Фараон-отступник и фараон несостоявшийся

Сергей Витальев
Несколько лет назад, когда я разбавлял свою деятельность преподавательской работой, у меня состоялся забавный эпизод. В пятницу 13-го числа студенты с утра долго не могли придти в работоспособное состояние, пугая друг друга различными ужасами. А переключить их на работу никак не удавалось. Пришлось проявлять изобретательность, и достичь цели получилось следующим способом. Я предложил тому, кто назовет причину страха перед 13-м числом при полной луне, приходящимся на пятницу, немедленно положить на стол зачетную книжку для проставления зачета за семестр.
Не знаю, решился бы я на такое предприятие или нет, но студенты никакого выбора мне не предоставили. На вопрос не ответил никто. Хотя, ответ в общем-то напрашивался сам. И заключался в следующем: накануне Пасхи в пятницу 13 нисана на кресте покинул этот негостеприимный мир Христос. И вскоре воскрес. И ужасным такое событие назвать никак нельзя, поскольку это было начало новой эры.
Но для людей запомнилось и оказалось важным не событие и его последствия, а штамп «день 13-е пятница».
И вскоре эта дата была принята как самый жуткий день, в который все люди ожидают любых возможных несчастий. А если еще полная луна – так это точно раздолье для вурдалаков. В этом нас, по крайней мере, активно убеждают многочисленные книги и фильмы ужасов. И справляются с задачей вполне успешно, получая свою ожидаемую прибыль.
Но даже такая популярность даты показывает, что Пасха как явление давно и прочно вошла в наш быт. Полная луна, пасхальные яйца, страшный день 13-го пятница. Именно эти воспоминания из детства крепко связались с церковным праздником в моей памяти. И благополучно пылились где-то на ее дальней полке, до тех пор, пока вдруг все вместе не всплыли, когда я случайно наткнулся в книге на странное и не совсем понятное словосочетание фараон-отступник…
И долго еще пришлось неосознанно гадать: «А что же у них общего?»
Человеческая память и интуиция – устройства гениальные. Часто нет еще ни логики, ни самой задачи, а связанные между собой воспоминания и знания сами собираются в неведомых уголках мозга, и складываются воедино, рисуя общую картину события. Правда в этот раз получалось совсем уж странно.
Но странности – это от отсутствия знания. И раз уж тема оказалась необычной, то я решил попробовать в ней разобраться. Между тем у Пасхи, как события, очень глубокие и не до конца понятные причины. А смерть и воскресение Христа – всего лишь верхушка этого огромного айсберга.
И предыдущее событие, которое отмечали (а кто-то отмечает и по сей день) в эту дату, а именно исход евреев из Египта – тоже явно не его основание. Хотя немного событий в мировой истории оказали столь значительное влияние на развитие человечества, что их последствия ощущались многие тысячелетия спустя. И исход – точно принадлежит к их числу.
Но слова «воскресение» и «исход» изначально указывают на завершение каких-то событий. А значит, у них было и начало. И если с Новым заветом, детально описывающим последнюю вечерю Христа с учениками, многие знакомы, то у  предыстории Исхода такое детальное описание неизвестно. Первые священные книги евреев были написаны Моисеем уже после завершения события. И стали основанием для становления единобожия, как государственной религии израильтян. И вошли в Библию, как первые пять ее глав.
Но любые письменные доказательства, выполненные израильтянами до даты исхода, и убеждающие в том, что вера в Единого Бога у них вообще была – отсутствуют. Вернее доказательства есть, но к израильскому народу они не имеют никакого отношения.  Источник показывает, что вера в Единого Бога накануне исхода была государственной религией Египта (?!)
Всем хорошо известны изображения египетских богов. Обычно это человек с головой или птицы, или крокодила, или… возможны варианты. Такие страшилки были прекрасным аргументом в пользу правильности христианской веры у священников средневековья.
Но вдруг в той же культуре, исповедовавшей многобожие, ниоткуда появляются совсем иные авторитеты. Посмотрите и сравните с более поздней редакцией Библии, чему поклонялись египтяне чуть меньше, чем за полторы тысячи лет до нашей эры:
- существует Единый истинный Бог – Атон (сравните с Исход 20:2);
- Бог не имеет никаких божественных родственников (сравните с Исход 20:3);
- Бог не имеет ни человеческого, ни животного образа, не воплощается в статуях, изображениях (сравните Исход 4,5,23);
- Бог один сотворил мир и людей (сравните Бытие 1,2 гл.).
