София Киевская - Софийский собор в Киеве

Александр Руденский
                СОФИЙСКИЙ СОБОР  В  КИЕВЕ

          НАЧАЛОМ  ВСТРЕЧИ ДОРОЖА
          ТЫ ЗА УГОЛ – И ВОТ
          СОБРАНЬЕМ ДРЕВНИХ ГОРОЖАН
          СОФИЯ ПРЕДСТАЕТ.

          В КРУТОМ ИЗГИБЕ КУПОЛОВ
          ПЛЫВЕТ ВАРЯЖСКИЙ  СТРУГ
          ОРНАМЕНТ КРОВЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ,
          КАК  ЧЕШУЯ  КОЛЬЧУГ.

          ТЫСЯЧЕКРАТНОЕ ВЧЕРА,
          ЗДЕСЬ  КАМНИ  ВНЯТНЕЙ  КНИГ,
          И С ТРЕХ СТОРОН ПРОЖЕКТОРА
          ПОДСВЕЧИВАЮТ ИХ.
               
   Втечении 15 лет я  регулярно, почти каждый день,  бывал в Софийском Соборе. Были дни, когда я приходил в Собор
несколько раз, приводя в него на экскурсию своих туристов.  Многие часы моей жизни прошли под сводами этого
уникального Храма.(Для меня это всегда был Храм Истории, Искусства, Культуры прошлого)  Многие закоулки в Соборе были мне
знакомы, но всё равно, оu был, есть, и останется уникальной загадкой и для меня, и для еще многих людей, которые так или
иначе, побывав в нем, унесли в  своём  сердце неизгладимый  след от его красоты, тихой
волшебной прелести,  атмосферы 
древнего  величия  Киевской  Руси, таланта людей его сотворивших.  Очень хочу, чтобы и в Ваших сердцах поселилась эта Красота,
эта Мудрость, воплощенная руками  наших предков в этот Уникальный Храм. 

          (Группа экскурсантов  перед входом в Софийский Собор.)*

    Знакомство с Софией Киевской, или проще говоря, с Софийским собором в Киеве, начинается задолго до того, как Вы
попадаете на территорию Софийского Архитектурно-Исторического заповедника – музея и в сам Собор. Это сочетание слов София
Киевская очень многим знакомо с детства из учебников истории, из книг о Древней Руси, о Древне-Русском  искусстве. В истории
известны три знаменитых Собора с именем « СОФИЯ ». 
 
              Это самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции.
             
              Это Софийский  Собор в Древнем  Новгороде и  София Киевская.
 
                Вначале, что же такое София.

      В переводе с древне-греческого - это слово обозначает Мудрость. И в применении к Собору - Мудрость божественная, Мудрость                церкви.  В отличии от своих, не менее известных сестер , Киевская София  отличается не только историей и судьбой, но самое
главное  тем, что вся её внутренняя часть, внутреннее пространство и большинство её уникальных мозаик и фресок сохранились
до наших дней с 11 века.  Такого количества мозаик и фресок тех времён не имеет ни один  памятник архитектуры в мире.
По количеству мозаик и фресок, с ней не может сравниться ни одна постройка на территории Древней Руси  и Европы.

       Не случайно София Киевская объявлена всемирным наследием  ЮНЕСКО

   Вот с этим  уникальным  памятником древне-русской архитектуры и истории я постараюсь  Вас познакомить.

          ВГЛЯДИТЕСЬ В ДАВНИЕ ГОДА,
          ЧТОБ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ,
          В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ ВСЕГДА
          ОБЯЗАН ЖИТЬ ЛЮБОЙ.
          ВЕДЬ ДАЖЕ ВОЗДУХ, ЧТО ВОБРАЛ
          ТЫ В ЛЕГКИЕ СВОИ,
          ОН ПРЕЖДЕ В ЛЕГКИХ ПОБЫВАЛ
          У МУРОМЦА ИЛЬИ. 

    Один человек сказал, что архитектура - это тоже летопись мира, она говорит  даже тогда, когда молчат былины и предания.

   Вот с этой уникальной каменной летописью истории нашей Родины мы начинаем знакомство.
   
      
     Мы стоим перед восточным фасадом Софийского собора, и Вы видите  перед  собой небольшой камень - памятник.
На нем изображен Великий Киевский  Князь Ярослав Мудрый, основатель Софийского  Собора. 
И на нём  слова из летописи,
говорящие о библиотеке Ярослава Мудрого, о значении книг: « Велика бо польза бывает человеку от учения книжного ».
Во времена  Ярослава Мудрого Киевская Русь была одним из самых образованных государств Европы. В древнем Киеве не только
знать и члены княжеской семьи умели читать и писать, но и многие простые горожане знали грамоту - читали, писали, чего не
было ни в одном государстве  Европы. Свидетельств тому много и в том числе Софийский
собор, на стенах которого многие
киевляне оставляли свои надписи. Когда дочь Ярослава Мудрого Анна - жена французского Короля на документах ставила свою
подпись,  французские придворные ставили крестики.

     Надо понимать, что  строительство  Софийского собора в  Киеве при Ярославе Мудром, было составной частью большого
градостроительного плана 12 века. Ярослав Мудрый  не просто задумал построить большой
Собор, он строил совсем новый город,
который историки позже назовут городом Ярослава Мудрого.  Этот город во много раз превосходил по площади  город старый,
который называют городом Владимира Святославича, и который был площадью всего 10 гектаров.

