Ордена Рыцарские и государственные с 12-го по 19-й
Ордена Рыцарские и государственные с 12-го по 19-й
*
ПРЕДИСЛОВИЕ
Появление этой работы не случайно.
С юных лет, как и мои многие сверстники, я зачитывался книгами о путешествиях, приключениях
в дальних странах. Это были книги и Жуль Верна, и Вальтер Скот, Дюма, Джек Лондона и многие другие.
И конечно среди них были книги о рыцарях, о турнирах и многом другом. Рыцари, рыцарские Ордена,
Крестоносцы и другие понятия в наше детское сознание вошли не только через художественную литературу,
но и на уроках истории. Уже с первых лет изучения в школе истории СССР, мы столкнулись с героическими
событиями истории России. А имена русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра
Суворова, Михаила Кутузова и других вошли в наше сознание вместе с героическим послевоенным временем.
Именно тогда, в послевоенные годы пришлось познакомиться с одним из Рыцарских Орденов -
Тевтонским,
благодаря кинофильму - Князь Алексанлр Невский.
А в дальнейшем, увлечение историей и, как у всех детей, коллекционированием. Интерес к фалеристике
проснулся рано.Очевидно виной тому наше послевоенное детство. Мы игрались в войну самодельными, деревянными
саблями и автоматами и с настоящими медалями на груди, медалями наших героев-родителей.
Интерес к коллекционированию заставил искать и читать книги о наградах, об орденах и медалях.
Их было мало в свое время, поэтому любая информация была ценной. По мере того, как в руки попадали
разные книги, расширялся и интерес к наградам разных стран. И стало понятно, что все ордена и медали в
современном понимании, которые мы собирали, были современными отголосками чего-то древнего. Этим
древними были средневековые Рыцарские Ордена. Их история и есть начальная история всей фалеристики.
То, что это интереснейшая прикладная наука, уже не вызывает сомнения...Фалеристика - Наука, которая
приходит на помощь очень многим дисциплинам, и не только историческим.
Та информация, которая имеет место в этой работе никогда не печаталась на русском языке. Исключение
составляют статьи о истории Российских Орденов 18-19 веков. Многие сведения и факты впервые можно
прочитать на русском языке. А учитывая, что практически источники, откуда брали свою информацию многие
авторы, сегодня уже не существуют или не доступны для простого читателя, то вариант познакомить
с ней читателя, показался мне интересным. В этих статьях о разных, часто исчезнувших со страниц истории
Орденах, много информации, как выглядели те знаки Орденов, которые чаше всего уже никогда нам не попадутся.
Но информация о них помогает пытливому коллекционеру или исследователю атрибутировать иногда попадающиеся
предметы и в том числе ювелирные, на предмет их принадлежности к фалеристике. Такое несколько раз
происходило и со мной в ювелирных и антикварных магазинах Европы, Востока и Америки. Почти вся
информация о Рыцарских Орденах дошла до нас через работы историков религии, архивы монастырей, разных
религиозных организаций. Поэтому в текстах, мною приведенных, которые были переведены на русский язык,
очень много встречается терминов, понятий, слов религиозно-церковного характера. Я их оставлял такими,
как они были в текстах, хрониках, Уставах Орденов. Именно они помогают лучше почувствовать атмосферу
того времени.
К сожалению, наши стереотипы мешают правильно почувствовать те времена. А овременные средства
массовой информации, как кино, ТВ со своими грандиозными масштабами, только мешают правильному,
объективному восприятию исторических событий далекого прошлого.
Остается надеяться, что моя работа поможет заинтересованному читателю лучше представить и понять
это интересное явление истории, явление, которое, к моему сожалению, не до конца оценено исторической
наукой. Рыцарские - военные, госпитальнные и многих других видов Ордена, были очень широкой, всесторонней
формой существования в Европе этого интересного, социального института. Этот институт, как и все в
жизни человека того времени, был тесно связан с религиозным сознанием, которое проникало во все сферы
жизни человека, того времени...
На что еще хочу обратить Ваше внимание, это то, что Рыцарские, Кавалерские Ордена за века
своего существования не были одинаковым явление. В разные века, даже один и тот же
Орден, не был
застывшей формой. Они постоянно изменялись в соответствии с изменениями в общественной-социальной жизни
общества, государства. В разных странах, на разных территориях в разные века они были очень разные,
с разными задачами, целями, функциями. Они изменялись так же, как изменялось
средневековое религиозное
сознание, их породившее.
История рыцарских Орденом сегодня многими воспринимается как история героического прошлого, как история
мужественных, смелых мужчин, совершавших ради прекрасных дам прекрасные подвиги. Часто, именно в таком виде, их
история преподносится современному человеку. Но в действительности многое в их истории было далеко от того прекрасного
ореола, которым их наделяют.
Их история - это история жестокого средневековья, с господством религиозных догм, история становления феодализма,
с постоянным завоеванием новых владений, с бескомпромиссной борьбой за наследство, за престол, власть, богатство.
Все это сопровождалось жестокостями, смертью, насилием физическим, духовным, моральным, переступая через любые нормы
морали, нравственности, правил. Закон всегда был на стороне сильного. Самый яркий пример история двух Орденов: Тамплиеров
и Тевтонского. Хотя в каждом уставе Ордена читаешь о заботе о больных, сиротах, вдовах. Но рядом явно выраженная
привилегия аристократической сословности и списание всех действий на борьбу с неверными. Среди которых оказались и
славяне, и пруссы, и Жанна д’Арк, не говоря уже о многих других.
