К итогам конкурса о Слове

Николай Шунькин
Взгляд изнутри.

Индивидуальный обзор члена жюри конкурса Елены Кириченко «Вначале было слово», Шунькина Николая. Автор высказывает субъективное мнение, которое может отличаться от мнений остальных членов жюри.

Независитмо от занятых мест, от себя лично поздравляю авторов, приславших, на мой взгляд, сочинения по теме конкурса и грамотно написанные:
Татьяну Чехову
Ташу Прозорову
Милу Логвинову
Ольген Биер
Маленькуюлгунью
Владимира Репина
Наташу Лазареву

и высылаю каждому 500 баллов из своего личного фонда.

С удовольствием отмечаю, что эти авторы, за исключением одного,  по общим результатам анонимного судейства вошли в первую десятку. Один занял семнадцатое место.

Редактировать 60 сочинений – дело трудное и неблагодарное. Но если поручили их оценить – при чтении приходится обращать внимание на все погрешности текста.  Иначе, как отличить одно сочинение от другого? Чем оправдать десять баллов Иванова, от пяти баллов Петрова или одного – Сидорова?   

Некоторые работы написаны специально для данного конкурса. Некоторые пришпилены к теме двумя-тремя фразами. Есть и такие, которые к теме конкурса не имеют отношения. Создаётся впечатление, что авторы не видят разницы между обычным произведением и сочинением на заданную тему.

Если бы речь  шла о рядовом конкурсе – я бы этим не занимался. Но, отправляя сочинение на Конкурс о слове, надо его хотя бы прочитать.

Выбрал несколько наиболее типичных ошибок: стилистических, орфографических, пунктуационных. Чтобы авторы ознакомились и впредь их не допускали. Думаю, обид не будет, так как конкурс анонимный, где, чьи ошибки – никто не знает, а свои – каждый найдёт.

В текстах имеются опечатки небрежного набора, которые я называю компьютерной каллиграфией: много  лишних пробелов, многих не хватает. Неправильно выделяется прямая речь. Точка не выносится за кавычки. Кавычки открываются, но не закрываются. Тире ставят вместо дефиса и наоборот. С запятыми – настоящая беда. Много несогласованных предложений, простонародных изречений. Что особенно досадно, имеются ошибки в именах и фамилиях всемирно известных авторов и героев. Без особой необходимости текст набирается прописными буквами. Имеются сочинения до смешного маленького объёма. Вместе с тем, некоторые превышают установленный лимит на две, три, и, даже, пять тысяч знаков.

