Бетонное будущее...

Ирина Шульц
Прогулка по ереванским паркам,где нет места деревьям и отдыхающим

Дважды на территории Армении проводились крупнейшие вырубки лесов: в 1930-1950гг. - с промышленными целями, и в 1992-1995 гг. во время искусственно созданного энергетического кризиса и экономической блокады. Ереван всего за несколько последних лет лишился многих зеленых зон общего пользования. Бизнес ведет весьма успешное наступление на городские парки, сады и скверы. Некоторые из них исчезли навсегда, другие уменьшились или изменились далеко не в лучшую сторону. Напомню о тех из них, которые любили многие поколения ереванцев.

Шагреневая кожа городских скверов

Небольшая тополиная роща на углу пр. Баграмяна и ул. Прошяна давно вырублена. На ее месте построен Американский университет, рядом заканчивается строительство громадного многоэтажного здания.

Чуть дальше, до бывшей ж/д станции на г. Абовян, был лесной массив. Сейчас там днем и ночью ведется строительство. А когда-то мы с родителями проводили воскресные дни в лесу; осенью собирали грибы и шиповник, а майскими ночами здесь до самого утра слышались трели соловьев.

Сколько поколений детишек выросло в Пушкинском садике! Сколько стариков коротали там дни на лавочках, общаясь друг с другом, играя в нарды, шахматы… После проведенной реконструкции сад стал, конечно, красивым и даже неплохим для... какой-нибудь северной страны, население которой ловит каждый лучик солнца короткого лета. Думаю, со временем он разрастется, станет тенистым. Жаль только, что его территория становится все меньше и меньше, "приютив" метрополитен, целый ряд государственных зданий и очередной строящийся ресторан. И название чем-то не понравилось современным хозяевам. Действительно, при чем Пушкин? Гораздо современнее звучит "Сад влюбленных". Но в душах людей, бегавших когда-то детьми по его аллеям, любовавшихся пышными кустами сирени и цветами на клумбах, сбивавшими орехи с деревьев, он навсегда останется Пушкинским садом!

Десятилетиями парк "Ахтанак" был одним из самых любимых мест отдыха ереванцев. Посещение парка было обязательным в обзорной экскурсии по городу для приезжающих к нам туристов. Несколько лет назад это место приглянулось кому-то из власть (или деньги) имущих, и на территории парка вырос громадный гостиничный комплекс, из-за которого вырубили много деревьев. Недавно специально поехала посмотреть на любимый парк. Думаю, это был мой последний визит... Вместо прекрасных многолетних, развесистых деревьев - засохшие или чахлые деревья вперемежку с кустарниками и сорняками. А на двух аллеях - из конца в конец - невероятное количество аттракционов. От центра по направлению к бассейну, по сторонам аллеи - только кустарник, фактически ни одного дерева, а среди сорняков затерялась гранитная плита с надписью "Аллея Маршала Баграмяна". Охватывает чувство стыда и горечи за потомков, назвавших такую "аллею" именем великого человека.

Один из самых старых зеленых уголков Еревана носит имя Комитаса – тоже когда-то популярное у горожан место отдыха. Нынче парк больше похож на заброшенный пустырь, на котором кое-где торчат одинокие полувысохшие деревья. Одна аллея перед пантеоном все-таки сохранилась в полном порядке. Приходить с детишками в парк, садиться на лавочку и любоваться могилами и памятниками отнюдь не лучший отдых. Все же пантеон имеет другое предназначение…

Намного уменьшилась территория парка им. 26 комиссаров. Часть его занимает французское посольство, часть - итальянское, там же построено два "элитных" здания, и еще большой участок огорожен лентой - вероятно, под будущее строительство. Лишь на небольшом участке, недалеко от театра им. Сундукяна, вокруг фонтана, установлены скамейки. Впрочем, скамеек почти нет ни на улицах города, ни в скверах, ни в парках. Сделано это намеренно - чтобы вынудить людей присаживаться к столикам кафе.

Отдых... за столом

Спустимся в ущелье реки Раздан. Сегодня оно практически полностью застроено ресторанами, кафе и другими объектами. Вся земля кому-то принадлежит, и территория перестала быть доступной для отдыха горожан - тех, кто хочет просто посидеть у реки.

Сместилось само понятие "отдых", превратившись в сознании людей в удовольствие посетить очередной объект общепита и выложить энную сумму денег, зачастую разорительную для семейного бюджета. Конечно, каждый волен выбирать сам, как ему отдыхать, однако желающим отдохнуть в ущелье реки Раздан выбора, похоже, не оставили.

На Цицернакаберде засохло очень много деревьев, зато строительство как минимум двух забегаловок успешно продвигается. Кроме того, недалеко от Мемориального комплекса жертвам 1915 года уже много лет большой участок огорожен колючей проволокой. Видимо, очередные предприниматели урвали себе территорию от зеленой зоны общего пользования.