 (Центр города Ярослава Мудрого на макете Древнего Киева 12-13 веков.)*

     Вот в центре этого нового города, на его главной площади и возводился Главный храм Киева и всей Руси. Но при этом
Ярослав Мудрый заложил в функцию Софии Киевской не только религиозное назначение, но и  функцию официального государственного
центра. Здесь принимали иностранных  послов, здесь собирались князья для решения обще-
государственных  вопросов, здесь
совершались все важные государственные мероприятия и здесь находилась знаменитая      библиотека Ярослава Мудрого.
    
    Собор являлся как бы доминирующим в целом ансамбле построек – церквей: Ирининской, Георгиевской и церкви на Золотых Воротах.
Эти четыре постройки образовывали собой,  как бы крест, вершиной которого  и была София.

       ( Посмотрите фото - на макете города 12 – 13 веков это хорошо видно.)*

          Мы с Вами заходим в Софийский собор и первую нашу остановку
                сделаем  у макета собора, каким он был в 12 веке.

                ( Макет Софийского Собора в 12 веке )*

     Собор был построен, как крестово-купольный храм, с пятью продольными, с запада на восток, нефами ( коридорами) и 13-ю 
куполами. На макете Вы видите, как с восточной стороны на фасаде выделяется в центре пятигранная апсида центрального нефа –
алтарной его части.  А по  два нефа с севера и юга от центрального, меньшего размера - меньшей ширины, чем центральный. Эти
боковые нефы завершаются полукруглыми апcидами.  Над центральной частью Собора возвышались 13 куполов, 9 полусферической
и 4 немного вытянутой - яйцевидной формы. С трёх сторон: запада, севера и юга, к главной части Собора были  пристроены два
ряда открытых галерей. 
               
               ( Восточная  и северная сторона Собора )*

     В таком виде София Киевская простояла до 1240 года,  до нашествия орд Хана Батыя. Киев был самой богатой добычей на
пути  Хана Батыя. По убранству и ценностям находившимся в сотнях Киевских церквей,Киеву не было равных в средневековой Европе.
А длительная оборона и несговорчивость киевлян, только распаляла.

    Когда  город  был  взять, Собор разграбили, галереи  были частично  повреждены. А также не осталось никаких следов от 
знаменитой  библиотеки  Ярослава Мудрого.
 
    Очень долго  Собор  стоял  в  запустении. Что бы понятней было, что значило для древнего Киева последствие 1240 года, я назову только две цифры:
          
           до 1240 года в Киеве проживало  около  100 тысяч жителей,
           а  после  были только  несколько сотен человек. 

     Для сравнения - в 1647 году, через 400 лет, было в Киеве всего 15 тысяч.

     Постепенно после нашествия в Киеве возрождается жизнь, но центр жизни перемещается  на Подол, который в то время и был городом..

    Как выглядел Собор в 16 - 17 веках можно судить по известным рисункам  А. ван Вестерфельда 1651 года.

 
                ( Вид Софии со стороны  площади в 17 веке.)*

                ( Вид внешних галерей Софии в 1651 г.)*

                ( и одной из башен с восточной части Собора )*


     На этих рисунках хорошо видно, как стены поросли разными растениями. Постепенно его восстанавливают, ремонтируют.

     Но основательно он был реставрирован только в 17-18 веках, когда  Киевские земли и православная церковь, на этих территориях,
полностью были уже под защитой юрисдикции Российского государства, после  воссоединения почти всех древних земель.

     Все эти восстановительные и ремонтные работы изменили полностью внешний вид Собора, придав  ему черты, характерные для
архитектуры Барокко. Но внутри полностью сохранились все архитектурные конструкции 11 века. Основные  параметры внутри
здания остались прежними. Это 37 метров с запада на восток, и 55 метров в длину - с севера на юг.  Высота собора 29 метров.
Над одноэтажными галереями надстроили вторые этажи, а открытые  арки были заложены. На месте древнего входа была сделана
большая арка. Купола же приобрели ту грушевидную барочную форму,  что мы видим и  сегодня.
 
 
   ( На плане первого яруса  Собора хорошо показано черным цветом
     Древняя часть собора 11-12 века. Желтый цвет показывает фрагменты
     перестройки  17-18 веке. Желтая линия – стрелка – маршрут основной
     экскурсии по собору.)*

№1  – Макет собора 11-12 века
№2  – Макет собора современного вида.
№3  - Двери собора 18 века
№4  – Порог собора 11 века
№5  – Основы столбов арки 11 века
№6  – Фрагменты полов 11 века
№7  - Иконостас 18 века
№8  - Плита Престола 11 века
№9  – Полы собора конца 17 –начало 18 века
№10 – Кресло Митрополита 11 века
№11 – Саркофаг Ярослава Мудрого
№12 – Надгробие Платона Городецкого
№13 – Надгробие Евгения Болховитинова
№14 – Оконная рама 11 века
№15 – Княжеская гробница
№16 - Основание кладки аркбутана 11 века
№17 – Фрагменты архитектурных каменных деталей собора 11 века
№18 – Вход с ступени  северной башни 11 века.

