Дикарь - состояние души...

Сергей Стеценко
ЛЕТО-2010

Лето - пора отпусков. Как хочется после бетонных коробок, асфальта и городской суеты побывать на берегу моря. Выбор места отдыха - на любой вкус. Но... Не каждый может потратить 2-3 месячные зарплаты, чтобы понежиться на морском побережье Крыма, не говоря уже об отдыхе на более цивилизованных заграничных курортах.

Идея отдохнуть дикарем возникала и реализовывалась неоднократно. Еще в молодости я завидовал туристам, жившим в палатках прямо на берегу моря: откинул полог палатки - и вот оно, море, рядом. А как приятно засыпать и просыпаться под шум прибоя. Но это на любителя - не все признают такой несколько ограниченный комфорт. Да и не все едут на море ради моря. Мой знакомый с группой друзей отправился маршрутом выходного дня на черноморскую базу. После его возвращения я поинтересовался, какая была погода и теплая ли вода. На что получил весьма интересный ответ: "А я гребу? У нас с собой было два ящика водки, и море я видел в день приезда и день отъезда, и то издали...". И это не единичный случай. Другие знакомые не признают баз отдыха, на которых нет ресторанов, дискотек и прочих увеселительных заведений. Но нужно ли ради этого ехать не за одну сотню километров?

Немного ранее, в 2008-м я решил тряхнуть стариной и осуществить пробную вылазку и, недолго думая, собрал рюкзак, взял палатку, 200 украинских баксов, и двинулся на вокзал. Место прибытия было выбрано по рассказам знакомых - станция Лиманская (недалеко от Белгород-Днестровска). Электричка Кировоград-Одесса полностью меня удовлетворяла: 18 гривен плюс 7 часов - и Одесса. Через час с небольшим - электричка на Затоку и, в десять утра, расставшись еще с 5 гривнами, - море: широкий пляж, белый песок, солнце. Трое суток тогда пролетели, как несколько часов. Поездка обошлась мне в 150 гривен, причем я не отказывал себе в таких небольших радостях жизни, как пиво, сушеная рыба, мороженное... Но главное, зачем я туда ехал - море. И я ездил сам. Да и проживание в палаточном городке тогда у меня вышло бесплатное: еще не зная местности, я вышел на пляж самой короткой дорогой и потом метров 800 шел с поклажей по горячему глубокому песку. Дойдя до городка, я просто поставил палатку и три дня жил в ней. Но, как оказалось, все туристы заходили или заезжали через небольшое КПП, дорога к которому была намного лучше, чем брести по пляжу. Но им приходилось расстаться с 5-ю гривнами в сутки на человека. Так что моя экономия составила 15 гривен.

Ностальгические воспоминания захлестнули и на этот раз: места знаю, маршрут несложный, больших затрат нет. Жена и ребенок не возражали испытать на себе жизнь "дикаря". Но оказалось, что мелкие неожиданные изменения уже произошли. Железнодорожники укоротили маршрут электрички, маршрут Кировоград-Одесса  заменили на Помошная-Одесса. Нет, добраться до Помошной несложно, но нестыковка по времени между приходящей и отходящей электричкой: ожидать полдня на вокзале  не хотелось. В результате выбор пал на поезд Знаменка-Одесса. Платить лишнего не хотелось, и были приобретены билеты в общий вагон стоимостью по 22 грн.

Сборы были недолгими: главное, не брать лишнего.Да и что нужно на море? Плавки, какой-нибудь кемпель, шорты, спортивный костюм на случай похолодания. Немного еды и кофе не помешает. Спальный мешок тоже не будет лишним. Да, не забыть средсво от ожегов и от комаров. Остальное - по вкусу, главное, чтобы ноги не подгибались под тяжестью груза и палатки.

И что бы не говорили, а китайцы молодцы! Палатки их производства - просто шедевр! И пусть профессионалы спорят о качестве лицежелтой промышленности, но почти двухкомнатная кемпинговя китайская палатка выдержала не одну поездку со штормами и ветрами. Единственно, чего избежало сие чудо китайской промышленности, так это сильного и длительного дождя.

Самое главное достояние - туристический примус, который работает практически на всем, что горит, - был тщательно упакован, поскольку был заправлен бензином А-92 и мог вызвать у проводника нездоровый интерес из-за специфического запаха. Помните, горючие и легковоспломеняющиеся жидкости нельзя перевозить в общественном транспорте! Но иногда ну очень нужно.

И вот час "Ч" настал: вокзал, поезд, общий вагон. Все оказалось даже лучше, чем я ожидал. Вагон пришел со Знамянки практически пустым. Те 20-30 человек, что загрузились на перроне, достаточно легко выбрали для себя понравившиеся места. Да, не стоит выезжать в пятницу и возвращаться в воскресенье, так как немало любителей дикого отдыха в выходной день будут повторять ваш маршрут. Повышенным спросом в вагоне пользовались верхние лежачие места. Отсутствие постели никого не смущало. Вагон ощутимо загрузился в районе Помошная-Новоукраинка. Но это уже было не так важно.

Ночь прошла спокойно: ни цыганские таборы, ни бродячие цирки в направлении Одессы не перемещались. Прибыв в Одессу в 6.01, в 6.20 мы отбыли электричкой "Одесса - Белгород Днестровский". Небольшую неразбериху устроил экипаж электрички: они минут 30 в процессе следования решали, на каких остановках останавливаться, а на каких - нет, ведь первая утрення электричка не простая, а экспресс. Но, в конце-концов, из списка остановок были исключены только две малопосещаемые станции. Пейзажи по пути следования особенно не радовали новизной, что дало возможность еще немного подремать. В районе станции "Студенческая" первый раз на горизонте блеснуло море, и с завидной периодичностью то появлялось, то пропадало до самого пункта прибытия - станции "Лиманской".

7.50. Станция "Лиманская". Там ничего не изменилось с прошлой поездки: толпы отдыхающих, вяло курсирующие между базами отдыха, пляжем и рынком. Несмотря на раннее время - жара. На всех базах надписи: "Есть свободные места". Стоимость проживания от 130 грн. до 450 в благоустроенных базах с кондиционером, душем и холодильником (в зависимости от благоустроенности), и 50-70 - в домиках-вагончиках.

На спине около 25 кг груза. До палаточного городка 15 минут ходу. С рюкзаком 20. Стоимость проживание не изменилась - 5 грн. с человека. Конечно, с рюкзаком за спиной я видел не многих. В основном: машина, палатка, тент. Но за машину отдельная плата около 30 грн. в сутки. Простеньких жигулей и таврюх я там не наблюдал, даже "ланос" был редкостью. Машины преимущественно не эконом-класса. Но народ достаточно добродушный, помогают, кто чем может.

Палатка разбита достаточно быстро, куда благополучно и водворен неразобранный рюкзак. А теперь - в море! В море! Вода градусов 21-22. На пляже вдоль палаток людей не много: аборигены после купания предпочитают провести время под навесом у палатки, из-за чего среди них меньше сгоревших на солнце. А вот приходящие с баз или из частного сектора часами нежатся на подстилке у моря, и зачастую уходят с дымящимися частями тела. На пляже, протянувшемся правее, вдоль баз отдыха, свободного места почти нет. Но там есть цивилизация: пивбар прямо на пляже, несколько надувных горок, водные велосипеды, "бананы", парашюты.

После купания нужно поесть. Выбор, как в ресторане: консервы, колбаса, картошка, мивина, гречка, кофе. В общем, четверть рюкзака еды. Изъятый из упаковки примус, в народе именуемый "шмель", немного покапризничал, но после того, как был водворен в найденную картонную коробку от "Шабских вин", стал очень послушным.

После повторного купания появилось желание пройтись по окрестностям, восстановить в памяти местоположения нужных объектов. Пресная вода и туалет не изменили своего положения, и были в 2-3 минутах ходьбы от палатки. Зато был обнаружен еще один продуктовый магазин, которого не было раньше. Базы интереса не вызывали: "Кобзарь", "Робинзон", "Янтарь", "Сова", "Высотник"... В близости от палаточного городка популярными были два места: клуб "Веселые титьки", который, видимо, по просьбам молодых мам, в этом году переименовали в "Веселые птички" и винный паб. Посещение "титек" (или "птичек") не планировалось, а вот паб был сразу включен в ближайшую программу. На рынке же можно было найти почти все, нужное отдыхающим. Цены, конечно, выше процентов на 20. Самые же высокие цены у продавцов на пляже: пиво в 2-3 раза дороже, чем в магазине, креветки - 12 грн. стаканчик, коржики, плюшки - по 5-10 грн., но не многие "дикари"-палаточники рисковали брать это на пляже, тем более, что до магазина 7-10 минут ходьбы, а вот "культурные" отдыхающие приносили местным продавцам немалый доход.

