Русские, россияне, russian

Андрей Козлов Кослоп
(Аналитика после событий в Сагре и на Ura.ru )


ЧТО ТАКОГО НОВОГО ОСОБЕННОГО В САГРЕ

Вспышки  скандально будоражащих сообщений о Сагре, казалось бы, закончены и пора ставить точки над «i»,  но криминальный эпизод перерос в дискуссию о межнациональной проблематике. Национальное не только в современной России, национальное вообще проблема. Ura.ru  подняло общество по поводу угроз закрыть портал за слово «русский». Нигде кроме как на самом этом канале этой угрозы, надо сказать, не прозвучало. За криминальным  эпизодом, стало быть, возник  следующий: вопрос о раздувании межнациональной розни. На что последовали возмущенные отклики, что обвинения в разжигания - попытка  прикрыть преступников. Не стоит большого труда увидеть, что за всеми этими «возмущениями» вбрасывается масса «разжигающих» призывов. Мне очень бы не хотелось участвовать в этом КВН-ом диспуте. Я хотел бы пользуясь этими двумя эпизодами проанализировать проблемы национальной идентичности так, как она смотрится сейчас.
Особенность события в Сагре как раз в том, что она сильно отличается от Рязани, Кандапоги и  от Кущевской. Отличается тем, что бандиты получили сокрушительный отпор. Получили потому что деревенским не на кого было больше надеяться, потому что благодаря вездесущести мобильной связи и случайности деревенских предупредили о приближающейся банде.
Банду наняли цыгане и в банде были азербайджанцы. Здесь начинается переход от бандитского нападения к межнациональному «разжиганию». Этим разжиганием не занимались, конечно же, сагринские жители. «Чёрные» не является чем-то предосудительным (покамест, наше законодательство не придумало чего-то аналогичного  «афроамериканцам») - как-то нужно описать облик нападавших.
«Межнациональная напряженность» - это именно то явление, которое разрушило Советский Союз, и до сих пор поддерживает тлеющие конфликты на его территории. Развал СССР и возможный дальнейший развал РФ  стратегически очень интересен для наших западных партнеров. При помощи «национального» НАТО раздраконило СФРЮ, Ирак, при помощи этой же незатейливой технологии пытается взорвать арабский Восток (в Ливии, и Сирии технология работает по полной программе).
Разжигание - это не дискуссия по поводу, это, именно, разжигание, удары по неконтролируемым частям психики. Бандиты, кстати, используют нередко «национализм» для сколачивания банд (у банды тоже должно быть нечто общее, некоторая взаимоподдержка)… Но все-все преступления  и прочие нехорошие поступки в мире совершили люди с той или иной национальностью. Если даже кто-то объявить себя «космополитом», ему заметят, что мама у него была еврейка, а родной язык был немецкий. От национального не убежишь. Национальным можно окрестить практически всё.
И очень легко свести проблему преступления к национальной проблематике, вернее к «вредоносности» некоторой нации или расы.
Событие в Сагре связана с продажностью и неактивностью милиции и активностью  бандитских нравов в нашем современном общежитии.
            Национализм (даже в Рязани или Кандапоге) – это другая тема, он связан с идеологическими заморочками или идеологической пустотой в башках.
Бандиты могут нанять следователя, адвоката, повлиять на судью и даже ФСБ. Могут классически нанять бандитов (это дешевле). Могут и разжигать и поднимать вопли из-за  национализма. Но последнее - самое эффективное, потому что не представляет особого труда.  А простого же человек не хочет защищать милиция (просто не приедут, так прямо и говорят: «Если убьют, тогда приедем»). А у иных нет и денег на исковое заявление. На поданные заявления просто не реагируют.

РАСИЗМ ИЛИ ЧТО?

Константин Киселев отреагировал на Сагру размышлением о российском расизме. Строго говоря, он прав. Основные трения «межэтнического» характера именно расовые, а не межэтнические. Просто в силу неких научных традиций расовые различия народов южной и северной части страны не выделялись в расу.  Но при этом он ничего нового нам не сказал, это и так все знали и понимали,  и «расовое» называли по традиции  «этническим».
«Этнические» трения в России имеют иной характер, чем таковые в США или Европе. Негры в США – или  потомки рабов, или выходцы из неоколониальной Африки.  Первая революция США оставила юг страны рабовладельческим. Вторая отменила рабство, но говоря на манер Российской империи - «без земли». В конце 20 века в США были отменены довольно радикально остатки расовой дискриминации (в 60-ые годы черных дипломатов не пускали в некоторые рестораны, а возле некоторых заведений  черным не позволялось сидеть даже на лавочке – их арестовывала полиция).
Антисемитизм связан с тем, что евреи по происхождению - торговая консорция,  и во всяком случае они никогда не были крепостными, и с древних времен были почти поголовно грамотны, в большинстве владея парой языков (например, идиш и немецкий). Так что в плане социальной успешности евреи обыгрывали своих инонациональных соседей по бизнесу, создавая им конкуренцию.
Окраинные народы царской России или вообще не были крепостными, или были крепостными своих национальных баев и помещиков. Из этого следует, что традиции экономической дискриминации по расовому признаку в России как в США не было. Более того, Россия как принципиально равнинная и принципиально большая страна издревле ассимилировала или приводила к глубокому симбиозу разные этнические группы. С этнографической точки зрения русские -  полуславяне-полуфинноугры. По известной цитате Карамзина, Россия «своей государственностью обязана ханам» (которые в свою очередь «своей государственностью обязаны» Китаю), а народная поговорка гласит: «поскреби русского, найдешь татарина». На  Северном Кавказе, наоборот, там несколько национальных республик, а в Дагестане чуть ли не десяток языков.
Нынешние межнациональные конфликты хотя и «расовые», но связаны не с расовой дискриминацией большим «этносом» над малых. Политической и экономической дискриминации со времен Хрущёва, который вернул чечецев и ингушей на Кавказ, строго говоря, в Росси нет. Хрущёв с его кукурузной головой лишь замутил проблемы с крымскими татарами (запрет на возвращение крымских татар к Крым он сохранил, и для «надёжности» и во избежание разных дискуссий передал Крым УССР).
«Расовая» проблема заключается в бандитизме, в криминальном бизнесе и в бизнесе, крышуемом криминалом. Банды и бизнес-кланы (это не одно и тоже, но грань размыта) формируются очень часто по национальному признаку. Напряжение создаётся благодаря, конечно, национальным бандам и тем бизнес-кланам, которые поддерживают свой бизнес с помощью своей национальной бандитской крыши. 
В основе проблемы - бандиты и бизнес-бандиты с «национализмом» как аксессуаром их бандитской экипировки.
  В ситуации с Сагрой мы видим, как национальная тема, запущенная для «красоты» и энергичности сообщений в СМИ, усложнила ситуацию, перевела её в политическую плоскость. Сами русские журналисты (если и националисты, то лишь отчасти – национализм, как мы показали выше, не наша планида), по-нацбольски вбрасывают «крутые» формулировки для панк-ажиотажа. Власти и политики распустили (на глазах одного поколения) преступность, которая грабанула социалистическую собственность (вместе с социалистической и интернационалистской идеологией). Россия после «отделения» от нерусских республик, осталась, как и была, многонациональным государством. Более того, при чисто эмпирическом взгляде наше государство Россия стало даже ещё более многонациональном (7 лет назад что-то решили в Новый Год сходить на главную площадь города к Ёлке с зимним городком: площадь была полна китайцев, жителей средней Азии. Да и любая статистика покажет тоже самое). Но идеология  нашего государства стала и становится ещё менее монолитной, менее интернациональной.
         
КОНФУЦИЙ.
Решил посмотрел китайский фильм «Конфуций». Представление о его философии очень аморфное, поэтому заинтересовался. Фильм очень красивый в видовом плане, простенький по сюжету. Но идея Конфуция   показалась интересной и даже очень актуальной для нас.
             Цивилизация, которую выстраивал Конфуций, заключалась не только в экономика, социалка, законности вооруженных силах, она предполагала массовое и тщательное  воспитание вплоть до всеобщих ритуалов, наглядно демонстрирующих и вовлекающих общество в состояние согласованности и взаимопонимания, ощущения единства.  Смысл Конфуцианских ритуалов, конечно, превратился к 20 веку в «китайщину» для самих китайцев, но сам этот принцип Конфуция собственно и есть цивилизация. И благодаря актуализации этого принципа Китай продолжает активно развиваться (несмотря на «средневековую отсталость» в сравнении с западным миром, а в ряде моментов даже и с Россией).