Без комментариев:
«Прям за порогом…»
-«Тук-тук. Тук-тук! Впустите, люди добрые…»
-«Пид лавкой.»
«Мороз синеющий хрусталём».
«Крылашками».
«- Ой. - шорох шагов и скрип…»
«никакой статьи у прессе не будет!»
«укусила собственный хвост...Боги смеялись».
«понравилась ли тебе моя сказка,и какие мысли»
«Холодное оружие, как и огнестрельное оставляют кровавые следы».
«в конце концов можно установить…»
«Сложносочинительные предложения».
«Ты то свою маму любишь?»
«ранить того,кто их произнес».
«обратилась я к ребятам.Без особого интереса…»
«не надо считать четырех-пятилетних малышей…»
«Я нbчего не ответил…»
«- Честно, не каких…я просто буду наблюдать».
«дышать более медленнее…»
«Тарас Бульба.»
«Жуль Верн».
 «Это случилось очень  давно…»
«-Какое же это средство?»
«-Слышала я о твоем даре…»
«-Я хочу, - сказал обрадованный…»
«хотела она этого или нет-но  ей приходилось…»
«там должна быть книжка, которая должна была…»
«Подойдя к окну он приоткрыл форточку».
«Но я утешивал себя тем…»
«другой…наверное, он планирует мои дальнейшие действия. Знает, что со мной будет завтра, послезавтра…значит...если я буду претворяться…»
«Больше не ложившись в кровать, я пытался…я просто метался из стороны в сторону».
«…лицей в Царским селе…»
«Каким – то образом…»
«…перстень-талисман с которым Пушкин…»
«…подарен Пушкину ЕК Воронцовой…»
«…«Доктор Штольц спросил…»
«…снятый мной с мертвой руки его"  …»
«Позднее Тургенев говорил "Я очень горжусь…»
«Возможно она не могла простить…»
«…хочется приняться за что-нибудь порядочное."  …»
«…  "Толковый словарь живого великорусского языка, содержащий 200 000 статей…» 
«…со вставленной в него, по мнению поэта, бирюзой, В 1826 году он…»
«Словом  очерни  другого , - может  легче  станет…»
«Перефразировав великого Шекспира, одномоментно нахлынул дерзкий ответ…»
«в канун отчётно - выборной конференции…»
«Выпив несколько глотков меня вырвало».
«Ты выбрал воду…спи с миром».
«глаза потускнели от голода и мелко мелко дрожали руки…»
«образовывали сложносочинительные и сложноподчиненные предложения…»
«паника по поводу дальнейших  непридведенных обстоятельств…»
«я попробовал тоже самое описать глаголами…»
«побритый, спортивный, умный :)»
 « — Я, мне, меня(((»
«не написать мне роман!!»
«…пересчитать белье из прачки…»
«Уж не знаю, был ли он восхищен на небеса…»
«А разговор меж ними сладился –серьезнее…»
"М-да...Начальники...»
 "М-да...Здравствуйте!"
«увидеть в нём обычного человека и,вместе с тем…»
«когда он стал моих дыханием».
«выложит  серебрянные ступеньки…»
«а  что  в  КОНЦЕ ?»
«будет трястись от счастья,а второй…»
«чрезмерное счастие, точно так же…»
«ты выблевываешь даже больше чем сожрал».
«Мой милый,ты пережал счастья…»
«Выпьем молча,ведь молчание - это долгая история…»
«поняла, что по другому не будет...»
«в шкафы...и расцветут магнолии...»
«Возможно так…И этак можно…»
«…морьенисты…» - это Айвазовский и иже с ним.


Краткие рецензии:

1. Стиль окололитературный, с попытками перехода на сказочный. К теме конкурса отношения не имеет.
2. Автор уложил свои мысли в восемь строк, успев сказать лишь банальные истины о роли слова в жизни людей.
3. Интерпретируя известные высказывания Пауло Коэльо, автор дал своё видение значения слова, аргументировав его примерами из народной мудрости о слове.

4. Удачно использованная Притча  о лепешке и великой мудрости и справедливости царя Соломона  позволила автору поведать нам интересную историю о слове, и его бумажном варианте – книге.
5. «…в живописи мы разбираемся очень хорошо». – Судя по  тексту, в это трудно поверить.
 «Как я должна отнести картины, скульптуры вождей пролетариата к искусству». – Точно так, как чёрные квадраты и плоские треугольники.
«…пишут картины в основном пейзажи, т.е. пейзажисты, морьенисты, портретисты…» - Да Бог с ними, пусть пишут. Вы ведь тоже пишете!
«морьенисты» - это слово  выделяю отдельной строкой. Пусть все видят, как пишут «антиреволюционисты».
Оценка соответствует тексту.

6. В малом объёме, с минимумом примеров, автору удалось доказать, что большую часть информации мы получаем не оттого, что произнесли в нашем присутствии, а – как это произнесли, с какой эмоциональной окраской.
Особо отмечу наличие приведенных автором афоризмов, являющихся украшением  миниатюры.

7.  Минимум строк и минимум смысла. Увы, слово нам дано не для этого.

8.  Идея неплохая, но изложена коряво, с ошибками.

9.  Автору не удалось приблизить хорошее сочинение к теме конкурса о слове.

10. Изящная миниатюра, в которой автор, отойдя от принципа социалистического реализма, от трактовки значения слова, даже не упоминая об этом в тексте, образно дал понять, что «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».

11. В основу сочинения заложена блестящая идея: на примере общения цветов показать роль слов и предложений в жизни.  Однако автору не удалось её воплотить. Следовало использовать все основные виды сложных предложений, что  позволило бы полнее раскрыть их структуру, заодно увеличить объём сочинения.

12.  В произведении не просматривается тема конкурса.

13. Ввиду значимости сочинения, позволю, не делая собственных выводов, привести несколько цитат:
- У каждой вещи, каждого чувства есть своё имя.
- Ученые зафиксировали, что нецензурные слова  производят мутагенный эффект, аналогичный  радиационному  излучению, а также разрушают хромосомы. С изменением ядра изменяется и качество клетки тела человека. Отсюда возникновение болезни – физические и психические.
- Уже доказано наукой, что такие слова, такие энергетические посылы отскакивают, как от стенки горох и возвращаются к тому, у кого полон рот гадких выражений.
 - Все-таки,  нет более действенного воспитания, чем воспитание на собственном примере. Как говорят родители, так и дети.
Сочинение может претендовать на первое место.

14. Не более чем оригинально.

15. Увлечение автора фольклором усложнило текст для чтения и понимания.

16. По теме конкурса в сочинении нет ничего, кроме афоризма: «Мужчина не имеет права отрекаться от трёх вещей: от любимых, от долга, от своих слов».

17. Через обобщённое понятие имени, как моста между предвечными идеями, их материальным выражением и людским сознанием, автор,  приведя конкретные имена членов своей семьи и их роли в становлении личности, убедительно доказал, что «Через лесенку имён мы постигаем себя и жизнь, поднимаемся к вечности».

18. Объём сочинения превышает установленную норму на 1800 знаков, вместе с тем, в тексте много повторов, не оправданных сюжетом:
« У нас оставалось последнее наше лето».
«Это лето было нашим последним общим летом».
«счастливы как в то лето, последнее наше лето,»
«Итак, последние каникулы, последнее лето вместе!»

К теме конкурса можно отнести лишь один абзац, вероятно, вставленный перед отправкой произведения на конкурс:
«Она очень рано почувствовала магическое воздействие Слова на свою юную душу, интуитивно понимая его Божественную природу. Именно Слово было ей жизненно необходимо, как витамины для роста и развития ребёнка, как йод для беременной женщины, как чистый воздух и родниковая вода для горца. И, как оказалось, главным и определяющим был именно он,- неиссякаемый, божественный источник Слова...» 

19. Интересное произведение, и хорошо написано. Жаль, что не по теме конкурса.               

20.  К теме конкурса данная быль отношения не имеет.

21.  В миниатюре ценно то, что автор изложил свою трактовку Библии применительно к настоящему времени.  Но к теме конкурса  это произведение можно отнести с большой натяжкой. Да и «серебренников», если мне не изменяет память, было не тринадцать…

22. Встреча описана интересно. При желании, автору можно  было, путём незначительного изменения текста, привести его в соответствие с темой конкурса.   Ибо никто не произнёс со сцены больше  афоризмов, чем  Аркадий Исаакович.

23. Блестящая, изящно написанная миниатюра, к великому сожалению, не относящаяся к теме конкурса.

24. Тема интересна, написана мастерски, но  к конкурсу  о Слове отношения не имеет. Нельзя поставить высокую оценку.

25. Удивительная миниатюра, которая удачно вписалась бы в конкурс о сказках.

26. Одно из лучших сочинений на тему конкурса о Слове. Автор не потрудился собрать необходимый материал и убедительно показать трансформацию слов во временном периоде.

27. Автор представил на конкурс миниатюру, не относящуюся к объявленной теме.

28. Одной странички хватило автору, чтобы без многочисленных примеров показать силу слова, которое может убить человека.

