Зарисовка из эмигрантской жизни

Ашхен Мелик-Мартиросян
               

- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Вы здесь работаете, да?
- Да.
- Можно я вас на минуточку отвлеку?
- Да, слушаю вас.
- Вы вот щас там вниз спустились, а я как раз там сидел с Сашей.  Вы его знаете?  А вы, это, ну, как это, как-то смутились и убежали.
- Смутилась?  Да нет, мне нужно было внизу найти своего коллегу, его там не было, и я вернулась наверх.  А Сашу я мельком по работе знаю, да.
- А, ну, ясно.  А то я решил, может, это я вас там смутил, потому что смотрел на вас, вот вы и убежали?
- Вы меня смутили?  Да нет, я, извините, вас внизу и не видела.  Мне нужно было просто сюда вернуться, и я ушла.
- А, ну, тада ладно.  А я вас не сильно отвлекаю?
- Ну, мне, вообще-то, нужно тут все дела закончить и уже уходить.
- Да?  Ну, может, мы тада с вами после работы встретимся, посидим, поговорим?
- Поговорим?  О чем, простите?
- Ну, как?  Познакомимся и всё такое.
- Спасибо большое, но я уклонюсь.
- А что так?  А вас, ваще, как зовут?
- Вообще - Ася.
- А меня Володя.
- Очень приятно, Володя.  Вы меня извините, но мне работать нужно.
- Ну, так что, мы с вами, может, все-таки встретимся?  Может, вы мне дадите свой номер телефона?  Ведь иногда бывает, что хочется поговорить, а не с кем.  Люди все-таки должны как-то общаться, помогать друг другу, правда?  Я вот всю жизнь людям помогаю.  Вот если у вас проблемы, то я готов вас выслушать, помочь.
- Спасибо большое, Володя, но мне есть с кем поговорить и мне особо помошь не нужна.  Но спасибо вам.  А сейчас, если вы не возражаете, я закончу свою работу, хорошо? 
- Не, ну, вы прям так заняты, что и поговорить не можете?
- Да, я немного занята.  И о чем говорить?
- Ну, как о чем?  Я вот всю жизнь занимаюсь массажем и психологией.  Вернее - занимался.  Я сам из Сибири.  Я там бизнесменом еще был. Но это все в прошлой жизни.  А вы откуда?
- Я из Армении.  Так вы и массажист, и психолог, и бизнесмен?
- Ну, да.  Но это там все было.  Вот если бы вы тогда там со мной познакомились, 5 минут - и вы моя.  Я так умел на людей воздействовать.  Я как эсктрасенс был, ваще.
- Да что вы говорите?  5 минут - и ваша?
- Угу, так и было.  Но я вам и здесь могу помочь.  И массажем, и психологически, если у вас какие-то проблемы.  Вот, может, у вас проблема, и вы не знаете, что вам делать.  А я могу подсказать же.
- Еще раз спасибо, но мне помощь не нужна.  Извините, мне нужно закончить работу.
- Ну, знач, никак?  Вы мне не дадите номер телефона?  Может, все-таки встретимся, поговорим?
- Извините, не получится.
- А вы здесь одна или у вас есть кто?
- Я не одна, и есть все, кто нужен.
- А кто нужен?
- Близкие, семья.
- А новые знакомые, знач, не нужны?
- Спасибо, я сейчас не стремлюсь расширять круг своих знакомых.  Извините, Володя, мне - работать.
- Но вы же не знаете, кто и как может вам помочь.  А вдруг я вам понадоблюсь?  Поговорить там, ну, чисто по-человечески.  Я могу помочь вам решить  разные проблемы, если что.
- Володя, у меня нет никаких проблем, спасибо.  И помощники у меня тоже есть.
- Но я же психологически могу вам помочь.
- Я поняла, поняла.  Если что, если очень понадобится, я знаю, как вас найти - через Сашу.
- Я же, знаете, многим помогал.  Это всё в прошлой жизни.  А здесь, ты понимаешь, я уже никто.  Ну, что здесь?  Работа, работа, работа.  Мы же толком здесь не общаемся.  Ну, кто я здесь?  А там я, понимаешь, был бизнесмен крутой.  Там я только деньги считал.  А потом мне надо было исчезнуть, ну, так, на годик, чтобы не убили.  У меня ж там и друзей не осталось, их всех поубивали, когда они бизнесом начали заниматься.  Вот и меня чуть не убили.  Ну, я в Америку и приехал.  И застрял здесь.  Вот уже 10 лет живу.  Какая у нас здесь, блин, жизнь?  Это ж, блин, не жизнь, а существование.  Не, ну скажи, а?
- Я вас понимаю.  Непросто.  Но я уже вернусь к работе, хорошо?
- Ну, ладно.  Вы, если что, меня через Сашу всегда можете найти.  Вы мне очень понравились. Вы прям такая вся...  Ну, как это...  Ну, в общем...  Извините, если что. Я ведь не пью ваще.  А тут просто слегка.  А так я не пью.  Раз в год - максимум.
- Все нормально.  Всего хорошего.

