Индия. 2011. Гоа. Часть 2. Достопримечательности

Максим Антошин
Конечно, просидеть целых десять дней на одном месте для пытливого российского путешественника, к каковым мы себя относим, без каких-либо познавательных экскурсий или просто поездок — дело совершенно невозможное. Поэтому примерно с третьего дня нашего пребывания в Анджуне мы озаботились как раз такими поездками-экскурсиями.
Как выяснилось, каких-то особенных экскурсий или чего-то в роде того что, что организуют турфирмы для туристов в Европе, в Гоа нет, либо информация о них просто не дошла до нас. Насколько мне удалось выяснить, существует короткий перечень туристических мест, куда входят «Водопады», «Плантация специй», «Старый Гоа. Католический собор». До всех этих мест можно добраться на такси.
На «Водопады» мы не поехали, поскольку, как выяснилось, это довольно далеко. Оставались «Плантация специй», «Старый Гоа» и «Католический собор», которые можно посетить за один заход. Что, собственно, мы и сделали.
Я позвонил Вилсону, и минут через сорок у нашего дома появилась машина. Водитель также отрекомендовался братом Вилсона. Мы погрузились и отправились в путь. Первым пунктом нашей поездки оказался индуистский храм, находящийся примерно в сорока минутах езды от Анджуны.
«Что ж, хорошо, — подумал я тогда. — Ещё один дополнительный пункт программы».
Наша машина остановилась на довольно большой основательно замусоренной площади. Водитель указал нам направление, а сам сказал, что ему нужно припарковать машину в другом месте и уехал.
Следуя в указанном направлении, мы миновали школу, во дворе которой толпилось большое количество учащихся в аккуратной школьной форме, короткую торговую улицу, какие всегда сопровождают индуистские храмы и оказались у самого Храма.
Слева по ходу нашего движения находился довольно глубокий квадратной формы бассейн с зеленоватого оттенка водой, в центре которого — небольшой ступенчатый «островок», украшенный маленькими скульптурками.
Сам Храм находится внутри чёткого прямоугольника, образованного различными постройками, в которых, как можно было догадаться, — хозяйственные службы, что-то вроде гестхауса, кельи монахов, магазин.
Перед Храмом расположена красивая восьмиугольная башня, как я впоследствии насчитал на фотографии, семи этажей.
Храм сам по себе очень красивый, однако меня всё время почему-то не оставляло ощущение, что он переделан из христианского собора, или, как минимум, напоминает православную церковь.
При входе на территорию Храма нас заставили разуться. Мы оставили обувь в специально отведённом для этого месте, и я сразу невольно вспомнил сцену из фильма «Миллионер из трущоб», в которой его юные герои торговали обувью, оставленной туристами около Тадж Махала.
Мы зашли внутрь. Там происходила пуджа «нон стоп». Брамины принимали подношения, укладывали их на лингам, пели мантры и так далее. Поскольку подношений мы не купили, то не стали продвигаться вперед и повернули к выходу. Сделав несколько кадров, мы обошли Храм и направились назад.
Впоследствии я нашёл в Интернете информацию об этом Храме. Вот некоторая немного отредактированная компиляция из разных, главным образом, туристических ресурсов:
Храм Шри Мангеш, посвящённый господу Шиве, принадлежит к числу крупнейших индуистских храмов на территории штата Гоа. Он расположен в Приоле, (Понда Тулука) на национальном автомобильном шоссе 4А, на расстоянии двадцати трёх километров от столицы штата Панаджи.
Первоначально этот храм был построен в местечке Корталим (Cortalim), но был перенесен в Приол (Priol) в 16-ом столетии, чтобы избежать разрушения от рук португальцев. Храм не раз перестраивался. Его самая старая часть — это храмовый бассейн (Tirthastan). Во дворе находится семиэтажная башня Дипмал, где находятся масляные светильники. Внутренние помещения храма отделаны мрамором и декоративной плиткой, которая украшает беленые стены. Замечательную дверь в алтарь, выполненную из серебра, украшает растительный орнамент. Эта дверь с двух сторон охраняется статуями стражей самой священной комнаты храма, где пребывает Шивалингам. Кроме Лингама, в помещении алтаря находится изображение Шивы и «Золотой змей Шеша (Адишеша)».