Некогда живописная трасса, ведущая мимо зоопарка в Норкский массив через ущелье, теперь "радует" глаз все новыми и новыми "средневековыми" строениями. Началось наступление на это ущелье с постройки "Джрашхара *", а то, что функционирование этого комплекса ограничивает подачу воды в жилые дома, особо никого не волнует, разве что самих жителей, однако такой мелочью можно и пренебречь.

И, наконец, детище Александра Таманяна - великолепное здание Оперного театра, взятое в блокаду многочисленными кафе, ресторанчиками и ресторанами, которые оккупировали всю территорию сквера под развесистыми платанами. Каждый метр окружающих Оперу аллей дельцы используют с максимальной для себя выгодой. Попробуйте вспомнить - где в нашем городе можно еще просто посидеть на скамейке в тени деревьев? А сколько таких мест исчезнет в ближайшие годы? Лучше об этом не думать…

Вряд ли когда-нибудь забудутся трагические девяностые годы: холод, голод, темнота. По всей стране вырубили множество деревьев, которые помогли тогда выжить многим семьям. Те годы прошли, но сформировали потребительское отношение к деревьям. Впрочем, как и к природе в целом. Во всяком случае наши предприниматели, а главное – городские власти относятся к ней по принципу "после меня - хоть потоп".

Кафе на газонах, парковки в тени

Ереван расположен на высоте 1000 метров над уровнем моря, лучи солнца у нас не такие мягкие и щадящие, как в каком-нибудь приморском городе. Поэтому парки и аллеи - это не блажь, а жизненная необходимость для города и горожан.

Жизнь деревьев в городе не так уж проста. Они не только радуют своей красотой, но и, выделяя кислород, поглощают пыль, углекислый газ и выхлопные газы, выбрасываемые транспортом. Пыль оседает на листьях, ветках и стволах деревьев и кустарников, а затем смывается атмосферными осадками на землю. Зеленые насаждения существенно влияют на температуру воздуха в городе: под деревьями значительно прохладней. Кроме того, растения повышают влажность воздуха, испаряя большое количество влаги, а бактерий в воздухе парков содержится в 200 раз меньше, чем в воздухе улиц.

Молодое дерево в период роста занимается самообеспечением. И вода ему нужна, и воздух хороший, как ребенку. Дает ему это взрослое дерево. Только потом деревья начинают работать на окружающую среду. А у нас уничтожили огромное количество больших деревьев. Воздух стал настолько грязным, что молодые растения чахнут.

Но, видимо, для некоторых все это мелочи - по сравнению с прибылью от забегаловок, понатыканных повсюду. Особенно на газонах, прямо среди деревьев. Они, как спруты, пускают свои щупальца в самых неожиданных местах. Вскоре по числу кафе и ресторанов Ереван, вероятно, будет впереди планеты всей. Возможно, это не так уж и плохо, только жаль, что земля парков и садов – достояние всех ереванцев - распродается по кускам.

Лето в Ереване всегда знойное. До конца сентября выходить в город днем для многих людей просто пытка, а укрыться от палящего солнца невозможно. Между тем мы уже покорно воспринимаем тот факт, что на многих улицах города кафе занимают самую тенистую часть. Например, на отрезке улицы Абовяна между ул. Московян и пр. Саят-Новы по всей средней части под платанами располагаются кафе и "уникальные творения современных зодчих" - бутики с одеждой или обувью. А магазины, простите, "супермаркеты" в обязательном порядке асфальтируют территорию перед входом для автостоянок, уничтожая газоны и деревья. Все чаще замечаю, что машины стараются парковать на тротуаре в тени, а люди - дети, женщины, старики - идут под солнцем и, обходя их, иногда даже вынуждены спускаться на проезжую часть. Зато "железный конь" пристроен. Та же ситуация на остановках общественного транспорта, где приходится стоять на солнце или под пластиковым тентом, который отнюдь не спасает от солнечных лучей.

Последнее достижение наших строителей – хваленый Северный проспект. Ни одного дерева, как в популярной песне: "небоскребы, небоскребы, а я маленький такой"... Вероятно, таково современное представление застройщиков об идеальном Ереване. Похоже, у нашего города бетонное будущее!


Фото автора: здания в самом центре города- на Северном проспекте, в которых никто не живет.

P.S.  С момента написания этой статьи,в 2011 году, кое-что изменилось: на площадях и многих улицах установлены удобные и красивые скамейки, а под площадью оперного театра построили громадный подземный гараж. На центральных улицах высаживают (и даже регулярно поливают!) деревья,  чего, к сожалению, никогда не делают
например, улице Орбели- где я живу. Уже несколько лет весной деревца высаживают но не поливают. Следующей весной на их место вновь втыкают новые прутики.
Три деревца недалеко от моего дома, я смогла спасти- четвёртый год поливая их всё лето.