Он ушел.  Забавно.  Колоритный у нас диалог получился.  Особенно переходы от "вы" к "ты" и обратно.  Ишь ты, бизнесмен крутой. Сибирский психолог-массажист.  5 минут - и я его.  Сплошной колорит.  Откуда этот браток тут взялся?  Ну, хорошо, что понял, что ему лучше уйти.  И я вдруг вспомнила: я же знаю, кто это!  Я же его даже как-то видела, давно, мельком.  Есть у меня одна приятельница, Регина.  Вот с ней я его как-то и видела.  Сейчас она уже несколько лет благополучно замужем.  А тогда она только переехала из России в Америку и была совсем новичком в эмиграции.  Но, надо сказать, она, будучи человеком толковым, хватким и суперпрактичным, довольно быстро сориентировалась на новом месте.  Быстро усвоила язык, довольно быстро нашла себе круг общения в русско-армянской общине, устроилась на работу и, будучи большим дипломатом, была в прекрасных отношениях со своими американскими работодателями (которые ей потом во всем помогали, и очень серьезно).  Регина человек с высоким социальным айкью, что называется.  А такие нигде не пропадают.  У них врожденные хорошие способности выживания в любой среде.  Для эмигранта - это бесценное качество, умение адаптироваться и выжить.  Так вот Володя этот - это кусочек ее жизни в самом начале эмигрантского пути.  Она мне тогда сказала, что познакомилась с земляком, тоже сибиряком, и стала с ним встречаться.  Ее совершенно не смущало то, что земляк этот оказался человеком женатым.  Она мне очень спокойно об этом рассказала:  мол, женился он тут на одной американке, чтобы получить постоянный статус в Штатах.  Та его обожает, он к ней тоже хорошо относится.  У них очень мирный брак.  А сама Регина очень спокойно к этому относилась.  Володя ей как-то заикнулся, что разведется и на ней, Регине, женится.  Так она эти разговоры сразу пресекла и популярно объяснила, что ему ни в коем случае нельзя разводиться со своей американской женой.  Наоборот, ему нужно утвердиться в положении любимого мужа, получить постоянную грин-кард и не рисковать своим статусом.  Сама она сюда именно благодаря "деловому" браку и попала, так что придавала особую важность вопросам постоянного статуса в США, да и вообще - практическим аспектам жизни.  Так что разговорчики в строю о бракоразводных процессах отставить!  Володя Регину обхаживал, дарил подарки, возил везде на своей машине, опекал и всячески ублажал в любовных утехах.  Она его хорошо использовала, а он не возражал.  Он тоже, видимо, получал всё, что ему нужно было, от этих отношений.  Ни у кого никаких высоких интеллектуально-духовных притязаний там не было. Они в этом плане очень друг другу подходили, да и во всём остальном, видимо, тоже.  Всех всё устраивало.  Помню, встретила я как-то Регину, спросила, как дела, как жизнь, как отношения с Володей.  Ответ последовал такой: "Тянем понемногу."  Я тогда подумала:  "Да, ты, подруга, нигде не пропадешь.  С таким практичным подходом к людям и жизни - не пропадешь". И не пропала.  Когда Володя перестал быть нужен, ему технично дали отставку и перекинулись на более перспективный объект, который впоследствии мужем и стал.  Меня даже на свадьбу пригласили, еврейско-армянскую.  Это было колотирно.  Теперь Регина уже несколько лет - замужняя матрона.  И руководит она уже не Володей, а своим мужем.  Всех всё устраивает...

А Володя?  А Володя, надо полагать, живет со свой американской женой.  Получил, думаю, не только грин-кард, но уже и американское гражданство.  Цель достигнута, ура!  Работает, видимо, где-то.  Не массажистом, психологом или крутым бизнесменом, но где-то работает, наверное.  Ну, и не оставляет попыток познакомиться с какой-нибудь соотечественницей "для души".  Он же массажист, психолог и бизнесмен - помогает людям проблемы решать...