Хочется, что бы читатель помнил об этом, листая страницы истории с упоминанием героических подвигов разных
рыцарей. Существование Орденских объединений было не застывшей формой на протяжении веков. Во что превращались рыцари
со временем, хорошо показал в своем романе Дон Кихот один из таких воинов с неверными - рыцарь Мигель Сервантес, побывавший
в плену у этих неверных.
В связи с выше сказанным, хочется напомнить, что в том же 15 веке, в 1430 году доблестные бургундцы (благородные
рыцари) предательством захватили Жанну дАрк и за 10 тысяч золотых продали её англичанам, а те (мужественные рыцари Ордена
Подвязки и других славных традиций), сожгли её на костре. А замечательный король франции, тоже кавалер разных Орденов,
спокойно спал, когда горела его спасительница. Это только один эпизод той героической рыцарской эпохи.
Я не говорю уже о почти полном уничтожении Тевтонским Орденом народов Прибалтики. Потомки которых сегодня не
хотят помнить откуда пришло к ним спасение.
Сегодня благодаря интернету намного легче становится находить информацию, для проверки и
уточнения многого с чем мы сталкиваемся. Что я периодически и делаю, занимаясь
фалеристикой уже 40 лет.
* *
ВСТУПЛЕНИЕ
История Рыцарских Орденов неотъемлемая часть истории человечества в эпоху феодализма, которая породила это явление.
Чаще всего, сегодня не очень задумываются над тем, что же это было. Но в действительности Рыцарские Ордена играли более существенную роль и занимали более существенное место в жизни Европы, чем принято думать. Появившись как явление в 11 -12 веке, Рыцарство прошло с населением Европы весь период феодализма, полностью соответствуя всем принципам и особенностям отношений в обществе и между людьми, присущими этой эпохе.
Существование различных мнений об истории возникновения Рыцарских Орденов, говорит только о том, что они так же , как все явления средневековья, были порождением разных обстоятельств, людей, целей и осуществлялись в русле средневековой феодальной идеологии. А она сохраняла и донесла до нас то, что ей было важно, что имело значение, что нашло поддержку на высших идеологических уровнях. К этому надо добавить и то, что многие свидетельства о том времени просто не сохранились.
Ну а теперь отправимся в глубь истории, где можно найти следы этого явления, его корни.
Начнем с эпохи Фараонов. В 1 книге Моисея в 41 и 42 разделах рассказывается, что фараон дал Иосифу свой перстень, украшенный бисером и повесил его ему на шею на золотой цепи. Конечно это еше не был Орден в любом смысле, но это была награда, проявление внимания и милости государя правителя. Обратимся к эпохе Римского владычества, когда у римлян существовал девиз ? ORDO EQUESTER?. Можно найти интересную информацию у Тацита в его описаниях ? de Mor Germcap ? 31, где он пишет, что у готов, воинственного немецкого народа, существовало рыцарское собрание, имеющее уставы и ордена, подобные нашим рыцарским собраниям. Также, следует вспомнить и Короля Артура с его Рыцарями Круглого стола, которые относятся древним временам, хотя никаких реальных исторических подтверждений этому нет. А такой автор, как Асхмал, рассказывает об Ордене Рыцарей Св.Гроба, говоря, что он был утвержден в 63 году после Рождества Христова, апостолом Якоаом. А дальше он же сам говорит, что первыми создателями этого Ордена, он считает Императора Константина и его мать, а другие авторы ?Императора Карла Великого. И в конце конуов, он де, как и другие авторы (Mendo)утверждают уже определенно, что этот Орден возник только в 12 веке. Юстиниан в своей Истории, изданной в 1692 году в двух томах, ссылается на Императора Константина, говоря, что Орден Константина, еще называемый Ангельским позолоченным, или Орденом Св.Георгия и есть тем древним Орденом , учрежденным Императором Константином.
А также была попытка попытка в 1589 году найти доказательства того, что Рыцарский Орден св. Антония существовал в Эфиопии, а должен был , следовательно, быть учрежденным в около 370 года Императором Иоанном. Можно привести еще много разных примеров аналогичных мнений и высказываний. Но все они ничего существенного не добавят для понимания тех процессов.
Наверно, проще, следует объяснить почему все это происходило.
В самом начале хочется разъединить два понятия: Рыцарский Орден, как военная организация, и Орден, как награда за что то.
Награды за какие то дела, полезные для группы людей,
Социальной структуры, и так далее, существовали всегда, во все эпохи. И конечно представляли собой то, что для данного времени и сообщества имело смысл, было наградой в реальном смысле бытия человека. Это могла быть дополнительная еда, дополнительные, лучшего качества орудия труда или охоты (оружие), специальная одежда(ткани, меха) и прочее. Надеюсь, что смысл понятен. Как пример, на Руси награждали мехами, шубой с Царского плеча.
Все человечество прошло через эту стадию. Но со временем, с появлением классового общества, государства, примитивные награды могли иметь место- смысл в низших слоях общества. В верхних же эшелонах власти награды превратились в более весомые понятия, за которыми все больше и больше просматривался смысл символический. И таким символическим смыслом все больше и больше становилась Власть и Богатство и все, что с ними было связанно.
