иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать их выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, а с другой – приучит к упорядоченной работе. Полученный профиль MMPI был валиден, но имел умеренное клиническое повышение по шкале K (коррекция), а также по шкалам 4 (психопатическое отклонение) и 9 (мания), с субклиническим повышением по шкале 2 (депрессия).

История возникновения проблемы.

 Большую часть младшего  подростничества Г. жил, руководствуясь различными схемами обмана, уклонения от серьезной работы в достижении учебных целей. Например, он без разрешения пользовался телефоном соседа по парте в классе, пытался выдать фальшивые деньги  как  настоящие. Недавно Г. обнаружили на месте проступка, с чужим мобильным телефоном при попытке его продать тут же в школе.

Ожидания клиента.

Г. надеялся получить от психологической консультации: «Соответствует ли его настоящее поведение собственным целям в достижении успеха в учебе и  личной жизни?». Как было выяснено, у Г. имеется несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий).

 

Первая сессия.

 Следующий диалог между Г. и психологом, показывает, как удалось заставить Г. задуматься о последствиях своих действий и его влиянии на других в контексте размышлений о том, соответствует ли такое поведение его собственным целям.

Психолог: Хорошо ли работает подход «обмани простаков»?

Г.: Он отлично работает... пока кто-то не поймает или не начнет ловить тебя. Тогда нужно отбросить план и придумать новый.

Психолог: Насколько тебе было трудно отказываться от одной схемы чтобы  придумывать новую?

Г.: Иногда очень легко. Некоторые люди — настоящие простаки.

Психолог: Легко было всегда?

Г.: Ну, нет. Иногда было действительно трудно. Например, обман с  мобильными телефонными звонками. Скрываться было трудно, и каждый раз возникали проблемы.

Психолог: Было ли вам легко придумать альтернативный план?
Г.: Не для телефонов. Я никогда не придумывал другой план.

Психолог: А в другое время? Планы «обмани простаков» приходили к вам легко? Я имею в виду те, которые работали.

Г.: Ну, я придумал много хороших планов, но было непросто придумать такой, который действительно принесет выгоду.

Психолог: Хороший план можно использовать долго или часто требовались новые схемы?

Г.: Похоже, я всегда нуждаюсь в новом хорошем плане, чтобы обмануть простаков.

Психолог: Не считаете ли вы, что иногда легче быть на стороне законности, вместо того чтобы пытаться как-нибудь обмануть ее?

Г.: Ну, после всего этого я должен сказать, что бывает, когда встать на сторону закона в конечном счете легче. К тому времени, когда я расплачусь за все, мне придется выложить больше, чем стоит моя прибыль. Но... обмануть простаков — это такой вызов! Я чувствую возбуждение, когда придумываю новый план и полагаю, что он может сработать. Я даже не могу себе представить, чтобы быть вместе с простаками.

Психолог: Итак, твой выбор связан с тем, что подобное поведение возбуждает?

Г.: Да.

Психолог: И все же некоторые из твоих планов дорого обошлись тебе и,  в конечном счете создали тебе проблемы.

Г.: Да.

Психолог: Как это согласуется с твоей целью вести легкую, беззаботную жизнь, при которой вам не нужно заниматься тяжелым трудом?
Г.: Никак не согласуется. (Пауза.) Так как же мне вести легкую жизнь, учитель?

Психолог: А когда ты начинаешь придумывать планы «обмана простаков»?
Г.: Когда я должен оплатить что-то или когда я хочу чего-то, что будет стоить денег.

Психолог: Ты когда-нибудь обдумываешь свой выбор и оцениваешь возможные последствия?

Г.: Обычно нет. Обычно я просто обманываю простаков.
Психолог: Что, на твой взгляд, случится, если ты обдумаешь другие выборы, а не только будешь воплощать в жизнь идею, которая возбуждает тебя в данный момент?

Г.: Не знаю.

Психолог: Имеется ли прямо сейчас некая ситуация в твоей жизни, в которой тебе нужны деньги и ты должен решить, где их взять?
Г.: Да... как мне заплатить за интернет клуб, сходить с друзьями в «Макдоналдс», оплатить игру в бильярд, лотерею, и еще оплатить услуги «аквапарка».

Психолог: Какие варианты ты рассматриваешь в данном случае?
Г.: Ну, мои друзья требует выдать им авансом деньги на мальчишник, и мне нужно оплатить фитнес клуб, так что мне не дают послаблений.
Психолог: Если учесть твои возможности, каковы твои выборы?
Г.: Ну, я пытался найти способ не платить за мальчишник, за кегельбан, за интернет клуб. Если я займу правильную позицию, возможно, я смогу заставить моих друзей отложить это на некоторое время.
Психолог: Это может иметь для тебя неприятные последствия?
Г.: Фактически однажды так и было, я не смог вовремя отдать долг другу, и к моей матери пришла мать этого друга за долгом, и был большой скандал в семье. Я, конечно же, не хочу, чтобы это случилось снова.

Психолог: Есть ли другие варианты решения проблем с долгами перед друзьями?

Г.: Я хотел попробовать продать свой плеер, мобильник, фотокамеру или часы и вернуть долг, а если не получится, отказаться от фитнес-клуба, кегельбана, дискотеки и быть дома. Это даже облегчило бы мою учебу, и к тому же помогло бы сэкономить, пока дела не сдвинутся с мертвой точки.
Психолог: Есть ли у таких вариантов негативные последствия?
Г.: Для меня... Я жил бы, как в подземелье. Конечно, не совсем так. Моя мать уже сказала мне, что ей ничего не остается кроме того как больше не давать мне карманных денег, так как ей самой приходиться отдавать мои долги. А через месяц она не будет отпускать никуда с друзьями, и будет контролировать выполнение моих учебных заданий, или поведет на консультацию к психиатру.

Психолог: Ты можешь сделать что-нибудь, чтобы исправить эту ситуацию?

Г.: О, конечно. На самом деле не так все плохо. Я, так или иначе собирался серьёзно заняться учёбой, ограничить встречи с друзьями, и проводить досуг в семье..

