Гармония и развитие в нас

Гадаев Алексей Вениаминович
Прежде чем помочь человеку сохранять спокойствие необходимо узнать, что с ним происходит и что надо предпринять. Если недовольство жизнью порождает уныние, если вас преследуют неудачи и вы переполнены чувствами внутреннего одиночества и страха - то вам необходимо спокойствие. Главное понять что вы делаете неправильно в этой жизни и почему это не ваш успех, а успех другого. Тяжелые жизненные переживания выражаются у вас в виде стеснения, волнения, гнева и злобы. Как увидеть, понять и поступить, чтобы избавиться от разрушительных чувств. Почему поведение соперника раздражает или разочаровывает вас? Главное знать, понять и научиться выходить из гнева и разочарования.
Возможно у вас отказывают защитные механизмы и разрушаются компенсирующие внутренние и внешние резервы. Регулятивная психология помогает человеку понять и оценить ситуацию. Искусство жить осмысленно - это значит принимать и соглашаться с тем, что не в ваших силах исправить, изменить. Уметь сохранять внутреннее спокойствие и  равновесие "здесь и сейчас", создает внутреннюю предпосылку для спасения от всех неприятностей действительной жизни. Внутреннее равновесие и спокойствие это не неосознанное отступление перед непреодолимыми трудностями,а поиск окольных дорог к успеху. Научиться быть внутренне свободным - это самая сложная из всех жизненных задач. Спокойствие это не убежище, а осмысленное радостное жизнеустройство. Что составляет смысл нашей жизни?
Мы, взрослые, давно утратили детскую веру в безопасность и защищенность в круге общения и тем более в окружающем мире. Многие живут для того, чтобы жить, другие жертвуют своей жизнью во имя идей (или иллюзий),но наверно правильней начать строить свою гармоничную судьбу в мире людей и природы. Результатом всех психологических и практических исследований было доказано, что истинным смыслом всех целесообразных поступков человека является гармония[Max Luescher,1949]. И это не оптимистическое приукрашивание или наивная детская вера. Многие люди страдают от недостатка смысла и гармонии в жизни - они живут в дисгармонии и в остром переживании бессмысленности. Как утверждал А.Камю в своей книге "Чума": "Зло, существующее в мире, почти всегда результат дисгармонии, и любая воля недостаточно гармонична" И еще: "Вопрос о смысле жизни - самый насущный из вопросов". В.Франкл своим опытом страшных лет в концлагере, называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу - "упрямством гармоничного духа" и осмысленного принятия ответственного свободного решения жить, выходящий за пределы возможностей человеческого постижения смысла. В.Франкл в своей книге "Духовность свобода и ответственность" пишет: "Тело ни на что не влияет, оно лишь обуславливает, но эта обусловленность человеческого духа не в последнюю очередь состоит в привязанности человеческого духа к его телу[В.Франкл.Человек в поисках смысла. М.:Прогресс, 1990,c.102].
Макс Люшер заявляет в книге "Закон гармонии в нас", что мы люди, наделены способностью думать и судить о многом. Мы осознаем ситуацию, в которой живём - если она радостна, гармонична и наполнена смыслом  то она одна, но если переживаемая ситуация кажется нам разрушительной и противоречащей всякому смыслу, то другая. Конечно, это не легко, распознавать наполненную смыслом гармонию. Распознавать там, где наши желания поджидает разочарование, а притязания и усилия терпят крах то это не гармония, а страдание. ...Мы постоянно подвергаемся угрозам, агрессии, ненависти, зависти. ...Если вы неожиданно для себя обнаружите и осознаете, то что казалось таким бессмысленным, что раздражало и унижало вас,  то в этот момент вы переживёте приятное избавляющее постижение, которое и сделает вашу жизнь ценной, исполненной смысла и гармоничной.[c.27].

Лад, гармония, гармоничный
Материал Гармония - связь, порядок, строй, лад, слаженность, соразмерность, стройность. Все всех устраивает, все в ладу, без конфликтов и без напряжения. Развитие разрешается, если оно не напрягает.
Как правило, гармонии ищут люди уставшие от жизни. Бодрые люди чаще ищут развитияи определенного напряжения.
Гармония - на определенном шаге запускает личностное развитие, но в целом является антиподом цели личносного развития. Задача гармонии - чтобы Я существующее (а не развивающееся) наименее конфликтно сосуществовало с другими Я.