Награды становились все более материальными (золото, серебро) в прямом и переносном смысле ( звания, титулы, должности).И вот именно, с формированием феодальных отношений, которым была присуща определенная знаковая система отношений в обществе между его членами, формируются такая же знаковая система наград в этом обществе, полностью соответствую этой системе. Награды и знаки, в которые эти награды были заключены, должны быть узнаваемыми всеми членами феодального общества. Они должны быть понятными этому обществу и восприниматься однозначно. Вот в этих условиях и формируются определенные награды. Но в раннем феодальном обществе награды еще продолжают быть материальным фактором в такой же степени, как и в рабовладельческие времена. Награждали землей, на которой жило население, приносившее доходы, блага земные, владетелям этих земель. В эту эпоху Ордена, как особый знак ? награда еще не могли появится, тем более в массовом количестве.
Совсем другая ситуация с Орденами Рыцарскими. Это явление могло появится только в эпоху феодализма и в определенных обстоятельствах. Эти определенные обстоятельства имели место только начиная с 11-12 века. Вот почему искать эти Ордена в более ранние времена не имеет смысла. Почему же все таки это делали и делают. В Средневековье, когда в Европе существовало много разных Рыцарских Орденов, шла сильная борьба за их положение, влияние, за их место в жизни общества. Иначе говоря за влияние на государей, верующих, за место в иерархии Римско-Католической церкви. От этого зависело материальное положение руководства этих Орденов и их место «под солнцем». А это все зависело от того, насколько древний, а соответственно важный, главный и так далее, есть Орден. Вот и ведутся изыскания древнего их происхождения, их связи с евангельскими временами, апостолами, или хотя бы с разными святыми, и таким, как Император Константин. Но следует понимать, что в евангельские времена(первые века нашей эры) и при императоре Константине не могли быть созданы никакие военные организации, корпоративного толка. Эпоха Римских императоров этого не могла позволить. Императорская власть никогда не позволила бы создать военный орден, который жил бы по каким-то своим правилам и подчинялся бы своему духовному вождю. Ну а после падения Римской империи и еще целый ряд веков, в таких организациях не было ни у кого необходимости. Ни у монархов Европы, которые еще не возникли и не сформировались в феодальные государства, ни у римских пап, которые еще не обладали ни реальной физической силой, ни духовной. Их власть еще не имела широкого распространения в Европе. И только когда все это произошло, только тогда и возникла почва для этого явления - Рыцарства. Ну а на какие только ухищрения не шли руководители Орденов, что бы доказать свое главенство. Переписывались Уставы-статуты, подделывались документы, вносились исправления в хроники, и многое другое. Не будем отвлекаться на перечисление всех этих примеров, хотя они сами по себе очень интересные, они тоже яркая история средневековья.Один только пример, после которого перейдем к самой сути. Де Болой выводит Орден Госпитальеров Св.Лазаря от 72 года, утверждая, что он был создан для оказания сопротивления Фарисеям и римлянам, для защиты преследуемых ими христиан. Насколько это абсурдно, Вы сами понимаете. Потому об этом не упоминает ни одна историческая летопись. Хочу обратить Ваше внимание еще на одно обстоятельство. Да, были вооруженные дружины и в 6, 7, 8 и 9 веках. Да, совершали разные европейские государи - Князья разные военные походы, завоевывали земли, подчиняли себе территории, собирали дань и прочее. Но все эти воины с оружием в руках еще не были теми рыцарями, которые постепенно появятся в 11-12 веке. Характер экономических, политических, социальных отношений был еще на другой стадии. Воины полностью были связаны с своим господином-хозяином. И вся их жизнь была другой. И не следует применять к тем временам термины, присущие и появившиеся в поздние времена.
В этом месте уместно напомнить обстоятельства Первого Крестового похода 996-997 годов. В истории имеет место название
части воинов- ополченцев, участников этого похода крестоносцам - бедняками. Понятно, что это не были профессиональные воины, тем более те, которых позже будут называть рыцарями. Но факт, что их называют крестоносцами, само по себе, как бы делает их в умах
массы, рыцарями и прочим.В данном случае под словом крестоносцы, историки подразумевают просто участников крестовых походов, а там были и женщины и дети. В истории Первого Крестового похода не зафиксировано присутствие, каких бы то ни было, Рыцарских Орденов.
Имеется достаточно много доказательств, того, что повсеместное образование Рыцарских Орденов, появление Великих Магистров, определенных орденских статутов (уставов), Капитулов берут свое начало во времена дальнейших Крестовых походов, а именно с 12 века.
В истории Рыцарских Орденов Схубенек пишет, что до эпохи учреждения Ордена Св. Якоба не было еще ни одного товарищества, которое бы свою кровь и имущество посвящали защите Христианства и борьбе с неверными.
Большинство Духовных и Светских Рыцарских Орденов, возникших в то время 12 - 13 века представляли собой определенные товарищества из высшего и низшего дворянства, которые либо по собственному желанию, либо были объединены духовными или светскими феодалами и были организованными с целью распространения христианства, как и для его защиты от нападения неверных (врагов).
Первыми Орденами такого рода являются Орден Св.Яна или Маьтийский, потом Орден Тамплиеров,
Орден Константина или Св.Георгия, Орден Немецкий или Тевтонский и некоторые другие.
А теперь прервемся и постараемся ответить на вопрос – Откуда, как почему,с какой целью появились рыцарские Ордена.
И что бы ответить на этот или на эти вопросы обратимся опять к более ранним событиям.