Психолог: Итак, похоже, у тебя есть несколько вариантов решения твоих текущих проблем. В большинстве случаев в прошлом ты решал эти проблемы, придумывая, как обмануть простаков. Это выглядело так, будто ты эмоционально реагировал на возбуждение от твоей идеи и, возможно, на чувство избавления от неприятностей, а иногда просто на то, что твоя схема работает, и затем это возбуждение поддерживало тебя, ты не думал о возможных последствиях или альтернативных вариантах. В этот раз ты обдумал несколько возможностей. Какая из них, на твой взгляд,  в конечном счете будет самой легкой и лучшей для тебя?

Г.: Займусь учёбой, не буду праздно проводить время с друзьями, буду продолжать заниматься в спортивной секции в школе.

На другой сессии Г. обсуждал свои отношения с подружкой, Светой, которую он был склонен обвинять в большинстве своих текущих трудностей. Психолог поощрял Г. критически оценивать выборы, которые он делал относительно подруг вообще, а также то, помогло ли это достичь его целей. Психолог старался подвести Г. к пониманию необходимости изменить свое пагубное поведение и научиться думать о своих выборах в понятиях, которые предполагали бы учет интересов других людей и норм общественного порядка.

Дневник  деструктивных мыслей Г.

7 сент. Вторник. «Если я найду потерянную вещь продам её!» (Имущественный ущерб).

8сент. Среда. «Какой-то лох с 9 класса, оставил на паре мобильный телефон. Мы с П. решили его продать!»

9 сент. Четверг.  «Какие мы с П. дурашки, нас застукали при продаже телефона во дворе школы».  (Пренебрежение к другим)

10 сент.  Пятница. «Наберу фальшивых денег и буду разыгрывать всех!»  (Действия,  досаждающие другим).

13 сент. Понедельник. «Отомстим учительнице, которая нас разоблачила с продажей телефона». (Злобные выпады).

14 сент. Вторник. «Мы стучали в окно учительнице «стукачке» и убегали и но она нас заметила («засекла»)».[Нарушение статуса, нарушение правил общественного порядка].

 

Разрешение проблем в учебе.

Изменение глубинных убеждений.

Таблица: Упражнение «Обзор выборов»

 

Проблема


Выбор


Преимущества


Недостатки

Пребывание в школе,

Выйти из

списка нарушителей поведения. Перестать драться,

манипулировать другими,

перестать, употреблять психоактивные вещества

 

 

 назначен испытательный срок. S=10. Хочу учиться в школе


Послать всех подальше и уйти из школы. Е = 20.


Легкий вариант. Отомщу всем.


Придется снова искать другую школу. Не хочу уходить из этой компании одноклассников.

Требовать принятия меня таким каким я есть. Е = ?


Покажу, что я не простофиля. Возможно, сработает.


Рискую быть отчисленным из школы за хулиганство. Непочтительно по отношению к педагогам .

Найти способ отомстить всем, опорочив их. Е = 25.


Буду не так переживать из-за того, что они мне надоели.


Учителя могут узнать, что я порочу их. Их плохое настроение не поможет мне.

Учиться как можно лучше, пока они не поверят в меня. Е = 50.


Небольшой риск. Смогу успокоиться на некоторое время.


Скучно. Вероятно, не получится быстро стать отличником.

Настроиться позитивно и с усердием взяться за учебу и примерное поведение. Е = 60.


Покажу, что я смогу учиться хорошо и адекватно вести себя в школе. Это позволит мне не скучать.


Школа плохо обошлась со мной, но я буду отличником и примерным учеником.
 

 

Дневник прогнозирующий Г.

Г. получил домашнее задание отслеживать и записывать выявленные дисфункциональные глубинные убеждения, а также отмечать степень доверия к каждому убеждению

Старые убеждения Г.


Более функциональные убеждения

Оправдание.

1.Если я чего-то желаю, то я это получу


Я могу желать только в пределах здравого смысла

Доверие к своим мыслям

2. Мои мысли и чувства полностью точны, просто потому, что они мои


Мои мысли могут не совпадать с мыслями других людей

Собственная непогрешимость

3. Я всегда делаю правильный выбор


Я должен делать выбор в пределах здравого смысла

Мои чувства определяют факты

4. Я знаю, что я прав, потому что чувствую себя правым в том, что я делаю


Я допускаю, что могу быть не прав и уточню в чем я не прав

Бессилие других

5. Мнение других людей не имеет отношение к моим решениям, если оно не влияет на результат моих действий


Я буду прислушиваться к мнению других людей, потому что это может повлиять на результат моих действий.

Недооценка последствий.

6. Нежелательные последствия моих действий не произойдут или не коснутся меня


Нежелательные последствия моих действий могу произойти и коснутся лично меня

 

 Работая с конкретным убеждением Г. , я, психолог-консультант, время от времени прошу Г. оценить его уверенность в справедливости данной идеи (от 0 до 100%) и на основании этого он должен определить когнитивный континуум, что поможет Г. увидеть промежуточные понятия и оценки. Если Г. доверяет своему проблемному убеждению меньше чем на 30%, проведенную работу можно считать успешной. В качестве домашнего задания Г. ежедневно перечитывал оба убеждения и отмечал, наколько он им доверяет.

Мы использовали и дополнительные методы:

1.                Сократический диалог.

2.                Поведенческий эксперимент.

3.                Когнитивный континуум.

4.                Рационально -эмотивную игру.

5.                Использование окружающих в качестве ориентира.

6.                Действия «как если бы».

 

Таблица 5.1. Процесс принятия решения у Г.

