Парадоксы бытия. Не последний

Алексей Гостевский
«О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!»
;
В странное время мы живём. Время парадоксальных оксюморонов. Самое интересное то, что мы привыкли к тому, что в действительности все не так, как на самом деле. Привыкли настолько, что не помним, кто это понял первым и настолько, что не замечаем, насколько верно это подмечено. «Печально я гляжу на наше поколенье», слабо представляющее себе, кто такие Станислав Ежи Лец и Михаил Лермонтов.
;
Многие знают и помнят Карлина, но почти никто не знает Мурхэда, чьи «Точно сказанные слова» наводят на эти невеселые мысли. Да, Джордж Карлин – известный американский актёр и писатель – возможно, поэтому ему приписывают упомянутые «...слова». Но настоящий автор – Боб Мурхэд (Bob Moorehead), бывший пастор христианской церкви Сиэтла в Редмонде, штат Вашингтон, США. Вот некоторые из слов «Парадокса» Мурхэда:

«Мы тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но радуемся меньше.

Увеличили свои притязания, но сократили ценности.

Говорим слишком много, любим слишком редко и ненавидим слишком часто.

Знаем, как выжить, но не знаем, как жить.

;Добавляем года к человеческой жизни, но не добавляем жизни к годам.

Имеем большие дома, но меньшие семьи, лучшие удобства, но меньше времени.

Курим слишком много, пьем слишком часто, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро, гневаемся слишком легко.

Спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми, читаем слишком мало, слишком много сидим в соцсетях и молимся слишком редко.

;Пишем больше, но узнаем меньше.

Планируем больше, но добиваемся меньшего.

Научились спешить, но разучились ждать…

А ведь жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух».



Желая донести до людей мудрость свою, сказал Соломон именем Екклесиаста: «Суета сует, все суета. Все есть суета и томление духа; кто умножает знание, умножает скорбь». И еще сказал он: «Нет ничего нового под солнцем: что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться».

Сказал Екклесиаст: [1]

«Все – суета и духа есть томленье».
Иначе видит мир теперешнее поколенье.
Оно не повторяет всуе фразу ту.
Оно бросается в мирскую суету.

Ему не ведомо ни лично, ни со слуха
Про то, что есть какое-то томленье духа.
Оно испытывает лишь томленье тела,
Когда слоняется без мысли и без дела…[2]

ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ

Семьдесят четыре года нам изо дня в день прививали чувство коллективизма, бережно лелея случайных мутантов, имевших его от рождения. Нас постоянно и планомерно сбивали в кучу везде и всюду. И сбили. Теперь все, кому эта самая куча не по душе, становятся изгоями. «Как, ты с нами не будешь?» (пить, гулять, орать, протестовать, поддерживать и т.п.). Мало у кого достает мужества остаться в стороне – в стороне «трезвенников», «язвенников», «трусов», «предателей» и прочих паршивых овец – паршивых по мнению и определению толпы – остального стада. «Все кричат, что мы вместе, но не многие знают, в каком…» – слова молодого пророка были поняты и приняты лишь такими же, как он, «чужими среди своих». И эти «чужие» – тоже мутанты, в чьих душах неизвестной искрой было рождено чувство внутренней свободы и способность содрать с лица крепкие, добротные шоры идеологии «большинства».

Но что есть «большинство»? Как правило, огромная орущая толпа. Стадо. Стадо, потому что живет лишь чужим умом. Либо коллективным, либо умом лидера. И вот еще один парадокс: овечье стадо живет по… волчьим законам – «если не ты, то тебя». Бедные волки! Благородные хищники, живущие настоящими семьями! У людей извращено даже эмоциональное восприятие названий животных, присвоенных им самими людьми. Судите сами, вот яркий пример: «мерзкая» гиена никогда не бросит своего детеныша, предпочитая погибнуть, а «благородный» «царь зверей», отвоевав чужой прайд, первым делом убивает львят соперника.