Начиная с 4 века, после объявления христианства официальной религией Римской империи, постепенно начинается
традиция посещения мест связанных с культами этой религии. Вначале в дальнее путешествие, с целью увидеть
те места, окоторых рассказывается в святом писании, отправляются самые смелые и самые набожные и конечно состоятельные
люди. Но с каждым десятилетием и столетием их становится все больше и больше. Такие путешествия в Святую землю
(места где жил, и творил чудеса, и был распят Христос) воспринималось сознанием человека далекого прошлого, как
богоугодное дело, а люди совершавшие такие путешествия, окружались особым ореолом и почитанием. А руководство
Христианской церкви всячески это поддерживало и пропагандировало, понимая, что это служит распространению и укреплению
самой церкви. На идею паломничества к Святым местам работало представление населения Европы, что места связанные
с жизнью библейских персонажей обладают особой силой и способностью очищать человека от всего порочного, греховного.
Конечно что Палестина в этом отношении имела большой приоритет, как родина Иисуса Христа, и соответственно притягивала
к себе все больше и больше паломников.
Параллельно с ростом паломников в Иерусалиме и на пути к нему появляются первые дома для этих паломников, или как
их тогда называли – госпиции (или госпитали от латинского слова «гость»). В этих домах-госпиталях паломники после
долгого пути могли отдохнуть, переночевать, получить первую, необходимую им помощь. Этим же занялись и многочисленные
монастыри возникавшие в это же время и в Европе и в самой Палестине.
Для правильного понимания масштабов паломничества следует напомнить, что уже в начале 5 века в Иерусалиме и его
окрестностях находилось более трехсот таких домов-госпиталей и монастырей. Количество паломников уже исчислялось не сотнями, а тысячами.
В 637 году Иерусалим был захвачен арабами, а в 640 году и вся Палестина. Но правители Палестины из династий Омейядов
и Аббасидов не занимались притеснением христианского населения. Они терпимо относились к христианам и не препятствовали
посещению Палестины европейцами. В истории известен факт, когда один из них, халиф Харун-ар-Рашид послал Карлу великому
в знак дружбы ключи от храма Гроба Господнего и вместе с ними живого слона.
Паломники, или как их позже станут называть, пилигримы попадали в Палестину двумя путями: через Малую Азию и
Византию сухопутным путем, или через Средиземное море на купеческих кораблях из Венеции и Амальфы. Эти итальянские
города имели в Палестине свои торговые конторы и они брали на себя обязанность снабжать паломников всем необходимым.
Именно торговцы из Амальфы и имели отношение к превращению института госпиталей в Палестине в появление
того явления, которое превратится в Рыцарские Ордена.
В 1070 году они основывают новый такой дом-госпиталь на территории Бенедиктинского монастыря в Иерусалиме.
Причина его появления была в том, что поток паломников увеличивался, а многие старые госпитали обветшали, или пришли в упадок,
или превратились в более коммерческие структуры. А обслуживание паломников к святым местам имело свою специфику.
Кроме помощи физической, как лечение тела, эти люди нуждались и в обслуживании духовном. Вот соединение этих двух начал
и породило появление религиозно-милосердной корпорации под руководством брата Жерара, выходца из Амальфи.
Немного позже этот госпиталь-гостиницу перенесли в другое место, недалеко от храма Гроба Господня. А посвятили свое
заведение Патриарху Александрии 7 века Иоанну Милостивому (Елеймону). И начали называть его госпиталем Иоанна Иерусалимского.
Это начало истории одного из Орденов, Но это еще был не рыцарский Орден. В него надо было еще превратится.
А происходило это также, как и у других Орденов, Хотя в каждом случае были свои особенности. Но тенденция была у всех одна.
В середине - второй половине 11 века размах паломничества в Палестину увеличивается.
Начавшийся в 1071 году захват Палестины турками-сельджуками этот процесс не остановил, что способствовало
дальнейшему процветанию госпиталей.
Превращение госпиталей при монастырях и храмах Иерусалима в духовно–рыцарские Ордена непосредственно связанно с эпохой
крестовых походов 11-12 веков. Под предлогом защиты Византии и Гроба Господнего от турок-
сельджуков западно европейские
монархи, с одобрения церкви, начали захватнические войны на востоке.
За многие годы-века паломничества в Палестину, в Европе сформировался стереотип понимания Востока, как богатейших
земель с многими богатствами. Любые рассказы о Востоке будоражили сознание средневекового человека, жившего в очень
жестких рамках (материальных, духовных, культурных). Вот и отправились европейские феодалы всех рангов, начиная от
герцогов, баронов, королей и вплоть до простых дворян. Если первые стремились расширить свои владения и свою власть,
то вторые, лишенные по феодальному праву наследства (все переходило первородному наследнику), стремились приобрести путем
захвата земли, поместья, имущества и крепостных. Через обещание манны небесной и разжигание религиозного фанатизма в этот
процесс были вовлечены и тысячи простого, бедного люда Европы.
Не вдаваясь подробно во все нюансы идеологических и других причин начала крестовых походов, хочу уточнить,
что таковыми они будут названы позже историками. А результаты этих походов в большинстве своем имели плачевный результат
для большинства участников. Начавшийся в 1096 году, первый крестовый поход закончился в 1099 году захватом Иерусалима,
который был полностью разграблен, а население поголовно уничтожено. Захваченные до этого Эдесса и Антиохия подверглись
той же участи. Ну а для большинства самих крестоносцев этот поход был их последним. Из 12 тысяч простых воинов и
полторы тысячи рыцарей –дворян после взятия Иерусалима уцелело несколько сотен человек.
