Наше право - обучать неевреев Торе

Брук Меир
Существует галахическое ограничение, запрещающее обучать неевреев Торе.

Это ограничение имеет различные последствия.

 
С одной стороны, сейчас масса материалов публикуются в книгах и выставляются в Интернет. Поэтому неевреи сами могут иметь доступ к этим книгам и с этой точки зрения эффективность ограничения в наше время весьма сомнительна.

Более того, раньше практически все тексты еврейской традиции были записаны на иврите, идише или арамите и существовал языковый барьер между еврейскими текстами и неевреями.

 
В последние времена, когда сами евреи ассимилировались и перестали знать свои языки, практически почти все основные книги иудаизма и множество новых книг были записаны уже на языках народов мира, в частности на английском и русском и это также сняло барьер для неевреев.

 
Существует также психологический фактор. Запрет обучать неевреев может ими рассматриваться как обидное разделение людей на «первого» и «второго» сорта и это приводит к тому, что они обижаются на нас.

 
Также это вызывает фактор ксенофобии. Евреи, отличавшиеся внешне (по крайней мере раньше) от других народов — вызывали опасение, так как неевреи не знали причин и смыслов поведения евреев.

 
= - = - =
 

Сейчас ситуация начинает меняться не только в техническом (доступ неевреев к текстам), но и в идеологическом смысле.
 

Возникают подходы, основанные на идее «свет для народов», которые подразумевают активную роль в обучении неевреев мудрости. Эти подходы вызывают много споров, как со стороны тех, кто хочет ужесточить запрет, так и со стороны тех, кто хочет активизировать процесс.

 
= - = - =
 

Недавно рав Шерки сформулировал очень разумный подход к этому вопросу.

Подробно о нем можно прочитать на сайте Маханаим.

http://machanaim.org/philosof/r-sherki/7-noachid.htm

 
Мы же сформулируем его тезисно и проведем краткий анализ этого подхода.

 
В стандартном подходе евреи делят мир на евреев и неевреев — не дифференцируя неевреев.
 
При этом по отношении к неевреям евреи считали максимально возможным с точки зрения нашего закона — обучение их семи законам сыновей Ноаха.

 
Это самые базовые законы общежития — Не убий, не укради и т. д.
 

Такой «скромный» вклад евреев в дело просвещения неевреев всегда вызывал весьма странное чувство недоумения. Сами неевреи развивают философию, психологию, даже мистику, изучают и предлагают самые разнообразные подходы к жизни, а мы им предлагаем самый минимальный и достаточно очевидный список законов и утверждаем, что в этом и есть наша роль «света для народов».
 

Образно (на языке метафоры) говоря, весь мир разработал массу ламп, прожекторов и других современных источников света, а мы предлагаем миру «старинную» свечку, претендуя при этом на роль великих учителей.

= - = - =

Как объясняет эту ситуацию рав Шерки.
 

Он говорит, что нееврейский мир нуждается в дифференциации. Он состоит как минимум из двух групп.

 
Одной из проблем в недопонимании является недостаточно четкое использование понятий.

По отношению к народам используется ивритское слово «гой», которое сейчас стало уничижительным.

 

На самом деле, в разное время и в разных ситуациях это слово имело разные смыслы.

Тора называет евреев «гой кадош» - святой народ. Таким образом — в этом контексте это слово обозначало просто понятие «народ» без ограничений.

 
= - = -=

 
Утверждает рав Шерки, ссылаясь на авторитетов прошлого, что в случае запрета обучать Торе, слово гой должно переводиться словом язычник.


То есть не просто народ, но народ, который имеет языческий подход к миру.

 
И именно к таким народам относится запрет обучать их Торе, так как языческое мировоззрение приведет к искажению мудрости Торы1.

 
= - = - =

 
Эти народы должны в первую очередь согласиться принять семь законов сыновей Ноаха, которые включают в себя запрет идолопоклонства.
 

С точки зрения рава Шерки, мы имеем два вида народов — язычники (гоим) и цивилизованные народы, которые приняли на себя эти 7 законов.

 
= - = - =
 
По отношению к таким цивилизованным народам, мы не применяем запрет обучать их мудрости Торы, так как мы считаем их более зрелыми и сознательными.

 
= - = - =
 

Таким образом, 7 законов бней-Ноах — это не максимум, который мы даем народам мира, а минимум, приняв который — они переходят в более сознательную категорию, после чего мы можем обучать их Торе.
 

= - = - =

 
Возникает вопрос, а как мы узнаем, что эти народы признают 7 законов Бней-Ноаха?

 
В первом чтении, можно сказать, что мы видим, что законы отношений между людьми — стали входить в набор «светских» законов, которым подчиняются современные государства.

С другой стороны, язычество — в его древнем понимании — уже исчезло из «оборота» большинства народов.
 

Поэтому, «в первом приближении» мы можем сказать, что уровень цивилизованности современных народов позволяет рассматривать их как соответствующих семи законам.

 
= - = - =


 

Тема имеет множество аспектов для развития...

1Мы видим яркий пример этой проблемы, когда раннехристианские идеи попали «в руки» к греческим язычникам. В этот момент фигура Иисуса, бывшего учителем и основателем религии — была объявлена «сыном Б-га» в его языческом понимании. И то, что евреи понимали как сын Б-га в метафизическом смысле — исказилось и превратилось в нечто другое.