Государство и экономика

Сергей Корягин
В современном мире возможны три основных варианта связи государства с экономикой. Первый. Коммунизм. Экономика поглощена государством, господствует т.н. общественная собственность на орудия и средства производства. Все граждане превращены в иждивенцев. Духовная сфера задавлена единой идеологией. СССР был коммунистическим государством, таковыми были Китай при Мао, Вьетнам при Хо Ши Мине, Кампучия при Полпоте, Куба при Кастро, ГДР при Хонеккере, т.н. страны Народной демократии в Восточной Европе. Сегодня Северная Корея испытывает Марксову теорию.

Второй вариант. Государственный капитализм. Частная собственность позволена, но находится под административным и идеологическим контролем государства. Духовная сфера – под оком «отца нации», лидера, вождя, фюрера. Фашистская Германия в этом  смысле – предел. Здесь отличились генерал Франко, генерал Пиночет и другие.

О госкапитализме следует сказать, что возможны различные его варианты, более либеральные, менее либеральные и чрезвычайно жесткие. Здесь все зависит от того, какая идеология его «окармливает». Сталин от госкапитализма (НЕП) перешел к диктатуре. Иного не было дано, потому что строительство коммунизма требовало тотальности, всеобщего закабаления душ и тел граждан. Не мог уйти от диктатуры и госкапитализм нацистского типа, ибо идеология нацизма по жесткости однотипна с идеологией коммунизма. Другое дело госкапитализм современного Китая, где имеет место значительное экономическое послабление. Где на вооружение принята весьма прагматичная экономическая позиция (полубуржуазная, полумарксистская): неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей. Духовная жизнь здесь стоит на месте. Далее. Госкапитализм современной России  пронизан либеральными идеями как в сфере экономики, так и в сфере культуры, – идеями, которые требуют воплощения. Президент Медведев намерен пойти в сторону Европы и пройти «точку невозврата». Очень благое намерение, я его понимаю и поддерживаю. 

Третий вариант. Либеральный капитализм (государства Западной Европы, Скандинавии, США, Канады и другие). В руках государства лишь некоторые стратегические отрасли и предприятия, все  остальное – в частном владении. Идеология для всех одна – так называемые общечеловеческие нравственные ценности; они приняты гражданами в религиозной форме или атеистической и не требуют принудительного внедрения –  поэтому политическая и культурная жизнь здесь свободна. «Чистых» вариантов связи государства с экономикой не существует, в практической жизни имеет место  смешение. Россия ушла от коммунизма в результате Великой революции 90-х годов прошлого века. Задержалась на госкапитализме и дотянуть до либерального капитализма не смогла.

Коррупция. От коррупции страдают все варианты связи государства с экономикой. Здесь   многое зависит от общей культуры народа, от экономической и политической его культуры, от опыта, традиций, привычек. В отличие от Европы, США и Скандинавии,  опыта экономической жизни с частной собственностью у нас нет. Традиции наши связаны с общинной и колхозной собственностью. А привычка наша выражается формулой: не украдешь – не проживешь. Но… не Боги горшки обжигают. И мы придем к победе… нормального рыночного  хозяйства и свободной духовной жизни. Мне кажется странным, что некоторые наши опытные экономисты этого не понимают и культивируют идею авторитаризма – держать, не пущать, давить, преследовать, наказывать.

Примечание. Иногда советскую систему называют госкапитализмом. Думаю, что это неверно, потому что госкапитализма по понятию не может быть без частной собственности.