Книга жизни ч. 69 И радио дела

Александр Нотик
Печи работали неустойчиво. Постоянно выходили из строя концевые выключатели. Цеховые электрики замучились с поиском неисправности и заменой концевиков. Я предложил Пакулину и Краснокутскому выполнить модернизацию системы управления механикой печи. Для этого я заказал 2 командоаппарата, нарисовал принципиальную схему модернизации эл. шкафа, и дал задание инженеру-конструктору электрику Эле Чикановой (её муж работал наладчиком и погиб в Тольятти на ГКМ). Когда ребята посмотрели монтажную схему, то нашли в ней массу ошибок и сказали, что будут работать по принципиальной схеме. И вот нам дали на одну ночь две печи. В один шкаф залез Франс, в другой Анатолий. Я ходил между ними, подбадривал и выполнял различные их поручения: держал тестер и другие приборы. Под утро работа была окончена. В шкафу Франса Павловича висели жгуты проводов, а шкаф Анатолия выглядел как картинка: все провода аккуратно уложены, ничего не висит. Толя вообще был аккуратист. Когда нужно было залезть на печь всю покрытую окалиной и графитовой пылью, я предлагал ему надеть спецодежду, он отмахивался, но когда спрыгивал с печи, на нем не было ни единого пятнышка. Когда мы включили печи, они начали работать без единого сбоя. Оба шкафа были собраны без ошибок.

Когда я уезжал из Свердловска мой самолет должен был вылетать поздно вечером, а я приехал в Свердловск рано утром и сразу пошел в центральный радио клуб. Там был только старший инженер радио клуба, и я в ожидании пока подойдет кто-нибудь из радиолюбителей, спросил, не нужна ли какая-нибудь помощь. Он очень обрадовался и повел меня на склад. Вдоль стены на полках стояло десятка три приемников АРЗ и «Родина». С приемником АРЗ я был хорошо знаком еще в санатории в г. Сысерть. Я поставил на стол первый приемник и попросил дать мне резисторы для замены вышедших из строя. Я, не проверяя ничего, заменил резистор на экранной сетке УПЧ и приемник закричал. Инженер страшно удивился, что я ничего, не проверяя, нашел неисправность, и стал снимать с полки один за другим приемники. Я менял резисторы и приемники оживали. В это время начали подходить радиолюбители свердловчане. Они увидели, чем я занимаюсь и начали меня ругать, что не следовало ремонтировать эти приемники. Оказывается инженер, не разбираясь в радиоаппаратуре, набрал эти приемники в соседних деревнях и обещал за соответствующую плату их отремонтировать. Он хотел заработать чужими руками. И вот я ему подвернулся. Они потребовали, чтобы он дал мне дефицитные в то время лампы 6п13с, которые стоят в телевизорах, работают в очень тяжёлом режиме и часто выходят из строя. Инженер поставил передо мной большую коробку с лампами и предложил мне взять сколько нужно. Но ребята потребовали, чтобы он дал мне прибор ИЛ14 для проверки качества ламп, т.к. все эти лампы б/у снятые с ЭВМ. И действительно из большой коробки я с трудом выбрал с десяток удовлетворительных ламп.
Тут я вспомнил, что перед отъездом из Каменска, мой первый наставник в радиоспорте Ицкович Петр Александрович завел меня в темный склад дворца пионеров, включил свет, сказал, что вернется через полчаса, вышел и закрыл за собой дверь. Я остался в комнате. На стеллажах стояли коробки с разными радиодеталями, но я не знал, что мне нужно. Две большие коробки были заполнены лампочками 6,3 вольта. Я взял горсть этих лампочек и насыпал себе в карман. Когда вернулся П.А., мой чемоданчик, который он заранее просил меня захватить был пустой. Тогда он велел открыть его и идти вдоль стеллажей. А он ссыпал туда с полок часть деталей, приговаривая, что если не мне, то тем радиолюбителям, с которыми я познакомлюсь, эти детали пригодятся. И он оказался прав. Но когда мы с ним поднялись в комнату, в которой стояла радиостанция, я, стоя у открытой форточки, невольно вытащил из кармана одну из лампочек 6,3в и обнаружил, что она сгоревшая, я выбросил её в форточку. Вторая последовала за ней и так остальные. П.А. заметил мои действия и сказал, что не я первый попадаюсь на этом. Первый был тот, кто вывез с завода эти две коробки сгоревших лампочек.