    А сейчас давайте пройдёмте в внутреннюю часть Собора и остановимся вот в этом месте, где в древности начинался центральный
неф Собора. Как я сказал, немного раньше, у макета, Собор является пяти нефным. С запада на восток от разделен на пять нефов -
коридоров. В центральном мы с Вами сейчас стоим. И перед нами центральная алтарная часть - главный алтарь  Собора.
       
                МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ.
 
       И от сюда хорошо видна мозаика, украшающая всю алтарную часть.

       Эти мозаики своей красотой представляют особую ценность в убранстве Софии Киевской. Центральная алтарная часть Софии
Киевской - Это 260 квадратных метров уникальных мозаичных  изображений сделанных в  11  веке. Вся центральная - алтарная часть
собора, подкупольное пространство центрального купола,  изображения четырех  евангелистов  на парусах, и изображения на
центральных арках были украшены мозаиками в 11 веке.

       К сожалению не все мозаичные изображения сохранились до нашего времени.

     Мозаичные изображения выполнялись из маленьких кусочков цветного стекла - смальты.  А в некоторых местах использовались 
кусочки самоцветных камней. Разноцветье смальты достигалось добавлением в стекло солей и окисей разных металлов: железа,
меди, свинца, олова и других.  Окиси окрашивали стекло в разные цвета. В зависимости от количества добавляемой окиси в
стеклянную массу получались более светлые или темные цвета - оттенки каждого цвета.
Всего в палитре мозаик Софии Киевской
насчитывается 177 оттенков  разного  цвета.
      
                Зеленый имеет 34 оттенка,
                синий - 21 оттенок,
                красно-розовый - 19 оттенков,
                золотой  - 25 оттенков.

   Золотую смальту получали накладывая на слой стеклянной массы тоненькие листики золота.  Сверху заливалась прозрачная масса.
Золотой смальтой выкладывался фон, который составляет примерно одну треть площади всех мозаик. После остывания стеклянные плитки
разбивали на специальные кубики. Эти кубики были как правило размерами в 1 квадратный
сантиметр. Создание мозаичных изображений
происходило следующим образом.  Стены, предназначенные под мозаику, специально штукатурили. На первфй слой штукатурку
наносили контуры - рисунки будущих мозаичных изображений. После этого готовились фрагменты изображений в таком количестве
- площади, которое мастер мог сделать за время, пока новый слой штукатурки, в который эти кусочки смальты будут вдавливаться,
не подсохнет, не станет твердым.
Как Вы уже поняли, штукатурился определенный небольшой участок, мастер начинал вдавливать в штукатурку кусочки смальты,
один к одному. А немного разные углы наклона плоскости кусочков смальты при освещении создавали ту уникальную игру света
и цвета, которую Мы с Вами и видим. Окончив один фрагмент, штукатурили следующий, и опять мастер продолжал  свою тонкую,
искусную работу. И так небольшими пространствами стены начинали покрываться этими прекрасными изображениями.

     Иногда, я ловил себя на мысли, на ощущении, что это я вдавливаю эти кубики смальты в штукатурку, и они под моими пальцами
входят в стену и постепенно начинает проступать светящийся лик огородицы. И я испытываю при этом необыкновенный трепет,
пронизывающий  меня вего от пальцев, прикасающихся к смальте, и всего тела. И это был трепет не религиозный, а эстетический,
под воздействием этой Красоты, силы этого искусства. Смотрите, прямо перед нами в алтарной части знаменитое изображение
Марии  Оранты - Богоматерь Молящаяся. Она поднимает руки к небу. Мария как бы обращается к богу - Христу и просит - молит его быть
снисходительным к грехам человеческим. Она, как бы, заступается за тех, кто пришел в Храм в стремлении обрести  Её
покровительство. Её так и называли –« Мария Молящаяся » - " Мария Заступница ".

    Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что жителям древнего Киева и Киевской Руси такое изображение женщины, с
воздетыми вверх  руками, было очень хорошо знакомо ещё с древнейших времен, времен     второй стадии славянского язычества,
когда поклонялись Берегиням. Именно Берегини изображались женскими фигурками с   поднятыми к небу руками. И не случайно,
что этот образ - Марии Молящейся стал очень любимым и почитаемым на Руси в древности.

    Создавая эту мозаику, мастер должен был не только обладать мастерством мозаичиста, но и талантом художника, учитывающего
особенности пропорций  на сферической поверхности, на которой сделано это изображение.

    Сферическая поверхность изменяет пропорции. А для того, что бы мы видели изображение естественным, правильным -
пропорциональным, художник должен был специально его искажать, делая не            пропорциональными его части. Высота всей фигуры
6 метров. А для сравнения платочек висящий у Марии на поясе - 90 сантиметров.

    Над алтарной аркой, над изображением Марии Оранты отлично сохранилась  мозаичная композиция  « Диесус » - Три лика в круглых
медальонах:  Иисус в центре, слева - Дева Мария,  справа - Иоанн Предтеча ( Креститель).


  ( Мозаика 11  века - изображение  Христос –Иерей на предалтарной арке.)* 


    На северном и южном столбах  предалтарной арки сохранилось два изображения сцены Благовещенья. Слева Архангел Гавриил,
сообщающий ( справа)  Деве Марии, о том,  что она родит сына Божьего –Иисуса Христа.

.    
                ( Изображение Архангела Гавриила )*



      ( В центре фотографии на южном столбе центральной арки мозаичное
            изображение ДевыМарии из сюжета Благовещенья.)*

      На каждой из четырёх арок в центре Собора были сделаны по 10 изображений святых мучеников в круглых медальонах. 