В пользу прекращения учебы


Ценность


Опровержение


Ценность

Я не буду так много волноваться


60 %


Я хожу на психологическую консультацию, чтобы преодолеть свой перфекционизм,который делает меня несчастным


40 %

Я смогу выяснить, хочу ли я быть юристом


10 %


Я не должен принимать необратимое решение, чтобы выяснить это... Я смогу принять решение, продолжая обучение


30 %

Это принесет мне облегчение. Я смогу взять таймаут и немного отдохнуть


40 %


Сначала я буду чувствовать облегчение, но потом я пожалею об этом


30 %

В пользу продолжения учебы


Ценность


Опровержение


Ценность

Я еще учусь школе, и мне осталось учиться всего один год


40 %


Отсутствует




Я мог бы действительно полюбить учёбу. (Просто меня расстраивают контрольные и экзамены.)


30 %


Отсутствует




Даже если я не люблю учиться, это образование — хорошая возможность устроиться на другую перспективную работу (даже менеджером!)


30 %


Отсутствует




Некоторые из предметов вызывают у меня интерес


20 %


Отсутствует




Мой перфекционизм мог бы пригодиться мне как спортсмену


20 %


Отсутствует



 

 

Вторая сессия

Г.: Я говорил со  Светой вчера вечером. Я уверен, она все же ляжет спать со мной.

Психолог: Одну минуту. Я полагал, что Света поссорилась с тобой.

 Г.: Да, поссорилась. Но она все еще любит меня. И я хочу, чтобы мы были друзьями. Возможно, я могу заставить ее снять некоторые из обвинений.
Психолог: Это выглядит так, как будто ты говоришь, что лег бы со Светой в постель, чтобы заставить ее помириться.

Г.: Да, и просто чтобы проверить, могу ли я сделать это, есть ли у меня то, что для этого нужно, понимаете?

Психолог: Что ты знаешь о чувствах Светы и ее ожиданиях?

Г.: О, она очень традиционна. Она, вероятно, все еще надеется, что мы подружимся. Света очень молчаливая рассудительная и деликатная. У неё строгие родители, и всё время требуют от неё высокой личной ответственности. Всякий раз, когда она задерживается, они переживают за неё. Отец всякий раз, когда у неё возникают неприятности, напоминает ей о дочернем долге и об её целомудренности. И он думает, что так можно управлять дочерью, контролируя её во всем: и в учебе и в досуге.

Психолог: Ты полагаешь, что Света могла бы еще лучше относиться к тебе, если ты помиришься с ней и добьешься снятия некоторых обвинений в грубом обращении?

Г.: Ну, я полагаю, что она могла бы.

Психолог: Ты считаешь, что мог бы захотеть нежнее относится Свете и поддерживать отношения, которые её устраивают?

Г.: О, ни в коем случае. Нет.

Психолог: Итак, что может случиться, если ты снова разочаруешь Свету, когда она поймет, что ты все же намереваешься встречаться с другими подружками?

Г.: Трудно сказать. Она может испугаться за свою целомудренность. Я стараюсь не загадывать так далеко.

Психолог: Возможно, она подумает, что ты просто используешь ее, чтобы добиться близости, не принимая во внимание ее чувства?

Г.: Возможно.

Психолог: И ты уже знаешь, что, когда Света рассержена, она поступает очень круто, например, может ударить и уйти. Насколько для тебя опасно снова сердить ее?

Г.: Я полагаю, что это опасно. (Пауза.) Я просто никогда не думал, что девочка сделает что-нибудь такое по отношению ко мне.
Психолог: Насколько вероятно то, что Света снова сделает что-то подобное по отношению к тебе?

Г.: Я полагаю, приблизительно на 95 %.

Психолог: Возможность довольно велика. Учитывая это, как ты оцениваешь выбор возобновления нежных отношений с ней?

Г.: Не стоит риска. Так как её отец серьезный человек.

Психолог: Учитывая ее заинтересованность в традиционных, серьёзных отношениях и вашу заинтересованность во встречах с разными подружками, как, по-твоему, лучше всего поступить со Светой?

Г.: Ну, я не стал бы вести себя иначе, если бы встретил ее на улице. Но, понимаете, я не считаю, что должен идти на улицу и искать ее. Вероятно, лучше всего просто бросить ее и не позволять ей лелеять свои надежды, потому что она никогда не получит от меня того, что хочет.

Г. и я как, психолог-консультант,  продолжили обсуждать его отношения с подружками, рассмотрев преимущества и недостатки поиска новых подружек и получения сексуального удовлетворения с помощью применения силы. Г. никогда не рассматривал такое поведение как «насилие» и, казалось, не знал, что это может кончиться судебным преследованием. Были исследованы другие потенциальные отрицательные стороны, такие как частые расставания  с подружками, что могло стать причиной мести с их стороны или привести к заражению болезнями, передающимися половым путем. Были и не столь важные отрицательные стороны, такие как отсутствие постоянно доступного партнера и необычайно большое количество очень скучных встреч. С другой стороны, Г. сказал, что ему приятно волнение при преследовании добычи и внимание со стороны такого количества подружек поднимает его в собственных глазах. И я как, психолог-консультант попросил Г. отметить степень этого волнения для всех значимых событий в его жизни и затем применить эту оценку к каждому «завоеванию». Г. обнаружил, что это волнение не было слишком интенсивным или надежным. Мнение о себе было идентифицировано как форма гедонизма. Он хорошо думал о себе, потому  что получал то, чего, как он полагал, хотел в отдельный момент. Это было противопоставлено другим способам хорошо думать  о себе — работать над достижением общих жизненных целей и приоритетов. Г. постепенно осознавал, что, когда ты хорошо себя чувствуешь непродолжительное время, это часто затрудняет достижение главной долгосрочной цели легкой жизни.

Психолог попытался показать, как учет чувств  других людей и отдаленных последствий своего поведения будут действительно полезны ему.

По результатам консультирования можно сделать следующие выводы.