ЧТО ИСЧЕЗЛО В ПОСТОСОВЕТСКОМ МИРЕ?
              Комментаторы постов про национализм пишут такого неи было в советское время. Почему это стало возможным? Что исчезло в пост-советском мре? После распада СССР мы утратили общность «советский» и новой общности покамест никто не собирется инициировать.
         Говорим «российский», «россияне», но не вкладываем в него понятия, подобного Гумилевскому «суперэтнос». «Россия» - государство, «россиянин» - гражданин этого государство, «гражданин» - тот, кто получил гражданство и  паспорт «этого государства». 
        Конечно, общество само может наполнить термин «россиянин» культурно-историческим содержанием. Строго говоря, изначально слово «русский» было прилагательным и означало то же, что и нынешнее «россиянин» или «российский». «Русский « и «россиянин» в своем происхождении слова синонимичные, но ныне эти синонимы несколько  распались. «Русские» стали теми из «россиян», которые не дагестанцы, не башкиры, не якуты. Не все «русские» опять же являются гражданами России, и не все «россияне» считают себя «русскими». Пустая строчка в былой паспортной строке «национальность» ничего не меняет).
Было бы полезно использовать английское слово “Russian”, оно означает и «русский» и «российский».

ФЕДЕРАЦИЯ ИЛИ УНИТАРИЗМ?
         Проблема межнационального обустройства России стояла всегда. Россия – страна с очень протяженной сухопутной, в большинстве своём равнинной границей. Какой должна быть эта конструкция. Простого  вбрасывания  финансов денег для северного Кавказа не достаточно (деньги и не только в наше время подобны воде и имеют свойство уплывать). Нужно решить и идеологическую проблему.
  Даже большевики ломали над этим голову. Ленин был за федераци., а Сталин был за унитаризм (как ныне Жириновский). Иные даже норовят воскликнуть: «Ведь Сталин-то как в воду глядел, Федерация  вплоть до отделения привела-таки к распаду империи». Сама по себе унитарность при широкой культурной автономии тоже ничего ничего не решает. В СССР, несмотря на ленинские принципы федеративности, практически осуществлялся сталинский принцип унитарности. Даже РФ, хотя и федерация, но на деле  вполне унитарное государство. Но национализм не приобретает ныне характер культурной автономности, он приобретает  характер очень некультурного национализма переходящего в фашизм, фундаментализм, инструмент, помогающий преступности в её самоорганизации.  По Ленину осью националистического зла считался «великодержавный шовинизм» (скоре всего, Ленин выступал противником "русского шовинизма" из дипломатических и политических соображений в строительстве многонационального государства: Ленин заступался за "инородцев", Дзержинский, Ордожникидзе, Джукгашвили - за руских). Может быть, Ленин был не прав, а может быть, всё поменялось к концу 20 века. Бурные вспышки межнациональных конфликтов произошли между «нерусскими» ( Карабах, Абхазия, Южная Осетия,  Таджикистан и т.д.). На наш взгляд все национализмы плохи. Более того, все национализмы представляют сообщающуюся систему, что и позволяло например римским Цезарям «разделять и властвовать».