      
       (Мозаичные изображения Севастийских мучеников  Валерия и Северина.)*

            Давайте теперь пройдёмте немного вперед, на пересечение
           центрального нефа и трансепта, откуда будет хорошо видно,
              украшенное  мозаиками,  подкупольное  пространство.

   

    Подкупольное пространство центрального нефа было полностью  украшено мозаикой.


        В центре подкупольного пространства изображение Иисуса Христа – Вседержителя –
( Пантократор)  Вокруг него
изображения четырёх архангелов. Из 4 фигур сохранилась в мозаичном изображении только фигура в синих одеяниях. 
 
                (Мозаичная композиция Архангел в синем )*

      В данном случае,  утешением для любителей искусства может служить то, что остальные три фигуры архангелов были
написаны в 1884 году  Михаилом  Врубелем.

      В простенках барабана купола, между окон,  были 12 изображений апостолов. Из которых в мозаике частично сохранилось
изображение апостола Павла.
 
               ( Фрагмент мозаики « Апостол Павел » -11 век )*

      На четырёх парусах, на которых стоит барабан купола, традиционно изображены  4 евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
Мозаика сохранилась лучше всего в изображении евангелиста Марка, частично Луки и частично Матфея.

                (« Евангелист Марк » мозаика 11век)* 

    В средней части алтарной апсиды, под изображением Марии Оранты, сохранилась большая мозаичная композиция сцены причащения   
апостолов – « Евхаристия ».    

                (Левая часть композиции « Евхаристия » мозаика 11 век.)*

               
                ( Центр композиции )*
   
                ( Правая сторона композиции « Евхаристия ».)*
                Две крайние с права  фигуры не сохранились.
                Взамен мозаики были прописаны масляной живописью.
       
      (Голова Христа)*     (Голова апостола  Павла)*  (Голова апостола Марка)*
                в композиции  « Евхаристия »

     В этой композиции мозаика не сохранилась на изображениях 2 апостолов справа. Ниже, под этой композицией в алтарной части
находятся  изображения - так называемого « Святительского чина ». Это изображение Святителей и Архидьяконов.
               
                ( Василия Великого и Архидьякона Лаврентия.
                Изображения из « Святительского цикла» )*


     Святительский чин сохранился не полностью. Места утраты мозаичного слоя были записаны масляной краской имитируя
специфику мозаики. Возле каждой мозаичной композиции были сделаны надписью на         греческом объясняющие сюжет.

                ( Мозаика 11 века – изображение Аарона.)*

  В алтарной части также сохранились очень красивые мозаичные орнаментальные  фрагменты   .

    (Мозаика украшающая место – кресло  митрополита в алтарной части Собора.)*

   Мозаичные композиции центральной части собора являются органичной частью всего убранства Софии Киевской, всё остальное
пространство которой было украшено фресковыми росписями.

                ФРЕСКОВЫЕ    РОСПИСИ   СОФИИ

    Своё название фресковые росписи получили от итальянского слова - « Аль фреско », что обозначает писать по сырому.   
Иначе говоря, это живопись которая наносилась на сырую - мокрую штукатурку     специальными минеральными, разведенными на воде,
красками.

    Стены собора штукатурились первый раз, как обычно. А потом на первый слой наносился очень ровный второй слой, на котором
прорисовывались контуры будущих фресковых росписей – композиций. Когда все творческие вопросы: что, где и как будет
расположено, цветовые сочетания и прочее, то художники приступали к самому процессу росписей. И вот этот первый
подготовительный период - творческий был не менее важным, чем сама  роспись.

    Вспомните фрагмент кинофильма А.Тарковского « Андрей Рублев », когда храм стоит готовый к росписи, время идет, а
Андрей Рублев не приступает к росписям. Он не решил самую главную проблему -       творческую,  какие лики и как должны быть
сделаны - изображены. Вторая, очень важная, проблема фресковых росписей это слой
штукатурки на котором осуществляется роспись.
Он должен быть определенной вязкости и влажности, что бы краски впитывались, а не стекали по штукатурке. Насколько это сложно,
можно понять, если вспомнить Леонардо Да Винчи и его знаменитую фреску «Тайная Вечеря ». Историки  искусства знают, как он
мучился, пока удалось добиться, что бы краски не стекали по штукатурке. Надо отдать должное древне - русским мастерам,
которые сумели расписать  сотни храмов, покрыв их стены тысячами метров фресковых росписей.

         Наступивший второй этап был самым важным и сложным.

    На определенное пространство, наносился третий, тонкий слой штукатурки определенной влажности. Размер этого участка строго
соответствовал времени, которое мастер  потратит на нанесение росписи до того, пока штукатурка перестанет  впитывать краску,
подсохнув больше необходимого. Опять рядом  штукатурится пространство под роспись и художник опять быстро и мастерски
должен нанести изображение. Можно сказать, что это творческая работа в экстремальных
условиях. Сложность фресковой живописи
ещё и в том, что у мастера нет возможности исправлять и менять изображение, краски впитываются в штукатурку и намертво
остаются на стенах, на века. Для исправления надо снимать штукатурку и всё делать
заново.  Как Вы понимаете, кто в те
времена мог себе позволить такую роскошь.