 Когда осуществляется вмешательство, невозможно знать, насколько мог бы быть деструктивен  клиент с социальным  расстройством  поведения, если бы не проводилось никакого психологического консультирования. Более того, нельзя предсказать, сколько раз  человек с делинквенцией  может решать не лгать, не обманывать, не бить, не насиловать, не красть, не тревожить, не отказываться от выполнения обязательств или не нарушать как-либо иначе социальную гармонию, потому что он полагает, что все это выгодно для него. Но каждый случай, описанный в этой сессии, показывает, как когнитивное психологическое консультирование может положительно воздействовать на течение жизни  человека с делинквенцией. Хотя оптимальная жизнедеятельность может оставаться нереалистичной целью вызвать конструктивные изменения их психических установок, улучшение просоциального  поведения имеет очевидные выгоды для стабильности клиента и благосостояния значимых для него людей, так же как и для общества в целом.

Заключение

 

Нами было проверено теоретическое исследование особенностей когнитивно-поведенческого психологического консультирование делинквентных подростков. На основе анализа литературы были выявлены особенности и определены принципы когнитивно-поведенческого психологического консультирования делинквентных подростков. Последнее дало возможность спланировать и провести ряд сессий с делинквентным подростком Г. , обучающийся в  школе № 1*** г. М. по стандартной программе.

В результате проведенного теоретического исследования можно сделать  следующие выводы.

1.                Проявления делинквентности у подростков имеет ряд особенностей. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие  незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Психологи установили, что человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем а) чаще с ним сталкивается; б) моложе его возраст.

2.                Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности  во взрослом возрасте.

3.                В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство.

4.                К особенностям проявления делинквентности у подростков можно отнести особенности их мышления (идеализм, ценности, лицемерие, псевдоглупость, эгоцентризм, Интроспекция, Я-концепция). Так же для подростков характерны повторяющиеся и стойкие паттерны диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Подростки отличаются не сформированной идентификацией, «идеализмом», эмоциональной децентрацией, лицемерием, псевдоглупостью, эгоцентризмом, самодесткруктивностью и всё это может развиться в делинквентность.

5.                Суммируя рассмотренные в теоретической части работы представления о возможности когнитивно-поведенческого консультировании делинквентных подростков, можно сказать, что оно возможно, и имеет ряд особенностей. Доля повторно совершенных проступков за счет когнитивно-поведенчекого консультирования может быть сокращена примерно на 10%.

6.                Когнитивно-поведенческое консультирование делинквентных подростков должно быть теоретически и эмпирически обосновано, специализироваться на исправлении делинквентного поведения, ориентироваться на личность подростка и совершаемые им деяния, а также развивать в нём конструктивный образ мыслей, обучать его навыкам социально приемлемого поведения и самоконтролю.

7.                С помощью когнитивно-поведенческого консультирования удается сформировать соответствующие навыки соморегулируемого поведения и хорошо оправдывает себя в работе с ребятами  постарше (с 9лет) и с более интеллектуально продвинутыми.

8.                Успешность когнитивно-поведенческого консультирования тем выше и продолжительнее, чем активнее к её проведению привлекаются родители и учителя, воспитатели и наставники.

9.                В результате проведённых нами сессий когнитивно-поведенческого консультирования  делинквентного подростка Б. за период обучения его в 9 и 10 классах, у него сформировалось адаптивное поведение с выработкой позитивных коммуникативных форм общения. У Б. накопился опыт ситуативного реагирования (эмоционального и поведенческого) на фоне адекватного когнитивного восприятия, что и сформировало адекватные эмоциональные способы реагирования на значимую ситуацию.

10.            Особенностью когнитивно-поведенческого консультирования детикта подростков является  то, что оно позволяет проводить успешно  коррекцию девиантного поведения и разрабатывать психокоррекционно-развивающую программу адаптации подростков. Мы хотели бы рекомендовать когнитивно-поведенческое консультирование делинквентных подростков в образовательных учреждениях психологам-консультантам.

Список литературы

 

1. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Класс», 2007.

2. Гидденс Э. Социология. «Эдиториал . - М.: УРСС, 1999.

3. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М. «Приор», 2002.

4. Корнилова Т., Григоренко Е.Г, Смирнов С. Подростки групп риска. - М.: Питер, 2005г.

5. Лапланш. Ж ,  Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. - Спб.: «Центр гуманитарных инициатив», 2010.

6. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. ч.2. М.: «Академия», 2005.

7. Марша М. Лайнен. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. - М.: Вильямс, 2008

8.МенделевичВ.Д. Психология девиантного поведения. – СПБ: Речь, 2005.

9. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. - М.: Академия, 2008.

10. Психотерапия //Под ред.Б.Д. Карварсарского. - М.: Питер, 2007.

11.Психологическая энциклопедия /под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. М.: Птиер, 2003.

12. Психотерапевтическая энциклопедия //под ред. Б.Д.Карвасарского. - М.: Питер, 2006.

13.Райс Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Питер, 2010.

15.Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. «Феникс» Ростов-на- дону. 2006.

17.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. - М.: Академия, 2008.

18.Фурманов И.А. Агрессия и насилие. - Спб.: Речь, 2007.


How to teach young people to manage their lives? After all, every teen has the prerequisites of activity awareness. Counselor to help a young person become a master of his conduct, to mobilize all its resources in
cognitive-behavioral counseling.

Cognitive-behavioral counseling based on a change of thinking, beliefs, attitudes, and delinquent behavior among adolescents.

Bonta and Cormier (BontaandCormier, 1999) rightly observe that "the study of the effectiveness of cognitive-behavioral strategies in the delinquent led to the widespread adoption of this approach as the most convenient method for remedial work with prostupochnym behavior more traditional methods of counseling (for example, centered on the client or psychodynamic approaches) are gradually losing their importance among clinicians working with delinquent [17.c.344]. IA Furmanov. Aggression and violence. "This," St. Petersburg. 2007c. 344]. The popularity is partly due to the reality of counseling straightforward approach and easy to understand procedures. In essence, cognitive-behavioral counseling aimed at teaching young delinquent act responsibly. The main emphasis reality does consulting on the nature of delinquency, rather than treat it as a result of a borderline personality disorder. Important precursor of cognitive-behavioral counseling is the theory of personal constructs Kelly (Kelly, 1955), rational-emotive therapy of Ellis A. (1962) and cognitive therapy Beck A. (1970).