Первым обратился ко мне начальник инструментального отдела Миргородский. Пришел контейнер из Челябинска с его вещами. Он обнаружил, что телевизор не работает. Я поменял лампу 6П13С и телевизор заработал. Его лампу я восстановил, пропилив надфилем 2 и 7 ножки октального цоколя, и пропаяв выводы нити накала катода.

Ближе к осени с главным механиком завода Вербовым Иваном Степановичем мы поехали перед работой в подшефный колхоз им.Ленина, председателем, которого был Шкода. Все руководство сидело в кабинете председателя, и беседовали между собой о текущих делах колхоза. Я подсел к председателю и поинтересовался, какие у них проблемы и не нужна ли помощь.
- «Помидор быстро зреет, не успеваем убирать, портится».

Я сказал, что мы можем прислать людей, нужен транспорт и на каких условиях они будут работать? Договорились, что колхоз пришлет к заводской проходной машину, а те кто будут работать, смогут набрать себе помидоры. Порешили.

В это время Вербов разговаривал с механиком колхоза и я слышу, что Вербов говорит указывая на меня, что он посмотрит и отремонтирует. Я спрашиваю у них в чём дело. Вербов говорит: «Да у него телевизор не работает. Посмотришь?» Я спрашиваю: «А что с ним? Экран светится? Звук есть?» Механик говорит, что приезжал мастер из Запорожья, ничего не мог сделать, сказал, что нужно везти в Запорожье в ремонтную мастерскую. У нас еще было с полчаса времени и я предложил подъехать к нему домой. По дороге я спросил есть ли у него паяльник. Он сказал, что есть у соседа. И когда мы приехали, послал сына к соседу, а я взял из машины надфиль, вытащил из телевизора лампу 6П13С, пропилил 2-ю и 7-ю ножки, а затем пропаял их. Вставил лампу на место, включил телевизор, экран засветился (тогда не было дневных передач), и я сказал, что вечером они могут смотреть телевизор.

На следующий день мне на работу звонит механик и взахлёб кричит в трубку, что вчера они весь вечер смотрели телевизор. «Как же так мастер из Запорожья, долго возился, ничего не мог сделать, а Вы, даже не включая, нашли неисправность и отремонтировали». На что я ответил, что я механик и моя профессия заключается в определении неисправности, а ремонт уже дело техники. Раз не светится экран, значит, нет высокого напряжения на кинескопе, значит не работает блок генератора, в котором и стоит лампа 6П13С, а больное место этой лампы известно.

Известие о том, как я отремонтировал этот телевизор, быстро облетело окрестности. За мной приезжали от председателя соседнего колхоза «Ленинский путь», но после этой поездки я решил, посылать по таким вызовам Пакулина Франса Павловича. Он хорошо разбирался в телевизорах и, особенно в измерительной технике. У него даже был собственноручно собранный, правда, без корпуса, радиолюбительский осциллограф.
 
Однажды мне сказали, что меня ищет Богдан – ст. автоинспектор - гроза всех автомобилистов в округе. О нем рассказывали, что однажды он после свадьбы, на которой он сам гулял, лишил водительских прав одного из своих родственников, севшего за руль мотоцикла после свадьбы. Так вот встречаемся мы с Богданом, а он просит меня посмотреть громкоговорящий усилитель для установки на милицейскую машину. Я спросил, есть ли документация на этот усилитель. Оказалось, что все есть, и он уже привез его с собой. Усилитель был собран на печатной плате, но как я не пытался разобраться в схеме, ничего похожего на усилитель низкой частоты обнаружить не мог.