     Судьба фресковых росписей 11 века была более трагической, чем мозаик.  Прошли
времена запустения и в Соборе всё
больше и больше возрождалось регулярное богослужение. И конечно, духовенство в 17 веке больше всего не устраивала эстетика
росписей 11 века. В конце 17 века стены собора были оштукатурены и побелены и на протяжении 18 века стены собора расписывали
масляной живописью характерной для эстетики 18 века. В 19 веке в результате разных обстоятельств фрески 11 века были случайно
обнаружены.. Но оставить действующий Собор в центре Киева в таком виде, какой
имели  эти фрески, духовенство не могла
и было принято решение записать фрески.  Решили прописать те же изображения, но яркими
масляными красками. Что и было
сделано. А там где фрески 11 века совсем не сохранились, там  были написаны новые сюжеты.         
        Когда же советские реставраторы начали систематически  очищать стены  собора от позднейших записей, что бы открыть
фрески 11 века, то  пришлось снимать один, два, а в некоторых местах три слоя верхней  живописи.  Делать это приходилось
очень осторожно, что бы не повредить то, что ещё оставалось, и что можно было сохранить. Но верхние слои  снимали только
тогда, когда, после специального зондажа,  убеждались, что  снизу есть фреска 11 века или
живопись 17-18 веков. В противном случае
оставлялся красочный слой 19 века. Лучше всего этот  процесс виден на северной стене
центрального нефа, слева от нас.
 


   Перед Вами один из фрагментов композиции 11 века изображающей семью Ярослава Мудрого. На этом месте была фреска с
изображением  сыновей Ярослава Мудрого, но из них сохранилось изображение  только младшего сына. Это справа внизу
небольшая фигурка ( голова). Это фрагмент фрески  11 века.  На ней сверху три фигуры, это роспись 18 века, а слева вверху,
небольшой квадрат, оставлена живопись 19 века.

  (На рисунке, который демонстрируется ниже хорошо показана северная сторона
  трансепта. И на нем на белом фоне  показаны места сохранившихся фресок 11 века.
  Желтый цвет показывает пространство стен где фрески 11 века не сохранились)*
.
   

    К сожалению, арка которая была напротив алтарной части, с запада, в 18 веке была разобрана и изображения на ней
были утрачены. Именно на этой арке находилось изображение Иисуса Христа в центре и по бокам от  него: Князь Владимир
Святославич, крестивший Русь и Ярослав Мудрый держащий в руках макет Софийского Собора. С другой стороны: Княгиня Ольга
и жена Ярослава Мудрого - Княгиня Ирина - дочь Шведского короля. Посмотрите, а напротив на южной стене перед вами хорошо
сохранившаяся фреска 11 века, с изображением дочерей Ярослава Мудрого: Анна, Анастасия, Елизавета, имя четвёртой неизвестно,
летописи о ней не упоминают.

         Эти фрески один из примеров, когда молчащие камни оказываются более говорящими, чем летописи и предания.

       (Сохранившаяся фреска с изображением дочерей Ярослава Мудрого.)*

   О трёх старших известно потому, что они были выданы за муж за иностранных государей.  Анна стала женой Французского короля,
Анастасия - короля Норвежского, а Елизавета - короля Венгрии.

     Как Вы теперь поняли, главные фресковые композиции располагались в центральном нефе собора. Всего сохранилось около
3 тысяч квадратных метров фресок 11 века. Сохранившиеся до наших дней мозаики и фрески составляют примерно третью часть
всей живописи, украшавшей Софию Киевскую в 11 веке.

         (Фреска  Святой  воин  в центральном нефе)*

    Хорошо сохранились фрески в боковых – северных и южных алтарях, в том числе в жертвеннике и дьаконнике.

Cправа от центральной  алтарной части, с южной стороны находятся два придела:  Предел  Иоакима и Анны и  Михайловский предел.
   
     (Фреска с изображением Девы Марии в сцене Благовещенья в алтаре предела Иоакима и Анны.)*

 (Фреска с изображением  поцелуя Марии и Елизаветы в алтаре предела Иоакима и Анны.)*


    В южном пределе  и алтаре  фресковые росписи посвящены Архангелу Михаилу, считавшемуся покровителем Киева и княжеской
дружины. 
 
         (Вид южного  предела и алтаря посвященного Архангелу Михаилу.)*

         (Фреска с  изображением единоборства архангела Михаила
                с Иаковом в алтаре Михайловского предела.)*


     А слева от центра, с северной стороны:  предел  апостолов Петра и Павла и предел Святого Георгия.   

     В пределе  апостолов Петра и Павла мы  видим  интересную фреску рассказывающую о деяниях Апостола Петра.
       
                А также изображения этих апостолов.

               
        ( Апостол  Павел и апостол  Петр в  пределе  Петра и Павла.)*

                ( Иоанн Предтеча  в  пределе  Петра и Павла.)*

                ( Северная  сторона центрального  нефа )*

 

      В крайнем северном пределе - алтаре  росписи посвящены Святому Георгию, покровителю Ярослава Мудрого.
               
                В этот предел мы с Вами сейчас и перейдём.

