Занесенные снегом. фантастический рассказ

Александр Анфилатов
       В  последние   августовские  дни  201- года ничто, казалось,  не предвещало несчастья. После  щедрых даров  жаркого лета  природа готовилась к отдыху. Заканчивались полевые работы. Оголялись поля, с которых вывезли собранный урожай. Ребятишки носились по опустевшим огородам и играли в войну. Студенты готовились покинуть  родные места, чтобы  возвратиться в шумные и дымные города для продолжения своей учебы. Птицы  уже собирались в громкие стаи и обсуждали маршрут перелета к югу. Грибники шли из леса с богатыми трофеями .  Рябины были усыпаны крупными, вызывающе яркими кистями  спелых  ягод.. К холодной зиме, говорили  старики, и ежились от озноба. А природа радовала теплом  и затянувшимся бабьим летом. Летели по небу сверкающие паутинки пауков - путешественников, стараясь зацепиться на каком - нибудь приглянувшемся кусте.
        Казалось, что тепло еще долго будет радовать жителей маленького городка, затерявшегося среди огромной русской равнины. Город  окружали высокие холмы, которые здесь называли увалы. То ли от слова навалить, то ли от русского  слова увалень. Человек, который никуда не торопится, чувствует свою недюжинную силу, но применить ее пока и не пытается.   
       Городок тоже никуда не торопился.  Железная дорога  никогда не подходила к городку. Путь по обмелевшей речке преграждали перекаты и  мели. Единственным способом выехать к губернскому городу был автомобильный тракт. Плохо мощеная дорога сначала петляла  среди  увалов, то лениво поднимаясь в гору, то опасными поворотами спускаясь в яр. Вокруг дороги стояли могучие сосновые леса. Столетние стволы светились  в лучах  солнца, пробивавшегося сквозь заросли.  Подлесок из мелких елей и пихт делал чащу непроходимой.  Упавшие деревья преграждали путь и если бы не дорога, то городок мог бы показаться полностью отрезанным от всего мира .
        Но однажды к  полудню над городком появилась огромная черная туча. Она стремительно  охватила весь горизонт и неправдоподбно низко нависла над увалами. Середина тучи прогнулась в правильную воронку, почти  касавшуюся земли. Казалось, что внутри ее  кипела и переливалась еще более темная  жидкость. Вдруг, воронка прорвалась  и на город хлынула холодная вода. Ее потоки были столь обильны, что вскоре по склонам увалов, окружавшим городок, полились грязные реки, смешанные с мусором и остатками  неубранного урожая. Потоки устремились к реке и она, набухнув и раздувшись,  закипела и вышла из берегов. Нижняя часть городка  уже через час была затоплена водой. Жители, бросив свои немудреные пожитки, бежали в гору, навстречу потокам. Некоторых сбивало с ног, они цеплялись за деревья  и  дома. Животные лезли на крыши, но их  смывало оттуда и бросало в бурлящие водой канавы. 
         Вдруг к потокам воды добавился  устрашающий  гул. Он был похож на рев  низко летящего реактивного самолета, но шел из глубин земли.  Резкие толчки сбили людей с ног. Посыпались  кирпичные трубы, падали деревья, валились дома. Они накрывали мечущихся людей и безжалостно калечили  и убивали  их. Жители городка, никогда не знавшие землетрясения, не могли в него поверить.  Здесь в глубине русской равнины  земля казалась  твердой и незыблемой.  Тысячелетиями  жили здесь предки и никогда не упоминали  о таком страшном явлении.  Землю качнуло еще раз, и  гул прекратился.  По разлившейся реке пробежали высокие волны. Они вздымались и шли на высокий берег, разрушая то, что  осталось от первого толчка. Спасшиеся  жители рассказывали потом, что на их глазах проваливалась дорога, в огромные расходящиеся  трещины проваливались  машины  с людьми. Земля сходилась и поглощала их  бесследно. Уцелевшие  бросали машины и  карабкались на вершину холмов  вверх, спасаясь от высоких волн.   Дороги больше  не существовало.   
          Многим, все- таки, удалось спастись.  Да и ливень  вскоре поутих и перешел в обычный, .громко стучавший в окна и крыши, дождь. Опомнившиеся  люди  бросились к свои домам и пытались спасти оставшуюся  живность и имущество.
         А дождь все шел и шел.       Быстро остывший воздух пронизывал не августовским холодом. К вечеру выяснилось, что  в домах исчезло электричество. Замолчало вечно бубнящее радио. Транзисторы, которые люди пытались включать , только громко трещали. Над городом нависла всеобщая тревога,  успокоить которую могло только утро.