По легенде, Шива после ссоры со своей божественной женой Парвати, покинул дом на горе Кайласа. Разыскивая Шиву, Парвати прибыла в Гоа, где Бог пытался ее напугать, явившись перед ней тигром. Парвати, при этом, обратилась к Шиве с молитвой о защите, в которой были такие слова: «Трахи Мам Гириша» — сохрани меня, Бог гор! В последствие слова «Мам Гириша» преобразовались в «Мангириша», а еще позже – в «Мангеш».
Сказать по правде, ни двери, ни статуй мы не видели, скорее всего, потому, что никто не обратил на них нашего внимания.
После посещения Храма Шри Мангеш мы направились дальше, на плантацию специй.
Проехав некоторое время по «трассе», водитель повернул влево на менее широкую дорогу, в густо поросшие джунглями горы. Примерно десять–пятнадцать минут езды по узкой дороге, и наша машина остановилась на небольшой освобождённой от деревьев площадке, где парковались такси, привозящие туристов.
Спустившись метров пятьдесят по тропинке, мы оказались около небольшого озера, через которое проложены деревянные мостки с перилами. На противоположном берегу виднелись несколько строений из бамбука с тростниковыми крышами.
Мы купили билеты и в составе стихийно сформировавшейся группы, состоящей из 5–6 русских и человек 15 англичан с банками «Кинг Фишера» в руках, направились по мосткам на противоположный берег.
— Крокодилов нет, — заверил водитель в ответ на мой тревожный вопрос.
На входе нам на шеи надели цветочные гирлянды, затем рассадили за грубо оструганные деревянные столы и, кажется, что-то предложили попить. Ещё через несколько минут в составе той же группы мы двинулись вслед за экскурсоводом.
Как выяснилось, плантация специй представляет собой огороженный кусок буйных джунглей, преимущественно бамбуковых, по которому проложена извилистая не очень длинная кольцеобразная тропа. Вдоль тропы кое-где посажены растения, собственно и являющиеся специями. Никакой ПЛАНТАЦИИ, то есть ровных рядов растений, на которых в сельскохозяйственных масштабах выращиваются эти самые специи, гроздьями висящие на ветвях, я не приметил. Хотя, впрочем, того, что нам показали, было вполне достаточно.
По ходу экскурсии экскурсовод показал нам, как растут кардамон, перец, ваниль и прочие специи, а также ананас и кофе.
Кроме того, в одном месте над тропинкой мы видели смертельно опасного паука Черная вдова.
Когда кольцо тропинки было пройдено, уже на подходе к ресторану нам предложили следующее зрелище: невысокого рота индус, проявив поистине обезьянью ловкость, взобрался на пальму. Наверху он несколько раз перебрался с одного дерева на другое, чем произвел взрыв восторга у экскурсантов. И, наконец, под наше дружное «Ван, ту, фри!!!», соскользнул вниз.
Потом всем желающим за шиворот заливали какой-то настой, невероятно полезный для позвоночника. Настой был очень холодный и все, кто вызвался участвовать в этом мероприятии, громко кричали.
Далее в программе был индийский обед, который оказался более или менее традиционным, за исключением того, что в качестве тарелок были плетёные корзинки с банановыми листьями. Помимо еды предложили еще пиво и «колу». Поскольку мы с Леной не употребляем ни того, ни другого, то отказались. Все остальные взяли пиво. Однако вскоре выяснилось, что напитки — за деньги. Наши стали возмущаться, но деньги заплатили.
Когда мы шли по мосткам назад, то увидели следующую картину. На берегу слева, рядом с берегом находился слон. У него на спине сидел человек в купальном костюме. Слон набирал хоботом воду и окатывал ей своего седока. Седока это приводило в состояние восторга. Такой, вот, туристический аттракцион.
Ближе к площади, на которой мы оставили нашу машину, находится стартовая точка ещё одного туристического аттракциона, который называется «Elephant Ride», то есть прогулка на слонах. Это эстакада со ступеньками высотой примерно 2 метра, с которой люди перебирались на широкие спины слонов.
Навстречу нам размеренно шли несколько слонов с туристами на спинах. На спине каждого слона было по три–четыре седока: двое–трое туристов и погонщик.
Я сделал несколько кадров этого живописного зрелища, но случайно сбил диафрагму, и все снимки оказались безнадёжно засвеченными.
После посещения плантации специй мы отправились в Старый Гоа.
За окнами машины опять поплыли гоанские пейзажи. Некоторое время мы ехали вдоль широкой реки, затем проехали по мосту. Ещё где-то полчаса по вполне типичной местности, и мы остановились на грандиозных размеров площади, разрезанной посередине дорогой. По краям площади находились огромные постройки в южноевропейском стиле.