Гармония в семье - когда мужчина дает женщине переживать ее радость, а женщина дает возможность мужчине переживать его радости.
Гармония и развитие
Гармония и лад - не всегда способствуют развитию. Они могут замещать развитие, а то и прямо препятствовать ему.

Законы счастливой жизни
Материал На рубеже тысячелетий в Гарварде были подведены итоги необычного исследования: в течение почти 70 лет пять поколений ученых вели наблюдения за группой из восьмисот человек.
Специалисты пытались понять, из каких конкретных положительных величин складываются понятия счастье и радость жизни. Еще до начала Второй мировой войны были отобраны несколько сотен школьников и студентов, психически и физически здоровых и не склонных к нарушению закона. Среди них были выходцы из обеспеченных семей и обитатели городских трущоб, одаренные дети и скромные троечники. Все они, как умели, устраивали свою жизнь, а каждые несколько лет заполняли анкеты и проходили медицинское обследование. Результаты уникального опыта вылились в ставшую бестселлером книгу последнего руководителя проекта доктора Джорджа Вэйланта. Сравнивая жизнь с минным полем, он предлагает ступать по следам тех, кто уже успешно прошел по нему, и с удовольствием делится чужим опытом счастливой и долгой жизни.
Законы счастливой жизни
Итак, первый закон счастливой жизни - болеть можно, но нельзя чувствовать себя больным! Наша собственная оценка своего физического состояния гораздо важнее, чем объективные показатели. Никакие плохие анализы, кардио-, эхо- и прочие граммы, перенесенные инсульты, инфаркты и иже с ними не властны омрачить старость, покуда человек воспринимает их как дорожные происшествия, неизбежные в длительном путешествии поломки, а не как основное содержание маршрута. Оптимисты в более тяжелом состоянии выглядят и чувствуют себя значительно бодрее ровесников и даже более молодых пессимистов.
Второе правило - Любовь есть жизнь в самом буквальном смысле. Если к 50 годам верный спутник жизни обретен - неважно, с первой или пятой попытки, - это верный признак того, что вы отпразднуете восьмидесятилетие в светлом уме и добром здравии. Более того: оказалось, что стабильный брак - гораздо более надежная приметадолголетия, чем низкий уровень холестерина в те же 50. Доктора уверяют: дольше и счастливее живут те, кто любит и любим, кто умеет выслушать и посочувствовать, ктооткрыт людям и доброжелателен.
Умение прощать - один из самых верных ключей к счастливому долголетию. А накопленные обиды - на все ли мироздание вообще или на ближайшее окружение - пожирают ум и тело, как раковые клетки, забирая годы и умение испытывать радость. Светлые стороны жизни заслуживают большего внимания, чем темные. Кстати, недавно ученые обнаружили, что свойственный некоторым пожилым людям враждебный настрой - сам по себе фактор риска развития коронарной недостаточности, причем неизмеримо больший, чем высокий холестерин, избыточный вес, гипертония и курение!
А что же душа? Исследования выявили закономерность: люди, обратившиеся за помощью к психоаналитику, на 33% реже посещают других врачей, на 75% реже попадают в больницу, пропускают почти вполовину меньше рабочих дней и принимают на треть меньше лекарств. Причем этот эффект сохраняется на протяжении 2,5 лет после завершения курса психотерапии. Умение справляться с житейскими бурями предохраняет организм от преждевременного износа. Мало того: согласно статистике США, едва ли не самая большая продолжительность жизни отличает психоаналитиков, которые, как известно, обязаны регулярно сами подвергаться психоанализу.
Еще одно правило счастья - учиться никогда не поздно и всегда есть чему. Люди, получившие хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 6 лет дольше тех, кто пренебрег такой возможностью. Видимо, секрет в том, что у образованных людей более широкие интересы и высокая культура, более ответственное отношение к своему здоровью. Возраст - не оправдание нежелания учиться. Наоборот: пожилые люди избавлены от сумасшедшего темпа рабочих будней и обязанностей перед домашними и могут в полной мере получить удовольствие от новых знаний и навыков. Психологи заметили, что готовность к освоению новых сфер и занятия творчеством прибавляют пенсионерам гораздо больше бодрости и уверенности в себе, чем устойчивое материальное положение. Не зря мудрые китайцы говорят, что личная жизнь начинается только после пятидесяти.



Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста
Материал Автор - Мотков О.И., доцент Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва
Скачать статью в формате dос: Проблема
Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях? Имеются ли существенные различия в ценностных представлениях о гармоничной личности у людей молодого и более старших возрастов? Чем могут обусловливаться эти различия, если они имеют место? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на общее понимание сути личностной гармонии и на изменение значимости этого идеала и его отдельных составляющих с возрастом.
Определения
Личность здесь рассматривается как управляющий, т.е. побуждающий, направляющий, организующий и регулирующий поведение, центр психики, важнейшая её часть. Она имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2008). Ценностные представления - это относительно устойчивые, значимые представления личности о чём-либо, не всегда ясно осознаваемые, хранящиеся в её опыте. Они являются ценностями личности. Гармония - оптимальное соотношение частей целого предмета и оптимальное его функционирование; также оптимальное соотношение предмета с окружающим миром, с его воздействиями. Оптимальность различна для разных видов предметов и различных форм функционирования. Например, возможны следующие типы оптимальности гармоничных соотношений: симметричный, асимметричные - тип золотого сечения, тип более яркой асимметрии.
Гармоничная личность (ГЛ) - личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием (Мотков О.И., 2003). В такой личности могут совмещаться все три типа оптимальности соотношений её параметров, в зависимости от вида рассматриваемых личностных характеристик. Оптимальность личностных пропорций будет также функцией как работы субъекта личности (т.е. её оперативного Я, организующего поведение здесь и теперь, её «диспетчера»), так и функцией во многом наследственно обусловленных типов темперамента и характера, типа и уровня интеллекта, и других психических образований.
Методика эксперимента
Были отобраны экспертные мнения о характеристиках ГЛ К. Роджерса, Л.Н. Собчик, Голицына Г.А. и Петрова В.М., Либина А.В., Розена Р. и др. авторов, а также признаки ГЛ, изучаемые в моих исследованиях. Получился список из 20 признаков идеальной ГЛ, ставший ядром методики «Оценка признаков гармоничной личности» (Мотков О.И., 2001). Респонденту предлагается оценить по 5-балльной шкале значимость каждого признака у воображаемой им идеальной ГЛ (а не у себя).
Список признаков идеальной гармоничной личности
1. Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
2. Хорошее физическое самочувствие в целом
3. В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
4. Здоровый и разнообразный образ жизни
5. Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
6. Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
7. Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
8. Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
9. Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
10. Реалистичность представлений и желаний
11. Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
12. Удовлетворенность жизнью в целом
13. Удовлетворенность отношениями в семье
14. Удовлетворенность отношениями с друзьями
15. Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
16. Открытость познанию нового, творческая деятельность
17. Доброжелательность к людям
18. Чувство красоты природы и единства с ней
19. Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
20. Умение экономно расходовать свою жизненную энергию
Все признаки сгруппированы в 5 обобщённых показателей: I - ООП - Общая оценка всех 20 признаков (№№ 1,2,…20), II - ОФ - Оптимальное Функционирование (№№ 1,2,4,5,6), III - Ум - Умеренность в желаниях и выраженности черт характера (№№ 7,9,10,11,20), IV - Уд - Удовлетворённость жизнью, собой и отношениями с людьми (№№ 3,12,13,14,15), V - МД - Мудрость и Духовность как творческие, нравственные и эстетические характеристики ГЛ (№№ 8,16,17,18,19). Вычисляются средние арифметические по общему (I) и четырём частным показателям методики (II - V). Соотнося средние по частным факторам, определяем наиболее и наименее выраженные частные характеристики идеала личностной гармонии в данной группе испытуемых или у отдельного респондента. Средняя оценка испытуемого по ООП в районе 4,00 баллов приближается к профессиональным представлениям психологов.
Затем все 20 оценок испытуемого ранжируются. Первые пять рангов (1 - 5) обозначают наиболее значимые признаки гармоничной личности для испытуемого, последние пять (16 - 20) - наименее значимые. Проводится качественный анализ иерархии оценок признаков испытуемого (или группы) по их индивидуальной значимости. Фактически получаем иерархию ценностных представлений испытуемого о характеристиках гармоничности личности и жизни человека. Сравнение ценностных представлений о гармоничной личности респондентов разных групп позволяет определить их групповую специфику, сходства и различия между ними.