Вы скажете, фи! Инстинкт! Технология выживания сильнейшего, заложенная самой природой. Но если так, то дарвиновский «венец природы» должен рвать всех и за своих детей, и за чужих. Кстати, в Сети полно роликов, как бегемоты или слоны защищают антилоп или жирафов от хищников. Да, конечно, и люди тоже – множество семей берут приемных детей по всему миру. Но это капля в океане. А если вычесть число судебных процессов по факту издевательств над приемными детьми? А сколько семей просто возвращают детей обратно в детдом?

И если у льва это тупой инстинкт, то как хомо сапиенс, а пуще того – хомо интеллектус бросает своих детенышей в мусорные баки?! Да хотя бы и просто сбегает из роддома или сдает в Дом ребенка... К началу 2021 года только в России только официально зарегистрировано 406128 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 76% – при живых (!) родителях. Но главная цифра вот: 24,2% сирот были оставлены – нет – брошены в роддоме. Львы, говорите? Хэх!..

;Да, жизнь есть противоречие. Жизнь есть процесс разрешения или разрушения противоречий (вспомним великого македонянина), приводящий к новым противоречиям. Зная, что все есть суета, мы вновь и вновь суетимся, из какого-то дикого, порой идиотского упорства пытаясь достичь бессмысленных целей, заранее зная об их бессмысленности. Но что делать? Оставаться в стороне? Недаром нашу жизнь часто называют колесом – чем дальше ты уходишь от данной точки, тем ближе к ней ты становишься. Пытаясь уйти в сторону от одного, ты обязательно приходишь к другому. Не всем удается закончить свою сансару [3], выйти, наконец, из круга и перестать гоняться за собственным хвостом или даже собственной тенью, но пытаются все. Все – даже те, кто постиг свою слабость и осознал всю тщету своих потуг. Конечно, бывают и исключения. Те самые мутанты.

;КТО НЕ С НАМИ...

Но мутантов – единицы. Большинству же, нет – не стаду, а большему числу людей – когда-то еще предстоит познать глубину и достоинство цельной, самодостаточной личности, на которую большинство – стадо – смотрит иногда со щенячьим восторгом, иногда с нескрываемой злобой, но неизменно – с затаенной завистью.

;Те, кто не в стаде, зачастую сторонится его. Парадоксально, но факт: тот, кто постоянно пытается отстраниться, избежать всеобщего внимания, непременно оказывается в самом центре его. И лишь так редки мгновения, когда удается вырваться из житейской суеты, уйти в сторону от шума толпы, чтобы не мешали ее мелочность и суета томлению духа… И тогда хочется подняться над колышущимся житейским морем, подняться даже выше облаков собственных мечтаний, чтобы увидеть в открывшихся горизонтах нечто такое, отчего закружилась бы голова, остановилось бы дыхание, закончилась бы вся эта мелкая и ненужная суета, и осталась лишь вечная Истина…

;КУДА ТЫ ИДЕШЬ?

Но вот ты – да, ты, дорогой читатель, ты – мутант. В твоих жилах кровь с примесями меди и голубым оттенком. Ты просветлен и знаешь, что все есть суета, и ты уже не суетишься, пытаясь достичь бессмысленных целей. Но даже если ты монах тибетского монастыря, ты часть определенного социума. Среды, в которой идет жизнь. А если это не монастырь, а современный мегаполис? Оставаться в стороне? Как? Ведь никому не мешать – значит, всех устраивать, занимать место, положение, которое устраивает остальных. Причем всех остальных. То есть либо на галерке, либо на пустой остановке, глядя вслед последнему автобусу, либо сразу на кладбище. На отшибе.

Но если ты мутант, это не про тебя. Ты – лидер. Это не обязательно, что ты ведешь за собой. Но это обязательно значит, что ты не идешь за другими.

