И кто цари Иудеи? история 3ч

Юлиана Котенко
                н-ло:http://www.proza.ru/2011/07/11/738                http://www.proza.ru/2011/07/11/1206

  Ирод I Великий (ивр. Хо;рдос, Хо;рдус; др.-греч. лат. Herodus, Хе;родус)(ок. 73-74 гг. до н. э. — 4 до н. э.)- идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи.  Стал царем Иудеи (40г. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.   
  Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 г. до н.э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н.э. Ирод получил римское гражданство. Желательно просмотреть как Ирод  I  основательно и технично пробирался к власти.
Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н.э. как 25-летний губернатор (тетрарх) Галилеи (ИД кн.14, гл. 9:2), где прославился разгромом банды Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь "галилейских разбойников" вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев, что позволяет сделать вывод, что банда Иезекии была армией повстанцев.

Нашествие парфян 40 г. до н.э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры - ИД кн.14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и "избран" новым царем Иудеи.

Из Италии Ирод в 39 г. до.н.э. прибыл в Птолемаиду, где при поддержке римских властей собрал войско из наемников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима. После поражения парфян римляне усилили наемную армию Ирода 11-ю регулярными легионами под предводительством Сосия, которым и удалось в 37 г до н. э. взять Иерусалим (где тогда правил ставленник парфян иудейский царь Антигон). Ещё во время осады, чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев!

Воцарившись, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками Антигона и позаботился, чтобы низверженного и плененного последнего иудейского царя-хасмонея казнили в Антиохии.

"Чёрным годом" для Ирода стал 31 г. до н.э., когда после Сражения при Акциуме Марк Антоний потерпел поражение, в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унесшее 30 тыс. жизней. Однако Ирод с честью вышел из затруднительной ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране. 
  Захватив власть при поддержке римлян и против воли народа, он тщетно пытался завоевать популярность. За тридцать три года его царствования, внешне блестящего, враждебность к Ироду только увеличилась.
Как пишет Александр Мень в своей книге"Сын Человеческий" описывая события времен Ирода:
"Человек жестокий и честолюбивый, постоянно терзаемый страстями, Ирод был далек от религиозных проблем, которые волновали тогда иудеев. Дворцовые интриги и женщины, войны и строительство поглощали его целиком. При нем страна вновь получила автономию.
Ирод покрыл ее десятками крепостей и воздвиг в городах множество зданий в западном стиле. Он с одинаковым усердием занимался сооружением театров, ипподромов, святилищ в честь своего покровителя Августа и ремонтом Иерусалимского Храма. Правда, последний был предметом особенных забот царя. В своем тщеславии Ирод хотел затмить древнего Соломона! Он гордился Храмом, в который вложил огромные средства и который превратил в одно из чудес света. Однако даже этим он не мог завоевать доверия подданных.

Отец Ирода был идумейским сановником, а мать — арабского происхождения, поэтому законных прав на корону он не имел. Как все узурпаторы, царь страдал болезненной мнительностью, и ему всюду мерещилась измена. Хасмонеи(Маккавеи), потомки свергнутой им династии, вызывали наибольшие опасения Ирода; поэтому он использовал любой повод, чтобы избавиться от них.

Роковую роль в судьбе царя сыграло то обстоятельство, что его жена Мариамна ( единственная,которую он искренне любил) была княжной хасмонейского рода. В этой гордой и смелой красавице жил дух воинов, боровшихся за независимость страны. Она не умела скрывать своего презрения к мужу, а ее мать Александра, часто вмешиваясь в их жизнь, возбуждала тревогу и без того подозрительного Ирода.

Когда Александра, используя влияние египетской царицы Клеопатры, добилась для своего семнадцатилетнего сына звания первосвященника, она невольно толкнула его на гибель. Ирод заметил, что юноша стал пользоваться любовью в Иерусалиме, и не мог этого стерпеть. В 35 г. до н.э. во время праздников брата Мариамны утопили ночью на глазах у царя. Его конец был представлен как несчастный случай, но сестра и мать прекрасно понимали, что произошло в действительности.

В 30 году положение Ирода было прочным как никогда. После Актийской битвы, которая принесла Октавиану полноту власти, царь Иудеи получил надежный политический ориентир. Доверие и поддержка Августа обеспечивали незыблемость его трона. Но чем удачнее шли дипломатические дела Ирода, тем невыносимей становилась жизнь в его собственном доме.

К 29 году семейная драма достигла катастрофической точки. Ненависть Мариамны стала столь явной, что царь заподозрил и ее в причастности к заговору. И однажды, подстрекаемый родственниками, Ирод в припадке ярости вынес приговор той, что была ему дороже всего. Послушные судьи быстро согласились с волей царя.