Предполагается, что за оценками признаков у испытуемых стоят интуитивные ценностные представления о ГЛ. На их основе в ходе оценивания происходит атрибуция, приписывание признаку определённой значимости, проекция важных для самих респондентов ценностных представлений на идеальный образ гармоничной личности. Фактически изучаются ценности испытуемого в отношении личностной гармонии.
Было проведено несколько исследований с испытуемыми разных по возрасту и полу групп. Одно из них кратко описывается в данной статье.
Изучаемые группы
Проведено исследование представлений о ГЛ 170 испытуемых четырёх возрастных групп. Молодые - возраст 17-20 лет, 73 студента гуманитарных вузов, из них 55 женского и 18 - мужского пола (2002-2009гг, Москва). Зреющие - 21-30 лет, 55 человек: 36 женщин и 19 мужчин с высшим и неполным высшим образованием (2002-2009гг, Москва и Калуга). Зрелые - 31-44 лет, 20ч. и Очень зрелые - 45-61 лет, 22ч. - в этих старших группах 22 женщины и 20 мужчин (отдельно в подгруппах - примерно пополам) с высшим, неполным высшим и средним (9 чел.) образованием (2002-2004гг, Москва, МО и Калуга). Названия группам даны условно, в первую очередь с учётом их биологического возраста.
Результаты
Получены очень интересные факты. Нет вообще достоверных различий по U критерию Манна-Уитни между оценками признаков ГЛ у Молодых и Зреющих! Поэтому их можно объединить в одну группу Зреющих - 17-30 лет, 128 чел.= 91ж+37м. Нет достоверных различий в представлениях о ГЛ и между группами Зрелых и Очень зрелых! Их объединяем в общую группу Зрелых - 31-61 лет, 42 ч.=22ж+20м.
В то же время между объединёнными группами Зреющих (128ч., 17-30 лет) и Зрелых (42ч., 31-61 лет) обнаружено 20 достоверных различий из 25 возможных!, причём все оценки выше у Зрелых, включая и по всем частным показателям методики. Особенно велики различия по признакам Мудрости-Духовности МД (уровень значимости р=0,00003), Оптимальному Функционированию ОФ (р=0,00024) и Умеренности Ум (р=0,0009). Зрелые достоверно выше ценят эти качества гармоничной личности, чем Зреющие.
Таким образом, характер оценивания признаков ГЛ остаётся примерно одним и тем же в «зреющий» период жизни от 17 до 30 лет. Затем он после 30 существенно изменяется, происходит скачок в оценках важности ( и, следовательно, в ценности) большинства признаков гармоничной личности в сторону их значимого повышения. Далее, от 31 до 61 лет, ценностные представления респондентов остаются высокими, относительно постоянными, устойчивыми, почти неизменными в течение всего изученного периода зрелости. В это время настоящей взрослости ценности личностной гармонии становятся в целом достоверно более важными, чем в предыдущий, как бы подготовительный, «зреющий» период их развития.
В иерархии частных факторов ГЛ по значимости наблюдаются следующие изменения: у Зрелых на 1 месте оказался показатель Мудрости-Духовности - 4,343 балла (у Зреющих он только на 3 месте - 3,88 б.), а фактор Удовлетворённости отношениями и жизнью переместился на 3 место - 4,22 б. (у Зреющих он на 1 месте - 4,05 б.). Показатель Оптимального Функционирования в обеих группах - на одном и том же 2 месте (соответственно у Зрелых - 4,338 б. и у Зреющих - 4,02 б.), а показатель Умеренности в обеих группах - на последнем 4 месте (соответственно у Зрелых - 3,95 б., у Зреющих - 3,55 б.). Общая средняя оценка признаков ГЛ (ООП) у Зрелых равна 4,21 б, у Зреющих - 3,87 б.
Т.е. у Зрелых на 1 месте оказались широкие духовные ценности нравственного, эстетического и творческого взаимодействия с людьми и природой, целостного - интересного и разнообразного, и в тоже время реалистичного, - функционирования, а у Зреющих впереди мы видим признаки личного благополучия, удовлетворённости отношениями с ближайшим окружением - с друзьями, на работе, в семье.
Особенно большие различия между Зрелыми и Зреющими по U-критерию (на уровне р=0,000…), с достоверно более высокой оценкой у первых, обнаружены по следующим пунктам методики: 4 - Здоровый и разнообразный образ жизни; 7 - Чувство меры в своих стремлениях; 10 - Реалистичность представлений и желаний; 17 - Доброжелательность и открытость людям. Очень значительные различия прослеживаются и по многим другим пунктам (кроме признаков Удовлетворённости отношениями и жизнью).