Но куда ты идешь? И куда идут идущие за тобой? Ведь ты лидер, а лидер не может быть сам по себе по определению! [4] Говорят, история развивается по спирали: события разворачиваются по кругу. И куда бы ты ни шел, ты вновь и вновь приходишь в одну и ту же точку, с той лишь разницей, что каждый раз эта точка находится на следующем, уже более высоком уровне. Если, конечно, ты достойно прошел прежний круг твоей сансары. «И все возвращается на круги своя…» И снова прав Екклесиаст – «ничто не ново под солнцем».

Однако, спираль должна иметь, по крайней мере, начало. Большой Взрыв? Черная дыра? Эти вопросы теряют смысл, если представить развитие истории не в виде спирали, а в виде некоего мебиусова пространства. Ведь лента Мебиуса не имеет ни начала, ни конца, и движение по ней вечно. Но в чем смысл вечного движения? Для чего тогда дана человеку жизнь? Для суеты? Или для томленья духа?

Екклесиаст, по сути, пришел к тому же выводу, что и Сиддхартха Гаутама: наши повседневные желания, устремления, цели и самый процесс их достижения суть суета. Подобное заявление может показаться эклектичным, но лишь на первый взгляд. Царь и сын царя просто указал на конечную бесцельность всех жертв и усилий, затрачиваемых человеком за свою жизнь.

Будда же пошел дальше и предложил вовсе отказаться от всего земного, включая и жертвы, и усилия, и даже желания. Следуя за Просветленным, можно попасть в нирвану – стать частью вечности. При этом вся предыдущая жизнь не играет никакой роли, более того – она теряет всякий смысл (кстати, несмотря на то, что сам Будда проповедовал непротивление злу и добродетельный образ жизни, тем самым как-то увязывая ее с будущим спасением).

Но если в буддизме преследуется некая высшая, причем светлая цель, то Соломон в «Екклесиасте» напрочь отвергает все цели, подвергая сомнению принципиальную целесообразность самой жизни. Конечно, «все проходит, и это пройдет тоже», но зачем, для чего, почему это вообще было и есть и кому это нужно? Куда и зачем ты в конце концов идешь?

Вокруг нас – действительно прекрасный и удивительный мир. Но, на первый взгляд, уж больно примитивный: все, что нас окружает – рождается, питается, производит потомство, умирает и… И все. Все! Посудите сами: все красивости в природе либо для привлечения еды или самки, либо для отпугивания врагов! А человек несчастлив, ибо ему этого мало. Ему мало просто есть и пить, мало просто жить и... делать детей, ему нужно еще и знать – зачем, для кого, для чего он живет, да не в частном, а в глобальном смысле.

Человек приходит в этот мир, изучает его, учится сам. Потом он рождает нового человечка, учит его жить в этом мире. Новый человечек растет, вот и у него появляются свои человечки, и человек уже их учит жить в этом мире. Человек учит жить своих детей и своих внуков. Но знает ли он сам, что есть жизнь, ведает ли он, зачем сам появился здесь, зачем были здесь его предки и теперь появляются его потомки?

ДЕТСКИЙ ВОПРОС

;Многие родители искали ответ на детский вопрос: «А зачем я есть?», от Сократа до Канта. Многие умы волновал смысл собственного существования, от Аристотеля до Ницше.

«А зачем я?» Вот уж действительно детский вопрос! Ради жизни, разумеется. Но что же это такое – жизнь? И не как частный электрохимический процесс, не как способ существования белковых тел, а как средство достижения цели. Ведь человек приходит в этот мир, начинает свою жизнь и как-то живет ради… Чего?

Столько времени мы учимся жить. Трудимся, не покладая рук, тратим десятилетия времени и нечеловеческие усилия, преодолеваем сотни преград и сотни тысяч километров – зачем все это?

Зачем все это нужно, если даже далеко не для каждого конкретного поступка мы можем указать его конкретную цель?

Зачем – если для девяноста девяти человек из ста жизнь заканчивается серым неприметным надгробием с полустертой эпитафией? Надгробием, о котором забывают не только внуки, но нередко даже и дети? Или все же прав был Екклесиаст?