Водитель указал на впечатляющего вида сооружение, построенное из пористого медно-красного камня неизвестной (мне) породы.
Это была знаменитая базилика «Bom Jesus». Как сообщает информационная табличка на подходе к ней, её строительство началось в 1594 году, а закончилось в 1605.
Базилика более чем впечатляет. В первую очередь, конечно, величием архитектурного замысла. Когда смотришь на него, не вглядываясь в детали, приходит ощущение, что находишься где-то в южной Европе.
Вот информация из разных источников в Интернете об этом замечательном сооружении:
Базилика «Bom Jesus» — самое почитаемое католиками место в Гоа. Здесь пребывают нетленные мощи святого покровителя Гоа Франсиска Хавьера (1506-1552). В 1946 г. Папа Пий XII даровал Собору (первому в Южной Азии) статус Малой Базилики. Строительство грандиозного сооружения в стиле барокко началось в 1594 году и завершилось в 1605.  Интересен тот факт, что строительство усыпальницы св. Франсиска финансировал герцог Тосканский Козимо III в обмен на подушку из-под головы святого. Строительство шло 10 лет, и было завершено флорентийским скульптором Джованни Фоджини в 1698 г. Это единственный в Гоа собор, фасад которого не покрыт лепниной.
Фестиваль, посвященный дням Франсиска Хавьера, проходит в самом начале декабря. Мощи для обозрения выставляются раз в десять лет.
Над входом в базилику висела большая рождественская звезда с изображением Иосифа, Евы Марии и младенца Исуса.
Мы зашли внутрь. На первый взгляд, внутри всё выглядит, в общем, вполне обычно для католического собора. Общая конфигурация в виде вытянутого латинского креста. Огромное внутреннее пространство. Высокий потолок, величественные своды, длинные ряды молитвенных скамеек, стена за хорами, украшенная золотыми барельефами в виде витых колонн, скульптур и различных декоративных элементов.
Однако стоило немного приглядеться, как сразу стали видны отличия: табличка предупреждающая о необходимости соблюдать тишину с текстом, написанным деванагари. Золотые барельефы и скульптуры оказались изготовленными из дерева явно индийским скульптором и в индийском стиле. Помимо всего перечисленного в храме присутствовал искусно выполненный из пальмовых листьев рождественский вертеп, вокруг которого толпились верующие.
В храме происходила служба, чем-то отдалённо напоминающая пуджу. Тут же толпились туристы с фотоаппаратами.
Выйдя из базилики, мы немного прошлись вдоль неё. Около дальней от входа её стороны находится большой каменный крест на высоком восьмиугольном постаменте. На каждой из граней постамента были барельефы в виде католических крестов. На некоторых из них висели гирлянды из цветов брархатцев, а у подножья постамента — закопченные следы от жертвенных костров.
Напротив базилики Бон Хесус находится собор Святой Катерины
Кафедральный собор Святой Катерины – самый большой христианский храм в Азии. Его строительство началось в 1562 году и продолжалось 90 лет. Стиль внешнего убранства называется тосканским. Внутри храма есть две интересные статуи – Святого Франсиска Хавьера и святого Игнатия Лойолы – двух известных иезуитов. Колокол храма самый большой в Гоа, за его звучание он называется золотым. Звон колокола слышен на расстоянии 14 километров.
Мы прошли немного в сторону этого собора, сделали фотографии и, поскольку времени оставалось мало, направились назад, к машине.
Следующим пунктом нашей экскурсии оказались руины комплекса святого Августина, находившиеся на расстоянии примерно  200 метров от предыдущего пункта.
Водитель остановил машину на обочине дороги неподалеку от пустующей будки с надписью «Security check». Лена осталась в машине, а я пошёл посмотреть.
Как и в предыдущем случае, масштабы комплекса более чем впечатляли, даже с учётом того, что он практически разрушен. Неизвестно, какая страшная сила разрушила некогда величественный комплекс сооружений, но степень разваленности руин очень высока.
Туристов, за исключением молодой американской пары и меня не было. Я сделал несколько снимков и направился назад.
На этом и закончилась наша единственная в Гоа экскурсия. Чего-то из ряда вон выходящего мы не увидели, однако впечатления, полученные в этой экскурсии закрепились в памяти надолго.