Marsha M. Laine notes that cognitive-behavioral counseling is ahead of all others, stressing the need for training customer acceptance of themselves and their world as they are currently [7.c.49]. Marsha M. Laine. Cognitive-behavioral therapy for borderline personality disorder. "Williams. M. 2008.s. 49]

Features of cognitive-behavioral counseling of delinquent teenagers.

1. Many of the symptoms and behavioral problems are a consequence of gaps in training, education and training. To help the client to change maladaptive behavior counselor needs to know how to pass a patient psychosocial development, see the violation of family structure and various forms of communication. This method is highly individualized for each client and family, so the client with personality disorders are found in strongly overdeveloped or underdeveloped behavioral strategies (eg, control or responsibility), is dominated by monotonous affects (for example, rarely expressed anger at the passive-aggressive personality), but at a cognitive level are rigid and generalized attitudes to many situations. These customers are from childhood fix dysfunctional schemes of perception itself, and the future of the world, supported by parents. Consulting psychologist to study the history of the family and to realize that supports the client's behavior in a dysfunctional manner. People with personality disorders more difficult forms "benign" alternative cognitive system.

2. There is a close relationship between behavior and environment. Deviations in the normal functioning supported mainly reinforcement of random events in the environment (for example, the style of child rearing). Identifying the source of disturbance (stimulus) - an important stage of the method. This requires a functional analysis, that is, a detailed study of the behavior and thoughts and responses to problem situations.

3. Behavioral disturbances are quasi-satisfaction of basic needs for security, belonging, achievement, freedom.

4. Modeling behavior is both a learning and the psychotherapeutic process. Cognitive-behavioral counseling to achieve using methods and techniques of classical (conditional reflex, Pavlov), operant, observational (behavioral modeling), cognitive learning and self-regulation of behavior.

5. The cognitive component is crucial in the process of learning. It is believed that the behavior can be changed by observing them and eliminate cognitive deficits and cognitive distortions.

6. Counselling actively involves the client and the family includes the practice of alternative behaviors in a psychotherapeutic session and in real-world environment, provides a system of teaching assignments, an active program of reinforcement, recording and diaries, that is the method of counseling is structured.

7. Prognosis and effectiveness of counseling are defined in the parameters of the observed improvement of behavior.

The objectives of cognitive-behavioral counseling are presented as follows: 1) conducting a functional behavioral analysis, and 2) changing perceptions about themselves, and 3) correction disadaptive irrational behaviors and attitudes, and 4) development of competence in social functioning.

Behavioral and problem analysis is considered the most important diagnostic procedure in cognitive-behavioral counseling. The information should reflect the following: specific indications of the situation (easier, adds extra weight to the conditions of the target behavior); expectations, attitudes, rules, behaviors (motor activity, emotion, cognition, and physiological variables, the frequency, the deficit, surplus, control) time effects ( short-term) with different quality (positive, negative) and with different localization (internal, external) [11.c.676-678]. Psychological Encyclopedia, ed. R. Corsini, and A. Auerbach. "Peter." M. 2003. s.676-678].

The purpose of behavioral analysis - functional and structural-topographical description of the behavior. Behavioural analysis helps to plan counseling and its progress, and also takes into account the effect on the behavior microsocial environment.

In carrying out the problem and behavioral analysis, there are several schemes. The first and most well-established is the following.

1. Described in detail and dependent behavior situational characteristics. Street, house, school - it is too global description. A more subtle differentiation.

2. Reflect the behavior and expectations related to life, attitudes, definitions, plans and regulations and all aspects of cognitive behavior in the past, present, and future. They are often hidden, so in the first session, they are difficult to detect even an experienced counselor.

3. To identify biological factors that are manifested through symptoms or deviant behavior.

4. Watch this motor (verbal and nonverbal), emotional, cognitive (thoughts, pictures, dreams) and physiological behavioral traits. Global symbol (for example, fear, claustrophobia) maloprimenimo for further counseling. Necessary qualitative and quantitative description of the symptoms.

5. Rate quantitative and qualitative effects of the conduct.

As the problems of the clinical interview can be called such, as a demonstration of his client is able to selectively fix the negative information and to obtain false conclusions, underlining the most important issues that could provide the key to psychological counseling, establishing the degree of resistance to stress and finding ways of coping with stressors; clarification "conditional delights" symptoms, getting information about client motivation for change, a detailed analysis of the impact microsocial environment; psychopathological research, resources of the individual.

Finding resources can be focused in the past, present and future. At the very issue of counselor is not fixed, but actively supports any client of the possibility of finding its solution. Variants of questions: "What used to help overcome such problems? As such problems can be your relatives, friends? When the last time you stood up for themselves? When did you last enjoyed without anyone's support? Did you make something nice for the brothers and sisters? What you have achieved more than your friends? " Search for resources based on the recognition of competence and client. Clients often know the solution to their problems, although they so hard to guess. Sample question: "Suppose that your friend has the same problem has come to for advice. What would you say to him?".

The task of cognitive-behavioral counselor - to make the customer an active participant in the process, a partnership between client and counselor. This collaboration takes the form of an oral contract in which the psychologist and the client agree to work together to eliminate the symptoms or behavior of the latter.

This joint activity has at least three purposes: First, it reflects the confidence that both are achievable goals at every stage of psychological counseling, and secondly, understanding the customer decreases the resistance that occurs frequently as a consequence of the perception of a psychologist with delinquent or his identification with parent, if he tries to control the client, and thirdly, the contract helps to prevent misunderstandings between the two partners. Underestimation of the motives of customer behavior can cause psychological or move blindly lead first to the wrong conclusions about the tactics of psychological counseling and its breakdown.

Because cognitive-behavioral counseling is a short-term method, you must carefully use it for a limited time. The central problem of "therapeutic education" - the definition of motivation the client. To enhance the motivation for counseling consultant shall perform the following steps:

- A joint definition of goals and tasks of counseling, it is important to work only on the decisions and commitments that are verbalized through "I will, but do not want to";

- Making a positive plan of action, its achievable for each client, careful planning stages;

- A manifestation of the psychologist's interest to the client and his problem, reinforcement and support for the slightest success;

- Motivation and responsibility for its result contributes to an "agenda" classes, analysis of successes and failures at each stage of counseling.