Жизнь… Человеческую жизнь можно уподобить детскому волчку. Вы еще помните, что это такое? По форме своей волчок – это две воронки, соединенные широкими сторонами. Едва появившись на свет сквозь маленькое тесное отверстие в основании этого волчка, мы сразу же попадаем в бешеный круговорот нижней воронки. С течением времени скорость увеличивается, диаметр пробегаемого круга с каждым новым оборотом все более растет – это же воронка… Очевидно, что этот эффект является первопричиной детского любопытства, а потом и взрослой любознательности, развития и расширения интересов и привязанностей.

Именно пройдя, пробежав какой-то очередной круг своей жизни, мы сунули палец в электророзетку и схватили с плиты горячую сковороду…

Именно поэтому, проехав очередной круг на велосипеде по двору, мы выехали за ворота…

Именно эта стремительно раскручивающаяся спираль жизни послала англичанина в непроходимые дебри индийских джунглей, новозеландца к слепящим снегам Эвереста, француза во мрак Марианского желоба, а русского – к сияющим звездам космоса.

Чем больше познает человек, тем больше желаний у него возникает. Чем шире круг его жизни, тем сильнее его тяга к ней, тем выше скорость его жизни. Екклесиаст? Вы о ком? Суета? Вы о чем?

КАК ГОВОРЯТ В ОДЕССЕ, ТАКИ ШО ПОТОМ?

;Но все имеет свой предел. Конечен и круг человеческих интересов. Познав одно наяву, другое понаслышке, пощупав третье руками и прочитав о четвертом в газете, человек рано или поздно попадает на экватор волчка своей жизни. У кого-то диаметр его огромен, у кого-то, напротив, узок до минимума. Но ни человек, ни его жизнь не стоят на месте. Все люди разные, и волчки их очень разнообразны, и скорость вращения их тоже различна. Но любой из волчков вертится, не останавливаясь ни на секунду. Вертится до тех пор, пока бьется сердце его хозяина. И после экватора волчка – апогея – жизнь человека неизбежно перейдет в более высокие широты. А это уже верхняя воронка, и круги один меньше другого.

Миновав апогей своей жизни, познав доступный ему предел интересов, человек начинает отделять зерна от плевел, постепенно теряя интерес к вещам, еще недавно волновавшим его душу и поражавшим его воображение. С каждым годом все большее число понятий теряют былую ценность, порой даже общепризнанную.

;Человек, говорят, становится мудрее. Однако далеко не все интересуются тем, что ждет на последнем круге жизненного волчка. Редко кто способен отказаться от прелестей и соблазнов этого мира, остаться равнодушным к многочисленным удовольствиям и забыть о собственных развлечениях. Очень немногие добираются до вершины. Но что же в конце? Что же там, на верхнем острие волчка? Какую же ценность олицетворяет собой последний круг верхней воронки? Что одно может заменить собой все?

Это то, за что можно отдать жизнь – весь этот искрящийся, переливающийся всеми цветами радуги, не всегда добрый, не всегда теплый, но все же бесконечно дорогой мир. За что же можно отдать жизнь? Разумеется, за то, ради чего мы живем! И ради чего же мы живем?

Жизнь – это прежде всего борьба. Мы знаем это со времен Еврипида и Сенеки. Борьба с врагами, с препятствиями, с обстоятельствами. Но любая борьба имеет цель, которая определяет ее смысл. Смысл! То, что составляет последний виток волчка. Да, именно смысл этой борьбы – смысл нашей жизни. Вот то, к чему мы стремимся всю свою – нет, не только сознательную, а именно всю – с момента рождения – жизнь. Каждый человек живет своею жизнью. И каждый видит смысл ее по-своему. Но не каждому дано даже на последнем витке своей жизни понять смысл прожитых лет.

Многие в поисках смысла жизни обращаются к религии. Атеисты и агностики усмехаются – и какая же религия самая «правильная»? Да, религий действительно много. Но как одно содержание может иметь множество форм, как одна мысль может быть выражена множеством слов, так все религии имеют одно содержание – Веру. И потому Бог един. Магомет или Христос, Иегова или Ярило, Зевс или Индра – люди называют и славят Его по-разному, в зависимости от языка и сложившихся обычаев.