В результате таких битв в Палестине оказалось очень много больных и раненых
крестоносцев. И все они попадали в
распоряжение госпиталей и монастырей. Первый правитель возникшего Иерусалимского королевства, бывший предводитель рыцарей,
начал одаривать госпитали, лечившие раненных и больных рыцарей землей, поместьями, понимая, что для выполнения своей миссии,
они нуждаются в средствах. Госпитали начинают превращаться в феодалов. Ну а, исцелившиеся благодаря заботе и лечению,
знатные – богатые рыцари тоже начинают одаривать госпитали землей и имуществом им принадлежавшим, в том числе и в Европе,
в Франции в частности.Большинство рыцарей было из Французских княжеств. Увеличение паломников после появления христианских
государств в Палестине, способствовало увеличению количества самих новых госпиталей – храмовников и других, а также открытие
разных их филиалов в Провансе, Италии и по пути движения паломников в Иерусалим.
Для понимания процессов которые последовали дальше, надо объяснить что собой представляли христианские государства
в Палестине. Это были разрозненные друг от друга (на 200-300 км) города, в основном на побережье Средиземного моря.
А вокруг них находилось совершенно теперь враждебное мусульманское население, которое именовало пришельцев из Европы
государством «франков». Это были чисто феодальные образования. Государствами назвать их можно только условно.
Они несли в себе все те негативные явления, которые были присущи их прародине.
Элементарная разобщенность, междоусобицы, угнетение простого местного населения, постоянной враждой между баронами –
правителями. Все они нуждались теперь в защите того, что приобрели. А многие рыцари, оставшиеся в живых вернулись обратно
в Европу. И если прежде местное население не трогало паломников, то теперь их караваны начали подвергаться нападениям,
как местным мусульманским населением, не очень понимавшим кто паломники, а кто рыцари, а также и многочисленными христианскими
бандитами. Вот и появляется острая необходимость защищать направляющихся в Палестину паломников, иначе некого будет обслуживать.
И вот в недрах госпиталей разного вида, в их структурах появляются вооруженные группы рыцарей – отряды.
Происходит превращение вчерашних религиозно-госпитальных корпораций в религиозно-рыцарские Ордена (отряды).
Вот и получается, что первые Орденские союзы, зародившись в Палестине подвластной, как тогда говорили, «неверным»,
как церковно-благотворительные организации, со временем, в процессе выполнения военных функций - завоевания территорий
и их защиты, обратились полностью к рыцарству, превратившись в военные.
Понадобилось не очень много времени, что бы все эти Ордена превратились в мощные и богатые организации.
Конечно этому способствовали способности и таланты тех, кто их возглавлял, но и вся та обстановка, которая существовала в Европе.
Хорошо об этом сказал один немецкий исследователь средневековья:
«Никогда еще утверждение церкви, что папа есть высший властитель и судья
всей земли, не имело за собой такой убедительной силы, как во времена
Крестовых походов. Никогда средства государств не находились в такой степени
в распоряжении церкви и цели государств не подчинялись в такой степени целям
церковным »
После захвата Иерусалима, как их называли, сарацинами, многие Ордена вынуждены были покинуть Палестину и перебраться в Европу.
Судьба их складывалась по разному. Но все равно они продолжали процветать.
Продолжение следует!
* * *
П Е Р Е Ч Е Н Ь
ОДЕНОВ РЫЦАРСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ С XII- XIX ВЕКА
1 Орден Рыцарский Свято-Янский Родосский или Мальтийский 1104
2 Госпитальные сёстры Св.Яна в Иерусалиме или монахини Кавалерского Мальтийского Ордена 1188
3 Орден Кавалерский Святыни или Тамплиеров 1118
4 Орден Константиновский,называемый Ангельским, Позолоченным,либо Кавалерским Орденом Св.Георгия XII
5 Орден Рыцарский Кавалерский Немецкий иначе Орден Тевтонский 1190
6 Орден Рыцарей Святого Гроба 1214
7 Орден Рыцарский Госпитальный Св.Лазаря в Иерусалиме 1255
8 Орден Рыцарей Св. Катерины с горы Синай XII
9 Орден Кавалеров Из Мантуи из Монфрак и Трухило 1180
10 Орден Кавалеров Св. Василия 12 век
11 Орден Кавалеров из Кипра иначе называемый Орденом Молчания или Орденом меча 1192
12 Орден Кавалеров Св. Гереона 1200
13 Орден Кавалеров Св. Сальватора в Арагонии 1120
14 Орден Кавалеров Аубрак или Альбрак во Франции 1120
15 Орден Дамский Топора --
