Время разбитых сердец. Гл. 4

Виктор Шушарин
ДЕЛО  О  КРАЖЕ  МЕТАЛЛА.

Кому мешал Уралов?
Капитан Звонарёв идёт на помощь Захарову.
Визит к Рябову.
Прогулка  с главбухом.

1.

    Получив по броне одноместный номер, Захаров занялся ого обжива –нием.  Разложив по полкам и развесив свои вещи, прилёг на кровать и моментально заснул. Проснулся ровно через пятнадцать минут.  Это был с годами наработанный приём для освежения головы, и действовал он безотказно. Вот и сейчас он ощутил, что состояние утомлённости исчезло, и мысли легко текли в голове.
      Так кому же мешал Уралов? – думал Захаров. Что мешал Прихваткину и Гуляевой и почему,  здесь картинка вырисовывается ясная. Но почему он мешал «генералитету»? И есть ли связь Прихваткина  в деле по  Уралову с генералами? Где об этом можно узнать? Ведь они мне сами ничего  не расскажут.  Допустим, я переговорю с главбухом об истории списания сверхнормативных запасов материалов и инструмента, переговорю с подсобным рабочим со склада. Но это же всё слова. А мне нужны документальные подтверждения. И тут он вспомнил о капитане Звонарёве из местного УВД, с которым подружились, работая по одному делу.  Захаров достал записную книжку, где у него были записаны номера телефонов нужных ему людей. Нашёл запись: Звонарв Сергей Николаевич, капитан УВД г. Городка. И номер телефона. Позвонил. Трубку подняли.
-   Кто нужен? – раздался голос.
-   Капитан Звонарёв.
-   Он вышел, позвоните минут через десять.
     Захаров подождал немного и позвонил снова.
- Капитан Звонарёв слушает, - раздался знакомый голос.
- Сергей Николаевич, это Захаров из областного УВД.
- Валерий Ивнович.  Привет!  Ты откуда?
- Из центральной гостиницы.
- Командировка?
- Командировка.
- Нужна моя помощь?
- Нужна.
- Подъехать?
- Подъезжай. И за одним привези домашние адреса двух нужных мне товарищей.
     Захаров назвал известные по ним данные и, как найти его номер.
     Минут через тридцать в дверь постучали.
- Открыто. Входите, - крикнул Захаров и пошёл навстречу вошедшему Звонарёву. Обнялись.
- Временем располагаешь? – спросил Захаров.
- Немного есть.
- Тогда раздевайся, посидим…
     Звонарёв достал из кармана свёрнутый лист бумаги и подал Захарову.
- Здесь адреса.
- А, спасибо! Коньяк будешь?
- Только немного.
Захаров достал бутылку, две рюмки и плитку шоколада. Сели за стол, отпили по немного из рюмок.
- Мне можешь дело своё доверить? – спросил Звонарёв.
- Могу.
- Тогда выкладывай.
- Ты что-нибудь слыхал про Уралова Николая Ивановича?
- Я его знаю, но в последнее время ничего не слышал ни от него, ни про него.
- Две недели назад он скоропостижно скончался.
- Ты серьёзно?!
     И Захаров рассказал ему про заявление его жены, и про цель своего приезда, и что успел наскрести за прошедший день, и про тупиковую ситуацию.
- Так в деле же нет явного криминала, - подытожил услышанное от Захарова Звонарёв.
- В том-то вся и сложность.
- Получается убийство без убийства.
- Давай, Сергей, в начале помянем хорошего мужика, а потом продол- жим…
Выпили, помолчали.
- Сергей, а у тебя случайно нет дел по Механическому заводу?
- Есть один «висяк» по краже металла со склада.
- Вот это уже что-то!
- Ну ты говоришь, как будто уже и знаешь, кто украл.
- Да ничего я не знаю, но может быть между делами связь. Тут, понимаешь, какая история… И Захаров рассказал про компанию списания сверхнормативных материальных запасов. А после спросил:
- А когда произошла кража?
- Полтора месяца назад.
- Подходит.
- Что подходит? Что-то я не улавливаю связь.
- Понимаешь, Серёжа, этот украденный металл может оказаться из числа списанного. Он теперь ничейный. И под видом кражи идёт его реализация.
- Валера, так это же зацепочка!
- Да, Серёжа. Теперь мы с тобою можем порыться в заводском архиве. А вы хорошо осмотрели склад на предмет, с какой стороны он был вскрыт и из чего он построен. 
- Склад металлический из профилита большого формата. Размеры листа 6м. на 2м. на 0,001м. Знаешь, Валера, - Звонарёв ударил себя по лбу, - мы, наверное, дали маху! Сейчас до меня кое - что стало доходить. Недалеко от склада товарный проезд, где постоянно находится  охрана. Но они ничего не видели и не слышали. А ведь чтобы отогнуть профильный лист  такой ширины, требуется не малое усилие. И без шума вряд ли здесь можно обойтись. Тем более, что в местах сварки имеются следы вырванного металла. И на первый взгляд по имеющимся признакам работали похитители с наружной стороны.  А если ты прав, то вполне можно было создать видимость кражи с внутренней стороны склада заранее. И, к тому же, перетаскать 35 листов нержавейки, весом каждый около ста килограмм, через проделанную щель в стене весьма проблематично. Скорее всего, листы вывезены со склада автомашиной, а отогнутый лист – не что иное, как инсценировка кражи. Придётся провести вторичную экспертизу.
- И ещё, Сергей, у меня к тебе будет просьба: поскольку я не хочу пока засвечиваться, переговори с главбухом по оводу списания сверхнормативов, выясни, на какую сумму было списано материалов, есть ли об этом сведения в архиве и не обращался ли кто-нибудь в последнее время по этому вопросу с завода. А я займусь подсобным со склада.