29. Лучшее сочинение данного цикла. Автору удалось   малым объёмом слов, изящно составленных в ёмкие предложения, убедительно показать их силу и неотвратимость последствий, следующих за их произношением. 
"Он не лез за словом в карман, а сразу закидывал камнями".  Есть над чем подумать читателям…

30. Автор выбрал неудачный пример для указания путей поиска веры. Нет ничего удивительного в том, что случайная встреча атеиста с человеком, исповедующим одну из разновидностей протестантизма – Баптизм – заставила его поверить в существование Бога. Герой рассказа не заметил, как попал в его сети, о чём сам откровенно признаётся.
Увы, придётся его разочаровать. Ибо истинная вера выше знания. Никто не видел Бога, а верят в него миллиарды человек. А знание выше веры только у сектантов.

31. Отличная миниатюра, в иносказательной форме раскрывающая прелести её величества Поэзии.

32.  Используя доказательство от противного, автор убедительно доказал превосходство чувств и поступков над словом. Произведение заслуживает высокой оценки.

33. Интересная, поучительная притча о животворной силе слова.

34.  Слишком мал объём для конкурсного произведения.

35.  Замечательные мысли о трансформации русского языка. Но очень уж пессимистические.

36. Автор в краткой форме убедительно показал роль слова в формировании человеческих отношений.
«Наслаждаться  можно  не  только  пищей,  хорошей  погодой,  но  и  приятным  общением.  Жажда  общения,  порой,  не  покидает  нас.  Общаясь,  мы  стараемся  оформить  фразу  словами  не  только  для  того,  чтобы  понять  смысл  сказанного,  но  и  почувствовать  его». – К этому нечего добавить!

37. Удачное воплощение оригинальной идеи. Недостаток, снижающий ценность сочинения – превышение объёма более чем в полтора раза, что ставит автора в неравные условия по отношению к другим участникам конкурса.

38.  Рассказ интересен. Но в тексте много ошибок, концовка неожиданна и не оправдана преамбулой. Кроме того, объём произведения   превышает установленный условиями конкурса.

39.  Трудно оценивать сочинение, если в условиях конкурса нет оценки менее единицы!

«Писать надо только то, что есть на самом деле и то, что ты об этом думаешь, и о том, каким оно должно быть и каким должно стать после твоей статьи! Ведь оно – обязательно должно измениться! А иначе – незачем писать.»

«Да, писать нужно по существу, а не так, чтобы кому-то угодить и кому-то понравиться. И вообще: поэты, писатели, журналисты должны писать только те слова, ради которых они согласились бы писать своей кровью. Протыкать вену острым пером и писать…» – А,  на мой взгляд, писать надо без ошибок!

«А иначе – незачем писать.» – Вынесите, пожалуйста, точку за кавычки. Ей скучно на чужом месте.

«…всё начальство на уши встаёт (здесь просится запятая) тебя разыскивают и заставляют поклясться, что никакой статьи у прессе не будет!» – Не У прессе, а ВЫ прессе, или ВО прессе.
«Встаёт на уши» – это журналистский приём? Начальство одно встаёт, а разыскивают многие? Надо бы согласовать предложение!

«…бюрократ был снят с занимаемой должности,(;) неисправимый преступник…» – Везде   точка с запятой, а тут запятая без точки. Обидно ей до глубины души.

«Ругать надо так, чтобы тебя не возненавидели, а возненавидели – себя!» – У  автора с согласованием беда. Ругать надо так, чтобы возненавидели не тебя, а себя!

«Ищу(т) себе – миллион  оправданий, и никогда не ищут…» – В  других местах клавиша «т» отбивается, а здесь почему-то не отбилась. Наверно, забыли нажать.

«Если ты не можешь сказать всей правды – заткнись!» – Терпимо, когда такие слова говорит герой произведения. Сразу виден уровень его культуры. А когда «заткнись» исходит от автора – это характеризует его культуру.

«…неимоверные выродки…» – Смотрите  предыдущее замечание.

«(Я написала бы тебе «Люблю»)». – Понятно желание – через  интернет сообщить о своих чувствах. Только здесь это ни к чему.