Обсуждение результатов
Итак, данные показывают медленный и специфический характер освоения ценностей личностной гармонии и приобщения к ним у современной молодёжи. Они практически не меняются с 17 до 30 лет и окончательно «вызревают», становятся очень важными лишь после 30. На первом месте у Зреющих - характеристики удовлетворённости отношениями с ближними людьми. Этот факт отражает наибольшую важность в этом возрасте общения с друзьями, что помогает их самоопределению, естественных стремлений к нахождению второй половины, построению семьи, рождению детей, дружеских отношений на работе. По Эриксону - это период важности близости, дружбы, сотрудничества (Эриксон Э., 1993). И хочется всего и сразу. Поэтому характеристики умеренности отодвигаются на задний план и ценятся ниже всего (проявление «юношеского максимализма»?).
В период 31-44 лет происходит самое интересное - существенный сдвиг в сторону повышения значимости большинства признаков ГЛ, т.е. существенно растёт ценность признаков личностной гармонии. Далее с возрастом величина их оценки остаётся примерно одинаковой. Особенно повышается значимость группы признаков Мудрости-духовности (нравственных, творческих и эстетических ценностей, принятия двойственности мира), а также качеств Оптимального Функционирования (в первую очередь - гармоничного образа жизни) и Умеренности в достижениях и выражении эмоций (чувства меры, реалистичности в желаниях и т.п.). По моему мнению, у Зрелых в период 31-44 лет происходит сдвиг к собственно личностной зрелости, который выражается в первую очередь в изменении ценностей человека в сторону повышения значимости духовных качеств и черт мудрости, а также характеристик умеренности и гармоничности образа жизни. Они гораздо больше, чем Зреющие, ценят эти «бытийные ценности» (по А. Маслоу). В то же время в их ценностях парадоксально сочетаются высокие идеальные стремления и важность реалистической и умеренной самоорганизации поведения. Последние можно считать проявлением растущей мудрости («…мудрый человек сильнее звёзд, поскольку побеждает свои страсти» - Фома Аквинский / Ж. «Наука и религия», 1991, № 10, с. 12).
На этот период как раз приходится один из «…наиболее значительных кризисов …кризис середины жизни (между 35 и 40 годами). По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок …а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок времени» (Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001, с. 241). Видимо, у моих испытуемых этот кризис завершается усилением духовной составляющей своих ценностей и стремлением жить в соответствии с ними.
Интересно, что Б. Ливехуд считает средней («экспансивной») фазой жизни период от 20 до 40 лет (Ливехуд Б., 1994, с. 48). По моим данным этот средний период, с точки зрения развития личностной зрелости, духовных ценностей (находящихся «вне чистой необходимости» - там же, с. 48), начинается сегодня не с 20 лет, а только после 30. С другой стороны, Ливехуд отмечает, что на 40 лет приходится «большой поворот» в жизни, «переход к новой доминанте ценностей» (там же, с. 73). «Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдёт большой поворот на своём жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать всё больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, исходил только из себя …или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующую угрозу для себя во всём новом» (Ливехуд Б., 1994, с. 48-49). У большинства моих респондентов 31-44 лет, как мы видели, происходит поворот интересов к духовным ценностям и к большей мудрости. Можно считать, что в аксеологическом плане они преодолели кризис среднего возраста в позитивном ключе. В более старшей группе 45-61 лет бытийные ценности сохраняют своё высокое значение и переоценки ценностей уже не наблюдается. Происходит как бы их консервация, укоренение в личности. Б. Ливехуд пишет, что «духовное развитие является решающим для последней фазы жизни» (там же, с. 49). Однако результаты моего эксперимента позволяют говорить о том, что такое развитие в изученных группах наиболее интенсивно совершается в период 31-44 лет, а не после него.
Как можно объяснить обнаруженный в исследовании характер сдвигов в ценностных представлениях о гармоничной личности и соответствующих ценностях у наших испытуемых?
С одной стороны, идёт естественное возрастное созревание нейроструктур, отвечающих и за личностные проявления, их последующее «застывание» и старение, что приводит к снижению скорости переработки информации, росту инертности взглядов в период зрелости и пожилого возраста. По данным исследователей Большой пятёрки, такие, близкие к духовным характеристикам, суперфакторы личности как «готовность к согласию (доброжелательность)» и «сознательность», созревают только к 30 годам и более выражены у старших возрастных групп (Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследоваия. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 294-295).
