Моя семья или генеалогические поиски - гулаг

Владимир Смысловский
                Нахождение в местах лишения свободы

Как это явствует из самого названия «исправительно-трудовой лагерь», целью помещения заключенных в лагеря было их исправление и то, чтобы они своим трудом искупили вину перед Родиной.

По прибытии в лагерь заключенные приступали к исправительным работам «на благо общества».

Приведем выдержки из инструкции о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР (Приказ НКВД СССР №00889 от 2 августа 1939 г.)6

«3. Заключенные исправительно-трудового лагеря размещаются по лагерным пунктам (участок, колонна, командировка), которые организуются вблизи объектов работ. …

4.Лагерный пункт изолируется колючей проволокой.

1.1. Зона ограждения должна иметь форму прямоугольника или квадрата, обеспечивающая лучший просмотр.

1.2. Для наблюдения и охраны территории лагпункта с внешней стороны устанавливаются пост-вышки для часовых.

1.3. Заключенные размещаются в бараках.

10. В зоне лагпункта допускается свободное передвижение заключенных до сигнала отхода ко сну.

11. Хождение заключенных из барака в барак запрещается.

Подъем

16. Подъем заключенных производится по сигналу достаточной слышимости в часы, установленные приказом по лагерю, исходя из местных, производственных и других условий.

18. После подъема заключенные обязаны оправить свои постели и прибрать личное имущество, после чего направляются на завтрак.

Вывод на работу

19. После приема пищи, по второму сигналу, подаваемому дежурным по лагерному пункту, заключенные строятся для утренней поверки и развода.

20. Поверка производится в строю и должна занимать не более чем 15 минут.

22. После поверки заключенные во главе с бригадирами направляются к месту работы.

Уборка помещений

23. После развода остающиеся в бараках дневальные производят тщательную уборку.

Раздача пищи

26. В середине рабочего дня устанавливается перерыв продолжительностью один час для принятия пищи и отдыха.

28. Раздача обеда производится:

а) непосредственно на производстве

б) на лагпункте

Вечерняя поверка и отбой

32. Перед отходом ко сну до отбоя производится вечерняя поверка, для чего заключенные выстраиваются перед бараком, а зимой – в бараке.

Поверка производится поименно дежурным по лагерному подразделению и должна занимать не более 30-40 минут.

33. По окончании поверки подается сигнал отхода ко сну, после которого все заключенные лагпункта (за исключением работающих в ночной смене) обязаны быть в своих бараках и ложиться спать, прекратив шум, разговоры, всякое передвижение по лагерю.

Отбой и подъем устанавливаются с таким расчетом, чтобы заключенные имели для сна не менее 7 часов.

34. Освещение бараков производится с наступлением темноты, после отбоя в бараках оставляется только дежурный свет.

Заключенным разрешались свидания в лагере, получение посылок и переписка, но с определенной периодичностью (не чаще 1-2 раз в полгода). Политическим заключенным свидания предоставлялись лишь с разрешения начальника ГУЛАГа либо начальника лагеря.

Меры взыскания и поощрения
А) Меры взыскания

104. За нарушение правил внутреннего распорядка, недобросовестное отношение к труду или отказ от работы, на заключенных налагаются взыскания.

105. Начальником Управления лагеря может быть наложено одно из следующих взысканий:

а) лишение свиданий, переписки, передач на срок до 6 месяцев и возмещение причиненного ущерба;
б) перевод на общие работы;
в) перевод на штрафной лагпункт сроком до 6 месяцев;
г) перевод в штрафизолятор сроком до 20 суток;
д) перевод в худшие материально-бытовые условия (штрафной паек, менее благоустроенный барак и т.п.)
Б) Меры поощрения

А) объявление благодарности в приказе с занесением в личное дело;
Б) выдача премии (денежной, натуральной);
В) предоставление внеочередного свидания;
Г) предоставление права получения посылок и передач без ограничения;
Д) предоставление права перевода денег родственникам в сумме, не превышающей 100 рублей в месяц.
114. Заключенным, работающим стахановскими методами труда, помимо мер поощрения, перечисленных в №113, должно быть предоставлено следующее:

а) лучшие и благоустроенные бараки, оборудованные топчанами или кроватями, обеспеченные постельными принадлежностями, культуголком, радио;
б) специальный улучшенный паек;
в) отдельная столовая или отдельные столы в общей столовой с первоочередным обслуживанием;
г) вещевое довольствие в первую очередь и 1 срока носки;
д) преимущественное право пользования лагерным ларьком;
е) первоочередное получение книг, газет и журналов из библиотеки лагеря;
ж) постоянный клубный билет на занятие лучшего места для просмотра кинокартин, художественных постановок и литературных вечеров;
з) командирование на курсы внутри лагеря для получения или повышения соответствующей квалификации (шофера, тракториста, машиниста и т.д.)
117. В отношении отдельных, особо отличившихся заключенных, начальник Управления лагеря и начальник Политотдела могут возбудить ходатайство перед Коллегией или Особым совещанием НКВД об условно-досрочном освобождении.

Приказ НКВД СССР №00943 «О введении новых норм питания и вещевого довольствия для заключенных в ИТЛ и ИТК НКВД СССР» от 14 августа 1939 г.7

НОРМА

довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, занятых на основных производственных работах и выполняющих норму выработки (на 1 человека в день в граммах)

Наименование продуктов
 Количество
 Наименование продуктов
 Количество
 
Хлеб ржаной
 1200
 Сахар
 13
 
Мука пшеничная 85%
 60
 Чай суррогатный
 2
 
Крупа разная
 130
 Картофель и овощи
 600
 
Мясо
 30
 Томат-пюре
 10
 
Рыба
 158
 Перец стручковый
 0,13
 
Растительное масло
 12
 Лавровый лист
 0,2
 
Макароны
 10
 Соль
 20
 

ТАБЕЛЬ

вещевого довольствия заключенных, находящихся в лагерях и ИТК ГУЛАГа НКВД СССР (для мужчин на 1 человека)

Наименование предметов
 Единица измерения
 Количество
 Срок носки
 
Фуражки летние
 шт.
 1
 2 года
 
Шапки
 шт.
 1
 2
 
Рубахи летние
 шт.
 1
 1
 
Шаровары
 шт.
 1
 1
 
Ботинки кожаные
 Пар
 1
 1
 
Рубахи нательные
 шт.
 2
 1
 
Кальсоны
 шт.
 2
 1
 
Майки
 шт.
 1
 1
 
Трусы
 шт.
 1
 1
 
Полотенца
 шт.
 2
 1
 
Портянки летние
 Пар
 2
 1
 
Портянки бумазейные
 Пар
 2
 1
 
Полупальто х/б
 шт.
 1
 1
 
Телогрейки
 шт.
 1
 2
 
Шаровары ватные
 шт.
 1
 1
 
Валенки
 Пар
 1
 2
 
Варежки шерст.
 Пар
 2
 1
 
Рукавицы комб.
 пар
 2
 1
 

Вспоминает генерал А.В.Горбатов: «Поселок при золотом прииске Мальдяк состоял из деревянных домиков в одно – три окна. В этих домиках жили вольнонаемные служащие. В лагере, огороженном колючей проволокой, было десять больших палаток, каждая на пятьдесят-шестьдеят заключенных. Кроме того, были деревянные хозяйственные постройки: столовая, кладовые, сторожка, а за проволокой – деревянные казармы для охраны, и там же шахты и две бутары – сооружения для промывки грунта.

В нашем лагере было около 400 осужденных по 58-й статье и до пятидесяти «уркаганов», закоренелых преступников, на совести которых была не одна судимость, а у некоторых по нескольку, даже по восьми, ограблений с убийством. Именно из них и ставились старшие над нами.

Работа на прииске была довольно изнурительная, особенно если учесть малокалорийное питание. На более тяжелую работу посылали, как правило, «врагов народа», на более легкую – «уркаганов». Из них же назначались бригадиры, повара, дневальные и старшие по палаткам. Естественно, что то незначительное количество жиров, которое отпускалось на котел, попадало прежде всего в желудки «урок». Питание было трех категорий: для невыполнивших норму, для выполнивших и для перевыполнивших. В числе последних были уголовники. Хотя они работали очень мало, но учетчики были из их же компании. Они жульничали, приписывая себе и своим выработку за наш счет. Поэтому уголовники были сыты, а мы голодали».8

Сосуществование «политических» и уголовников в одном лагере на протяжении ряда лет делало жизнь первых поистине невыносимой. Рассказывает генерал Горбатов: «Бывало и такое. Нас и «уркаганов» наряжали за дровами. Мы шли в лес, а уголовники поджидали нас недалеко от лагеря, отбирали дрова, в лучшем случае со словами: «Мы вам поможем поднести». А мы, не имея права возвращаться без дров, снова шли в лес за три километра. Но бывало и хуже: и дрова отнимут, и вдобавок изобьют!»9

VII. Выводы
Дорвавшись до власти, большевики развязали террор в самых гнусных и безжалостных формах. Если Ленин уничтожил подлинно идейных противников, то Сталин уничтожал сначала оппозицию внутри партии, а затем любого, кто хотя бы сомневался в правильности общественно-политического строя и проводимой политики. Стремясь утвердить себя в роли единоличного лидера, Сталин и его последователи душили всякую инициативу, если она исходила не от них. В результате советский народ, считавший коммунистический строй справедливым и видевший в Сталине олицетворение этого строя, оказался затерроризированным, боялся проявить какую-либо инициативу, предпочитал уворачиваться от страшной правды, не видеть существовавших проблем. До середины 1950-х годов люди разговаривали друг с другом шепотом! (Д.Гранин, «Новый мир», 1987, №1)

Огромное количество людей прошло через лагеря. Только по Российской Федерации с 1923 по 1953 год общая численность осужденных по всем статьям Уголовного кодекса составляла более 41 миллиона человек (А.Яковлев. Горькая чаша. Ярославль, 1994, стр.166), то есть через тюрьмы и лагеря прошел каждый пятый взрослый житель страны! Лагерная культура, быт и нравы, «дедовщина» пронизали всю страну сверху донизу. На каждом шагу люди убеждались в невозможности добиться какой-либо справедливости правовыми методами и, как следствие, многие сами скатывались к криминальному и асоциальному поведению.

Большевики уничтожили всякую оппозицию, подчинили себе и разложили правоохранительные органы, ликвидировали свободы слова, собраний и печати, сделали невозможным выезд из страны. Любой советский человек, которому выпадало несчастье сделаться объектом внимания «органов», оказывался вне всякой защиты и покровительства, превращался в живой труп, от него как от прокаженного в ужасе шарахались родные и знакомые. Такому человеку не было места на советской земле. Сотни тысяч советских людей исчезли в тридцатые годы и их родственники так и умерли в неведении об их судьбе, не смея даже спросить кого-либо об этом.

В несчастьях и ужасах, обрушившихся на страну, повинны и сами жители СССР. Неверие в возможность построения счастливой жизни, отсутствие интереса к политике, нежелание задумываться над фундаментальными основами бытия, отсутствие стремления к самостоятельному мышлению, страх оказаться отвергнутым и одиноким, нежелание возлагать на себя бремя хозяина и гражданина страны привели к тому, что основная масса самоустранилась от вопросов управления своей родиной и оказалась жертвой маньяков и законченных циников, опьяненных властью над огромной страной и рвавшихся к мировому господству.