«В спектаклях, поставленных по произведениям авторов, принижающих понятие «Человек», «Герой», «Личность»... – Хотелось  бы узнать, кого конкретно автор имеет в виду? А то мы можем обидеться, приняв это на свой счёт.

Прочитав до конца, узнал, что автор лучше нас знает, как писать: «Я знаю только одно, что нельзя писать так, как надо…»

40.  Содержательное произведение, написанное специально для данного конкурса. Может претендовать на высокую оценку.

41. Автор предложил интересное решение сложной жизненной задачи с помощью обыкновенных слов.

42. Новый взгляд на основополагающие каноны Христианства позволил автору выдвинуть интересную гипотезу о сотворении Мира. Уже одна эта новизна мысли заслуживает высокой оценки.

43. Заслуживает внимания появление на сайте произведения на украинском языке, в русском переводе.


44. Интересная, но довольно противоречивая теория создания Мира. По крайней мере, из неё становится понятно, как появились слова: «Во многом знании – много печали».

45. Интересные, обнадёживающие мысли, мало относящиеся к теме конкурса.

46. Лучшее сочинение о слове, присланное на конкурс. Нет смысла комментировать. Надо только читать и делать выводы.

47. Новая интересная интерпретация романа Бальзака «Шагреневая кожа».
Сочинение по теме, написано хорошо, но не может претендовать на призовое место: объём в два раза превышает установленный условиями конкурса.

48. Автор добросовестно перечислил давно известные прописные истины о трудностях писательской работы.

49. Сочинение ещё раз подтверждает тезис о том, что чувство сопричастности, испытываемое от средств массовой информации, успокаивает людей, расслабляет, останавливает в своём развитии, позволяет не тратить силы на достижение высоких результатов,

50. Самое оригинальное сочинение. Автор удачно пофантазировал о развитии языка, письменного и разговорного, в необозримом будущем.

51.  Двадцать строк грамматических ошибок. Удивительно видеть такое сочинение на конкурсе о слове. За «кучу обрывков фраз» жалко ставить даже единицу.

52.  Отличный афоризм в 90  знаков…

53.  Поучительное сочинение на тему о том, как удержать пришедшую музу.

54.  Используя всего два местоимения – ты и Вы – автор показал, как они могут повлиять на восприятие чувств любимого человека. Обидно, что автор отдал приоритет идеи  Валерию  Лерику, не упомянув, что стихотворение «Ты и Вы», ещё в 1828 году, написал Александр Сергеевич Пушкин.

ТЫ И ВЫ
Пустое ВЫ сердечным ТЫ
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как ВЫ милы!
И мыслю: как ТЕБЯ люблю!

55.  Невозможно оценивать сочинение, не соответствующее теме конкурса.

56.  По сочинению видно, что автор потрудился на совесть, подготовив для конкурса замечательную подборку собственных афоризмов. Что стоит один из них:
- Приличный автор подобно мудрому фермеру, на чужой грядке не облегчается.
Заслуживает высокой оценки.

57.  Трудно оценивать интересное сочинение на достойную тему, изобилующее орфографическими и пунктуационными ошибками. Хочется поставить высокую оценку, а рука не поднимается.
 
58. Последнее произведение поступило на конкурс как бы в награду за  два десятка плохих и очень плохих сочинений.  На мой взгляд, заслуживает самой высокой оценки:
«Светлана поняла, что постепенно именно сражения,  противоборства опустили людские души на такие уровни бытия, где тонкость работы  Мастеров Слов уже не помогала восстанавливать справедливость».
«Кружева Первых Великих Слов истрепались и потеряли свое величие. И все же эти лоскутки Великих Кружев становятся пластырем для ран, исцеляя саму душу и только потом тело».


Авторам надо иметь ввиду, что многие пользователи интернета не читают произведения, а слушают программой "Говорилка". А она читает, как написано. Если написано безграмотно, она выдаёт абракадабру.

Ремонт    http://proza.ru/2011/03/09/412