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ
              Нужен широкий этнографический всеобуч. Всеобуч этот должен быть отличен от того, который, например, может быть в прибалтийских республиках, где студенты узнают об исторических событиях на её территории, о её языке, латышских, писателях, художниках. 
Для учебного предмета по этнографии для «россиян» задача стоит во всех отношениях принципиально более сложная и широкая. Общество надо обучать. Этот «всеобуч» не должен быть «делом самих утопающих». Этот предмет  должен создать общероссийский мозг.
Не думаю, что на предложение  Дмитрия Медведева руки сердца Ангеле Меркель (написать совместный учебник истории) надо возлагать большие надежды. Ничего путевого их академики не напишут, а про то, что «Фауста» написал Гёте, а «Войну и мир» Толстой  мы и так  знаем.
Хорошо бы, конечно, если министерства образовании и культуры всё это запусти, как  китайские князья-императоры внимающие Конфуцию. Но даже и китайцы стали приближаться к идеалам Конфуция только во времена Ден Сяо Пина. Нужно начинать самим, снизу. Содержательно это не так уж чересчур и сложно.
Национализм – пренебрежительное отношение к другим национальностям. Поскольку практически любое государство (кроме карликовых квази-государств) полиэтнично, то национализм является болезнью государств. Особой формой такой болезни является так, когда национализм уравнивается с колониализмом. Иногда эти явления могут совпадать, как в случае с азиатским и африканскими колониями европейских государств. Порой национализм или расизм переворачивается: появляется чёрный расизм и так далее. Но расистский антирасизм ничего не решает. Даже если госсекретарем или президентом США становится негр, а вместо «негр» все говорят «афроамериканец», расизм не исчезает и тем более не исчезают социальные проблемы или даже оскорбленные чувства третируемой расы. 
            Национализм – не просто что-то не политкоректное или неэтичное. Он – причина герметизма, ограниченности для развития личности и группы националистически настроенных лиц, а также «гноящаяся язва» для нации-государства, так как нация состоит из этносов, региональных субэтносов и этно-родовых кланов. Даже в урбанистическое обстановке «плавление» происходит медленно.
В нашей стране проживают: русские, татары, удмурты, якуты, евреи, немцы, даже айны. На территории России  проживает так же множество украинцев, литовцев, грузин, азербайджанцев, таджиков, казахов.
В мире около 200 государств. Языки исчисляются тысячами.
            Большинство языков объединяются в семьи, так как произошли от одного языкового предка.
Самая большая языковая семья: так называемая индоевропейская.
На территории России живут народы, относящиеся к тюркской  и финно-угорской языковым семьям.
            И финно-угорские, и тюркские, и по мнению многих исследователей индоевропейцы тоже образовались- зародились на территории бывшего СССР. 
            Тот или иной этнос появляется и формируются в силу географических и исторических причин. При общей природе человека разные народы имеют в своей культуре нечто уникальное, неповторимое. Эта неповторимость в известной мере распространяется на каждого представителя этноса, давая ему самую простую и первую «монету» («прибежище, чтоб не стать негодяем»)  для создания своей личности (то как жили, кем были и чего достигли наши предки формирует профиль личности).
            Наука покамест не получила госзаказа на раскрытия темы. То что обществу сообщают официальные политологи, ни на йоту  не увеличивает этнографических з познаний кроме тех, что записаны в Конституции РФ. «Свято место» заполняется всякой паранаучной самодеятельностью про «инглингов», «укров», «асов» и прочей бредятины (это симптом того, что наука спит).
       