Сравнили?!
Совпадение подробностей египетских учений и священных текстов, записанных Моисеем, не могут носить случайный характер. Очевидно, что и там, и там записывали сведения об одном Боге, а вернее, сведения о Едином Боге, полученные из одного первоисточника, но каждый с учетом своей культурной и национальной специфики.
И вроде понятно, где продолжить поиски, но тут мы сталкиваемся с полным отсутствием письменной информации относящейся ко времени прихода израильтян в Египет. Поэтому приходится использовать сведения, записанные во время Исхода.
Историчность Исхода как события, в наше время подтверждена многими исследованиями, и большой частью ученых данное событие датируется царствованием фараона Рамсеса II (1290-1224 гг. до н.э.). После чего сразу возникло мнение о заимствовании идеи монотеизма Моисеем у знаменитого египетского фараона-отступника Аменхетепа IV (1365-1348 гг.до н.э.), более известного под именем Эхнатон.
И никто не задался первым напрашивающимся в данной ситуации вопросом: с чего бы такой идее появиться у египетского правителя?
Понять это можно, только установив действительную последовательность событий, завершившихся появлением новой мировой религии – монотеизма. А это требует выявить место и причины появления первоначальных носителей таких религиозных идей в истории человечества. А было это несколько тысяч лет назад, и ни кем не документировалось. Как вам задача?!
Поэтому изначально примем несколько исходных положений для исследования, подтвержденных документально.
1. Монотеизм является государственной религией у евреев (израильтян) с момента образования их общества. Историю евреев можно документально проследить до Исхода из Египта, т.е. до времени жизни Моисея (предположительно царствование Рамсеса II).
2. Монотеизм, согласно Библии, возник в результате завета (договора) Единого Бога с выходцем из Месопотамии Аврамом, который послушно и последовательно исполнял Божью волю. Эти сведения дошли до документалистов в виде устных преданий.
3. Первое историческое упоминание о государственном статусе монотеизма относится к египетским хроникам времен правления Эхнатона (ХIV в. до н.э.).
4. До правления Эхнатона документально подтвержденной религией известных государств (Египет, Шумер, Аккад, Ассирия и пр.) являлся только политеизм с периодическим преобладанием какого-либо божества.
Итак, монотеизм прочно связан как с именем Моисея, так и с именем Эхнатона.
Согласно библейской книге Исход, Моисей родился в еврейской семье в Нижнем Египте во время достаточно напряженных отношений между египтянами и израильтянами (Исход 1:1-15). Датировке событий помогает тот факт, что израильтянами был «построен Раамсес» – город, носящий достаточно понятное для идентификации временного периода название. Тронное имя Рамсес фараоны начали принимать не ранее ХIII века до н.э., ни один фараон с таким именем, правивший до ХIII в. до н.э., не известен. Моисей в младенчестве повторил в плетеной корзине в миниатюре путешествие Ноева ковчега, удивительным образом спасся от гибели и на правах члена семьи с детства воспитывался в доме фараона. По данным И.Флавия Моисей с успехом освоил тонкости поведения египтян, проявил себя умелым военачальником и одно время даже рассматривался в качестве реального кандидата на царский престол.
Таким образом, все письменные знания, накопленные египтянами за тысячелетия, были Моисею доступны и оказывали влияние на него в процессе становления личности. По поведению, вероятно, он был больше египтянином, чем евреем. Влияние египетского мировоззрения было настолько велико, что в зрелом возрасте, уже находясь в конфликте с фараоном, Моисей женился на эфиоплянке (в то время существенных культурных различий между египтянами и эфиоплянами не было, а Эфиопия прочно входила в состав Египта), рискуя вызвать и неодобрение своих соплеменников (Числа 12:1). Аналогичные сведения излагал и иудейский историк Иосиф Флавий (Иудейские древности, гл.2).
Как члену царской семьи, безусловно, Моисею было хорошо известно о фараоне-отступнике Аменхетепе IV. Тем более, что между смертью Эхнатона и воцарением Рамсеса II прошел период менее 100 лет, то есть информацию можно было получить не только из письменных, но и из устных источников.
За это время успели естественным образом умереть активные противники Эхнатона, но сохранились еще очевидцы его правления, бывшие в то время детьми. Общественному порядку при сильных фараонах ХIХ династии ничто не угрожало, поэтому условия для объективной, незамутненной личной неприязнью, оценки деятельности Эхнатона были как нельзя более благоприятными.
Таким образом, все предпосылки для формирования личности Моисея в условиях переоценки влияния Эхнатона на египетскую историю существовали.
Вероятно, «монотеизм Эхнатона» был практически единственным направлением веры в единого Бога, с которым (учитывая специфические отношения между египтянами и израильтянами, а также тот факт, что первые священные книги израильтян были записаны именно Моисеем) у Моисея была возможность хорошо познакомиться по письменным источникам. Иначе говоря, необходимая для развития новой революционной религии база ценностей и знаний у Моисея имела преимущественно египетское происхождение с некоторым влиянием устных израильских преданий.
Что конкретно могло оказаться в основе монотеистических взглядов Моисея? Ответ можно найти, сопоставив положения учения Эхнатона с аналогичными библейскими текстами, записанными Моисеем (см. выше).
В случае Моисея активная проповедь Единого Бога вполне понятна. Согласно первым главам Библии (им же и записанным) Моисей исполнял прямое Божье указание в отношении еврейского народа (Исход 3:4-10,15), и кроме того, история отношений единого Бога с израильскими патриархами насчитывала к тому времени несколько столетий (Исход 4:5; Исход 6:2-9). Таким образом, у израильтян была вся необходимая культурно-историческая база для принятия единобожия.
Но вся история религии Египта до Эхнатона никогда не предполагала даже возможности существования единого Бога. К тому времени уже сложились тысячелетние политеистические религиозные традиции, которые прочно укоренились в национальным сознании египтян. И многобожие вполне позволяло тысячелетиями успешно существовать государству Египет. Иначе говоря, база для принятия в качестве государственной, а тем более – народной, религии единобожия отсутствовала в Египте полностью.
Поэтому решительность и убежденность, с которыми действовал Аменхетеп IV при утверждении культа Единого Бога, вызывает множество вопросов. С чего сильному правителю вдруг ломать государственную машину, обеспечивающую ему спокойное и безбедное существование? Причина может быть только одна. Где-то должен быть мощнейший источник влияния на фараона, под действием которого в течение долгого времени формировались его взгляды на способы поклонения Богу. Влияние этого источника ощущалось еще и при первом преемнике фараона – Сменкара, при котором единобожие хотя активно не насаждалось, но и не было еще отменено.
В Египте такой источник (что однозначно подтверждается египетскими хрониками предшествующих лет) объективно появиться не мог. Значит, следует искать его вне Египта.
Лишь несколько известных мировых религий за всю историю человечества придерживались принципа единобожия.
Кроме иудаизма, это – христианство и мусульманство, которые можно рассматривать как своего рода развитие иудаизма под влиянием национальной и культурной специфики и социально-экономической обстановки. Других религий, исповедующих единобожие нет, тем более не было в ХIV веке до н.э. в областях, близких к Египту. Единственными носителями идеи единобожия могли в то время являться еврейские кочевые племена потомков Авраама, которые передавали знания о едином Боге из поколения в поколение в устной форме. Но кочевники были «мерзостью» для культурных и оседлых египтян. И должно было произойти нечто невероятное, чтобы к их мнению прислушался цивилизованный правитель.
Вот это-то невероятное событие и предстояло разыскать.
Наиболее яркие впечатления человек получает в детстве и отрочестве. Как правило, мировоззрение формируется именно в этом возрасте и с годами человек лишь реализует заложенные в нем в юности идеи и принципы. К сожалению, очень мало известно о юности Эхнатона, тем более о его наставниках и учителях. Единственное, что можно утверждать со сколько-нибудь достоверной точностью – даты становления личности Эхнатона находятся в пределах 1400-1365 гг. до н.э. До предполагаемой даты Исхода евреев из Египта – около 150 лет.
За неимением хроник современников, посмотрим, как данный отрезок времени описывается в Библии.
«И сказал Господь Моисею, говоря: Воиди скажи фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей …
Вот начальники поколений … Вот имена сынов Левия по родам их …Кааф, …сыны Каафовы: Амрам…лет жизни Каафа было сто тридцать три года…
Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену и она родила ему Аарона и Моисея…лет жизни Амрама было сто тридцать семь».
А поскольку в нашем распоряжении появляются первые цифры, теперь наступает очередь арифметики.
