1214 Орден Рыцарей Святого Гроба

Александр Руденский
№ 6                ОРДЕН РЫЦАРЕЙ СВЯТОГО ГРОБА


    Многие авторы, писавшие об этом ордене, говорили, что свое начало Орден берет от времен правления
Константина Великого. А некоторые предполагали, что от времен Якова-Апостола, первого Епископа Иерусалима.
Однако, с полной уверенностью можно утверждать, что в Х11 веке его не знали. Было сомнительно и то,
являлся ли Готтфрид де Буаллон, либо его наследник Балдуин, основателем этого ордена. Некоторые исследователи
заявляют, что Готтфрид был только восстановителем этого Ордена, не приводя, однако, ни каких доводов,
за подлиность составления статута Ордена 1 января 1099 года. Многие иследователи считают его фальшивым.
    
    Более правдоподобно считать, что около 1103 года этот Орден основал Балдуин, как писали:

     "Когда Сарацины отняли Иерусалим у Восточных Императоров, поведали о Святом Гробе, находящимся там
канонникам, которых Готтфрид де Буаллон после захвата города, наградил достойно большими богатствами и
его приемник Балдуин дал им название "Рыцари Гроба Спасителя". А также, Болдуин велел Рыцарям носить
белые одежды с вышитым золотым крестом, по углам крючковатый, окруженный маленькими
крестиками, подобными
тем, которые носили Короли Иерусалима в своем гербе в 1099 году, после взятия города-крепости Иерусалима.
   
     Основателем ордена был герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский. Он, после захвата Иерусалима,
был выбран правителем города Иерусалима и получил титул защитника Гроба Господня.
   
        Резиденция Ордена находилась в аббатстве «Нотр Дам дю Мон де Сион».

   Главная задача рыцарского ордена была охрана захваченного у мусульман Гроба Господня.

   Рыцарям ордена был присвоен отличительный знак - красный крест на серебряном поле.

                Этот знак рыцари носили на белых одеждах.

     Знаменитый де Брюит упоминает в своей "Парижской старине", что  яко бы, свое начало этот Орден взял
во Франции. Это является ошибкой, поскольку предоставленные им для доказательства документы написаны
современным языком, и ни одной черты древности в себе не несут. После оглашения этих документов, они
были признаны фальшивкой, как и статут Ордена 1099 года,
   
     До 1114 года при костеле Святого Гроба на службе находились и светские лица, так называемые канонники.
Патриарх Иерусалимский Арнольд заставил канонников выполнять обеты и правила Св.Августина.

      Впервые об ордене упоминается в книге «История крестовых походов и государства крестоносцев в
Иерусалиме», написанной Рене Груссэ. В этом труде имеется ссылка на Балдуина-I, который был младшим
братом Готфрида Бульонского. После смерти Готфрида в 1100 году, Балдуин занял место правителя Иерусалима.
Помимо этого, ему вручают корону и провозглашают первым королем Иерусалимского
королевства. Как пишет
Груссэ, Балдуин-I был первым из королевского рода, «созданного тут, на горе Сион», который стал равным
по рангу всем другим властительным домам Европы: династии Капетингов во Франции, англо-норманнской
( Плантагенетов ) в Англии, Гогенштауфенам в Германии и Габсбургам в Австрии. Автор делает небольшое
замечание о том, что только с помощью ордена Сиона Балдуин-I получил трон. Также сохранился документ
(датированный концом XVII века), который рассказывает о том, что «во время крестовых походов в Иерусалиме
уже были рыцари, которых называли «Chevaliers de'l Order de Notre-Dame de Sion» (Всадники ордена Богоматери Сиона).

     Считается, что Рыцари Святого Гроба не ранее, чем через 400 лет, после упадка, так называемых канонников,
были возобновлены, а имущество этих канонников, соединенное с имуществом Свято-
Иоановских Рыцарей, перешло
                в Орден Рыцарей Святого Гроба.

    Утверждение, что Папа Александр Y1 учредил Орден с целью Привлечения дворянства и состоятельных господ
для посещения Палестины, кажется наиболее правдоподобным. Совершенно точным является то, что упомянутый
Святой Отец, принял звание Великого Магистра этого Ордена, а затем оно передавалось его приемникам, а в
Апостольской Столице посвящали в Рыцарей.

    Все авторы пишущие об этом Ордене, заявляли, что Папская була 1496 года, подлинник которой сегодня
уже нигде нельзя обнаружить, предписывает монахам Святого Франциска стеречь Святой Гроб, а их предводитель
гвардейцев является комиссаром в Апостольском Иерусалиме. Ему было дано право принимать в Рыцари Св.Гроба.
Рыцари при Св.Гробе должны были дать присягу, что будут добросовестно исполнять устав и все обеты, некоторые
из них приводим:

          Каждый день, если только не помешает какая-либо особо важная
          причина, присутствовать на богослужении, не щадить свою жизнь
          для защиты Христианской - Католической религии, а в случае войны
          христиан с неверными, предоставить защитников веры, остерегаться
          ненужных сражений,а так же всяческих споров, недоразумений, дуэлей,
          как и всякого рода глупостей и недостойных поступков и наоборот
          устанавливать мир и единство между христианами, защищать вдов и
          сирот, не кляcть и не лгать, исполнять 10 христианских заповедей,
          а от пьянства и  других грехов воздерживаться.