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАС

Пробелы научной этнографии на виду. Например, учение о расах гласит, что существует три расы: белая – европеоиды, черная – негроиды, желтая – монголоиды. Существо называемых рас сводится к их названиям: одни - белые, другие – цветные. Но кто хоть чуток изучал понимает, что существо зебры вовсе не сводится к тому что она полосатая. Существо в том, что она – лошадка.
Считается, что монголоиды произошли в пустыне Гоби, и глаза их сузились от постоянных песчаных бурь. Это написано в академических учебниках.
Где произошли европеоиды академики никак не могут договориться (иногда европеоидную расу называют кавказской, а большинство европеоидных народов относят к индоевропейцам, так что если монголоиды не нашли лучшего место для своего зарождение кроме пустыни, то европеоиды зародились сразу везде от Индии до самых до окраин.
С негроидами попроще. Африка южнее Сахары – их. Только незадача в том, что негроиды также проживают в Юной Индии и на острове Новая Гвинея.
            Не могут антропологи конкретно указать на место происхождения современного человека в целом. Разброс версии происхождения человека современного типа от Южной Африки до Ближнего Востока. Нередко академики  ( спомощью журналистики) вносят путаницу с самим понятием человек, то включая в него австролипитеков,  занджантропов и прочих пра-людей,  то отделяя.
Мы остановимся на том, что кажется наиболее обоснованным.
            Произошёл человек современного типа (мы не говорим Гомо Сапиенс, потому что в понятие “homo sapiens” стало принятым включать ещё и архантропа с неандертальцем) либо в долине Нила, либо в Месопотамии.
Распространившись в этом ареале,  «человек»  стал распространятся дальше. Пройдя через Кавказ, человек попал на север, на восточно-европейскую (русскую) равнину, и тут образовалась белая, или европеоидная раса. Особая белизна европеоидов связана не со снегом, а с побелением из-за постоянного голода. Условия Севера лишь позволили побелевшим людям не сгореть от экваториального солнца и даже стало доминантным признаком, ожоги, обморожения в резко континентальном климате лучше различаются на белой коже.
Монголоиды произошли от той части перволюдей, которые  продолжали двигаться дальше на север («гипербореи»- сверхсеверяне). Резон продвижения на север, конечно, был. Во времена первочеловека движение на север было связано не только со стремлением человека удаляться от своих людей-врагов-соседей и осваивать новые территории, но и с тем, что тогда евразийский север представлял собой «тундростепь», ареал, изобилующий фауной, большей чем африканские саванны.  Но в любом случае жить на севере было холодновато, и численность  пра-монголоидов была невелика, но она резко увеличилась, когда они освоив север и стимулируемые вымиранием мамонта повернули на юг. В европейской части сверхсеверяне смешались с европеоидами и возможно с представителями «ближневосточной перворасы», но на Востоке они заняли необитаемые людьми или почти необитаемые территории Дальнего Востока (Южной Сибири, Монголии, Китая, Японии, Кореи, Монголии, Вьетнама).
Специфичность монголоидов связана с их северным происхождением и относительно не широким генофондом. Индейцы Америк даже имели всего одну группу крове. И то, что «китайцы» нам кажутся на одно лицо как раз отражает ту особенность монголидов, что они произошли от малочисленного населения «сверхсевера».
Белизна  - не главное качество европеоидов. Это вторичная и не самая важное специфическое качество «белых».  Особенностью Европы (большого полуострова , называемого даже континентом, например, является чрезвычайная изрезанность береговой линии. В древности (да и по наши дни) эта изрезанность была естественной транспортной сетью,  которая позволяла людям активно передвигаться. Вторая черта Европы – это чрезвычайное разнообразие ландшафтов в паритетном соотношении ( берег, равнина, горы, теплый юг, снежный север, острова, полуострова), которое провоцирует возникновению и сохранению множества самостоятельных государственных образований. По мере роста населения народы полуострова Европа неизбежно приходят к взаимопроникновению своих культур.  Последней спецификой Европы является  её восточная равнина. Пра-индоевропейский язык мог появиться только на очень большой и равниной территории, чтобы иметь «масс»у для распространения своих дочерних языков в столь широком ареале (напомним, что к индоевропейским языкам относятся санскрит, бенгали, хинди, урду, фарси, греческий, армянский, славянские, германские, романские, кельтские языки, а также ряд древних вымерших языков). Напомним также, что основной специфической чертой индоевропейских языков является флективность (флективность или гибкость означает, что одни и те же морфемы в разных позициях получают разные фонетические вариации). Языковая флективность также очевидно должна и может возникнуть там, где язык распространяется очень широко и  во множестве постоянно соприкасающихся друг с другом  диалектов.
Вход в Европу с восточной равнины «открыт», сама Европа – тупик, большой полуостров, так что в ней неизбежно происходит генетическая плавка. Основная черта европеоидов  – густота генотипа (а совсем не «чистота», как полагали нацистские ученые).
           Недавние исследовании генома народов земли показали, например, что самое низкое присутствие следов генома неандертальца присутствует в геноме «африканцев  южнее Сахары», то есть, у классических негроидов.  В классическом расовом понимании африканцы южнее Сахары оказались самой «чистой» расой. За этим фактом последовали заявления, что человек современного типа произошёл в Южной Африке. Малая степень неандертальской крови у африканцев связана, скорее всего, с тем, что евразийские северяне имели очень узкий ареал для более менее удобного обитания, так что неизбежно чаще сталкивались с неандертальцами, которые были действительно «людьми» совсем другой «закваски»,  другого поведения и мозговых возможностей. Распространяясь по Африке, человек легче избегал неандертальца. (впрочем, все эти раскладки с геномом неандертальца могут быть фальсификацией, связанной с планами западного империализма относительно Африки. Тактика Гитлера была тоталитарно тупиковой, устаревшей прямолинейно колонизаторской тактикой; «прогрессивное» колонизаторство строит идеологию своего превосходства не на крови, а на передовых технологиях, которые также включают технологии дипломатии: сначала нужно подружиться, мягко постелить, почесать брюшко, широко улыбнуться, подбросить секондхенда, прочих комплементов и поглаживаний…   

РУСЬ-РОСЬ
Что означает слова «русь», «рось» «русский». В оправдание русским ученым скажем, что русская наука в 18 веке начиналась в основном усилиями немцев, которые довольно активно отодвигали энциклопедистов из аборигенов (таких как Татищев или Ломоносов). Ещё в середине 19 века большая часть российских академиков имели немецкие фамилии. А , к примеру, знаменитый петербургский санскритский словарь (первый в своём роде) был не русско-санскритским, а немецко-санскритским. Российские академики немцы привнесли и так называемую «варяжскую теорию», которую опровергал активно Ломоносов, и которую до конца так и не опровергли (может, Ангела Меркель поможет).
Школьная версия этнонима «Русь/рось» гласит, что название произошло от названия реки Рось под Киевом (такой же бред как и то, что название «Урал» произошло от имени башкирского фольклорного героя Урал-бытыра). В вузовских исторических монографиях речушку Рось в качестве причины названия государства Русь не признают, но жонглируют также очень сомнительными версиями, типа Русь от Рысь, или от русый.
Но ларчик как это часто бывает открывается очень просто. «Рось» - название государства и возглавляющей его родовой элиты -  происходит от славянского корня «рос». Корень «рос» чередуется со своими вариациями «рост», «рощ», этимологически установлен, что рост/рощ – флективная вариация корней «род/рожд».  Родня, родовитый, единородцы, инородцы, - всё эти слова как раз и указывают на тот самый смысл, который изначально имело слово «Рось».
«Росью» называли род князи и его дружину. Дружинники не обязательно были братьями и кузенами, существовал и принцип побратимства, породнения через браки детей и так далее.  В русском языке для обозначения аристократизма использовалось слова «родовитый» или «благородный». «Русь» в нарицательном смысле – феодальная аристократия, политическая верхушка. Подданные такой «верхушки» стали называться «русскими». «Русские» стало названием этноса, происхождение уже не имело большого значения. Смысл слова «русский» теперь состоял в обозначении всего народа страны и её истории..
До пришествия Рюриков в Новгород государства с названием Русь не было. Но люди на землях будущей Руси были и жили. Очень многие (может быть, большинство) говорили на финно-угорских языках. Славяне, которые доминировали в военном и прочем развитии,  говорили на славянских диалектах. У славян были боевые дружины, славяне  занимались торговлей и создавали города, по смыслу эти «города» напоминали древнегреческие полисы: в городе было вече (древний парламент), города строились как крепости, чтобы защищать население и торговать. Собственно слово «город/град» означает «крепость, ограждение». Часто такой город обрастал слободой, тогда «крепость» называли «кремлем».
До того как стать «Русью» Русь также имела, как мы видим, цивилизацию и особые формы организации. Скандинавы называли эту страну «Гарда Рики» страна городов. Финны называли (и до сих пор называют)  население этой страны «вене». «Вене» - это упомянутые в античных текстах «венеды». «Вене» - это славяне-вятичи, от которых до наших дней сохранились названия Вятка, вятский.  Летопись полагает, что название «вятичи» восходит к легендарному  предку славян Вятко. С точки зрения этимологии видно, что слово «вене» и корень «вят» родственны. В форманте ВЯТ , древним корнем является «ВЯ», а  «Т»  является суффиксом. В древнем славянском языке существовали носовые гласные, которые обозначались в славянской азбуке буквами, называемыми Большой и Малый Юс. Сами древние звуки-фонемы (очевидно существовавшие и в индоевропейском праязыке) позже уже исчезали, но давали разные остаточные результаты. Например: в одном случае получалось слово МЯТА, в другом - МЕНТОЛ, в одном - ПЯТЬ, в другом – ПЕНТАГОН, в одном – ЗЯТЬ, в другом – ЖЕНИХ или ГЕНЫ (здесь ещё чередуются согласные Ж, З и Г).
Также образовались ВЕНЕ и ВЯТИЧ. Изначальный смысл вене/вятича выводится из корня  слов «венок, веник». «Венок» – то же что «корона»,  есть, сакральный предмет, означающий царя-князя, до сих пор сохранились в русском языке слова «венчание», «венценосный». «Вятко» в этой связи просто слово, означающее царя, властителя, князя.
Но вятичи, кривичи, поляне и прочие славяне пришли  на земли будущей Руси с Дуная, а до того как они сюда пришли, здесь жили финно-угорские народ (некоторые из таковых  существуют и до сих пор). Исторические русские земели совпадают с «историческими землями меря» («меря» -  народ, упоминаемый в европейских источниках ещё 7 века) . Топонимика «священных» русских земель испещрена финно-угорским субстратом: Москва, Нева, Волга, Кама, Муром, озеро Неро и т.д. – всё это финно-угорские названия.
Но финно-угры тоже сюда пришли. Общепринято считать, что прародина финно-угров - Урал. От меря и иже с ними черемисов, вотяков, зырян, вепсов, «чуди белоглазой»,  эрзей и мокш русским достались деревянные терема, баньки, кадки, ложки, лапти, лыжи, сани, гусли, пельмени, кокошники, валенки, патриарх Никон, протопоп Аввакум. От вятичей, кривичей, полян и древлян  – славянский язык.
              Со всеми соседями Русь-Россия завязана особыми родственными узами. Разнообразие и разность имеют и много плюсов, не только минусы. Националисты и разные интеллигентные сторонники отделения Кавказа от России, полагают, что  моноэтнический характер населения – спасение от бед межнациональных конфликтов. Но моноэтничность невозможна. Также моноэтничность  означает вырождение.