16 Орден Кавалеров из Алькантары ранее называемый Орденом Святого Юлиана из Бирнбаума
1156
17 Орден Кавалеров из Калатравы в Испании 1158
18 Орден Кавалеров Авиз 1162
19 Орден Кавалеров Св.Якова с мечом в Испании и Португалии 1170
20 Орден Телого Слона в Дании XII
21 Орден Даннеброга в Дании 1219
22 Орден Лилии из Наварры 1048
23 Орден Кавалеров Св.Георга в Баварии 12 век
24 Орден Св.Юрия из Альфама 1201
25 Орден Крыла Св. Михаила 1205
26 Орден Св. Иоанна и Св. Тома 13 век
27 Орден Медведя в Швейцарии 1213
28 Орден Кавалеров Наисвяйтейшей Девы Марии 1230
29 Орден Рыцарства Христового затем названный Орденом покаяния Святого Доминика XIII
30 Орден Креста Иисуса Христа,Св.Доминика и Св.Мученика Петра --
31 Орден предполагаемых Кавалерах веры Иисуса Христа и Креста Св.Великомученика Петра
32 Орден Кавалеров Четок Наисвятейшей Девы Марии --
33 Орден Цветов Дрока 1234
34 Орден Кавалеров Наисвятейшей Девы Марии Победительницы -
35 Орден Кавалеров Крестоносцев с Красной звездой 1130
36 Орден Кавалеров Св.Духа де Саксия в Риме и Св. Духа в Монтпельере, называемые Небесными Кавалерами 1256
37 Орден Кавалеров Достойнишей Найсвятейшей Девы Марии 1261
38 Орден Корабля --
39 Орден Рыцарский Серафимов в Швеции 1282
40 Орден Кавалерский Банни в Англии 1306
41 Орден из Монтеза 1316
42 Орден Христа в Португалии 1317
43 Орден Непорочного зачатия Наисвятейшей Девы Марии или Орден Белого Орла в Польше 1634*
44 Орден Кавалерский де ля Банда или Пояса в Испании 1332
45 Орден Кавалерский Голубой Подвязки в Англии 1317
46 Орден Узла в Неаполе 1352
47 Орден Кавалерский Святой Брегитты в Швеции 1366
48 Орден Кавалерский Благовещенья Наисвятейшей Девы Марии в Сардинии 1362
49 Орден Золотого Щита 1319
50 Орден Кавалерский Ости ( Ostu ) во Франции 1730
51 Орден Мук Христовых или Пассии ( Passyi ) 1380
52 Орден Женский Монашеский Пассии --
53 Орден Горностая в Британии 1381
54 Орден Кавалерский Св.Николая или Аргонавтов в Неаполе
55 Орден Кавалерский Св.Антония в Геннегау ( Hennegau ) 1382
56 Орден Дель Аргата ( Argata ) (MOTOWIDLA) 1388
57 Орден Повязки Надежды 1389
58 Орден Кавалерский Голубя 1390
59 Орден Дамский Шарфа 1390
60 Орден Короны 1390
61 Орден Святого Георгия во Франции 1390
62 Орден Кавалерский Морского Ежа 1393
63 Орден Зеленого Щита 1399*
64 Орден Голубиного Благоразумия 1390*
65 Орден Де ля Кальца (Башмака) в Венеции 1408
66 Орден Кавалерский Св.Марка в Венеции -- *
67 Орден Кавалерский Золотой Епитрахили (Stuly) в Венеции -- *
68 Орден Цветочного горшка или Умеренности 1403
69 Орден Св.Якова де (Haut-Pas) или ( de Lucca ) XV
70 Орден Зеркала 1410
71 Орден Золотых и Серебряных Ужей 1444
72 Орден Св.Губерта из Лотарингии и Бара 1416*
73 Орден Кавалерский Дракона в Венгрии и Германии 1418*
74 Орден Епитрахилии в Испании 15 век
75 Орден Чешуи (de la Squama) или у других авторов (de la Escama) 1420*
76 Орден Высокий Кавалеров Золотого Руна 1430*
77 Орден Звезды в Сицилии 1351
78 Орден Собрания Звезды или Дворянского дома во Франции 1352
79 Орден Рыцарского собрания Св. Маврикия и Лазаря в Савойи 1434*
80 Орден Кавалерский Св.Губерта в Курфале в Баварском королевстве 1444*
81 Орден Кавалеров Золотой Шпоры 1266*
82 Орден Кавалерский Полумесяца или прибывающей Луны 1448*
83 Орден Ржаного Колоса в Британии 15 век
84 Орден Кавалерский Св.Георгия в Генуи 15 век*
85 Орден Башни и Шпаги в Португалии 1459
86 Орден Благородных Дам Св.Георгия из аббатства Нивилле в Брабанском княжестве XII
87 Орден Рыцарский Наисвятейшей Девы Марии из Вифлеема 1459
88 Орден Кавалерский Горностая в Неаполе 1461
89 Орден Рыцарский Св.Георгия в Каринтии (северная Италия) --
90 Орден Кавалеров Св.Михаила во Франции 1469
91 Орден Короны Любви 1479
92 Орден Папский Кавалеров Св. Георгия 15 век
93 Орден Дам Кордельерских гор 1498
94 Орден Святых Петра и Павла в Риме 1521
95 Орден Воссоединения в Швеции 1527
96 Орден Кавалеров Меченосцев или Меча и Желтой орденской Ленты в Швеции 16 век
97 Орден Кавалерский Св.Георгия в Равенне 1534*
98 Орден Кавалеров из Туниса или Орден Бургундского Креста 1535
99 Орден Ости или Св.Андрея в Шотландии 1540
100 Орден Папский Лилии 1546
101 Орден Рыцарский Св. Великомученика Папы Стефания в Великом княжестве Тосканском 1554
102 Орден Кавалерский Св.Иоанна в Лотарингии 1560
103 Орден Феникс --
104 Орден Спасителя в Швеции 1561 *
105 Орден из Тузина 1562 *
106 Орден Барашка Божьег1о 1564 *
107 Орден Наисвятейшей Девы Марии в честь Победы 1571 *
108 Орден Святого Духа во Франции 1578 *
