На дальней станции сойду...

Ирина Шульц
Памяти Елены Евгеньевны Гладковой-
ведущего в России кумысодела, доктора наук.
(11.01.1952 - 24.04.2013)


            Покой  друзьям,  которые  уплыли
            За  грани  неизведанной  страны.
            Кого  забвеньем  сонным  опоили
            Скупые  руки  вечной  тишины.

                Александр Рюсс.




 В  маленьком  посёлке  Рыбное  Рязанской  области,   моя  подруга   детства Елена  работает  уже  37  лет,   приехав по распределению в  НИИ  коневодства  после  окончании  ереванского  зоовет института.

   Бывая  в  командировках,   всегда  старалась  хоть  на  один  день  заехать  к  ней,  провести  вечер-другой   в кругу её семьи.  Казалось, так  будет  всегда,  но  развал Союза  и  дальнейшие  перемены  разрушили   контакты  людей  и  привычные представления.
 
В  Москву   прилетела  только  через  16  лет.   Мы  тут  же  созвонились,  я  получила  подробные   инструкции относительно  транспорта  и  в  путь.   
  Автобус  тронулся,  я  внимательно  следила   за  дорожными  указателями.  Через   каждые  двадцать  минут  Елена  звонила на мой  мобильный телефон,  спрашивала,   мимо  какого  населённого  пункта  проезжает   автобус,   называла    следующий.
Я  задумчиво  смотрела  на   пролетающие   за  окном  берёзы   и  вспоминала…               
   

 Холодным  ноябрьским  вечером    приехала   на  Казанский  вокзал,  поставила  вещи  в  ячейку  автоматической  камеры хранения  и  вышла  в  универмаг  на  площади  трёх  вокзалов,  купить  куклу    пятилетней  дочке  Елены - Машеньке.
 
Вернувшись за 15  минут  до  отхода  электрички,  пошла  за  вещами.  Набрала  код,  но  дверца  не открывалась.   Пользуясь  одним  и  тем  же
шифром  много  лет,   не  могла  ошибиться.  Обратилась   к дежурной,  она   протянула  бланк,   где  надо было   перечислить всё,  что  находится  у  меня  в  сумке.  О  том,  что  там было, имела смутное  представление - это  были  гостинцы  от  мамы Елены. 
Перечислив  всё,  что  вспомнила, вновь  подошла  к дежурной.  За  это  время    она  сменилась,  и  когда  я  протянула ей заполненный листок,  спросила:   а  вы  опустили  15  копеек?  Оказалось,  что    месяц   назад  ввели  новшество:  оплачивать  ячейку, когда  закладываешь  вещи  и  вновь  бросать  монетку,  когда  забираешь.  Табличку  с  этим  объявлением  увидела уже  уходя: она   висела  под  самым  потолком. 

Моя электричка,  конечно,  ушла.   Позвонить   было  некуда,  телефон  только  на  работе.
Стала  выяснять  возможность  сегодня  же  добраться  до  Рыбного,  так  как  ещё  из  дому  отправила  телеграмму  о  своём приезде  и  вечером   меня  ждали.   Через  20  минут  отходила   электричка  в  сторону  Рязани,  но  на  станции  "Галутвино" надо  было  сделать  пересадку.   
 
В  вагоне было  тепло,  народу  мало,  за  два   с  половиной  часа  я  пригрелась  и  в  конце пути  изо  всех  сил  старалась  не  заснуть.   И  когда  среди  неразборчивых  объявлений  по  громкой  связи   услышала  "заветное слово", схватив  вещи,  вылетела  на  перрон.  Навстречу  шёл  мужчина  с  ребёнком.
-  Галутвино?
-  Это  следующая  станция,  ответил  он.
   Метнулась  назад,  но  перед самым носом  двери  электрички  захлопнулись.  Зала ожидания на  станции  не  было.  Полтора  часа вышагивала  по  перрону  туда  и  обратно,  стараясь  согреться  в  ожидании   следующей  электрички.
    И  вот  в полночь, я вышла на  привокзальную  площадь  Рыбного.  Человек  десять  пассажиров,  сошедшие  с поезда  вместе  со  мной,  быстро  расходились  в  разные  стороны   по  своим  домам, и  только  я  не  имела  понятия  куда идти.  "Поймав"  последнего  из  пассажиров,   спросила,   как  мне дойти  до  института  коневодства.
- Ночью  это  невозможно.
- А  гостиница  здесь  есть?
- Да.
Перечислив  примерно  с  десяток  ориентиров,  он  растворился  в  ночи.  Запомнив   половину  примет  описанного  маршрута, решила,  что  остальное  узнаю  у  кого-либо  из  прохожих.  Наивная!  Какие  прохожие  в  небольшом  посёлке  глубокой  ночью?
Кроме  собак никого  не  встретила,  но  гостиницу  я всё  же нашла.   
   
  Утром   вновь  стала  расспрашивать  людей  как  проехать  в  Институт  Коневодства.  Одни  говорили,  что  скоро  идёт автобус,  другие  -  что  по  субботам  автобуса  нет.
- Лучше  идите  на  трассу  и  попробуйте  добраться  на  попутной  машине.
  Полчаса    пыталась  остановить  попутку,  но все проезжали  мимо.  И тут,  ко  мне  подошла  женщина  с каким-то  вопросом.   
- Понятия не имею, я здесь первый раз в жизни  и, наверное, последний.
- А  что  случилось,  удивилась  она.
- Уже  полчаса  голосую,  но  никто  не  останавливается.
Оказывается,  и  в  этом  случае  мне  помешали  городские  понятия:  надо  было  останавливать  грузовую  машину.  Буквально через  минуту  мы  уже  ехали  с  ней  в  огромном  КАМАЗе.

-  Я  доехала, сообщила  мне  попутчица,  а  вы  сойдёте  через  15  минут  около  дорожного  указателя.  На перекрёстке   я сошла  и  повернула  на просёлочную  дорогу. Вокруг ни души, по одну и другую  сторону  от  дороги    поля,  кое-где покрытые  тонким  слоем  снега.  Около  часа    шла  по  дороге,  развлекая  себя   песнями  и  вдруг - развилка.   Где-то  на горизонте  вырисовывались   деревья  и  домики  размером  со  спичечную  коробку,   точно  такая  же картина справа.  Я остановилась, стараясь сообразить  в  каком  направлении продолжать  путь.
А  как  тут  сообразить?  Минут  десять   топталась  на  одном  месте  и  вдруг  везение –  едет  машина.   Обрадовалась, понимая,  что  даже  если  нам  не  по  пути,   узнаю  нужное  направление.   
   
   И  вот,  наконец,  когда  подошла  к  цели,  меня  обогнал  автобус.  Всё-таки  по  субботам  он  работает. 
Но  мне  уже  всё равно!   По  знакомой  улице  подхожу  к  знакомому  дому.  Приключения  закончились.   И только  Машенька  не  поняла,  почему  я
не  приехала,  вечером- как  обещала.  Она  бросилась  ко  мне  и  воскликнула:
- Тётя  Ира,  мы  вас  так  ждали,  так  ждали,  так  ждали!..  Где  же  вы  были?
…Очередной  звонок  мобильного  телефона  вернул  меня   из  экскурса  в  прошлое.
- Останавливай  автобус,   выходи,  я  тебя   жду!
Вот  когда  я  по  достоинству  оценила   возможности  сотовой  связи!


                Июль, 2006 год.