          А утро явно задерживалось.  Жители городка, при свете спичек нетерпеливо смотрели на часы. Вот уже и восемь, девять, десять. Только в одиннадцать  затянутое тучами небо немного просветлело.  Ужасающие разрушения встали перед оторопевшими людьми.  Вокруг лежали руины. Из них выползали уцелевшие люди. Нижняя часть города была полностью затоплена. Противоположный  берег разлившейся реки скрывался в холодном тумане. На той стороне, наверное, тоже оставались  люди. Но пока им нельзя было добраться до основной части городка. Электричества не было.  Радио молчало. Все понимали, что произошло что-то катастрофическое.  Одни говорили, что произошла  ядерная война. Другие, более осведомленные,  утверждали, что взорвался военный завод  в ста километрах к северу. Третьи   предполагали, что  случилось  сильное землетрясение или в Землю ударил огромный метеорит.  Но никто не знал,  насколько  близко они были от истины.
          Дождь шел еще неделю. Падавшая  с темного неба вода становилась все холоднее,  а  каждый день  все короче и темнее. А через неделю светать вообще  перестало. Зато с неба пошел мокрый снег. Он шел все обильнее и сильнее. Мокрые хлопья смерзались  на лету и на землю падали ледышки величиной с тарелку. Жители городка спасались от них в подвалах, моля бога о спасении.  Церковная колокольня, построенная в девятнадцатом столетии, как говорили, на яичных желтках, устояла, хотя и наклонилась как пизанская башня. Еще через неделю земля покрылась толстым слоем льда и снега. И хотя снегопад прекратился, жители городка, с трудом пробившиеся из подвалов на поверхность боялись выходить на улицу. 
             Все поняли, что в одиночку им не выжить.  Надо было объединяться и искать связи с большим миром. И хотя в городе не было мародеров, надо было создавать комитеты обороны. Местная милиция была смыта водой. Спаслись только несколько милиционеров, живших  в верхней части городка. К ним добавились местные  охотники, общество которых располагалось на горе, ближе к лесу. Городская  молодежь,  оказавшаяся в снежном плену, тоже захотела участвовать  в охране городка. Тем более,  что из леса стали выходить дикие животные, искавшие пищу. Они сбивались в устрашающие стаи и свои ревом заставляли людей трепетать в своих полуразрушенных жилищах.
             Наиболее активные и смелые  жители городка нашли уцелевшее здание кинотеатра «Октябрь»  и расположенный рядом с ним запасной командный пункт гражданской  обороны. Он  устоял  после толчков и даже имел автономное электричество. Вооруженные группы людей прошли по городку и собрали выживших  в кинотеатре. Уцелевший начальник Гражданской обороны  сообщил им, что нет связи ни с губернским городом, ни с другими близлежащими населенными пунктами. На всех  волнах радио слышен только треск электрических разрядов. Он еще пытается выяснить обстановку , но  по- видимому случился  мировой  катаклизм.
             Решено было ввести в городе военное положение, создать совет уцелевших  жителей,  оценить  запасы продовольствия. Всем жителям  было предложено поселится в здании кинотеатра, который было легче охранять и отапливать. Тем более, что запасов дров  хватит на долгую зиму. То, что она будет долгой, никто не сомневался. Старый  учитель географии, живший на  верху города, рассказал, что, по-видимому, наступила ядерная зима, которая может продлится несколько лет. По его мнению, выжить можно только сообща, сплотившись в группу, напоминавшую первобытно-общинный строй.
          Запасы  керосина для дизель- генератора вскоре закончились. Оставался только небольшой бак  для запуска  радиостанции. Оставшееся продовольствие собрали в подвалах пункта  гражданской  обороны и установили круглосуточную охрану. Ввели строгий паек, рассчитанный на год.  Подсчитали боеприпасы. Пересчитали  все оставшееся оружие и боеприпасы. Установили круглосуточное дежурство и патрулирование близлежащей территории. Город был готов к длительной осаде.
        Нашлись люди,  которые  решили пробиваться на север, к губернскому городу. Их отговаривали,  напоминая, что до него сто пятьдесят километров ледяного леса. Но сильные люди решили идти, пообещав, впрочем, прислать помощь.  Их больше не видели.
         Зима тянулась и тянулась. Закончился календарный год, закончились все зимние месяцы. Май не принес никаких изменений.  Снега    только добавлялось. