Наряд на смерть

Юрий Шляев
Ехал как-то поездом в одном купе  с женщиной, по виду, за 60. После ничего не значащих фраз, которыми обычно обмениваются попутчики, я услышал её рассказ: "Моей маме теперь почти 80. Всю трудовую жизнь она работала дояркой в колхозе, еще ухаживала за двумя коровами в нашем подворье, в базарные дни продавала молоко, сыр, сметану в райцентре, чтобы заработать какую-то копейку. Ведь нас, детей, у нее было четверо. Отец также работал в колхозе -  бригадиром огородной бригады. Семья наша была трудолюбивой. Все дети учились хорошо, получили специальное образование, теперь имеют профессии, которые и поныне, как говорится, не дают жить в бедности. Во всяком случае, не помню страшной нищеты в нашей семье даже и в те времена, когда была маленькой. Также помню, что у нашей мамы было лишь одно выходное платье. Оно и поныне лежит в сундуке. А в шкафу висит другой "праздничный" наряд моей мамы. Она его шила или покупала очень тоже давно, носила очень осторожно, чтобы не испортить. А повседневно одевалась хоть и опрятно, но   довольно скромно. Всю жизнь стремилась одеть-обуть прежде всего детей и мужа. Отец умер год назад. А мама...".

Дальше Леонида Васильевна подробно рассказывает о том, что в материнском гардеробе насобиралось немало приличной одежды. Многое мать раздаривает родственникам и знакомым. Так как, говорит, не будет носить:  уже не по возрасту. Те же, кому дарит, принимают неохотно, потому как "не модное". А то, что висит в шкафу и по фасону подходит пожилому человеку, всё равно не надевает. Так и проводит день в каких-то обносках. Она хотя и старенькая, но ходит еще без палочки,  здоровья, слава Богу, хватает хлопотать по хозяйству, и кухня пока «на ней», сама и в магазин, аптеку, на почту за пенсией наведывается.

Одна беда: одевается мать в старые вещи, место которым - на мусорнике. Она их стирает, штопает, латает. Дочь же не может уговорить надеть что-то приличнее, а то ведь, по ее словам, и смотреть совестно, и от людей стыдно. Выбросить это "отрепье" она не может, чтобы не было скандала, а объяснение у матери одно: "Пусть висит, еще будет возможность надеть". Леонида Васильевна как бы у себя самой спрашивает: "Вот только когда?  Успеет ли мамочка пожить хорошо одетой?  Годы же какие!".

Это, пожалуй, типичная ситуация, когда пожилые люди не то что прибедняются, надевая старую, пусть и чистую, выглаженную, нередко уже и подремонтированную одежду, а более новую, почти не ношеную приберегают для каких-то особых случаев - на потом. И это не столько привычка, сформированная в течение материально необеспеченной жизни, сколько не осознание того, что, сказать бы, сколько вообще той жизни осталось, когда тебе уже за 70-80...

Конечно, большинство наших пенсионеров не роскошествуют. Но немало из них, привыкнув экономить, как говорится, перегибают палку. Даже когда есть возможность, и питаются кое-как, а потом из-за этого приобретают всё новые хвори, и одеваются в невесть во что, хотя хранят в шкафах и сундуках целиком добротные, красивые вещи. Сохраняют на потом. А  для всех ли людей преклонного возраста наступает это "потом"?  Неужели только в гробу человек заслуживает лежать в нарядном убранстве? А какой образ, какое впечатление о нас останется в памяти тех, кто знал нас при нашей жизни? Каждый пусть сам ответит на этот вопрос. И сделает правильные выводы - пока не слишком поздно.

Не надо быть социальным психологом, чтобы заметить общую тенденцию в жизни людей - с годами, под старость, становиться всё более экономными, бережливыми, нередко даже мелочными. Или, наоборот, - это касается зажиточных старых людей, -  расточительными относительно себя, т.е. эгоистичными в стремлении успеть израсходовать несметные сбережения. А впрочем, последняя тенденция редкостная, даже исключительная, так как бедных на свете, к сожалению, больше. Не зря же и Христос предостерегал: "Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда" (Евангелие от Матвея, 26:11). Но в любом случае, в преклонном возрасте человек - безразлично, бедный он или богатый, - думая о неизбежном завершении своей земной жизни, приберегает для себя специальную одежду "на смерть ". Конечно, один-единственный комплект. Остальное же из гардероба, выходит, следует носить. Ведь, хоть какой ни является неприятной эта тема, и все же затронем её: после смерти заведено раздавать личные вещи покойника, в частности, одежду. Тем не менее, даже бедные, прежде всего из-за предрассудков, берут её неохотно. Следовательно, учитывая   перспективу, "стариковская бережливость" бывает напрасной.

Другое дело, когда престарелому человеку тяжело без посторонней помощи несколько раз на день переодеваться. Но это уже вопрос здоровья, внимательности, заботливости родных и близких, а не напрасной скаредности, пресловутой бережливости.