На обратном пути к палатке - заход в винный паб. Дегустация бесплатно, наливают по 15-20 грамм. Для желающих надегустироваться есть все возможности, так как вина 50-60 сортов. После недлительной дегустации было куплено вино "7 небо" по цене 12 грн. за литр. Очень вкусное, но слабое. В общем, вкус есть, а крепости нет. Но это не расстроило, так как отдых только начинался.

Жизнь в городке, не отличавшаяся разнообразием, разбавляясь походами по магазинам, иногда кафе. Несколько расстроила поездка в крепость в Белгороде-Днестровском. Мы ожидали увидеть костюмированные поединки рыцарей, которые рекламировались во всех туристических буклетах, но оказалось, что "бои" проводятся только по воскресенья, и то не постоянно. Обозревание же крепостной стены и развалин некоторых строений были несколько скучноватым занятием, хотя мы и пристраивались то к одной экскурсии, то к другой. Зато по возвращению в палаточный городок было продегустировано еще несколько сортов вина, из которых понравились вина "Жок" и "Черный доктор". Вкусные, вроде как крепленые, но результат тот же: не вставляет. Конечно, это были "синтетические" вина, так как при цене 12-18 гривен за литр не могли быть изготовлены из винограда, а сорт винограда "Черный доктор" под Одессой массово давно не выращивают. Желающие "бухануть" стали брать по несколько бутылок "Балтики-9". Кто хотел получить удовольствие - продолжали эксперименты с винами. В общем, основной целью поездки было устать от отдыха, но цель почему-то не достигалась. Не напугал даже шквальный штормововй ветер, который поднял в 2 часа ночи и заставил при свете фонарика забивать мощные деревянные колья и устанавливать дополнительные ветровые растяжки. Но после проделанной работы сон был, как у младенца, хотя ветер выл в растяжках, хлопал пологом тента и причудливо изгибал дуги палатки. А на дискотеке на базе играла музыка, но у нас в городке было интереснее: кто-то укреплял палатку, кто-то накрывал ее пленкой, засыпая края песком. Все ожидали грозу, но, на счастье, ее так и не было.

В прошлую мою поездку дикарем шторм был намного сильнее, чем в этот раз. Все начиналось так-же: поздно вечером (можно сказать - ночью) ветер резко поменял направление и быстро начал набирать силу. По всему горизонту сверкали молний. Но палатка тогда была "карповая" - задняя часть скошенная, а перед - вертикальный, имеющий повышенную парусность. Когда ветер стал еще более сильным, то появилось ощущение, что палатка взлетает: пол стал подниматься, и только лежащий достаточно тяжелый рюкзак и я, распластавшийся в палатке, не давали ей взлететь. Да и многие колышки, забитые в песок, были вырваны метающейся из стороны в сторону палаткой. А потом стало совсем весело: дуги палатки настолько вывернулись, что верх палатки опустился вниз и мотался перед самым лицом: палатка практически лежала под штормовым ветром. Мой сосед по палаточному городку попытался приподнять верх, чтобы я смог выйти и поставить дополнительные растяжки, но у него ничего не вышло: дуги вырывались из рук и несколько раз ударили его по лицу. Да и выходить было уже поздно: палатка действительно могла бы улететь, если бы я покинул ее. А потом начался ливень. Палатка, потерявшая всякую жесткость, быстро протекла и пришлось ночевать в ручейках воды, которые постоянно перетекали с одного угла в другой при каждом порыве ветра. Но к утру все закончилось. Хорошо, что вещи, лежащие в рюкзаке, были упакованы в полиэтиленовые пакеты. Местные старожилы, отдыхающие здесь уже не первый десяток раз, рассказывали, что попадали в такие шторма, когда палатку, к которой помимо растяжек по углам привязывали мешки с песком, срывало, оставив на песке лежащие мешки, и уносило в море, если люди выходили из нее. Но страх многих туристов выгонял из палаток. Снаружи им казалось безопаснее. Мне тогда тоже было страшно, но зато теперь есть что вспомнить.
 