2.

     Захаров решил, что с подсобным рабочим со склада Рябовым Иваном Тихоновичем лучше попытаться переговорить у него дома.
      Рябов жил на краю города. Расспросив на остановке,  как добраться  до нужного ему района, капитан не стал дожидаться автобуса, а пошёл пешком, считая, что так будет надёжней при остром недостатке пассажирского транспорта.  Была ещё одна причина: он, помня слова Ураловой, что Рябов мужчина довольно странная личность, решил опередить возращение его домой  и дождаться Рябова возле его квартиры. По дороге На всякий случай купил бутылку водки и немного закуски.
     Дом, где проживал Иван Тихонович, представлял собою большое малосемейное общежитие с множеством однокомнатных квартир. Войдя в поражающий своей запущенностью подъезд, Захаров отыскал не без труда квартиру с нужным ему номером и, присев на чей-то стоящий у стены ящик,  стал ждать.
     Рябов появился минут через тридцать. Когда он стал открывать дверь своей квартиры, Захаров окликнул его:
- Иван Тихонович!
     Рябов вопросительно посмотрел на него.
- Иван Тихонович, вы работали вместе с Ураловым Николаем Иванови- чем?
- Да.
- Понимаете, я ходил несколько раз с Ураловым в горы и проездом специально остановился в Городке, чтобы повидаться с ним. А мне сообщили, что он недавно внезапно умер. Я попросил рассказать подробнее о причинах его смерти. А мне посоветовали обратиться либо к кладовщице, либо - к вам, так как вы работали с ним вместе. Я выбрал вас, думая, что мужчина с мужчиной легче найдут общий язык. Могу я немного побеседовать с вами?
      Рябов замялся. Было видно, что ему не желателен этот разговор.
- Иван Тихонович, я вас долго не задержу. Можно зайти у вам?
     Рябов ещё раз взглянул на стоящего перед ним мужчину, вид которого внушал доверие.
- Ну, входите, - не сказал, а выдавил из себя Рябов.
Захаров вошёл, достал из сумки бутылку, закуску.
- Иван Тихонович, давайте помянем хорошего мужика.
     Рябов принёс стаканы, нож, тарелки, а Захаров нарезал закуску и налил в стаканы водку и произнёс: «Пусть Николаю Ивановичу земля пухом будет». Выпили.
- Иван Тихонович, так что, по-вашему, послужило причиной смерти?
- А он сам виноват. Взял, зачем-то рассказал директору о проделках начальника, как всё - равно предал. Наделал шуму. Всю нашу службу перешерстили. Начальнику пришлось уволиться. А вскоре и сам ушёл. Лишь через несколько дней мы узнали, что он ночью того же дня умер.
      Захаров снова налил водки. Выпили. Рябов заметно захмелел.
- Так что же ваш начальник натворил такого, что Николай Иванович вынужден был рассказать руководству? Уралов к таким вещам относился очень строго и друзей ценил.
- Да на складе скопилось много списанного инструмента и, видимо, Хомчук его начал сбывать, как свой собственный.
- А много его ещё на складе?
- Да много ещё.
- А какой-то учёт ведётся этого инструмента?
- Такого учёта нет – он же списан.
- А как вы знаете, что какой инструмент списан, какой – нет?
- А мы его на память знаем.
     Захаров налил ещё водки. Рябов выпил, Захаров – лишь пригубил.
- А новый начальник, что собирается со списанным инструментом делать?
- Они его переписали, и список забрали себе.
- А кладовщица его подписала?
- Нет.
- А из этого списка что-то уже отдавали за последнее время?
- Перекупщики к нам постоянно ездят – армяне. Кое-что им уже сплавили.
- А по каким документам?
- Нам дают записку с перечнем, что выдать, а остальные документы, как говорит Гуляева, у начальника.
- А что вы думаете по этому поводу?
- А думаю я, что мне уходить оттуда надо, ведь я уже пенсионер.
- А вам зарплату не добавили после реорганизации?
- Кладовщице немного добавили, а мне – нет.
- Обидно, правда?   
     Рябов промолчал.
- Ну, а вы записки-то те подшиваете?
- У нас насчёт этого порядок.
- Ну, что ж, Иван Тихонович, мне пора. Спасибо, что не прогнали, спасибо за рассказ.