Отдельным туристическим аттракционом можно назвать знаменитые гоанские рынки, один из которых, дневной, находится в Анджуне, другой, ночной, — в Арпоре.
На дневной рынок мы фактически не попали, захватили лишь его часть поздно вечером. На ночной ездили аж два раза. Один раз из Анджуны, другой — из Арамболя.
"Ingo's Night Market". Ночной рынок в Арпоре работает по субботам в течение всего сезона. Это культовое место. Туристы приезжают сюда купить сувениры, а "аборигены" встретиться с друзьями, послушать музыку и пообщаться.
Примерно часов в девять вечера, после ужина, мы «поймали» такси прямо рядом с рестораном. Водитель долгое время петлял по темным улочкам и дорогам, пока, наконец, мы не въехали в самую настоящую дорожную пробку, по которой поняли что рынок уже где-то рядом.
Машина остановилась около большого индуистского Храма, по словам водителя посвященного Хануману. Мы договорились с водителем о времени встречи и двинулись в указанном им направлении.
Пройдя небольшой квартал, мы оказались на большой площади, плотно заставленной байками и скутерами. На другом конце этой площади находился вход в пространство рынка, оснащённый рамой металлоискателя. Двое полицейских находившихся около рамы, регулировали поток входящих, еще несколько блюстителей порядка проверяли сумки.
Я предъявил свой фотоаппарат, и нас благополучно пропустили.
Внутри вдоль пёстрых ярко освещённых прилавков, выстроенных по законам какой-то неведомой геометрии, нескончаемым потоком шла столь же пёстрая разноголосая и разноликая толпа.
Приглядевшись к ассортименту предлагаемых товаров, вы установили, что он во многом совпадал с тем, что можно купить на пляже в Анджуне или на торговой улочке в Арамболе
Основное различие состоит в том, что на «Флеамаркете» представлены белые, торгующие дизайнерскими товарами. Как я уяснил для себя, часть из них — те самые хиппи, о которых неоднократно написано, часть — представители «молодого» поколения, примкнувшие впоследствии.
В отличие от индусов, готовых сбросить большую часть от цены товара в процессе торговли, белые не торгуются, их цены фиксированы и написаны на ценниках.
Продают они, как правило, дизайнерскую одежду, украшения «хэнд мэйд» и прочие аксессуары в гоанском стиле. Выглядят их товары в высшей степени экзотично, как, собственно и сами персонажи: дрэды, пирсинг, обильные татуировки, какая-то совершенно невообразимая одежда — вот их отличительные черты.
Впрочем, таких на «Флеамаркете» меньшинство, а большинство торгующих составляют индусы, монгие из которых не менее привязчивы, чем их коллеги на пляже.
Каких-то особых намерений что-либо купить у нас не было, за исключением того, что Лена хотела посмотреть какие-нибудь серебряные тибетские украшения, полюбившиеся ей с наших прошлых приездов в Индию, да мне нужно было несколько футболок с йоговской символикой.
И то, и другое мы купили в течение пятнадцати минут и перенесли своё внимание на культурную программу «Флеамаркета».
Примерно в «центре» рынка находится эстрада, наподобие тех, которые в избытке были представлены в советское время в городских парках, с рядами пластиковых стульев напротив.
В тот момент, когда мы подошли, выступал индийский этнический ансамбль, состоящий из четырёх индусов, одетых в белую национальную одежду. Трое играли на фисгармонии и барабанах, один пел высоким гортанным голосом и щелкал какими-то ударными инструментами наподобие кастаньет.
Перед сценой танцевали две девушки, одетые в красивые платья, но из-за того, что они были плохо освещены, толком их рассмотреть, а тем более, снять на видео, не удалось.
Мы некоторое время посмотрели представление.
Вокруг эстрады — плотным кольцом расположены точки с едой и алкоголем, вокруг которых не менее плотно толпилась гоанская публика.
Публика, которую мы видели на «Фли маркете» весьма экстравагантна. Особенно запомнились девушки в каких-то невообразимых нарядах.
Походив некоторое время по рынку, мы отправились назад, в Анджуну.
Конечно, место это более чем впечатляет. Не исключено даже, что у человека неподготовленного оно способно вызвать даже культурный шок, или что-то в этом роде. В определённом смысле можно говорить, что ночной рынок в Арпоре представляет собой концентрированную сущность Гоа, в том смысле, в каком эта территория предстаёт перед нами.
Если бы меня попросили дать краткую характеристику этого места то я, наверное, ответил бы одним словом «крэйзи!».