At oral contract is recommended to write the plan or to repeat it, using techniques of positive reinforcement, indicating that this is a good plan that will contribute to the desires and adaptive behavior.

At the beginning of each class during the interview jointly decided upon, a list of issues which will be affected. Shared responsibility for its result contributes to an "agenda" through which it is possible to work out consistently psychocorrectional "target". "Agenda" usually begins with a brief review of the customer experience from the last session. It includes a "feedback" about the psychologist's homework. Then encourage the client to speak, on what issues he would like to work in class. Sometimes the psychologist himself offers topics that are considered appropriate to include in the "agenda".

At the end of classes added (sometimes in writing) the most important findings of psychological session examines the emotional state of the client. Finally, in conjunction with self-defined nature of domestic work, the objective of which is the reinforcement of knowledge and skills obtained in class. Homework follows from the material of the latter.

The basic principles of the sessions of cognitive-behavioral counseling. In the work of psychologist-consultant in providing them with psychological support, there are some principles and requirements, whose implementation is mandatory. The existence of different codes of ethics of the professional psychologist in different countries, and psychological communities due to the fact that there is no unambiguous and easy answers to ethical and moral problems of psychological practice. These principles are necessary in order to provide psychological help was not only more effective and meaningful occupation, but also socially acceptable.

The guiding principles of cognitive-behavioral counseling is objectivity, behavioral assessment, systematic and co-operation. Consider them.

Principle obektivnostipredpolagaet orientation mainly on externally manifest measured variables. These may include: emotional reactions, expressions, gestures, and physiological manifestations (palpitations, flushing, tremor), motor responses, symptoms (dizziness, muscle spasm, anxiety), thoughts, action and deeds. Behaviors should be recorded as specific (objective) and systematically.

Another important principle - the behavioral assessment - points to the need for functional analysis of customer behavior. Behavioral assessment is carried out at the first meeting, and subsequently to assess the effectiveness of the changes in tactics or impact. It may take the form of filling the table with three columns, each of which respectively contain:

1. stimuli and situations (which preceded the behavior);

2. behavioral responses of the individual (as personality reacted);

3. results and consequences of these reactions (which immediately follow the behavior).

For example, aggressive behavior is recorded each time, once there, with a note on the form, intensity and duration in the second column. In the first column of the recorded notes on the specific situation in which the unfolding behavior and incentives, its causes, such as time, environment, specifically the phrase head. In the third column put the data on the consequences of aggressive behavior - experiences and thoughts of the person or the reaction of other people.

Behavioral assessment is generally carried out through interviews with clients or people who know him well. Another common form of behavior analysis is the diary of introspection client. Also used: direct observation of the client, obtaining information from other professionals, the organization role-playing games. Additional sources of data needed for assessment may include: medical information, survey results and testing, expert evaluation.

The next principle requires to consider the individual deviant behavior in a system of meaningful relationships. The principle involves the systematic evaluation of the role of deviant behavior in different social systems and life of the individual as a whole. It is important to understand what function does the symptomatic behavior in different situations and systems (family, peer group, educational-vocational group). It is also necessary to assess how their own systems support the dysfunctional behavior. The data obtained allow us to determine: what are the problems as they arise, and that contributes to their adoption. In this case, the importance of evaluation of the functional significance of deviant behavior - the psychological "benefits" that a man of him, and which extracts self-reinforcing this behavior. As a result of behavioral analysis are formulated for assisting, as well as ways to control its efficiency. Because the customer is usually a few problem areas, it is necessary to identify the degree of danger each of them, in accordance with how to plan a sequence of work. Behavioral intervention is assessed as rather authoritarian system, which assumes control specialist for behavior of another person. For the individual with behavioral problems, there is a real risk of transfer of responsibility for his behavior specialist.

 All this makes it especially important the principle of cooperation. In accordance with the principle of the client not only has to be conscious desire to change their own behavior, but also actively participate in the selection of goals and methods of follow-up (with the specific internal and external conditions). The division of responsibilities is in the form of a treaty on cooperation. An important role in enhancing the productive activity of the person is an independent work (the client) on homework in the intervals between treatment appointments. Thus, for the effectiveness of lead exposure to deviant behavior of the individual is dedicated to the principles of behavioral adherence intervention.

Another thing to consider, along with the principles, of course you can call methods of a behavioral intervention. Currently, behavioral psychology, the following main groups of methods:

- Promotion of behavior change motivation;

- Correction of emotional disorders,

- Methods of self-regulation;

- The methods of cognitive restructuring;

- Methods of extinction of undesirable behavior;

- Methods for creating a positive behavior [10.c.233-234]. Psychotherapy. Under red.B.D.Karvarsarskogo. "Peter." M. 2007.s.233-234]

Counselling delinquent adolescents has several features. For delinquents, as a rule, the problem is not their own behavior, and external reactions to it and the sanctions imposed by the society. Therefore, it is important to understanding the mechanisms of inappropriate behavior, to the consultative process delinquent able to answer why and why he committed the acts, and decided on the need to change their behavior.

Job counselor with delinquent teens is on the following algorithm.

An analysis of gains and losses. The most effective is a written compilation of client gains and losses in connection with the breach of conduct. Need to focus on its long-term detrimental effects later in life and inner world of the teenager.

Wake-up feelings of shame for wrongdoing committed and its consequences for the victim. This method is particularly effective in group counseling, which, with sincere indignation compel the offender to confront face to face with the consequences of the offense ("hot seat" in the training antiagressivnosti).

