Утиное счастье

Светана
В детстве я все лето проводила у бабушки в деревне. В знойные и длинные летние дни местная ребятня предпочитала проводить  поближе к речке, дававшей вожделенную прохладу. Речушка была узенькая, мелкая, редко где по глубине доходящая до пояса. Но, как ни странно, в ней водилась рыба.  Нет, не та, конечно, которой хвастались взрослые рыбаки, старательно разводя руки в стороны, а так – мальки, мелочь…  Но нам был важен не размер улова, а сам процесс! Для рыбалки брался большой кусок марли или старая тюлевая штора. Двое «рыбаков» брали этот своеобразный бредень за концы и, растянув его так, чтобы один край шел по дну, процеживали речку, периодически поднимая над водой… Когда вода стекала, на влажной поверхности «сита» оставались ошметья тины, комки грязи и маленькие рыбешки. Они сверкали под летним солнцем блестящими боками как драгоценности. Мы аккуратно собирали их и опускали в стеклянную банку с речной водой.  Можно было часами лежать на траве и смотреть, как стайка рыбешек плавает за стеклом этого импровизированного аквариума, посверкивая чешуей.  А потом мы бежали домой, чтобы похвастаться бабушке удачной рыбалкой.  Она нас хвалила и кормила вкусным борщом, а улов доставался кошке Мурке.

Вот как-то вернулись мы с такой рыбалки… В тот день нам повезло: кроме мальков привычных тоненьких и мелких гальянов, попался небольшой окунек.  Был он полосатый, сантиметров шесть в длину и два-три сантиметра в толщину, чем разительно отличался своих товарищей по несчастью. Бабушка сидела на крыльце и перебирала свежесобранную малину. Кошка бродила где-то по своим кошачьим делам, поэтому мы поставили банку на землю перед крыльцом, вымыли руки и стали помогать бабушке. 

По двору шлепала ластами стайка утят.  Они были еще маленькие, пушистые, лишь на кончиках крылышек начинали появляться зачатки маховых перьев. Среди них выделялся один утенок – у него на голове рос своеобразный  хохолок:  часть перышек на макушке была длиннее – такой своеобразный ирокез! Выделялся этот утенок не только прической: был он какой-то нерешительный,  мелкий, застенчивый – никогда не лез в первых рядах к поилке или кормушке. Но он единственный из всего выводка позволял брать себя на руки.

И вот эти утята увидели литровую банку с нашим уловом. Они тут же окружили ее со всех сторон  и начали долбить клювами, пытаясь схватить мечущуюся рыбью мелочь. Хохлатый утенок был как всегда в последних рядах. Минут через пятнадцать безуспешного топтания вокруг банки, утята сообразили, что через твердое стекло им пробиться не удастся, и, разочарованно крякая, побежали к большому металлическому корыту с водой, врытому в землю, купаться. Остался один хохлатый. Минут пять он стучал клювом по стеклу банки, как и свои собратья. Потом, приметив крупного гальяна, нарезавшего круги вдоль прозрачных стенок банки, начал бегать за ним, периодически пытаясь схватить клювом ускользающую добычу.  Но тут со дна банки на поверхность всплыл окунек и резко нырнул обратно. Пораженный утенок остановился и приподнялся на лапках, вытянув шею почти к самому обрезу банки. Мы затаили дыхание, понимая, что сейчас что-то будет…

Окунек еще раз вынырнул на поверхность… и тут утенок подпрыгнул, пытаясь схватить рыбешку.  Рыбку он не поймал, но воды речной глотнул. Озадаченный утенок присел, задумчиво глядя на банку… Потом обежал ее по кругу, попробовал клювом – не то… Опять подпрыгнул и глотнул воды с запахом рыбы.  И тут, видимо, утенок что-то понял: он стал подпрыгивать и стараться на лету засунуть свой клюв как можно глубже в воду. Банка начала качаться, вода выплескивалась… Утенку все сложнее стало доставать клювом до воды, он вынужден нырять в банку все глубже и глубже. И вдруг он занырнул в горловину банки так, что повис вниз головой, отчаянно махая в воздухе лапами. От его отчаянных попыток освободиться банка накренилась и упала на бок. Вода вместе с мальками вылилась на землю. Утенок, ощутив землю под ногами, вытащил голову из банки, радостно крякнул и начал быстро клевать извивающихся рыбешек. Его собратья узрев, что хохлатый что-то с удовольствием ест, ринулись стаей из своего бассейна.  Наш герой,  видя мчащихся на перехват конкурентов, шустренько доклевал последнего гальяна и схватил окунька.

Надо сказать, что утки не курицы: они не клюют по чуть-чуть, кусочками… Утка очень своеобразно подбирает клювом еду как лопатой, немного закидывая вверх, и глотает.  И вот представьте – утенок подкидывает окунька размером со свою голову и в 2-3 раза толще, чем собственная шея, и пытается его проглотить. Где-то на половине туловища, в самом широком месте окунек застревает в клюве. Подбежавшая утиная братия пытается вырвать лакомую добычу прямо изо рта удачливого товарища.  Утенок, с задранной вверх головой и торчащей из распахнутого клюва рыбешкой, начинает бестолково метаться, спасая лакомый улов от ненасытных приятелей. Понимая, что утенку приходится не сладко, я подхватила его на руки и поставила на крыльцо рядом с нами. Преследователи не решились подходить к людям, возмущенно покрякали и вперевалку поковыляли в свою ванну. Утенок продолжал стоял в нелепой позе с распахнутым клювом, и торчащей из него рыбой.  Глаза его затуманились, потом закрылись. Он попытался сесть, но почему-то не смог: видимо, ему мешало количество проглоченной рыбы. Так и стоял он , покачиваясь…  Прошло минут тридцать. Мы стали беспокоиться, не подавился ли он, но утенок с усилием сделал глотательное движение и рыбий кусок, торчащий из клюва, совсем немного, но уменьшился.  Видимо утенок  так набил едой свой желудок, что в нем просто не было места. Не желая упускать в кои веки свалившийся на него деликатес, он стоял и ждал, когда переварятся гальяны и освободится место для окуня. Шея утенка раздулась, принимая крупную рыбешку: хохлатый упорно глотал, протискивая ее в себя. Часа через полтора из клюва торчал только хвост… Но, видимо, места в желудке утенка все еще не было.  Еще через полчасика наконец-то утенок с усилием проглотил и хвост. Глаза его открылись, он радостно крякнул, соскочил с крыльца и… выдавил из себя большую, дурно пахнущую, кучку.  Еще раз крякнув, хохлатый растопырил свою пародию на крылья и помчался к воде, где дремали его не такие умные собраться. Он был сыт и счастлив!

__________________
Фото из Интернета