Тогда я выпаял все, что было установлено на плате, и собрал заново схему. Поскольку и Анатолий Краснокутский и Пакулин были радиолюбителями, я еще раньше предложил им собрать стенд с выводом на панель различных напряжений. И вот, чтобы не тащить усилитель в автомобиль, я подключаю его к стенду и считаю в микрофон: «раз, два, три». Из динамика вырывается усиленный мой голос. Усилитель работает! В это время к нам в мастерскую заходит Толя Погадаев. Он берет из моих рук микрофон и начинает считать: «один, два, три, полтора», а из динамика вместо полтора четко слышно «пог-тора». Кто из нас не пробует произнести полтора, а из динамика картавит «пог-тора». Весь вечер я думал, в чем причина такого искажения. И вдруг ночью у меня появилась светлая мысль: на стенде было выпрямленное диодами переменное напряжение, но сглаживание было недостаточное. Когда мы подключали усилитель в динамике слышалось «капанье». Короткие односложные слова усиливались нормально, а на «полтора» накладывался импульс от несглаженного переменного тока и вносил искажения. Утром я заехал в цех прямо к мастерской. Подключил усилитель к аккумулятору машины и усилитель начал четко усиливать любые слова. Я объяснил ребятам, в чем была причина, и позвонил в милицию Богдану. Он страшно удивился, что усилитель готов и сказал, что сейчас же выезжает. Когда он приехал и мы опробовали усилитель на его машине, он сказал, что этот усилитель лежал в ремонте в Запорожье 2 года и они ничего не могли с ним сделать. «Как же Вам удалось его отремонтировать всего за два дня?».

Однажды к заводу приехал водитель Шкоды и сказал, что они купили новый автомобильный приемник, а Шкода велел ему приехать за мной, чтобы я его посмотрел и помог установить на «Волгу» вместо старого. На старых «Волгах» аккумулятор подключался + на массу, а – в сеть. Новые же автомобили уже имели на массу – , а + в сеть. Новый приемник был рассчитан для подключения + в сеть. Но чтобы изменить полярность, требовалось переполюсовать полярность генератора автомобиля и его стартера. Я этого никогда не делал, но меня подталкивал Пакулин: «Давайте попробуем, должно получиться». И вот мы меняем клеммы аккумулятора пробуем стартер – работает, автомобиль завелся. Проверяем напряжение: + в сети, – на массе. Мы предварительно сняли с автомобиля старый ламповый приемник с вибропреобразователем, который при включении в сеть 12 вольт постоянного тока начинал вибрировать, создавая импульсы постоянного тока, которые затем трансформатором преобразовывались в высокое напряжение для питания ламп приемника. У нового приемника был транзисторный преобразователь. Франс Павлович установил его на автомобиль, а старый приемник отдали водителю.

Через некоторое время опять за мной приезжает Богдан и говорит, что на «Волге» начальника милиции не работает приемник. Просят, чтобы я посмотрел его. Не откладывая, я на своем «Москвиче» заехал во двор милиции. Смотрю, на «Волге» стоит приемник, который мы недавно сняли у Шкоды. Я Богдану говорю: «это приемник Шкоды?». «Да, а как вы узнали?». Я говорю, что недавно имел с ним дело. «Вот и Шкода сказал, чтобы мы к Вам обратились за помощью». Приемник был подключен к сети, но при включении, вибратор не начинал работать. Я сунул руку под щиток и взялся за жгут проводов, который идет к вибратору. Чуть шевельнул, и вибратор заработал, отпустил, вибратор замолчал. Где-то не контакт. Я сказал, что мне нужно подъехать домой за паяльником. Через полчаса неисправность была устранена.


На фото: Первомайская демонстрация в Токмаке

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/07/13/1486