Modification of dysfunctional thoughts harmful. In the field of psychology is to cause the feelings experienced as a teenager during its development, before or during the commission of offense or inappropriate behavior (eg, anger because of the inability to resolve conflicts verbally or over the injustice of any restrictions.) With the help of cognitive behavioral models of counseling can bring young people to realize that there are opportunities to deal with conflicts, constraints, and negative feelings such as disappointment in connection with the people; Ellis, Hoelle, 1997). Role-playing (for example, to study sustainable polite response to criticism from the media authority) exercises in real situations (for instance, knowingly taking note of the negative reaction to his actions of other people, reducing a "bad mood" with the help of new cognitive models or the conscious registration of the positive response of other people), reduction of negative mood on the basis of a new way of thinking, focusing attention on positive changes in the reactions of others after processing the previous behaviors reinforce the client in his willingness to follow the new ways of thinking and behavior.

Processing of the past experience of socialization. If the main cause of delinquent behavior is a negative experience of socialization, a psychologist conducts a teenager to work towards the adoption of his past (for example, in the form of a fictitious correspondence with the reference memory burdened with negative face). In this case we are talking about what a teenager is not at his discretion may amend certain standing close to him people. Customer experience as a victim of abuse or violence is processed as traumatic (eg, using rational-emotive techniques and cognitive counseling). If family members are delinquent are "within reach", it seems appropriate - a conversation with the family for discussion and resolution of conflicts are solvable.

Social skills training. Message of knowledge (in special classes) and pilot actions in the process recorded on video role-playing games designed to enhance the client's ability to verbalize the problem situations and finding the right solutions (in particular, the ability to express their feelings and express criticism). Difficult domestic situation, which still makes the client feel a sense of shame, fear, or caused him stress response, overcome by systematic desensitization (Ellis, Hoellen, 1997), adolescents need to be sure that others can relate to tolerate their behavior flawed ("disgrace does not mean wreck"). During these test operations teenager convinced from experience that the response to these environments is quite tolerable. By learning more constructive social behavior decreased tendency to compensate for the fear and feeling of worthlessness.

Increase self-esteem. At the cognitive level, the adolescent is important to realize that the weaknesses and failures (associated in particular with the lack of ability to negotiate to settle conflict situations) are not a sign of inferiority or worthlessness as human beings in general. In addition, the value of the person can not be defined by other people. Post this information to the client is important, in particular, in order to avoid the symptoms of stress during the training of social competence, if not all will turn out well. Success in learning social skills, of course, raises the intrinsic value of the individual. Effective, especially for younger teenagers, can be educational interventions. To develop the emotional sphere or encourage a constructive pastime activities (sports, dancing, choir, music-making, modeling). If you ignore the problem in the area of ;;self-worth, then, as experience shows, there is a danger of a shift of symptoms (for example, by training the client "no longer" be aggressive, but he has a tendency to take psychoactive drugs).

Promoting productivity and uspeshnosti.Eta measure can increase the intrinsic value of boy who has committed misconduct, and to strengthen its position in society. In addition to raising awareness of teen should work to increase its tolerance for frustrations. At the cognitive level is modified by an irrational belief (in schools school psychologist), willingness to learn is increased by positive reinforcement ("token reinforcement").

Improved self-control. Fostering social skills development of the ability to activate the self-control, since the customer's disposal is a choice of several alternatives in determining the behaviors. In addition, efficiently carrying out of special provocation tests aimed at desensebilizatsiyu criticism (Weidner, 1990).

Training techniques relaksatsii.Kak practice of working with young delinquent, progressive muscle relaxation is easier to assimilate, because this technique requires more activity than others. Therefore, it is more effective in situations that provoke fear and causing stress.

Training dealing with victims prostupka.Heilmann (1997)

believes that this emotionally charged unit exercises aimed at forming abilities: put yourself in another person and feel a sense of empathy to the other. If a direct conversation with the victim prostupochnogo act impossible or inappropriate, we recommend the following training techniques:

- Teenager should describe in detail their prey (appearance, height, age, body language during the commission of an act of violence);

- Teenager wrote an essay, depicting the perfect offense to them from the perspective of the victim;

- Teen showing movies with scenes of violence, and he gets the job of putting yourself in the victim;

- Teenager writes (fictitious) letter to his victim with an expression of sympathy, trying to calm her fear of the new meeting with the offender.

The break with subkulturoy.Dalneyshaya goal of psychological counseling and following the period it is to help the teenager to break with his group. Psychologist seeks to: reduce pressure on the juvenile delinquent subculture, by removing not ready to cooperate with the psychologist from those who are ready for such cooperation, and positive reinforcement of the latter, after counseling should be provided to support the young delinquent in its integration into the new social environment .

Nastavniki.V as support for holding a group counseling model has worked well mentoring. More advanced participants counseling takes patronage over newcomers and weak customers, helping them to learn socially acceptable behavior, giving them their own digested material, which allows better internalize it. People starting to get counseling newcomers charge of motivation and support from "like-minded people» [6.c.228-231].

 

3. Psychotherapeutic description of a case of psychological
counseling with delinquent teens

 

Report on the consultation sessions held

Sessions were conducted in the office of psychologist school № 1 *** with delinquent teens in grade 11 G, which stands on the intraschool taking (stealing a mobile phone, fighting, failure training, absenteeism at school).

For information about the history of treatment

Social educator asked me how school psychologists to school psychological counseling work with students in grade 11, standing on the intraschool accounting, G. He brought into my office at the session (40 minutes each). A formal agreement to conduct family counseling I received from the mother, G. (application for conducting psychological counseling with her son Alexander), since she knew about the presence of behavior problems in her son's school.

Information about the parental home

Single parent family consisting of mother-JA (35 years) and son. His mother divorced his father G., who lives separately from them. Father G., in the past was registered at the Drug Dependency Clinic, currently working as an engineer in the company. Mother and son live in a separate apartment, and they lived a wealthy man who leads them with a joint household.

Data on physical development in childhood

G. had delayed mental development, and several times changed his place of study (31. 05.05. Uk. № ** 17 11.06.shk. № ** 81; 11/15/07 wk. № 1 *** adopted compensatory remedial class and developing training). Physical development of children at the time of treatment was normal.