После дачи присяги Предводитель клал руку на голову рыцаря и напоминал ему, что он должен быть добрым
и верным воином Иисуса, затем, ему одевали, предварительно освященные золотые шпоры и вручали освященный
меч, вынутый из ножен и давая его в руки рыцарю, Предводитель говорил, чтобы рыцарь пользовался мечом только
для защиты Римско – Католической церкви на страх и позор врагу. После этих слов Рыцарь
клал меч в ножны,
Предводитель опоясывал Рыцаря перевязью с мечом, после чего, он вновь доставал меч из ножен, ударял
ним плашмя три раза Рыцаря по плечу и трижды поздравлял, говоря:

         « Ego te cjnstituo et ordino N. Militem Sanctissimi Sepulehri
         Domini Nostri Jesu Christi. In Nomine Patris + et Filii + et
         Spiritus + Sancti».

    Далее, он надевал на Рыцаря золотую цепь или красную ленту, на которой висел золотой Иерусалимский крест.
Рыцари, находившиеся в других странах, носили вышитый красный крест на плаще. Позже, золотой крест
покрытый красной эмалью и окруженный четырьмя маленькими крестиками, носился на черной ленте на груди и
                являлся гербом Ордена.
    
    В 1558 году рыцари этого Ордена во Фландрии избрали Испанского Короля Филипа-11 Великим Магистром,
и с тех пор этот титул навсегда был связан с Испанской короной, что в дальнейшем было подтверждено
государственным актом. Эти обстоятельства встревожили Великого Магистра Ордена Св.Иоанна, который испугался,
что бы имущество ордена, определенная часть которого была общей с имуществом Ордена
Рыцарей Св.Гроба,
не будет возвращена его ордену. Он приложил большие усилия для того, чтобы склонить короля  к отказу от
титула Великого Магистра Ордена. После этого Папа Пий 1Y в 1560 году формально
происшедшее соединение
Ордена Св. Гроба с Орденом Св.Иоанна утвердил.

   Князь Неверии Карл Ганзага в 1615 году хотел к своим французским титулам присоединить титул Великого Магистра из Мальты.

   В разных летописях говориться, что Английский король Генрих-11 после своего возвращения из Иерусалима,
ввел в 1174 - 1177 годах этот Орден у себя в стране и повелел носить Рыцарям на груди
двойной зеленый крест.
Ошибочным является мнение, что этот монарх вообще не был в Палестине. Но совершенно точно известно, что
прибывавших в Англию канонников Ордена Св.Гроба, он принимал очень благосклонно и выстроил для них дома.

    Рыцарский Орден Св.Гроба существовал почти до ХХ века, но без собственных доходов.

    Шатобриан Ф. А., который в 1806 году был именован Рыцарем этого Ордена, говорит:

   "Этот Орден является единственным из древнейших в Христианском мире, даже если и не искать его
истоки во времена правления Императрицы Галины. Некогда сильно распространенный в Европе, в Х1Х веке
                существовал только в Испании и Польше.
   
    Этот Орден имел в Польше несколько монастырей, крупнейший из них был в Мяхове, некогда селе,
находящемся в районе Радома. Монастырская братия повсеместно звалась Мяховитами. Они отличались одеждой,
на груди на левой стороне был пришит двойной матерчатый красный крест. Мяхов был резиденцией Генерала Ордена.
В то время в Орден могли вступать разные лица, их происхождение не играло никакой
роли. Этот Орден,
одновременно с другими богатыми Орденами, подвергся супресии.*
   
    В 1821 году последним князем Ордена был Епископ Лифлянский Князь Новинский.

    Шатобриан описывает обряд посвящения в рыцари Ордена. Это право имел только Страж СВЯТОГО ГРОБА.
 
       " Двери костела СВ.Гроба были наглухо закрыты, что бы турки не могли
       применить оружие. Cтраж Св.Гроба надел парадное церковное одеяние;
       горели лампы и восковые свечи, все присутствующие братья,  стояли,
       сложив на груди крест-на -крест руки, окружили меня кольцом, а в то
       время тихими голосами пели:  " Снизойди на нас ДУХ СВЯТОЙ ".
       Cтраж Гроба Господня взошел на ступени алтаря, а я упал пред ним на
       колени. В то же время из сокровищницы принесли шпоры и меч Готфрида
       де Буаллона, а двое духовников, стоящих подле меня, держали ту
       драгоценную реликвию. После того, как были прочитаны обычные молитвы,
       Страж Гроба Святого задал мне обычные вопросы, после чего прикрепил
       Шпоры и сотворил удары рыцарским мечом. Монахини начали петь:
       " Тебя..Боже..хвалим.", а тем временем Страж Святого Гроба сложив
       руки над моей головой, произносил следующую молитву:
         "Всемогущий Господь Бог, ниспошли свою благодать и благословение
                на этого слугу твоего."

   Затем мне было вручено свидетельство посвящения, подкрепленное подписью G.H. и печатью монастыря.