Станкозавод

Ирина Шульц
      Работа автора: пробка, орех, жёлудь, кора дерева. 


В 1891г.  Ерванд Тер-Аветикян открывает механическую мастерскую, которая осенью 1905г. превратится в чугунно-литейный и механический завод.               


         Станкозавод - взлёт и падение…

   Вряд  ли для  кого-то  будет сенсацией  то,  что  почти  все  «именитые» столичные  заводы,  фактически  перестали  существовать.  В их  числе  и  знаменитый некогда станкостроительный  завод  им.   Дзержинского, история  которого  началась  ещё  в  конце  девятнадцатого  века.

    В  1893  году  братья  Тер-Аветиковы   отделились от  сообщества  металлообрабатывающих  ремесленников  «МУРЧ»   и  создали  собственные  механические  мастерские.  Они  выпускали  сельскохозяйственные  инструменты  и  устройства  для  переработки  винограда - прессы,  помпы,  металлические  ёмкости,  паровые  котлы,  плуги  и  другие  металлические  изделия.   В  1905  году,  с  запуском  чугунолитейного  цеха,  мастерские  стали  первым  механическим  заводом Армении,   на  котором   работало  65  человек,  впоследствии  на его базе   сформировалось  «Ереванское  станкостроительное  производственное  объединение». В  30 –х  годах,  для  нужд  сахарного производства Украины,  завод  изготовил  партию газогенераторов,  а  затем,  с  помощью  российских  специалистов,  выпустил  в  небольших   количествах  двигатели  внутреннего  сгорания  мощностью  от  6  до 25  лошадиных  сил.  На  озере  Севан,  возможно  до  настоящего  времени  на  ходу  первый  корабль  с
металлическим  корпусом  «Анастас  Микоян» на  150  мест,  построенный  в  1934  году.

Во  время  Великой  Отечественной  войны,  на  «дзержинском»  выпускались  артиллерийские   снаряды для  фронта.  Думаю  справедливо  отметить,  что  и  во  время  последней  войны,  специалисты завода   не   сидели  сложа  руки.

  В  1980  году  торжественно  отмечалось  75  лет  флагмана  армянского  станкостроения,  а  в 1982 году    праздновали  выпуск   миллионного  токарно-винторезного  станка  серии  1М61П.  Освоенные  впоследствии  современные  универсальные  токарно-винторезные  станки  моделей  16Б16П,  16Б16КП  и  их многие  модификации,  неоднократно  экспонировались  на Международных  ярмарках  в  Барселоне,  Бейруте,  Дамаске,  Каире  и  других  городах.  Продукция  завода  продавалась  по  всему  Союзу  и  за границу.  По  некоторым  главным  параметрам  наши  станки,  уже  в  середине  девяностых  годов,  превосходили  аналогичные  станки  знаменитого  московского  завода  «Красный Пролетарий».
 
  Несмотря  на то, что  население   нашей  республики  составляло  всего  один  процент  от  населения  Союза,  десять  процентов  всей  станочной  продукции  Союза  выпускалась  Арменией. Это   не  только  количественный  показатель,  но  и  качественный,  т.к.  в  противном  случае  центральные  власти перевели  бы  финансы  и  заказы  в  другой,  экономически  выгодный  регион.  В  республике  выросло  целое  поколение   высокопрофессиональных  инженерных  и  рабочих  кадров,  благодаря  чему  проектировались,  выпускались   и   внедрялись  в  производство  самые  разнообразные   станки, высокотехнологичное  оборудование,  устройства  и  поточные  линии,  как  в  Армении,  так  и  за  её  пределами.  Во  времена  Советского  Союза  экспортную  лицензию  для  станочной  продукции  имели только  три  организации  в  Москве:  Станкоимпорт,   Машиноэкспорт,  Техмашэкспорт.   Станки  продавались  только через  эти организации  и  маркировались  как  «Сделано в СССР».  Ни  производитель,  ни  потребитель не  знали  друг  друга.  После  развала  Союза  производители  Армении  потеряли  связь  со  своим   рынком.   Кроме   того,  были  заморожены  их  валютные  счета  во  Внешэкономбанке  Москвы,  таким   образом, производители,  приобретя  свободу  и  самостоятельность,  потеряли  связи  с  рынком  и  лишились  права использования  заработанных  валютных  средств, так  необходимых  для  поиска  и  восстановления  рыночных связей (расходы  на  систематическое  участие  на  Международных выставках  и  ярмарках).  А  внутреннего рынка  потребления  практически  не   было,  и  нет.  Несмотря  на  все  эти  проблемы,  в  тяжелые  для    промышленности  республики  годы,  завод  им. Дзержинского  смог  выжить.  Получал  регулярные  заказы  в основном  из  Ирана (по причине  блокады  остальных дорог),  устойчиво  увеличивал  объемы  и  географию экспорта.  В  начале третьего  тысячелетия  уже  намечались  предпосылки  сотрудничества  с   немецкими станко производителями.