ПОЛИЭТНИТЧНОСТЬ
Все великие государства, культуры, цивилизации были полиэтничны.   О генезисе русского государства мы уже сказали.  Франция изначально была страной галлов, кельтского племени, потом её завоевали римляне, так что галлы заговорили на вульгате (народной латыни), позже превратившейся во французский язык. Французский язык входит в группу романских языков (латынь, итальянский, испанский, португальский, румынский), но слово «французский» восходит в к германскому слову «франк», так называлось племя, завоевавшее галлов, говоривших на вульгате, и создавших государство Франция. Подобное можно рассказать про Британию, Испанию, Индию, Китай, Турцию и так далее.
Попытки создать моноэтничность, или ситуации, когда она возникала сама, заставляли эту моноэтничность разбавлять, либо приводили к катастрофе, как это получилось с фашисткой Германией.  По сравнению с катастрофой немецкого народа под управлением фашисткой Германии  современные проблемы с турками – незначительная мелочь. Можно также обратить внимание, что радикальное крушение фашизма в Германии привело к довольно уверенному развитию обоих Германий и их впоследствии очень безболезненному воссоединению. Крушение СССР и СФРЮ, увы, не было крушением национализмов этих стран, а напротив оживлением этих болезнетоврных институтов..
То есть, для эффективного развития России «национализм» всех её составляющих народов должен быть загнан обратно в бутылку. Все языки Российской федерации, СНГ и соседей таможенным союзом -  достояние всего общества. Некоторый профиль такого межэтнического братства лишь начал созревать в СССР, но он был разрушен. Горбачев и Ельцин разрушали Союз не специально и несознательно, они просто интернациональным («имперским») ценностям позволили уйти на второй план и даже позволили маргиналам демонизировать российский  интернационализм. Активной стороной в этом процессе были западные спецслужбы. Горбачев и Ельцин совершилипассивное, но не менее «судьбоносное» деяние. Они занялись неумеренной самокритикой и самодемонизацией, то есть, в одночасье из многонационального народа, вырывающегося к великому, новому, «передовому» справедливому обществу, страна в лице её политических и интеллектуальных лидеров приобрело некрофильское видение и признала себя перед Западом и своим народом «империей зла».
Сейчас через 25 лет после начала этой суицидальной напасти, уже если не всем, то очень многим  стало ясно и очевидно,  кто является «империей зла».
«Россия в обвале» - сказал Солженицын. «Империю жалко» - сказал Бродский. Даже жертвы «режима» дали оценку случившемуся. Произошло не восхождение-возрождение, а нечто противоположное. Обрушение империи нарушило «полиэтническую  конструкцию российской цивилизации».
Вряд ли нашему поколению будет под силу восстановить Россию-Союз в полной мере. Но извлечь урок из произошедшего всё-таки нужно. 