     Остановились мы у фрески на которой по мнению некоторых исследователей изображен Ярослав Мудрый. Дело в том, что все
древнерусские князья, в то время, имели, как бы, два имени. Первое, которое они получали при рождении - славянское: Ярослав,
Святослав, Владимир и так далее. И второе имя, которое получали  при крещении. Христианским именем Ярослава Мудрого было                Георгий, в честь его святого покровителя. Со временем такая практика перестала иметь место, и на Руси осуществлялось                присвоение только одного имени при крещении, в зависимости от дня рождения. Это изображение сделано в пределе Святого Георгия,                святого покровителя Ярослава Мудрого. И с полным основанием можно предположить, что Ярослав Мудрый был изображен в этом               
пределе не случайно. Он, как бы, обращается к своему святому патрону о заступничестве и помощи. Хотя некоторые исследователи             
высказывали на этот счет сомнение.

 
              ( Святая Евдокия. Фреска в западной внутренней галерее.)*

  Важную роль в художественном оформлении  в 11 веке выполняли декоративно украшенные полы Собора. В центральном нефе они
были украшены мозаикой, в боковых  нефах, на хорах и в усыпальнице полы были покрыты глазурованными керамическими плитами.
Остатки фрагментов древних мозаичных полов Вы можете увидеть возле центральных столбов. 

                ( Мозаика полов Собора в 11 веке.)*


   А сейчас Мы с Вам поднимемся по лестнице в северной башне на второй ярус Собора.

      Поднимаясь по этим ступеням старайтесь идти с правой стороны, тогда Вам хорошо будут видны фресковые росписи,
находящиеся слева. В отличии от религиозных сюжетов первого яруса, в башнях на лестнице, Вы увидите фрески на светские сюжеты.

     Большой интерес представляют фрески, на которых представлен  уникальный цикл росписей, иллюстрирующих события связанные                с посещением Византии - Константинополя киевской Княгиней Ольгой - матерью Владимира Святославича. Особенно интересны три
композиции. На фресках в Северной башне изображены сцены торжественной встречи Ольги в Константинополе.
 
      Из этой композиции сохранились отдельные сцены: 
            Императрица и император, 
            Роман - сына Константина Багрянородного на белом коне.

      На верхней площадке  лестницы ещё одна композиция -  Княгиня Ольга на приёме у Константина Багрянородного.
В левой части этой фрески  изображён Император, сидящий на троне, и два его телохранителя с копьями и щитами.
В правой части  изображена Княгиня Ольга с короной  на голове. Рядом с Ольгой женщины её свиты. Фрески в Южной башне продолжают
этот сюжет - визит Княгини Ольги  в Константинополь.

     На третей композиции изображен праздник на Константинопольском Ипподроме в её честь.
 
 

   (Дворец ипподрома)*

     В верхней части башни хорошо сохранилась фреска изображающая дворец ипподрома - трёх этажное здание, в открытых галереях                которого располагались зрители. Справа, в своей ложе сидит Император Константин Багрянородный. Вы можете видеть, как  художник
передал его черты лица - выразительные глаза, большой нос с горбинкой, бороду. Рядом с ним сидит Княгиня Ольга в светлых
одеяниях со сложенными на груди руками.


            
             ( Сцены ипподрома: Константин и Ольга, и  зрители )*
    

      Эти фрески в башнях не только уникальный памятник средневекового монументального искусства, но и очень важный источник,
свидетельствующий о исторических - культурных связях Киевской Руси и Византии.    

               А Мы с Вами пройдем дальше и выйдем на второй ярус
                Софийского собора -  на Хоры. 

      В 11-13 веках второй ярус  Собора использовался, как светская резиденция Великого Киевского  князя, для разнообразных
государственных целей. А также высказывались предположения, что здесь находилась библиотека Ярослава Мудрого. 

     На втором ярусе  Собора  можно увидеть очень интересные образцы художественной пластики - резьбы по камню. Это резные
шиферные плиты служившие оградой – парапеты на хорах второго яруса. 
 
                ( Шиферные плиты на 2-ом ярусе Собора )*

                ( Вид росписей на Хорах )*      

    Также на хорах Вы можете увидеть сохранившийся очень интересный цикл фресковых росписей. Это сюжеты: "Встреча Авраамом
трёх странников", "Гостеприимство  Авраама", "Тайная вечеря", !"Жертвоприношение Исаака", "Чудо в Кане Галилейской",
"Три отрока в пещи огненной" и некоторые другие.

  ( Фреска 11 века изображающая сюжет « Жертвоприношение Исаака »  на втором ярусе – хорах  Собора.)*


        А мы с Вами сейчас спустимся обратно вниз на первый ярус и               
               продолжим наше знакомство с Софийским собором.

       
            Спускаться вниз  Мы будем по лестнице Южной башни.

      Старайтесь идти слева, тогда  Вам  будут хорошо видны фрески справа.

    Вы увидите очень интересные фрески, которые, в какой то степени, являются продолжением сюжетов фресковых росписей в
Северной башне, по которой мы поднимались на второй ярус. Это, в первую очередь,  знаменитая фреска « Скоморохи ». 
      Это большая композиция состоящая из двух, взаимосвязанных, сюжетов. Это фресковая композиция  «Акробаты » и следующая за ней «Скоморохи ».               

    Мы с вами сейчас спускаемся вниз, поэтому вначале мы видим  Акробатов с шестом, а немного ниже сцену скоморохов -  музыкантов
 и танцоров.