3.

    Никита Пантелеевич  собирался на прогулку, когда зазвонил телефон. Он поднял трубку.
- Алло! Кто вам нужен?
- Никита Пантелеевич.
- Я вас слушаю.
- -Из милиции вас беспокоят. Капитан Звонарёв. Мы выясняем обстоятельства кражи металла на  вашем заводе. Нам нужны некоторые сведения из вашей бухгалтерской практики прошлых лет. Мог бы я с вами сегодня встретиться?
- Я сейчас иду гулять.
- Вот и прекрасно! Во время прогулки и побеседуем. Где вас лучше ждать?
- У Дома Культуры.
     Когда Боголюбов подходил уже к ДК, навстречу ему вышел крепкого сложения мужчина.
- Здравствуйте! Вы будете Никита Пантелеевич?
- Так точно! – по - венному бодро ответил старичок.
- Как вам лучше беседовать, сидя, или на ходу?
- Я же вышел на прогулку, так, давайте, совместим приятное с полезным.
- Тогда ведите меня по своему маршруту.
- С удовольствием!
- Никита Пантелеевич,  Во времена директорства Генералова на заводе скопилось много сверхнормативных материалов и инструмента. За них завод  наказывался большими штрафами. Генералов решил избавиться от них легко и быстро: он заставил просто их списать, как ставшие производству не нужными. Я правильно говорю?
- Да, было такое дело.
- Вы не помните, на какую сумму было списано?
- Да где-то тысяч на триста – четыреста. Но это было тогда, когда деньги были большими. Сейчас бы всё списанное потянуло бы на миллионы.
- А не помните, какие материалы попали в число списанных?
- Да в основном, металлы.
- А инструмент?
- Был и инструмент. Но если вам надо знать точно, можно же поднять архивы. Они должны быть живыми.
- А вы могли бы нам помочь разобраться с ними?
- Знаете, молодой человек, я уже чувствую, чем здесь запахло и на старости лет не хочу влазить в новорусскую кашу.
- Ну, что, Никита Пантелеевич, спасибо вам за прогулку и беседу. У меня к вам просьба: не говорите никому о нашей с вами встрече. Да, чуть не забыл.
За последнее время к вам никто с завода не обращался с подобными вопросами?
- Нет, никто не звонил.
- Спасибо, Никита Пантелеевич! Будьте здоровы!

4.

   Вечером того же дня Звонарёв заехал в гостиницу к Захарову. Обменяв- шись, друг с другом результатами своих встреч, Захаров спросил Звонарёва:
- Что думаешь предпринять?
-    Думаю завтра взять с собою бригаду экспертов и поехать на завод. Обследую ещё раз склад металла, а двоих посажу в архиве.
-    У меня к тебе будет просьба, Сергей: зайди в инструментальный склад и изыми у кладовщицы записки, по которым она армянам отпускала инструмент.
-    А чем я им объясню вмешательства в их дела?
-    Ну, например, скажи, что нужно проверить одну версию. А какую, -большой секрет.
-    Валерий, а ты не мог бы тоже завтра помочь мне: у меня не хватит на все объекты экспертов?
-    Я не хотел бы пока засвечиваться.
-    А у тебя с собою камуфляж?
-    Ну, если только замазаться, заклеиться.  Тогда так: я иду на склад металла, а ты – в инструментальный склад.

                Продолжение следует.