Information on cognitive development

In the early school years because of poor academic performance has been translated into a class of remedial and developmental education (see Table 1).

Table 1

For information about the progress of G.

Subject


2002-03

3b


2003-04

4b


2004-05

5b


2005-06

6b


2007-08

7b

Russian lang


3


3


3


3


3

Literature


4


4


4


3


4

Mathematics


4


4


4


3


4

Geometry


 


 


 


 


3

Fundamentals of IF.

And vych.tehn.


 


 


 


4


4

History


 


4


4


4


4

Social scientist.


 


 


 


4


4

Naturalist.


 


3


4


4


4

Geography


 


 


 


5


5

Biology


 


 


 


4


3

Physics


 


 


 


 


3

English


 


 


4


4


4

Izobr.iskuss.


4


4


4


4


4

Music


4


4


4


3


4

Physical culture


5


4


4


4


3

OBZH


 


 


 


5


5

 

For information about the identity of the client.

G. (17 years) required psychological counseling after he found the stolen items (mobile phone, which he and his friends tried to sell). He had some characteristics of an irresponsible and delinquent behavior since the age of 12, but there were no evidence of conduct disorder and 8 years.

D. looked very talkative, good-looking teenager with a charismatic charm. In identifying the type of temperament based on the methodology, "Questionnaire Eysenck" (teen version, type number 21. Extraversion 14, Neuroticism-11 scale lies 8, above normal by 4 points) identified characterological symptoms. Very energetic, cheerful. "A favorite of the public." It is believed that this type of teenagers happy. Indeed, they are often gifted, it is easy to learn, artistic, maloutomlyaemy. However, the presence of these qualities often has negative results. Teens from childhood accustomed to the fact that they are available. As a result, they do not learn to work hard to achieve goals. It is easy to throw everything, often interrupted friendships. Superficial. Have relatively low social intelligence.

Ways of correction.

The client requires a friendly and strong relations. In the team should not choose him for leadership positions (often better to offer one-time commission of organizational type). Strictly require the fulfillment of orders. Preferably with a teenager to find some meaningful purpose to it (for example, mastering a foreign language), divided into periods of execution time, to paint the problem in time and supervise their implementation. On the one hand, help to achieve this goal, on the other - to make a streamlined operation. MMPI profile obtained was valid, but had a moderate clinical improvement on a scale of K (correction), as well as on scales 4 (psychopathic deviation) and 9 (Mania), with subclinical rise in scale 2 (depression).

History of the problem.

 Most of the younger Mr. podrostnichestva lived, guided by various schemes of deception, evasion of serious work to achieve educational goals. For example, he used the telephone without permission from a neighbor on the desk in the classroom, tried to pass counterfeit money as genuine. Recently, GA have found on the site of the offense, with people's mobile phone when you try to sell it here in the school.

Customer expectations.

G. hoping to get the psychological counseling: "Is it now conduct their own goals for success in school and personal life?". As was found in G. There are several conflicting objectives (expectations).

 

The first session.

 The following dialogue between Mr. and psychologist, shows how managed to get G. to think about the consequences of their actions and their impact on others in the context of thinking about whether such behavior is its own purposes.

Psychologist: Well if it works approach "fool simpletons"?

MR: It works fine ... until someone does not catch or not catch you begin. Then you need to drop the plan and come up with a new one.

Psychologist: How you found it difficult to abandon a scheme to invent a new one?

MR: Sometimes it is very easy. Some people - these simpletons.

Psychologist: It was easy all the time?

MR: Well, no. Sometimes it was really hard. For example, a fraud with mobile phone calls. It was difficult to hide, and each time had problems.

Psychologist: Did you easily come up with an alternative plan?
MR: Not for the phones. I have never come up with another plan.

Psychologist: And at another time? Plans to "fool simpletons" to come to you easily? I mean the ones that worked.

MR: Well, I came up with a lot of good plans, but it was not easy to come up with one that really will benefit.

Psychologist: A good plan can be used for a long time or frequently needed new scheme?

MR: It seems I always need a good new plan to fool simpletons.

Psychologist: Do you think that sometimes it is easier to be on the side of law, rather than trying to somehow cheat it?

MR: Well, after all this, I must say, what happens when you stand on the side of the law is ultimately better. By the time I burst into tears at all, I will have to pay more than the cost of my income. But ... fool simpletons - is a challenge! I feel excited when I think out a new plan and believe it can work. I can not even imagine being with simpletons.

Psychologist: So, your choice is connected to the fact that such behavior is turned on?

MR: Yes.

Psychologist: And yet some of your plans and you have cost dearly in the end you have created the problem.

MR: Yes.

Psychologist: How is it consistent with your goal to lead an easy, carefree life, where you do not need to do hard labor?
MR: did not agree. (Pause.) So how do I lead a life of ease, the teacher?

Psychologist: And when you start to think of plans to "cheat simpletons"?
MR: When should I pay for something or when I want something that will cost money.

Psychologist: Do you ever think about their choices and evaluate possible consequences?

MR: Not usually. I usually just cheat simpletons.
Psychologist: What do you think will happen if you think about other choices, not just going to put into practice an idea that excites you now?

MR: I do not know.

Psychologist: Is there now a certain situation in your life where you need money and you must decide where to take them?
MR: Yeah ... I pay for internet club, to go with friends, "McDonald's" pay for play billiards, lottery, and even pay for a "water park".

Psychologist: What are the options you defined in this case?
MR: Well, my friends need to give them advance money to a bachelor party and I need to pay fitness club, so I do not give exemptions.
Psychologist: If you consider your possibilities, what are your choices?
MR: Well, I tried to find a way to pay for a bachelor party, a bowling alley, with the internet club. If I take the right position, maybe I can get my friends to postpone it for a while.
Psychologist: It could have unpleasant consequences for you?
MR: In fact, once it was, I could not in time to give back another, and to my mother's mother came to this other debt, and was a big scandal in the family. I certainly do not want that to happen again.

Psychologist: Are there other solutions to the problems of debt to your friends?