Если предположить, что средний возраст деторождения не более 50 лет, а Исход произошел, когда Моисею было около 80 лет, получаем, что между Исходом и рождением Левия прошло несколько более 200 лет. Левий был третьим сыном Иакова, родоначальника Израильтян.
Но у Иакова был еще десятый сын по имени Иосиф с удивительной судьбой.
Иосиф в возрасте семнадцати лет  был продан в рабство, выведен в Египет и по прошествии нескольких лет оказал важную услугу фараону (Бытие 41:1-46). Следствием этой услуги было необычайное возвышение Иосифа при дворе фараона:
«И сказал фараон Иосифу: …нет столь разумного и мудрого, как ты;
Ты будешь над домом моим,…только престолом я буду больше тебя…
Вот я поставляю тебя над всею землею египетскою.
И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
Велел везти его на второй из своих колесниц…И поставил его над всею землею Египетскою.
И сказал фараон: без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской…
Иосифу было тридцать лет».
«И жил Иосиф в Египте…всего сто десять лет…
И умер Иосиф и восстал в Египте новый фараон, который не знал Иосифа.» (Бытие 50:12, Исход 1:6-8).
Несложный расчет позволяет выяснить, в какое именно царствование Иосиф достиг наивысшего в Египте положения – это примерно 200-120 лет до Исхода, в основном в царствование Тутмоса III и Аменхетепа III, отца Эхнатона.
И вполне вероятно, что это именно слова Аменхетепа III записаны в книге Бытие 41:38: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека в котором был бы Дух Божий?». Но тогда становится очевидным, у кого (по настоятельной рекомендации отца) учился управлять государством юный наследник, Аменхетеп IV, и чьи именно убеждения он перенял, будучи, к тому же очевидцем великолепных результатов его правления (Бытие 44-46 гл.).
И в таком случае становится понятной логика всей дальнейшей цепочки событий, приведшей к Исходу.
Увы, у египтян совсем не было монотеистических традиций, поэтому даже для объяснения сущности Бога, открывшегося Израилю, Эхнатон по воцарении был вынужден использовать известные и укоренившиеся в сознании населения образы (как, например, солнечный диск). А его религия являлась ни чем иным, как усеченным вариантом  Моисеева закона, написанным за 150 лет до Моисея и посредством понятий и ценностей, которые его современники–соотечественники были способны воспринять.
Но, к сожалению, в Египте были тысячелетние традиции многобожия и не было достаточного количества квалифицированных последователей идеи монотеизма. Вполне вероятно, что и неблагоприятные внешние условия в виде появления рядом сильного хеттского царства, сюда добавились. И наверняка это воспринималось египтянами, как своеобразная кара за отказ от родных богов.
А все вместе привело к тому, что вместе с поколением египетской знати, сформировавшемся под непосредственным влиянием Иосифа, уходила естественным путем и вера в единого Бога. А последовавшая через некоторое время после смерти Эхнатона смена правящей династии принесла с собой и новых старых богов, под именем которых достигли царской власти Хоремхеб и его преемники, основав сильную ХIХ династию.
В таком случае все события выстраиваются во вполне понятную цепочку.
И так же понятен ее финал. Присутствие в стране огромного числа пришельцев из числа евреев, наглядно напоминало египетским царям о предыдущих правителях. И возможно – о законности перехода власти к новой элите. Ведь именно предыдущая династия пригласила кочевников осесть и заниматься скотоводством в низовьях Нила. И поддерживала со скотоводами вполне дружеские отношения. Близость кочевников к прежним фараонам, вероятно, диаметрально противоположно отразилась на их отношениях с египтянами при новой ХIХ династии. Поэтому условия пребывания израильтян в дельте Нила постоянно ухудшались, их нагружали непосильными обязанностями, выдавливая из нормальной жизни египетского общества. Такое развитие событий, впрочем, особой новостью не являлось – все этнические чистки происходят по похожим сценариям. И заканчиваются примерно одинаково. Что и произошло.
Так причудливо история сделала виток, сначала максимально сблизив еврейский и египетский народы, а затем, породив взаимную ненависть, настолько сильную, что единственным способом ее разрешения стал ИСХОД, который и случился в пятницу 13-го числа при полной луне.
А мы благодаря данному событию, получили и Пасху, и день ужасов. А что отмечать - это уже зависит от духовных потребностей человека.