На казнь Мариамна шла, не прося пощады, и держалась с удивительным достоинством. Мать же в страхе за свою участь публично поносила ее. Эта сцена повергла в содрогание всех свидетелей последних минут царицы.

Ирод с трудом пережил роковой день. Когда все было кончено, он почти лишился рассудка. Его преследовал образ убитой, он без конца звал Мариамну по имени, кричал, чтобы ее привели к нему, напивался до бесчувствия, проводил ночи в оргиях, устраивал бешеные скачки, но призраки не оставляли его. Здоровье царя было настолько подорвано, что, казалось, он на пороге смерти.

Тем не менее Ирод поправился и с удвоенной энергией продолжал вакханалию убийств. Он казнил Александру, казнил мужа своей сестры и многих других близких и царедворцев."

  Ирод имел трех сыновей от первой жены царского рода Мариамну, которую он приказал убить по подозрению в измене в 30 г до н.э.
И  трех сыновей от второй жены дочери простолюдина Симона - Малфаки.
После того, как двух своих сыновей от Мариамны Александра и Аристовула Ирод представил в Риме Цезарю Октавиану, как наследников трона, не все были довольны этим решением, и в семье Ирода начались интриги с целью их дискредитации будущих правителей Иудеи.
В борьбу за власть включился ещё один сын Ирода от Мариамны – Антипатр. Мнительный и подозрительный Ирод не мог разобраться: где правда, а где ложь. Он предпочитал уничтожать любых людей, которые могли ограничить или лишить его власти.
 Антипатр оклеветал Александра и Аристовула, как только сыновья прибыли из Рима после долгой отлучки, Ирод сначала принял радушно, но вскоре и они вызвали у него недоверие. Фальшивые письма, доносы, показания, вырванные под пытками у слуг, — все было пущено в ход в отвратительной игре.   
 Они были обвинены в заговоре и посажены в тюрьму.   
Перед казнью детей Ирод встречался с Цезарем и слезно жаловался на сыновей, которые якобы хотели отравить его.
 Александра и Аристовула по приказанию Ирода повесили в Самарии. Вместе с сыновьями были убиты ещё несколько сот подозреваемых.
Интриги в семействе Ирода продолжались. Теперь в подготовки захвата власти был обвинен Антипатр. Возникли подозрения у Ирода, что Антипатр оклеветал своих братьев. Антипатр был посажен в тюрьму.
Здоровье семидесятилетнего Ирода было подорвано. В связи с тем, что он стал понимать, что погубил своих детей по ложному доносу, дух его был сломлен.
 
Последние годы жизни Ирода были особенно мрачными. Хотя партия «иродиан» видела в нем идеального монарха, чуть ли не Мессию, он знал, что ненависть народа к нему только возросла. Эти настроения поддерживались в стране фарисеями, которые бойкотировали любые начинания царя. Многие из них были казнены за то, что предсказывали скорый закат преступного правления.

Легко вообразить, в какое смятение пришел семидесятилетний царь, когда узнал, что какие-то восточные послы расспрашивают в городе о «родившемся Царе Иудейском».
Ал. Мень в Сыне Человеческом пишет:
"Весной того же года тяжкая болезнь приковала Ирода к постели. Его продолжали мучить страхи, он то и дело выслушивал доносчиков, несколько раз менял завещание. Царю не давала покоя мысль, что народ с нетерпением ждет его конца. Узнав, что какие-то юноши, подстрекаемые раввинами, разбили на Храме золоченого орла — эмблему Рима, он велел их немедленно арестовать и судить со всей строгостью. Невзирая на недуг, Ирод нашел в себе силы даже присутствовать на процессе. Обвиняемых приговорили к сожжению на костре, что вызвало бурю негодования в Иерусалиме.

Умирающего царя увезли в Иерихон, где пытались лечить водами. Был момент, когда боли чуть не привели Ирода к самоубийству; его едва успели спасти. Шум и крики челяди донеслись до старшего сына царя, находившегося под стражей, тот решил, что отец скончался, и просил тюремщика освободить его. Но стражник донес об этом Ироду, и тот в ярости отдал приказ немедленно умертвить князя. А через пять дней смерть настигла и самого монарха.

Агония его была ужасна, он сыпал проклятиями, бредил новыми казнями. Говорят, будто он велел перерезать группу знатных заложников, чтобы хоть таким образом лишить народ радости и заставить его проливать слезы. День смерти Ирода стал впоследствии национальным праздником евреев."

Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).

                продолжение следует http://www.proza.ru/2011/07/13/805
Литература:
-Ирод I Великий - Великие иудеи. Иудаизм. -Ирод I Великий — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_I_Великий
-Свящ. Александр Мень "Сын Человеческий" «Во дни царя Ирода» http://www.bible-center.ru/book/son/002/000
-"Как умирал иудейский царь Ирод Великий." - Лимарев В. http://viktor-limarev.narod.ru/smert.htm