ЦЕНИТЬ СВОИ МАЛЫЕ РОДИНЫ
            Иным способом сохранения и восстановления  здоровой «политиэнической конструкции» России наряду с пониманием этнографической карты, пониманием как работает национальное  в плюсе и минусе, конечно,  может стать любой другой оздоравливающий общество тренд, любая нэгентропийная инициатива. Близка к теме национального, родного  - тема малой родины, тема территориальных брендов. Пусть общество начнет ценить свои города, деревни, области, автономии. Пусть гордится своими брендами: например, на мои земляки изобрели велосипед, паровой двигатель и радио. 
            Это вовсе не вызывает у моих земляков антипатии или равнодушие к другим славным «территориям», таким как Сталинград, Москва, Севастополь, Полтава, Брест, Сочи, Петербург, Владивосток, Байкал, Сахалин, Курильские острова, Камчатка, Болдино, Ясная поляна. Всё это - наше общее великое достояние. Все, кто в блоггах читал, комментировал, возмущался, поддерживал мужиков из Сагры, считают Сагру «своей» деревней. Если разбежаться по норам и аулам, по своим домашним магазинчикам, мы утратим цивилизационный великий характер того общества, в котором живём (уже утрачиваем). Больше всего пострадают и больше всего будут деградировать народы окраинных национальных оазисов, их «конфуции» уедут в россиийские или западные столицы, а их малые родины найдут себе безответственных, неумных  лидеров вроде Дудаева, Гамсахурдии, Ющенки и прочих «канадских авантюристов».

РУССКИЙ КОСМИЗМ
            И даже выход за пределы государственного и цивилизационного «единства-национализма» должен культивироваться. Есть два стиля,  две мисси в современном мире. Российская миссия – это «космизм», где человеческий человек человеку  - человек. И «антироссийски», который культивируют ястребы западного мира:  в этом мире  «золотой человек» – волк недодемократическим слишком человеческим недочеловекам. 
             Нынешняя элита потеряла эту «военную тайну» российской миссии. Надеюсь, что не все её представители и не вполне, но, несмотря на надежду, предпочитаю проверять и доверять лишь государственническим «конфуциям» современной России, а не её доморощенным «карлам попперам» и «фукуямам».  Надо вернуть эту «тайну» каждому узбекскому мальчику, каждой литовской девочке, да и братья-славяне, включая великомосковских братьев-славян, надо сказать, что-то тоже же стали позабывать, что они  Russian.
             Английское «рашн» означает и русский, и российский одновременно. Просто «россиянин» явно не удовлетворительно. Многие русские – не россияне, живут на  Украине, в Эстонии, Латвии. Многие россияне – евреи, немцы, якуты, башкиры, татары, грузины, азербайджанцы, армяне, ханты-манси, узбеки, киргизы.
РАШН – более точное название того, что мы есть. Может по этому Старик Букашкин написал на своей футболке. “I am the great Russian poet”. Когда его спрашивали: «Почему по-английски?», он отвечал: «Иначе не поймут».
Факт, что не понимают.
Случайно или не случайно Россия стала родиной космонавтики, случайно или не случайно слово «космос» имеет два основных значения – «духовная гармония противоположная  хаосу» и «безвоздушное бесконечное пространство за пределами Земли и её атмосферы, куда вырвался Гагарин». Так или иначе,  это символично и удобно, чтобы в России (in Russia) начался «космический» социальный мир, общество, организованное на принципах знания, ни тоталитарное, ни либеральное, о построенное на нэгэнтропийной,  космистской идеологии творческого духовного развития личности. .
Национальная идея – это не ипотека, и не материнский капитал, это «русский космизм», великая мечта об обществе, в котором нет деления «на друзей и врагов». Это не тоталитаризм, как пытается представить «либерализм», но и не «либерализм», как пытается понять идею «всеобщего общества» разного рода фашизмы, фундаментализмы и прочие неототалитарные «братства». Главное в парадигме «русского космизма» - творческое духовное развития личности и общества (социализм, как противоположность категории «отчуждение»).   
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
http://www.proza.ru/2011/06/28/309