Но в этот раз мы отделались небольшим испугом. Следующий день порадовал катанием на волнах. При очень теплой воде в 24 градуса высота волн достигала 1-1,5 метра. Не все рискнули заходить в воду и только мочили ноги у берега. Но после Адлерского шторма, свидетелем которого я был в начале 80-х, когда высота волн превышала двухэтажный дом, а самолеты, не успевшие приземлиться, летели в небе как-то боком и вызывали сочувствие, полутораметровые волны вызывывали желание поплавать на них на надувном матраце. Но катание на волнах длилось лишь 1 день. Уже к вечеру размеры гребней уменьшились, а утром следующего дня вернулись к нормальному виду.

Неделя пролетела практически незаметно. Наши соседи-белорусы, отдыхающие здесь семьей каждый год уже более 10 лет, обозвали нас ихтиандрами, так как мы почти не вылазили из воды. Отдых очень сильно зависит и от соседей, которые могут сделать ваш отпуск или еще более приятным, или испортить его окончательно. Но нам с соседями повезло: спокойные и добродушные, они не раз выручали нас, присматривая за палаткой, пока мы бродили по окрестностям.

Отдельное им спасибо за то, что поделились некоторыми туристическими "фишками". Оказалось, обычный мешок - это очень хорошая приспособа. Это они посоветовали к углам палатки вместо колышков привязывать небольшие мешки, набитые песком и немного их закапывать. Колышки все равно в песке не держались, хотя они у меня были длинные. Но это оказалось не все применение мешков. Мы чувствовали небольшой дискомфорт из-за отсутствия мебели: хотя бы небольшого столика и пары стульчиков. Но тянуть их на своем горбу было не совсем логично. Но мешок, на четверть наполненный песком - отличный удобный табурет, а полностью набитый песком с положенной на него фанеркой - весьма удобный стол. Так что теперь пара мешков всегда лежит в моем рюкзаке.

Я не разу не пожалел, что жил в палатке. Люди, отдыхающие на базах без кондиционеров, ночью выходили спать на улицу, а некоторые покупали на рынке простенькие палатки и ставили их у входа. Днем было одинаково жарко что в палатке, что на базе, но ночью... После захода солнца палатка и песок под ней быстро остывали, обдуваемые морским бризом, и в палатке становилось прохладно: 19-22 градуса. А вот в домиках было пекло, около 35 градусов, тем более, что у многих крыша была металлическая.

За время отдыха были куплены сувениры, съедено немало кукурузы, копченой и сушеной рыбы, выпито вина. Было отснято 50 минут видео, чтоб через год, просмотрев его, снова захотелось собрать рюкзак, взять палатку и повторить "дикий рейс", может уже в другое место, а может и по протоптанным уже путям.

Но все хорошее заканчивается. В 4 утра в темноте начинаем бороться с палаткой. Кемпинговая палатка, дико капризничая, почему-то все время оказывалась больше чехла, в который она должна быть водружена. Время поджимает, до электрички пол-часа. Палатка таки влезла в чехол, но молния не застегнулась. Решаем, что нормально уложим палатку дома и просто стягиваем чехол веревкой. По уже отработанному маршруту движемся на Одессу. До поезда еще 3 часа, решено посетить Привоз. По всему пути следования на Привозе продавцы предлагают попробовать рыбу, колбасы, сыр, творог, блины... Только не проходите в одном месте несколько раз, а особенно не просите попробовать еще что-то там, где вы уже что-то дегустировали, а то продавцы заподозрят нехорошее и отношение к вам с очень любезного и заискивающего изменится на агрессивное. В общем, купив продуктов на дорогу гривен на 15 мы наелись, как это говорится, до... диареи.

Поезд "Одесса-Харьков" ничем не отличается от поезда "Знамянка-Одесса". Только вагон был почти пустой и поезд шел днем, что давало возможность иногда поглядывать в окна. Только жара в вагоне стояла невыносимая и приходилость почти на каждой станции покупать бутылку воды. Да, в жару лучше ездить ночью. Ни цыганский табор, ни бродячий цирк не возвращались из Одессы, и дорога домой была такое же спокойной, как и на море. Уже хотелость домой, но еще больше хотелось остаться. Но было уже пора, отпуск заканчивался и дома ждали другие великие дела.