Флаг спустить!

Морской Профсоюзный Телеграф
Сегодня в России день траура в память жертв катастрофы т/х «Булгария». Страна скорбит по погибшим людям, единственная вина которых заключалась в том, что они хотели хорошо отдохнуть. Президент Медведев уже пообещал выплатить компенсации родственникам, всех виновных поймать и наказать, а также построить современный пассажирский флот. Кроме того, Президент поручил прокуратуре проверить всех причастных к организации рейса теплохода «Булгария», и сделать это особенно тщательно (хотелось написать «с особой жестокостью»). «Все выводы обобщить, сделать это нужно не только по этой конкретной катастрофе, но и вообще по судам такого и других классов», — поставил задачу глава государства. Таким образом, мнение руководства страны о произошедшем известно, но нам важно узнать мнение таких же моряков-речников, хотя рука и не поднимается назвать их коллегами. И вот почему.
«Морской Профсоюзный Телеграф» отправился в наш питерский порт, где на пятом причале стоял один из «Амуров» Северо-Западного речного пароходства – судов, как известно, класса «река-море», делающих рейсы по ВВП нашей необъятной Родины, в том числе и по Волге. «Амур», конечно, не пассажирский теплоход, зато моряки прекрасно знают особенности речной навигации и то, как обстоят дела в российских речных пароходствах. По крайней мере, в некоторых из них.
Когда мы еще только подходили к судну, нам показалось, что флаг приспущен. Так оно и было на самом деле. Те члены экипажа, которые смогли с нами поговорить, было видно, находились «под впечатлением».
«Мы только пришли в Питер, а тут в новостях такое показывают… Конечно, такое горе…» - сказал нам один из моряков. «Люди погибли ни за что, ни про что. Да еще детей сгубили… Прямо зло берет, когда начинают верещать, что, типа, виновных будут искать, да прокуратура проведет проверки, и тэдэ, и тэпэ. Чего их искать??!! Человеку мало-мальски знакомому с морскими или речными перевозками и так все понятно, где сидят эти «виновные»!»
Тут к разговору подключились еще несколько моряков, и понарассказывали нам такого из жизни судоходных компаний, капитаний портов, регистров, ространснадзоров и прочих «участвующих» и «регулирующих» организаций морского и речного флота, что уши в трубочку скручивались. Не то что бы мы раньше про это не знали, но, честно говоря, не предполагали, что все настолько цинично.
Но черт с ними, с этими «органами» - как можно сто раз сказать «халва», а во рту слаще не станет, так можно сто раз заявить, что необходимо бороться с коррупцией, но от этого она не исчезнет. В беседе с моряками нас поразило другое. Чуть ли не первый раз в нашей практике получилось так, что моряки, хотя и ругали на чем свет стоит продажных чиновников, признали вину своих коллег.
«Я считаю, что 99% вины за произошедшее лежит на капитане «Булгарии» и экипаже. Да, конечно, капитан порта, давший разрешение на выход судна, тоже виноват – как можно было выпускать судно с одним двигателем! Ведь к проверке пассажирского судна подход особо тщательный – их проверяют перед каждым выходом. И пусть у них была купленная или некупленная, я не знаю, бумажка из регистра – но ведь он что, слепой что ли был, когда подписывал?! Ладно, пусть слепой. А капитан судна – он ведь просто не имел права выходить в рейс на неисправном судне!!! Хрен бы с ним, если бы он картошку вез, но тут же полный пароход народу, дети...!» - разразился тирадой один из наших собеседников.
И тут же другой: «Да о чем ты говоришь?! Я более, чем уверен, что этот капитан не первый раз выходил на одном дизель-генераторе! Чего там: скорости не нужно, чапаешь себе потихоньку. Вот и дочапался. Маневренность же у судна уже не та. А вы еще перегруз учтите».
И тут моряки снова заговорили наперебой, и рассказали, что летняя навигация – единственный период, когда можно заработать. Что зарплата на таких пароходиках низкая. Что это распространенная практика, когда не только турагент продает больше путевок, чем позволяет пассажировместимость и речной регистр, но и экипаж сажает «левых» пассажиров. Что летом, во время «жора», никто ремонтироваться не будет. Что работать на таких судах и за такие деньги некому, вот и судоводят там или без пяти минут пенсионеры, а то и те, кто подрабатывает к пенсии, или «пионеры», еще не закончившие учебу кадеты-практиканты, и молодняк, набирающий плавценз для повышения – с тем, чтобы потом свалить «под флаг».
«Какие там профессионалы-речники?!» - негодует «дед». – «Вы видели, старший электромеханик дает интервью телеканалу и говорит, мол, проснулся, когда в комнату стала поступать вода! Вы понимаете, КОМНАТЫ там у них на судне! А помощник… Я, говорит, бежал и кричал «всем прыгать за борт». Не шлюпки спасательные спускать побежал, а панику среди народа сеять… Это что, речники??? Да на реке в десять раз сложнее навигация, чем в море! Там куча таких особенностей, что «левому» человеку просто будет не справиться! Вот они и не справились… А самое поганое это то, что с таким подходом как у нас – всем на все на..рать, только бы урвать побольше - это все будет только продолжаться. Людей жалко. Нас жалко».
Мы поговорили еще, обсудили необходимость обязательного страхования членов экипажей и пассажиров. Да, говорят моряки, лечи подобное подобным. Если у нас прибыль, деньги поставлены во главу всего, то рублем и нужно бить. Обязать судовладельцев страховать людей, да не на тысячи рублей, а на сотни тысяч долларов, глядишь, они и перестанут выжимать последнее из пятидесятилетних пароходов. Раз страховку выплатят, другой, а потом сами страховые компании их вынудят отказаться от рисковых посудин. Но, правду сказать, дальше разговор особо не клеился – уж больно плохое настроение у всех стало.
И мы покидали «Амур» с тяжелым чувством. И нам почему-то подумалось, что приспущенный флаг – это траур не только по трагически погибшим людям, но по справделивым законам, по честным чиновникам, по квалифицированным специалистам и по пассажирскому флоту России.