Зависть как инфекция

Пекл Адюк
Что греха таить: когда, например, у сына олигарха  кто-то из мести или зависти сжигает дорогую иномарку, то народ наш вряд ли пошевелится, чтобы собирать средства пострадавшим на новый серебристый мерседес. А многие еще и прошепчут удовлетворенно, дескать, так им и надо, богатеям позорным!

Скорее всего, зависть родилась прежде человека. Ведь, если доверять Ветхому Завету, Бог создал сперва животных, которых, выходит, безосновательно называем "братьями нашими меньшими", так как на самом деле они являются старшими. Вот же, не погружаясь в те далекие времена, часто выпадает наблюдать, как бездомные псы обрехивают породистого коллегу по биологическому виду, кого хозяин ведет на поводке, а то и отпускает побегать, даже без намордника вопреки законодательству. Лают, аж разрываются! Так как завидуют его счастливой судьбе с желанием оказаться на его месте или стремлением "опустить" до своего уровня.

К сожалению, не лучшим образом, чем бродячие собаки, ведут себя и некоторые "венцы Творения". Так же охваченные завистью к более удачливым представителям человечества. Мол, тот богатей и не ума палата, и двух слов не свяжет, и невзрачный, да несмотря на это сидит в мэрском кресле, владеет банками и заводами, а то и избирается в высший законодательный орган страны, становится президентом (и не только того же банка или "крутой" фирмы)... Чем же я хуже?

В Псалме 138 святой Давид, обращаясь к Творцу, констатирует: "В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из их еще не было". Следовательно, каждый из нас живёт свою судьбу согласно  плану Божию. Это утверждается не только в иудаизме и христианстве, которые признают соответственно Тору и Ветхий Завет. Например, ислам стоит на том, что на Земле воплощается план Аллаhа, записанный еще до сотворения мира Пером (Калям). В буддизме, индуизме, ламаизме каждый проживает жизнь в соответствии исключительно со своей, индивидуальной кармой, заработанной поступками в предыдущей жизни, а прекратить эту коловерть (сансара) и соединиться с Божеством в нирване можно лишь благодаря безгрешному поведению. Да и по народным наблюдениям, воплощенным в пословицах, "от судьбы не убежишь", "судьбу конем не объедешь", "кому суждено утонуть - тот не сгорит" и т.п. Словом, завидовать кому бы то ни было и роптать на свою жизнь - напрасный труд. Да и себе дороже, ведь нагромождаем отрицательные эмоции, которые со временем проявятся нарушениями психики, жёлчным, злопыхательским характером, а потом неизбежно и разнообразными соматическими заболеваниями.

Вот почему в одной из Десяти Заповедей есть запрет на зависть: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего".

И хотя, казалось бы, времена теперь иные, рабство сменилось бедностью, волы и ослы уже отождествляются с роскошными автомобилями, усадьбами и счетами в надёжных банках, зависть и производная от неё – злобность - остались неизменными. И таким же грехом, как тысячелетия тому назад. 

Конкретный пример проявления чёрной зависти - рейтинг на "Прозе.ру". Если твой текст благодаря положительным отзывам читателей возносится на верхние позиции этого самого рейтинга, завистливые авторы стараются "опустить" тебя, лишь с этой целью нажимвая опцию "не понравилось" и тем самым, по правилам портала, снимая баллы-очки. Всегда найдётся какой-нибудь как бы поэт или прозаик с НИКом "Сам дурак", чьим текстам высокого рейтинга не светит ввиду художественной или смысловой несостоятельности.

Настоящий художник, творящий эстетически полноценное искусство, как замечал классик украинской и всемирной литературы Иван Франко, не стал бы вредить побратиму по таланту. Своего хватает с лихвой. Ибо талант всегда избыточен: одарённый человек радуется успехам других обладателей художественных способностей, при любом удобном случае старается помочь им, а не утопить, унизить, как это делают некоторые коллеги по порталу, считающие себя служителями Возвышенного, духовного -  поэтами и прозаиками.

Как замечал такую же тенденцию в своей эпохе В.В. Маяковский, "одна напечатанная ерунда создает ещё у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех". Выходит, зависть как заразная болезнь. Но её можно лечить или искоренять. Например, борьбой с завистниками, а то и уничтожением вирусоносителей, как во время эпидемии чумы. Или игнорированием, по принципу "дедушки Иван-Андреича Крылова":
                Завистники на что ни взглянут,
                Поднимут вечно лай;
                А ты себе своей дорогою ступай:
                Полают да отстанут.
К тому же, крыловский "принцип Моськи" тоже всё ещё актуален.

В продожение темы - см. на странице пользователя "Джей Би Джей":
http://www.proza.ru/2011/11/14/1118