109 Орден Папский Рыцарский Наисвятейшей Девы Марии из Лоретти 1587 *
110 Орден Кавалерский Христианского Милосердия во Франции 16 век *
111 Орден Звезды в Сицилии 1595 *
112 Орден Золотой Ленты во Франции 16 век*
113 Орден Обьединенный из Орденов Св.Лазаря и Наисвятейшей Девы Марии с Горы Кармелиты. 1607*
114 Орден драгоценной крови Иисуса Христа в Мантуе 1608
115 Орден Св.Магдалины во Франции 1614
116 Орден Иисуса и Марии 1615
117 Орден Пальмы или богатом Товариществе в Вайморе (Wajmarze) 1617
118 Орден Кавалерский Наисвятейшей Девы Марии в Италии 17 век
119 Орден Дамский Марии Элеоноры в Швеции 1332
120 Орден Дамский Небесной Цепи или Молитвы 1645
121 Орден Дамский Мертвой Головы ( Отсеченой ) 1652
122 Орден Дамский Кавалерский Малинового Цветка в Швеции 1655
123 Орден имени Иисуса в Швеции 1656
124 Орден Единства или Согласия 1660
125 Орден Дамский Рабынь Добродетели 1662
126 Орден Разума Великодушного 1665 *
127 Орден Дамский Звездного Креста 1668 *
128 Орден Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии в Германии и Италии 1618 *
129 Орден Охотничий Золотого Оленя 1672 *
130 Орден Генерозиты в Прусии 1685 *
131 Орден Пур ле Мерите или Крест Воинской заслуги 1740 *
132 Орден Военный Св.Людовика во Франции 1693 *
133 Орден Св. Архангела Михаила в Баварии 1693 *
134 Орден Св. Андрея Первозванного в России 1698 *
135 Орден Звезды Наисвятейшей Девы Марии во Франции 1701 *
136 Орден Черного Орла в Прусии 1701*
137 Орден Св.Рупорта (Ruperta) в Зальцбурге 1701*
138 Орден Охотничий Крест в Вюртенберге иначе именуемый Крестом Святого Губерта 1724 --
140 Орден Короны Вюртенбергской --
141 Орден Дамский Кавалерский Пчелы Мёдоносной во Франции 1703
142 Орден Дворянской Верности или из Керфурта 1704
143 Орден Красного Орла в Прусии 1705*
144 Орден Дамский Кавалерский Милосердия Ближнему 1708*
145 Орден Константина в Неаполе или Королевства Обоих Сицилий 1779
146 Орден Дамский Св.Екатерины в России 1714
147 Орден Верности или Орден де ля фиделите в ВеликомКняжестве Баденском.1715
148 Орден Шатра (Pawillon) во Франции 1717
149 Орден Орден Св.Александра Невского в России 1725
150 Орден Белого Сокола или бдительности(de la Vigilance) в Веймаре 1732
151 Орден Полного воссоединения или Орден Верности (de l"union parfaite,czyli de la fidelite) в Дании 1732
152 Орден Святой Анны в России 1735
153 Орден Военный Св.Генриха в Саксонском Королевстве 1736
154 Орден Св.Януария в Неаполе 1738
155 Орден Людвиги Ульрики или Орден Опахала в Швеции 1744
156 Орден Полярной Звезды в Швеции --
157 Орден Елизаветы-Терезы или Военных заслуг в Австрии 1750
158 Орден Св.Стефана в Гальберштадте (Halberstadt) 1754
159 Орден Св. Иохима в Княжестве Сакско-Кобург-Саалфельд 1755
160 Орден Марии Терезии или Военных заслуг в Австрии 1757
161 Орден Военных заслуг в Королевстве Вюртембергском 1759
162 Орден Военных заслуг во Франции 1759
163 Орден Королевский Св.Стефана Короля Венгрии в Австрийской империи 1764
164 Орден Дамский Св.Елизаветы в Баварии 1766
165 Орден Императорско-Королевский Св.Станислава 1765
166 Орден Льва из Фальца 1768
167 Орден Четырех Императоров или Благородных Дворян в Лимбурге из Люксембурга 1768
167 Орден Льва Лимбургского,называемый Орденом изГолштинии или Орденом Заслуг 1768
167 Орден За Военную Доблесть в Гессен Касселе (Pour la vertu militaire)
170 Орден Военный Святого Георгия в России 1769
171 Орден Золотого Льва в Гессен Кассель 1770
172 Орден Воздержания во Франции 1770
173 Орден Карла - III в Испании 1771
174 Орден Вазы в Швеции 1772
175 Орден Датский Королевско-Домашний 1774
176 Орден Св.Равноапостального Князя Владимира в России 1782
177 Орден Ирландский Св. Патрика 1783
178 Орден Цинцинната в Соединенных Штатах Америки 1783
179 Орден Народный во Франции 1789
180 Орден Дамский Марии Людвиги Королевы Испанской
181 Орден Дамский Св.Изабеллы в Португалии 1804
182 Орден Льва и Солнца в Персии, а именно в государстве Иран 1797
183 Орден Полумесяца в Османской империи 1799
184 Орден Св.Фердинанда и заслуг в Королевстве обоих Сицилий 1800
185 Орден Почетного Легиона во Франции 1802
186 Орден Железной Короны в Италии 1805
187 Орден Военный Иосифа Максимиллиана в Баварии 1805
188 Орден За Гражданские Заслуги в Вюртембергском Королевстве 1806
189 Орден Соединения Голландии 1807
190 Орден Св. Иосифа в Тоскании 1807
191 Орден Военных заслуг Короля Фридриха в Княжестве Баденском 1807
192 Орден (Ruciannej) Короны в Королевстве Саксонском 1807