       Но,  увы,  пришли  новые  времена  с  другими  ценностями,  другим  менталитетом,  а  главное  с  другими
людьми.  И  когда  казалось,  что  самое  тяжёлое  время  уже  позади,  завод  стал  предметом   раздора,   неоднократно   переходил  из  рук  в  руки  и  фактически   давно  перестал  существовать  как  производство. Его  превратили  в  элементарное  средство  наживы.   Коллектив  завода,  состоявший   почти  из  полутора  тысяч  работников,  распался.  Одни  занялись  мелкой  торговлей  на  рынках,  чтобы   хоть  как-то   прокормить  семью,  другие   вынужденно  покинули  родину,  пытаясь  найти  работу  на    чужбине.      
               
Недавно  для  оформления  пенсии  мне  понадобились  документы,  и  я  зашла  на  завод,  вернее  на  территорию  бывшего  завода,  где  проработала  почти  20  лет.
Хотя  я   давно  знала,  что  завода  как  такового  уже  нет,  но  мысленно  перед  глазами  по-прежнему
стоял   десятилетиями  сложившийся   напряженный   рабочий  день.  Шум   работающих  станков,  всюду  люди:  в  управлении,  на  территории,  в  цехах,  каждый  делает  свою  часть  общего  дела.

Реальность  потрясла!
  Я  очутилась  на   кладбище:  пустынная  территория,  корпуса  нескольких  крупных  цехов  разобраны,  в  четырехэтажном  здании  управления  - директор,  директор  чего,  завода,  которого  нет?, секретарь  и   бухгалтер.  Ещё  сторож  на  бывшей   проходной – вот и  все  работники,   как  видите,  хватило  пальцев  одной  руки.   Вся  территория  с  расположенными   на   ней  зданиями  уже  давно  куплена – перекуплена  для
других  целей.  В  самом крупном цехе  завода - сборочном,  построенном  в  начале  восьмидесятых  годов,  много  лет  назад  обосновалась    торговая ярмарка  «Петак».  Некогда   работающие  мощные  цеха  снесены   с  лица   земли   в  буквальном   смысле   слова,  уступив  свое  место  вот-вот  начинающемуся  строительству
очередного  то  ли  элитного  дома,  то  ли  гостиницы.  В  принципе,  какая  разница,  что  будет  построено
вместо  завода.
   Промышленность  нашему  государству  абсолютно  не  нужна:  дело  очень  уж   хлопотное,  не  лучше  ли   быстрое   обогащение -  в  два  счёта:  завёз  произведённый  где-то  и  кем-то  товар,  нередко  сомнительного
качества,  неважно,    перепродал  -  и  никакой  головной  боли. А  если  какой-то  поставщик  товаров
не  справится  или  «прогорит»,  всегда  на  его  место  может  придти  кто-то  другой.   Поэтому  помощи  от  руководства,   направленной  на  создание  условий  для восстановления  промышленности  нашей  республики,  никакой.

Неужели  нам   суждено  навсегда  превратиться   в    республику  торгашей?   Не  потому  ли  «министерство  ПРОМЫШЛЕННОСТИ  и  торговли»  переименовали  в   «министерство  ТОРГОВЛИ  и экономического  развития»?...


               
Ереван, 2009г.