Бог един. И смысл жизни человека, созданного Им, тоже один. И смысл этот – Любовь. Любовь – то, что мы славим и о чем мечтаем, то, о чем пишем и о чем читаем, то, о чем поем и о чем скорбим, то, к чему мы стремимся всю свою жизнь. Ни одно из человеческих чувств не может сравниться с ней в силе, глубине и всепроникновении. Все прочие наши приятные ощущения – лишь мимолетные тени этого чувства, с которым не может сравниться ни одно из удовольствий этого мира.

Любовь – это единственное удовольствие, ради которого стоит жить. И если жизнь – это «способ существования белковых тел», то любовь – смысл их существования. Ибо Настоящая, всепоглощающая, всепроникающая любовь не оставляет места другим чувствам ни в сердце, ни в душе, ни во времени, ни в пространстве.



А как же царь Соломон и его «Екклесиаст»? Да прав он, прав. Все есть суета сует и всяческая суета, суета и томление духа – если нет в душе этого чувства. Без любви человек не живет, он просто существует и бесцельно суетится, постоянно мешая себе и другим. Любовь – это одновременно состояние и причина, которые позволяют нам искренне отдавать. А отдавать, как ни парадоксально это звучит, гораздо приятнее, чем получать.

Отдавая, приобретаешь гораздо больше, нежели получая. Тем более, если речь идет о человеческом тепле и участии. Вспомните собственные ощущения – принимая чьи-то знаки внимания, ощущая чью-то заботу, вы непременно, хотя бы где-то далеко, в подсознании, чувствовали себя обязанным этому человеку за его отношение. Будучи же на его месте, помогая кому-то просто из желания помочь, вы неизбежно ощущали маленькую потаенную гордость за себя самое и искреннюю радость от того, что ваши труды принесли желаемые плоды. Отдай свое тепло ближнему, и вернется оно удвоенным, утроенным. И имя ему – Любовь.

Сказано же: «относитесь к ближним, как хотели бы вы, чтобы относились к вам…». Об этом часто говорят, но мало кто помнит. Попробуйте провести простой эксперимент: помогите женщине выйти из автобуса – не гусарским жестом, а просто со вниманием; скажите продавщице, что в ее отделе всегда самый вкусный хлеб; подскажите время прохожему, ищущему взглядом уличные часы, бросьте ваши неотложные дела и помогите другу составить важный для него документ; догоните парня на улице и скажите, что его плечо испачкано мелом…

Пройдет совсем немного времени, и вы будете поражены, когда вдруг на безлюдной ночной трассе рядом с вашей заглохшей «бэхой» остановится старенький «москвич» и сольет пару литров бензина – просто так, «за спасибо»; когда вы будете стоять перед витриной, мучаясь выбором, что же купить в подарок другу, подойдет продавщица и, узнав, в чем проблема, принесет со склада то самое, о чем вы думали; когда сорвется с поводка ваш неугомонный бульдог, рванувшийся за очередной кошкой, а через несколько минут его притащит вам совсем незнакомый человек…

Постепенно привычка относиться к людям со вниманием войдет в вашу жизнь, и сама жизнь начнет меняться к лучшему. Отдайте немного тепла в окружающий вас мир, и постепенно мир повернется к вам лицом и окружит вас любовью. Житейская суета обретет реальные цели, наполнится глубоким смыслом. Отпадет необходимость в отстранении от мира. То, что мешало, начнет помогать, а то, чему мешали вы, начнет нуждаться в вас.

