Право на ошибку. Глава 9. Андрей

Лариса Молчанова
   В первую же субботу после каникул Валентина Ильинична пошла к Явтушинским.Первоклассник
 Андрей Явтушинский был старшим из шести детей в семье. Бледный, пугливый, грязный, в
 поношенной одеженке. Никто не хотел с ним играть: от него дурно пахло. Андрей несколько
 раз лежал в больнице с туберкулезом костей. Валентина Ильинична приезжала к нему,привозила
 еду,рассказывала о жизни класса. Но дома у них еще не побывала из-за неловкости или
 брезгливости: родители Андрея и бабушка пьянствовали. Явтушинские жили в доме гостиничного
 типа в однокомнатной квартире. Дверь в квартиру даже нельзя было назвать дверью. Она едва
 держалась на петлях.Рядом с замком была огромная дыра,заткнутая тряпкой.Звонок не работал.
 Валентина Ильинична громко постучала.Никто не подходил.Она повторила стук.Внутри заплакал
 ребенок.Кто-то гадко выругался,затем прошаркал к двери.
 - Кто там? - послышался сердитый голос.
 - Я - учительница Андрея! Разрешите войти! - крикнула Валентина Ильинична.Дверь долго не
 отпиралась.Наконец,когда она открылась,Валентина Ильинична увидела косматое сморщенное
 существо,вдрызг пьяное.И вонь - густая,вязкая,теплая,ядовитая смесь еды и перегара -
 пахнула ей в лицо."Ужас! Они вообще не проветривают квартиру ! Я не выдержу здесь и
 минуты," - подумала Валентина Ильинична.К ней смущенно подошел Андрей.
 - Где твои мама и папа?
 - Они спят...
 Валентина Ильинична заглянула в комнату.На грязном полу сидели,поджав ноги,три мальчика и
 девочка,бледные,лохматые, и с любопытством глядели на нее.На кровати спали,сопя и храпя,
 видимо,пьяные,мужчина и женщина.В полутьме Валентина Ильинична не сразу разглядела детскую
 кроватку в углу.В ней стояло крохотное дитя,такое худое - совершенный скелетик.Боже мой!
 Валентина Ильинична пошатнулась и прикрыла глаза.Сердце ее сжалось.Потом она посмотрела в
 кухню.Старуха сидела за столом и что-то жевала.Стол был заставлен грязной посудой.У стены
 на табуретке лежали раскрытая тетрадь и учебник.
 - Ты пишешь домашнюю работу на табуретке? - спросила Валентина Ильинична.
 - Я не всегда на табуретке.Когда стол свободен,то на столе,- тихо сказал Андрей.
 - Андрюша,я пришла поговорить с твоими родителями.Но раз они спят,я пойду.Закрой за
 мной.
   Валентина Ильинична пошла по длинному коридору вон,на свежий воздух.Никогда в жизни ей
 не доводилось видеть то,что она увидела.Проблемы обучения,веселые мероприятия для ребят
 сразу отодвинулись куда-то вдаль.Как могут жить дети в этой мерзости?!Она ненавидела
 этих тварей,скотов,для которых зачать и родить ребенка,что в туалет сходить.Ей и на
 улице не хватало дыхания,ноги ослабли от волнения.Она присела на лавочку.Рядом на земле
 лежали две дворовые собаки,блаженно раскинувшись под солнцем." Даже эти плешивые собаки
 во сто раз чище и благороднее,"- сказала она так громко,что мужчина,куривший неподалеку,
 оглянулся на нее.
   Перед сном Валентина Ильинична рассказала обо всем мужу.
 - Коля,я их ненавижу.Надо что-то придумать.Надо как-то спасать детей.
 - Что же делать,Валя? Мы с тобой не сможем помочь этим детям.
 - А в интернат? Что если их устроить в интернат?
 - Без согласия родителей? Сомневаюсь.Для этого прежде нужно лишить их родительских прав,
 наверное.Впрочем,я не компетентен в таких вопросах.Ты должна поговорить с директором.
 - Да,да,с директором.
 Валентина Ильинична взволнованно ходила по комнате.
 - Я не представляю,как они живут в этой вони,в этой мерзости! Ведь все,все у них на
 глазах!
 - Валюша,успокойся.Оттого,что ты нервничаешь,никому не лучше.Человек ко всему привыкает.
 А эти дети с рождения другой жизни не знают.
  Валентина Ильинична не подозревала,как муж был близок к истине.
  После уроков она задержала Андрея.
 - Андрюша,садись.Я хочу с тобой поговорить.
 Мальчик сел за парту и,опустив глаза, ждал,что скажет учительница.Валентина Ильинична
 чувствовала себя неловко.Как сказать о том,чего Андрей,наверняка, стыдился и за что
 переживал?
 - Андрей! Родителей не выбирают.Но жить в таких условиях тебе и твоим братьям и сестре
 невозможно.Я хочу помочь вам.Устрою тебя в интернат.Там много ребят.Они вместе учатся,
 отдыхают,занимаются спортом. Родители их навещают.Мне надо только оформить документы.
 Этот год ты закончишь с нами,а с сентября будешь жить и учиться в интернате.
  Пока учительница говорила,Андрей не смотрел на нее,все так же уставившись взглядом в
 парту.Вдруг слезы,крупные детские слезы закапали из его опущенных глаз.Из носа поползли
 сопли.
  Валентина Ильинична удивленно замолчала.
 - Валентина Ильинична,я-я-я н-не хочу в интернат.Не отдавайте меня!Я люблю папу и маму.
 Пожалуйста...не отдавайте меня,- умолял мальчик.
 Валентина Ильинична погладила его худенькие плечики.
 - Хорошо,Андрей.Насильно тебя никто не заберет.Я хотела тебе помочь,но...Умойся и иди
 домой.
 - До свидания,Валентина Ильинична.
 - До свидания,Андрюша.
  Вот тебе и "спасительница"!
  Вскоре проблема решилась по-своему.Произошло это так.
  В школе к Валентине Ильиничне подошла молодая женщина и представилась служащей
 райисполкома.
 - Мы собираемся присвоить звание Матери-героини Галине Явтушинской.Вы учите ее сына.
 Хотелось бы знать ваше мнение об этой семье.
 Валентина Ильинична не поверила своим ушам.
 - Явтушинской Матери-героини?! Ну знаете!Скорей я лишила бы ее родительских прав.
 Брови представительницы райисполкома поползли вверх. Валентина Ильинична рассказала об
 Андрее,его болезни,о своем посещении мальчика на дому.
 - Мы направим своих работников для проверки фактов,а вы напишите,пожалуйста,то,что вы
 мне рассказали.
  Они попрощались.Впоследствии она узнала,что Героиню Явтушинской не присвоили,а дали
 семье трехкомнатную квартиру в новом районе города.Андрей стал ходить в другую школу.
 Валентина Ильинична была довольна тем,что детям стало просторнее жить.