С другой стороны, следует учитывать, что в нашем обществе примерно 20 лет назад, при переходе к российской форме капитализма, стало происходить постепенное смещение семейных, общественных и личностных ценностей. Люди теперь больше ориентируются лишь на свои желания, на материальные блага и максимальные достижения, выше ценят свою автономию. Затяжная погоня за этими, по сути эгоистичными и индивидуализированными, ценностями, возможно, ведёт к инфантилизации, замедлению процесса становления высших ценностей личности, к его задержке как бы на подростковой стадии в период 17-30 лет. Этих респондентов, родившихся после 1980 года и впитавших в какой-то мере новую социально-экономическую и психологическую атмосферу общества, можно считать уже детьми перестройки и постперестройки. Испытуемые же группы Зрелых (31-61 лет) в большинстве своём период юности прожили еще в советские времена, когда открытые стремления к материальному обогащению и дистанцированию от других людей ещё не очень поощрялись в обществе.
Возможно, что определяющей причиной является одновременно как первое, так и второе. Какие из этих гипотетически причинных факторов имеют больший вес - биологические факторы созревания нейроструктур, отвечающих за проявление ценностных представлений и их последующую стабилизацию (т.е. фактор возраста), или социокультурный фактор изменения экономического строя, семейных и общественных ценностей - может показать лишь специальное исследование. В частности, имело бы смысл провести в 2015-2025 годах аналогичный моему эксперимент с лицами 31-45 лет. Они к тому времени будут уже также людьми, пережившими трудное «перестроечное детство». Подсчёт достоверности различий по критерию U Манна-Уитни между группой перестроечных и постперестроечных Зреющих испытуемых (17-30 лет) и этой группой также перестроечных новых Зрелых покажет, есть ли достоверные различия в их ценностных представлениях личностной гармонии или нет. Так как группы будут уравнены по возможному влиянию на их ценности общего социокультурного перестроечного фактора, то все обнаруживаемые в будущем эксперименте различия можно будет смело приписать влиянию фактора возраста. Если же существенных различий в ценностях ГЛ между Зреющими и новыми Зрелыми не окажется, то найденные мной различия между ценностными представлениями о ГЛ Зреющих и Зрелых можно будет объяснить в первую очередь влиянием социокультурного фактора на характер ценностей Зрелых, а не биологически подогреваемым возрастным кризисом и вызревающим в нём последующим предпочтением духовных ценностей.
Надеюсь, что такого рода новое исследование величины ценностей личностной гармонии у «перестроечных и постперестроечных» испытуемых разных возрастов будет проведено.
Вероятно, на оценку качеств гармоничной личности влияет и возраст экспертов-психологов. Все они писали о личностной гармонии уже в зрелом возрасте. Выделенные ими качества, может быть, внутренне ближе представлениям испытуемых Зрелой группы. Хотя становление личности некоторых экспертов прошло в капиталистическом, а не в советском обществе (К. Роджерс и А. Маслоу).
В целом оценки характеристик гармоничной личности у всей экспериментальной группы (170 чел, 113ж и 57м) довольно высоки, что подтверждает валидность предложенных экспертами признаков: Общая оценка значимости признаков ГЛ - 3,96 б. (74%), Оптимальное Функционирование - 4,10 б. (78%), Умеренность - 3,65 б. (67%), Удовлетворённость отношениями - 4,10 б. (78%), Мудрость-Духовность - 3,99 б. (75%).
Методика «Оценка признаков гармоничной личности» может быть использована для изучения такой важной стороны зрелости личности как ценности психологической гармонии. Высокая оценка признаков ГЛ, особенно по факторам МД, ОФ и Умеренности, будет указывать на достаточно высокую личностную зрелость респондента.
Литература
1. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000, 549 с.
3. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994
4. Мотков О.И. Методика «Оценка признаков гармоничной личности». М., 2001.http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle15.doc
5. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М., 2003. (См. в Интернете: http://nkozlov.ru/library/psychology/d1449/ в разделе «Библиотека интересного»)
6. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара: Бахрах-М, 2008
7. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 294 - 295
8. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001, с. 241
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
10. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т практ. психологии, 1998 - 512 с.
11. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993