И снова прав Екклесиаст – все мысли, приведенные выше, не новы, не вчера появились они под солнцем. Но… «Нет памяти о прежнем». И потому остается лишь мечта о Любви, с которой забудутся все беды, о Тепле, в котором сгорит вселенский холод, о Внимании, которым заполнится абсолютное одиночество, о Нежности, которая заменит все былые удовольствия…

«Идеалист!» – Вы непременно скажете это. Да, идеала нельзя достичь. Да, в этом его эфемерность. Но если люди будут хотя бы стремиться к достижению собственных идеалов, а не только мечтать о них на кухне или лежа на продавленном диване, то даже самый далекий, самый заоблачный идеал начнет приближаться. «Дорогу осилит идущий», но не высматривающий ее в географическом атласе. Плен той самой житейской суеты, от которой невозможно отстраниться, в которую невозможно не вмешиваться, не дает большинству людей не то что стремиться к своим идеалам, но даже просто иметь их, даже просто мечтать.

Лишь немногим дается возможность и время почувствовать отсутствие смысла в мелкой повседневной суете, понять, ощутить необходимость найти его и развернуть корабль собственной жизни, положить его на тот единственно верный галс, для которого он и был построен.

А как же Екклесиаст? Ведь «кто умножает знание, умножает скорбь»? И снова прав он. Столько лет ты добросовестно, не покладая рук своих, сколачивал собственный корабль, столько лет шел сквозь жизненные бури и штормы, ремонтировал и обустраивал его, и вдруг выясняется, что все это время ты шел не тем курсом, что звезда, которую ты считал путеводной, оказалась всего-навсего жуком-светляком на верхнем рее фок-мачты.

Благо, если ты приобрел это знание в самом начале пути, но если уже в середине его? На секунду становится обидно, страшно и «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти слова советского классика поистине «из другой оперы», однако все по-настоящему высокие идеи подчиняются законам геометрии Лобачевского, и «два перпендикуляра, восставленные к одной прямой», то есть совершенно разные, непересекающиеся и до той поры самим себе не нужные жизни, в конце концов, сходятся в одной точке. И точка эта – Любовь.

Когда приходит понимание этой мысли, становится тепло и возникает желание жить. И поэтому я хочу пожелать вам как можно скорее найти, почувствовать цель и смысл собственной жизни, развернуть свой корабль навстречу настоящим идеалам и ощутить ту неповторимую радость, которую может дать только настоящая Любовь!

                * * *

      Денис в который раз откинулся на спинку, вытянул ноги и закрыл глаза. Забавно было бы спорить с самим собой, даже учитывая, что это были не совсем его мысли, а их интерпретация. Не со всем он был согласен, но главный вопрос вцепился в сознание. Зачем?
      Зачем? Зачем он живет, в чем глобальный смысл его жизни? Ради любви? Он безумно любит мать. Но скорее она живет ради него, чем наоборот. Тогда зачем? Для кого? Для чего? «Когда приходит понимание этой мысли, становится тепло и возникает желание жить.» – так? Это ведь он сам написал. И сам же пожелал: «как можно скорее найти, почувствовать цель и смысл собственной жизни». Сам себе? Получается, что так.
      Это был последний файл на флэшке Мортона и последний текст. Что ж, пора идти искать. Смысл.
      Денис бросил взгляд на часы и вздрогнул: «06:47». Рука невольно потянулась за телефоном. Пару минут он провел в кресле, застыв в томительном ожидании. Потом встряхнулся, выключил компьютер и пошел в спальню.
      А на балконе уже вовсю воевали неугомонные воробьи…

_____________________
1 Екклесиаст – седьмая книга Танаха (иудейского Священного Писания)
и Ветхого Завета. Автором книги признается царь Соломон, сын и
наследник царя Иерусалима Давида

2 Автор стихов: А. Зиновьев

3 Сансара (др. санскрит) – вечное, бесконечное скитание. Колесо Сансары
удерживает душу человека в том же классе, если праведных поступков
недостаточно для перехода на более высокий уровень развития. Оно
предлагает душе заново проходить все жизненные испытания, пока задача
не будет отработана должным образом.

4 Лидер (англ. leader) – вождь, вожак, предводитель; руководитель
;______________________
Текст ©1991-2021 А. Гостевский
Фото © 2009 Е.Ильченко