Глава 1. Большая перемена

Гера Щёкин
________________________________

ИЗ ПАМЯТИ РАННЕГО ДЕТСТВА
________________________________

Глава 1. «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»

          – Мама, это кто?
          – Актёр.
          – А как его зовут?
          – Ролан Быков, – отвечала мама, подшивая платье театральной куклы.
          Я с интересом разглядывал лысеющего со лба дядю, мирно спящего на составленных в ряд стульях за театральной ширмой, удачно закрывающей его от обзора в просторном классе детского кукольного кружка. Мама давно закончила с ребятами занятия, нам пора было домой.
          – Сейчас за дядей придут, и мы тоже пойдём, – пояснила мама, почему мы задерживаемся.
          Лицо актёра показалось мне некрасивым, к тому же я уловил чутким своим носом неприятный запах непереваренного ещё, выпитого им алкоголя.
          – Сына, иди сюда, – позвала меня мама.
          Я послушно выбежал из-за ширмы:
          – А почему он спит? – продолжал проявлять я своё любопытство. По наивным моим понятиям  люди должны спать ночью.
          – Устал, много работает.
          – Ты тоже много работаешь, а спишь только ночью, – резонно по-детски заметил я.
          – У дяди работа тяжёлая, – нашлась, что ответить мама.
          – Там плохо пахнет, – выразил я своё недовольство, морща гримасу.
          – Заболел…
          В это время на улице перед дворцом культуры «Нефтяник» проходила творческая встреча актёров «Мосфильма» с жителями городского микрорайона Нефтестроя. Предполагалось также и выступление известного киноактёра Ролана Быкова.
          Потом за дядей-актёром пришли его товарищи. Когда я был уже взрослым, и мы с мамой вспоминали эту историю, она сказала, что это были Збруев с Крамаровым.

          Как известно фильм «Большая перемена» преимущественно снимали в Ярославле, моём родном городе, в котором я собственно удостоился чести родиться. Мне как раз исполнилось в то лето четыре года.
          Киносъёмочная группа вместе с актёрами базировалась в современном, только что выстроенном дворце культуры. «Мосфильму» любезно были предоставлены помещения для костюмерной и гримёрной. Также вся группа была прикреплена к местной столовой, где на время обеда специально для них накрывали столы.
          Мама моя в то время подрабатывала в этом самом дворце – дополнительно вела  детский кружок и частенько таскала меня с собой (что правильно делала) на занятия и репетиции с подрастающим, заражённым кукловодством, поколением. 

          По сценарию, если вспомнить, молодые рабочие огромного производства учились в вечерней школе, а Ярославский нефтеперегонный завод великолепно подходил для натуральных съёмок показа образцового места труда представляемого в фильме советского рабочего класса. Размах территории завода действительно впечатляет: необъятная глазу в разный уровень извилистая, загибающаяся под прямыми углами сеть сверкающих металлом труб для транспортировки нефтепродуктов; выпячиваемые в перспективе огромные цилиндрические резервуары для хранения нефти; проложенные не для дураков аккуратные асфальтированные пешеходные дорожки.
          Рядом с дворцом культуры очень удобно располагается зааттракционенный для тех незапамятных времён парк отдыха с большим озером. Чего только стоит «Чёртово колесо»! Нисколько ни меньше московского в парке имени Горького. Правда, я прокатился-то на нём всего раз. Кажется, водил меня папа во время одного из немногочисленных наших общений. Точно! он был со своей тётей – с нами он уже не жил. Да, слава богу, а то занимался бы моим воспитанием и какой из этого вышел толк – неизвестно.
          От «Колеса» мне запомнился только железный свежевыкрашенный руль (его наличие меня очень тогда удивило) посередине кабинки, чтобы, перебирая его можно было крутиться вокруг оси, и снимаемая цепочка вместо дверки. Можно, конечно, разрисовать представляемый вид утопающего в зелени древнего русского города, облеплённого многочисленными церквями с высоты птичьего полёта. Но этого я не помню, так что не буду здесь придумывать столь впечатляющую картинку. 
          В распоряжении «Мосфильма» также была Волжская набережная с живописными берегами широкой реки и вполне фотогеничным городским песочным пляжем.  Много натуры снимали в самом городе.
          Для шибко творческих работников ДК пребывание киношников являлось более чем значительным событием в их и без того нескучной суматошной жизни. Поэтому быстро завязавшиеся знакомства и установившиеся тёплые дружеские отношения логически были определены образовавшейся сильно заряжённой профессиональным кайфом атмосферой.

          – Лариса, обедать идёшь? – просунул голову в приоткрывшуюся щель двери класса дядя с серьёзным выражением лица.
          – Минут через двадцать, – ответила моя мама.
          Она репетировала с детьми спектакль-сказку. Я находился тут же, занятый своей придуманной игрой.
          – Я могу Герку взять с собой, – предложил Савелий. У него были, как впрочем, и у всех актёров, обеденные спецталоны.
          – Хорошо, я скоро подойду.
          До этого уже как-то раз мы ходили с Савелием на обед, поэтому я с радостью ухватил протянутую мне его руку. 
          Одним из популярных мест ненавязчивых встреч с теперь уже всем известными актёрами являлся буфет со столовой. В небольшом, но достаточно для общительных людей вместительном помещении, находились пару прилавков-холодильников, за витринами которых красовались разные вкусности от всевозможных салатов, пирожков и не успевающих сохнуть бутербродов до заманчивых песочных, корзинок, заварных пирожных. От их созерцания хотелось простого детского волшебства, чтобы все они были твоими.
          В моей памяти отчётливо хорошо зафиксировался необычный шкаф (наподобие я видел в телевизионном кабачке «13 стульев») со специальными наклонными углублениями с торчащими из них горлышками винных и что важно лимонадных бутылок.  Шкаф всегда, после пирожных, привлекал моё внимание. Тогда мне казалось, что нет ничего, за исключением консервированных болгарских перцев в томатном соку, фаршированных морковью, вкуснее лимонада и пирожных.
          А ещё я никак не мог сообразить, для какой такой радости некоторые дяди вместо лимонада покупают вино, при этом угощая своих знакомых женщин. И, похоже, им это нравилось: они начинали странно шутить и как-то по-дурацки веселиться.
          В этом же зале находилась столовая с расставленными по непонятной схеме круглыми столиками и стульями. Здесь всегда было много народу и оттого очень шумно.
          На этот раз я обедал в интересной компании с дядей Роланом – он с увлечением о чём-то рассказывал и спорил со своими собеседниками, просто дядей – не скажу, что чем-то особенным он мне запомнился (Александр Збруев) и Савелием. 

                * * *
          Я сижу на корточках невдалеке от громкоголосой курящей компании взрослых, укрывающейся в тени длинного козырька дворца и сухой травинкой пытаюсь перевернуть на спину чёрного большого жука. Рядом присел Савелий, тоже с травинкой, и стал помогать мне в этом непростом занятном деле. Когда наконец-то удалось нам кувыркнуть жука на спину, я метко спустил слюну ему на шестипалое брюхо.
          Я посмотрел на Саву и поймал на себе его удивлённый странный взгляд. Нас, улыбающихся друг другу, ласкало тёплыми лучами летнее жёлтое солнце тысяча девятьсот семьдесят первого года. Вокруг ничего не происходило и, по всей видимости, в тот момент происходить не собиралось.
___________________________________________________________
Июль 2011 г.