Механизм

Александр Петруша
     Механизм

     Кто не любит кедровых орешков? Но добыть их непросто: на Сахалине кедры не растут.   
     А растет кустарник-кедровник высокогорный, и шишки он приносит через год. То ли в четные года, то ли в нечетные, давно мы сбились со счета. Проблема решается просто - каждую осень собираем рюкзаки-“сидоры”, у кого больше и айда на Известковую! Подняться можно только по очень крутому северо-западному склону, выйти на вершину, по узкому скалистому гребню поверх облаков дойти  до зарослей  карликового кедровника. Набрать пахучих смолистых шишек полные рюкзаки, той же дорогой до склона, поросшего сочной травой, мхом и бамбуком,  и верхом на мешках – вниз! Нужно уметь скользить, а не катиться – веселей, быстрей и безопасней. Дома шишки несколько часов варятся до восковой мягкости и тогда из них легко достать орехи.
     Говорят, они лечебные, помогают от всех болезней.
     Пока болезней у нас не наблюдается, а дорога-грунтовка  16 километров до Известковой, знакома и скучна.
     Надоели анекдоты, песни и игра в города. И тут я придумал: - А не сыграть ли нам в “…измы”? По одному слову и по очереди, замолчавший  выбывает?
     Конечно, шансов на выигрыш у меня больше, чем у всех: уж абстракционизмов и волюнтаризмов я знаю столько, сколько их и существует в Малой советской энциклопедии, которую в раннем детстве с удовольствием и вприкуску с песочным печеньем на диване прочитал почти всю!
     Начали, как водится, с коммунизма...  Через полчаса из четырех участников остались я и Вакстиныч. Ему трудно: он терпеть не может энциклопедий. 
     - “Альпинизм”, – с трудом  выкручивается  он,
     - “Альтруизм”, - легко парирую я. Долгая пауза.
     - “...Стрип...тизм”, - неуверенно и скромно выдавливает Вакстиныч.
     - “Кретинизм”, – великодушно соглашаюсь  я.
     - “Механизм!”- красиво взрывается Вакстиныч.
     - …, … - вдруг чувствую провал в сообразительности я, ничего кроме уродца “Капризм…” на уме не вертится. Пауза затягивается и становится фатальной. Но и Вакстиныч молчит.  Должно быть какое-то очень-очень простое, знакомое слово...
     - “Эгоизм” – все-таки находит его Вакстиныч...

     А урожая кедровых шишек в том  году не было.  Вот такой механизм.

     2011

иллюстрация с ресурса http://photos.sakhalin.name
фото: Dimm_vol.2