Моя семья или генеалогические поиски гл. 28

Владимир Смысловский
                СМЫСЛОВСКИЙ   МИХАИЛ   КОНСТАНТИНОВИЧ

Забегая вперед, скажу, что это единственный из Смысловских был удостоен воинских почестей от новой власти при захоронении. Думаю, это связано с тем, что умер он рано, когда  репресии  еще  не получили такого размаха!
  Родился  Михаил Константинович  2 октября 1877 года. Как и все его братья, общее образование он получил в 1-м Московском кадетском корпусе. 31 августа 1895 года он вступил на службу в Михайловское артиллерийское училище, в декабре этого же года произведен в юнкеры унтер-офицерского звания, а в июле 1897 года – портупей-юнкеры.
  По окончании трехлетнего курса училища 8 августа 1898 г. произведен в подпоручики с назначением на службу в 3-ю гренадерскую артиллерийскую бригаду и по прибытии к месту службы был назначен в 5-ю батарею.  26 марта 1899 года, как и братья, был переведен в 1-ю гренадерскую генерал-фельдмаршала Брюса артиллерийскую бригаду и зачислен в 6-ю батарею. Следующее звание, поручика, он получает в 1900 году и в ноябре этого же года, после сдачи вступительных экзаменов был зачислен в число сверхштатных слушателей Михайловской артиллерийской академии с прикомандированием к оной.
 За успешное окончание курса наук с дополнительным курсом 23 мая 1903 года произведен в штабс-капитаны и после отчислен в свою бригаду на должность младшего офицера 6-го батальона.
  28 августа 1908 года Михаил Константинович произведен в капитаны, а 1декабря 1912 года произведен в подполковники и назначен командиром 5-й батареи.
   Уже с 19 июля 1914 года он принимает активное участие в военных действиях против немецких и австрийских войск. 3 апреля 1915 г. он получает очередное звание – полковника.  С 31 октября 1916 года его дальнейшая служба связана с противохимической защитой войск. Он был назначен заведовать средствами химической защиты при управлении инспектора артиллерии Западного фронта. Данных о его выходе в отставку у меня не имеется. Связано это прежде всего с моим лимитированным бюджетом, т.к. поиски в архивах требовали значительных затрат. За время службы Михаил Константинович был отмечен следующими наградами: Орден Св.Станислава 3ст.; Орден Св.Анны 3ст.; Орден Св.Анны 2ст. с мечами; Орден Св.Станислава 2ст. с мечами; Орден Св.Владимира 4ст. с мечами и бантом; Награжден мечами и бантом к ордену Св.Станислава 3ст.; Награжден мечами и бантом к ордену Св.Анны 3ст.; Орден Св.Анны 4ст. с надписью «за храбрость».
  С приходом Советской власти Михаил Константинович продолжает службу в РККА. Из архивных документов того времени мне удалось получить лишь копию приказа по Главному Управлению Военно-Учебных Заведений:
                « В личную часть
….В следствии распоряжения Н-ка Учебного отдела прошу личную часть об изготовлении статьи приказа о назначении инженера-технолога тов. Михаила Константиновича Смысловского начальником Высшей Химической Школы с 20 марта 1920г.
                Подписи, штамп»
  Что же представляло собой это учебное заведение РККА, которое, согласно приказа, назначен возглавлять Михаил Константинович?
В конце 1918 года, в связи с реальной угрозой и отдельными фактами применения химического оружия иностранными государствами против молодой Красной Армии, приказом Всероссийского главного штаба от 5 декабря 1918 года было создано первое военно-химическое учебное заведение—Московские советские курсы военной газотехники. Курсы готовили специалистов военно-химического дела на должности заведующих противогазовой обороной стрелковых частей и командиров подразделений противогазовой обороны. Срок обучения на курсах, в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки курсантов и профиля обучения, был от двух до восьми месяцев. Начальником курсов был один из специалистов военно-химического дела русской армии профессор МГУ Г. Н. Попов, военкомом курсов— Я. Л. Авиновицкий. В 1920 году курсы принимали активное участие в ликвидации контрреволюционных банд Антонова в Тамбовской губернии.

Московские советские курсы военной газотехники, проведя восемь выпусков, приказом Реввоенсовета республики от 9 января 1920 года были преобразованы в Высшую военно-химическую школу РККА. В приказе говорилось, что школа открывается «в целях широкого использования опыта войны в военно-химическом деле и подготовки личного состава для занятия должностей по военно-химическому делу в войсковых частях, штабах и управлениях». На школу возлагалось также ведение научной работы. В состав школы входил основной и специальный классы.

Основной класс, готовящий заведующих противогазовой обороной (ПГО) частей различных родов войск, имел два курса—подготовительный и специальный с годичным сроком обучения на каждом. Подготовительный курс давал общеобразовательную и общую военную подготовку лицам, у которых она была недостаточной. На специальном курсе изучались военно-химическое дело и методика противогазовой подготовки.

Специальный класс, носивший название класса «ученых войсковых химиков», готовил специалистов для занятия старших командных должностей в штабах, управлениях, частях противогазовой обороны, а также старших технических руководителей. Он комплектовался лицами, имевшими специальную военно-химическую подготовку в объеме основного класса. Продолжительность обучения в специальном классе была два года. За это время слушатели получали теоретическую подготовку и практические навыки работы в лаборатории, учебных мастерских и в полевых условиях.

В целом школа представляла собой современное для того времени высшее специальное военно-учебное заведение. Ее лабораторное оборудование, полученное от бывших лабораторий по противогазовому делу Всероссийского земского союза, было тогда первоклассным.

Начальником школы был М. К. Смысловский, один из старых специалистов военно-химического дела, военкомом — Я. Л. Авиновицкий. Для преподавания в школе привлекались многие квалифицированные педагоги и специалисты. В их числе профессора В. К. Аркадьев, Н. Д. Зелинский, Н. С. Курнаков, С. С. Наметкин, П. А. Ребиндер, Н. А. Шилов. В этой связи важно отметить, что в вопросах разработки средств противохимической защиты и обеспечения ими русской армии Россия не только не отставала от других стран, но и занимала одно из ведущих мест. Огромная заслуга в этом принадлежала Н. Д. Зелинскому и Н. А. Шилову.

Опыт учебной и научной работы в Высшей военно-химической школе стал основой последующей подготовки кадров специалистов-химиков для Красной Армии. Многие бывшие слушатели школы впоследствии занимали высокие должности в химической службе и химических войсках. Среди них А. Ф. Авроров, Н. С. Губанов, К. А. Жданов, Н. П. Королев, А. А. Мальшинский, Н. И. Озерский, Д. Е. Петухов, К. Н. Шальков и другие.
   Не известно, как бы сложилась дальнейшая судьба этого доблестного офицера, если бы не ранняя смерть. Умер Михаил Константинович в Москве 2 мая 1922 года. Место захоронения не известно. Наследников тоже нет, поскольку  женат он не был.