193 Орден Людвига или Заслуг в Великом Герцогстве Гессен-Дармштадском 1807
194 Орден Леопольда в Австрии 1808
195 Орден Обоих Сицилий 1808
196 Орден Верности в Португалии 19 век
197 Орден Баварской Короны или Гражданских Заслуг 1808*
198 Орден Трех Золотых Ног во Франции 1809
199 Орден Королевский в Испании 1809
200 Орден Вестфальский Королевский 1809
201 Орден Военный Св.Генриха на острове Гаити 1811*
202 Орден Карла XIII в Швеции 1811*
203 Орден Военный Св.Фердинанда в Испании 1811*
204 Орден Повторного воссоединения 1811
205 Орден Св. Яна из Иерусалима в Пруссии 1812*
206 Орден Льва Церингского в Великом Княжестве Баденском 1812
207 Орден Гражданско-Военный Железного Креста в Пруссии 1813
208 Орден Железного Шлема в Гессен Касселе 1814
209 Орден Луизы - дамский в Пруссии 1814
210 Орден Верности в Валенсии в Испанском Королевстве 1814
211 Орден Белого Креста в Тоскании 1814
212 Орден Св.Герменегильда* в Испании 1814
213 Крест Военных Заслуг в Мекленбург - Шверинге 1814
214 Орден Испанско-Американский Св.Изабеллы 1815
215 Орден Гражданских Заслуг в Саксонском Королевстве 1815
216 Орден Военных Заслуг 1792
217 Орден Военных Заслуг Вильгельма-I в Нидерландах 1815
218 Орден Гвельфов (Gwelfow) в Гановерском Королевстве 1815
219 Орден Военный в Сабаудии (Sabaudii) 1815
220 Орден Орден Льва Нидерландского за Гражданские заслуги 1815
221 Орден Ломбардско-Венский Железной Короны в Австрии 1815
222 Орден Наисвятейшей Девы Марии Непорочного зачатия в Вилла -Викоза в Бразилии 1818
223 Орден Св.Георгтя Повторного Воссоединения в Неаполе 1819
224 Орден Святых Михаила и Иосифа в Англии 1818
225 Орден Венесуэльский в Южной Америке 1818
226 Орден Святого Сильвестра 19 век
227 Орден Короны Вюртембергской 1818
228 Орден Дон педра в Бразилии 19 век
229 Орден Грузейра (Gruzeira) или Красного Креста в Бразилии 1822
230 Орден Розы в Бразилии 1829
231 Орден Франциска-I в Королевстве Обоих Сицилий 829
232 Орден Фридриха в Королевстве Вюртембергском 1830
233 Орден Святого Георгия Великого 1831
234 Орден Гражданский в Савойи 1831
235 Орден Леопольда в Бельгии 1832
236 Орден Изабелли-II в Испании 1833
237 Орден Спасителя в Греции 1833
238 Орден Княжеского дома Эрнестовского в Саксонии 1833
239 Орден Св.Георгия за Вонские Заслуги в Лукке 1833
240 Орден Льва Генриха в Брауншвейге 1834
241 Орден Медведя Альберта Объединённых Княжеских домов Анхальт-Дессау,Анхальт-Бернбоунг и Анхальт-Котхен
(Anhalt-Dessau,Anhalt-Bernbourg i Anhalt-Koethen) 1836
242 Орден Св.Людовика за Гражданские заслуги в Люцце 1836
243 Орден Заслуг Петра-Фридриха-Людовика в Ольденбурге 1838
244 Орден Филлипа Великолепного в Большом Княжестве Гессенском 1840
245 Орден Княжеств Гогенцолерн-Гехинген и Гогенцолерн-Сигмеринген (Hohentzolern-Hechingen i Hohentzolern-Sigmaringen) 1841
246 Орден Дубового Венца в Нидерландах 1841
247 Орден За Гражданские Заслуги в Пруссии 1842
248 Орден Нишан Ифтихар (Niszan Iftikhar ) --
249 Орден Лигитимации Защиты Религии и Правительства в Испании 1823
250 Орден Людовика в Баварии 1827
251 Орден Дамский Терезии в Баварии --
252 Орден Дюрани в Афганистане --
253 Орден Почетного Легиона в Боливии 1836
254 Орден Святого Георгия в Гоновере 1839
255 Ордена Христа,Св.Бенто де Авис и Св.Яго де Эспада в Бразилии --
256 Орден Папы Пия-IX 1847
257 Орден Святого Олафа Короля Норвегии 1847
258 Орден Франца Иосифа 1848
* * * * *
Ордена не вошедшие в основной перечень.
Орден Славы в Отаманской Империи ( Нишан-эль-ифтиккар) 1831
Орден Леопольда в Бельгии 1832
Орден Спасителя в Греции 1833
Орден Св.Георгия в Герцогстве Лука 1833
Орден Франца Иосифа 1848
Орден Независимости Черногории 1852
Орден Орлв д Эсте Геоцогства Модена 1855
Орден Военных и гражданских Заслуг Адольфа Насауского Люксембург 1858
Орден Св. Карла в Монако 1858
Орден Св. Марина в Сан Марино 1859
Орден белого слона в Сиаме 1861
Орден Святого Петра в Черногории -
Орден Такова в Сербии 1865
Орден Дракона в Китае 1865
Орден Сиамской Короны 1869
Орден Девяти драгоценных камней в Смаме 1869
Орден Семейный в Сиаме 1873
Орден Восходящего солнца в Японии 1875
Орден Хризантемы в Японии 1876
Орден Звеза Румынии 1877
Орден Александра в Болгарии 1878
Орден Освободителя в Венесуєле 1880
Орден Корона Румынии 1881
Орден Большой Короны в Сиаме 1882
Орден Белого Орла в Сербии 1882
Орден Двойного дракона в Китае 1882
Орден Священного сокровища (зеркала)в Японии 1888
Орден Золотого Сокола в Японии 1890
Орден Милоша Великого в Сербии 1898