               
     Все исследователи культуры и искусства Киевской Руси уделяли ей своё внимание. Эта Фреска расположена в верхней части
башни между  двумя окнами, и имеет протяженность несколько метров. На ней изображена большая группа: Музыканты, Танцоры,
Акробаты. Когда вы поднимаетесь по винтообразным ступеням южной башни, то первыми перед вами предстает изображение трех
человек возле Органа: двое нагнетают воздух, третий играет на органе ( по реконструкции  С.Высоцкого и Ирмы Стоцкой ).

     Эта сцена занимает в длину 3 ступени лестницы. За ней (пространство одной ступени) следует изображение двух танцоров,
один из них держит в руке платочек, второй, разводя руками, как бы приседает в танце.
Над танцорами, занимая верхнюю
половину пространства, два музыканта: один играет на "длинной сопелке" - ( свирели ),  второй держит в руках  овальные
предметы, напоминающие ударные тарелки. Эти музыканты изображены в позах, которые  тоже могут быть отнесены к танцам.
Направо от них, пространство пятой ступени занимает изображение четырех музыкантов, расположенных по вертикали один над
другим. Двое нижних играют на струнных инструментах ( гуслях, домре), верхние на духовых. Расположение музыкантов вокруг
танцоров: на первом плане струнные, на втором духовые и ударные  ( как в современном оркестре ), и общий характер композиции
говорит, что перед нами не отдельные изображения "артистов", а целое представление. Последним в этой фреске следует
изображение акробатов. Один из них держит шест, по которому поднимается второй.  На рисунке  Ф.Г.Солнцева, который был
сделан в 19 веке, когда эта композиция впервые была открыта, видно, что на конце         шеста находится какой то круглый
предмет. Фресковая композиция с  изображением скоморохов сохранилась не полностью, как и многие другие фрески Софийского
собора, испорченные при многократных обновлениях живописи  18-19 веках. Но большая часть того, что сохранилось дает хорошее
представление о первоначальном варианте.
В  1982 году была опубликованная статья доктора исторических наук С.А. Высоцкого - " Живопись башен Софийского собора в Киеве".    
В этой статье автор путем анализа многочисленных русских и византийских источников, предыдущих исследований и сопоставлением
исторических событий,  впервые обосновал сюжетность башенных росписей. Он считает,  что  в живописи башен Софийского собора
переплетаются несколько сюжетных линий: фрески иллюстрирующие пребывание Княгини Ольги в Царь граде, сцены охотничьего жанра,
геральдические средневековые изображения и орнаменты. Наиболее интересным  и важным является цикл посвященный Княгине
Ольге.  Именно к этому циклу и относит С.А.Высоцкий фреску  СКОМОРОХИ и святочные игры.

               
              ( Фреска  « Скоморохи » на лестнице южной башни.)*

 
    Я считаю, что сюжеты росписей в Южной башне собора, хотя и  переплетаются с сюжетами росписей в Северной башне и имеют
какую то аналогию с представлениями при дворе Византийского императора, но при этом являются совершенно автономными
свидетельствами культурных традиций Киевской Руси унаследованных от своих славянских предков. О чем я подробно написал
в своей Работе о самобытности такого, уникального, явления в русской культуре, как Скоморошество.   

      Также на стенах башен хорошо видны орнаменты и многочисленные охотничьи сцены: « Охота на медведя», « Борьба ряженых »,
« Охота на вепря » и другие.
   

                ( Орнаменты в Южной башне.)*

                ( Фреска изображающая льва )*

                ( Фреска изображающая гепарда )*

                (Фреска изображающая охоту на белку)*



        Эти сюжеты рассказывают нам, как жила феодальная знать, об охотничьем промысле в 11 веке, о животном и растительном мире
Древней Руси.
   
        ( Фреска изображающая нападение зверя на всадника.)*

    На этом изображении хорошо видна граница между  пространством, где сохранилась фреска 11 века  и где осталась
живопись 19 века, в верхней части.

   В начале нашей экскурсии я говорил, что архитектуру называют летописью мира, что она говорит тогда, когда молчат легенды и
предания. Так вот София Киевская и в этом вопросе пошла дальше  других архитектурных памятников. Она заговорила с нами
живым языком жителей Древней Руси. И это не в переносном смысле, а в прямом.

       Благодаря вечной потребности человека, при первом же удобном случае, оставить след своего пребывания на земле,
мы сегодня имеем возможность увидеть эти следы. А учитывая, что население Древнего      Киева, как я говорил вначале,   
было в большинстве своём грамотное, то и прочитать эти следы - их послания.

     В данном случае,  речь идёт о знаменитых граффити Софии Киевской - древне-русские надписи, сделанные простыми прихожанами
11 -13 веков, на стенах Софии. Свои надписи они процарапывали острым предметом на стенах в штукатурке.
Особенно для нас интересны надписи рассказывающие об исторических - важных событиях и культуре Киевской Руси. Эти граффити,
которые Вы видите - древнеславянская азбука, помогает специалистам понять историю происхождения кириллицы.
    Об этих уникальных надписях, их исследователь, доктор исторических наук Сергей Александрович Высоцкий выпустил целую книгу.

   ( Этот фрагмент граффити повествует о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.)* 

    А мы с Вами имеем возможность увидеть гробницу - саркофаг в которой Ярослав Мудрый был похоронен. Она находится
в западном пределе северной внутренней галереи Собора. К ней мы теперь и пройдем.

           ( Беломраморная гробница-саркофаг  Ярослава Мудрого.)*

      Шести-тонный, мраморный Саркофаг состоит из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней части -
крышки, украшенной по углам выступами  акротериями. Саркофаг  украшен резными изображениями, присущими раннему христианству:
виноградной лозы, пальмовые ветви, кипарисы,
рыбы, птицы и другое. Вероятнее всего, что саркофаг был сделан в Византии намного раньше 11 века  и был привезен в Киев
в таком виде. Когда гробница была вскрыта учеными в 1936 году, стало понятно, что она открывалась и раньше, и ещё в древности
была разграблена. В ней были обнаружены только перемешанные кости двух скелетов:     мужского и женского. Исследования продолжались
3 года. Было выяснено,что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому, а женский вероятнее всего его жене - Ирине.
Из летописей известно, что Ярослав Мудрый был хромой – кости одной ноги были короче другой. Также были следы ранений
в колено и голову. И ещё одно исследование подтвердило вывод ученных. Это исследование наслоения солей на костях скелета.
Пока человек живой, он питается и на кости откладываются нерастворимые соли, покрывая   их тонким слоем. Чем дольше человек
живёт, тем этот слой толще. Измерив слой на костях, учённые получили примерный возраст этого человека, который совпал с
возрастом Ярослава Мудрого. После этих исследований советский скульптор-антрополог Герасимов М.М. сделал по черепу
Ярослава Мудрого его скульптурный портрет.

                И мы с Вами сможем его сейчас увидеть.

      Давайте пройдемте по этой галерее на запад и выйдем в помещение бывшей древней внешней северной галереи.

      Вот, перед Вами портрет Великого Киевского Князя Ярослава Мудрого, основателя Софии Киевской, сделанный скульптором
- антропологом Герасимовым..

    (Ярослав Мудрый.  – Скульптурный портрет – реконструкция  Герасимова М.М.)*
 

  ( Фреска 11 века с изображением Святого Адриана в северной внешней галереи)*



     Проходя дальше по северной галерее,  Вы видите захоронения двух деятелей 
                Православной церкви.

     Первое, возле которого мы стоим, это надгробие митрополита Платона Городецкого 19 века. И второе 18 века - Митрополита Евгения
Волховитинова, известного своими историческими трудами, и в частности, первой монографии о Софии Киевской.
   
                ( Евгений Волховитинов )*

     В самой восточной части бывшей галереи в 11 веке находилась княжеская усыпальница. В ней, кроме самого Ярослава Мудрого,
были  похоронены Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодич, Владимир Мономах и другие.   Но эти захоронения не сохранились. 
               
            Вы можете увидеть то место, где были эти захоронения..

     Из сохранившихся, в этой части галереи, росписей, интерес представляют изображения двух  « Огненных серафимов »
17 века на предалтарной арке. 
   

                ( Огненные  серафимы )*   


     Другие росписи были выполнены в 20-30 годах 18 века и представляют       
        собой ценные образцы монументального искусства того времени.

         
             На этом Мы с Вами заканчиваем знакомство с внутренним            
                пространством Собора и выходим на территорию
                музея с северной   стороны Собора.

   
 


      Повернув направо, мы с вами пройдем к восточной стороне  Собора, к той её части, где очень хорошо видна древне-русская
кладка 11 века. В этих местах специально снята штукатурка и кладка 11 века видна в  подлинном виде.
         
        Как и многие постройки в 11-12 веках, Собор строился из специального плоского кирпича, называвшегося плинфой. 
Это был очень прочный кирпич, с очень высокой маркой -134.  На один квадратный сантиметр он выдерживал нагрузку в 134 кг.
Клали ряд кирпича, на него, на плоскую часть, клали толстым слоем известняковый раствор. Гашение извести для раствора производилось
очень долго, годами,  в  специальных, для этого приготовленных ямах. На слой раствора клали второй ряд кирпича. Но
каждый второй ряд, клали не вровень с первым, а как бы, немного внутрь стены. На него  опять  клали раствор и сверху
третий ряд, вровень с первым.  Когда раствор разглаживали, то он скрывал каждый второй ряд кирпича,  который стали называть
утопленный ( в растворе) ряд. И так стала называться сама кладка – «утопленный ряд » .  И у этой кладки появилась своя
эстетическая декоративная особенность. Это чередование более темных полос кирпича и более светлых и широких полос
раствора. Кроме кирпича-плинфы, для возведения собора использовались ещё и натуральные камни большого размера.
Их тоже вставляли в кладку, вынося наружу ровные обработанные стороны. Получалась смешанная техника: утопленный ряд и
камни - валуны. Делалось это и для укрепления прочности стен и, вероятно,  для экономии количества дорогого  кирпича-плинфы.

          Кроме Софийского собора на территории заповедника сохранились и  другие архитектурные памятники 18-19 веков.
               Это 76-метровая  Колокольня,
               Трапезная церковь 18-19 века,
               Дом  митрополита 18 века,
               Братский корпус (монастырские кельи ),
               Бурсы 18 века, и другие постройки. 

              Их Вы можете посмотреть самостоятельно.
               
         А я  прощаюсь с Вами и  благодарю всех  Вас за внимание.


 П.С.-  Текст заключенный в скобки и помеченный звездочкой - подписи к фотографиям иллюстрирующих текст. К сожалению. вставить их в текст нет возможности.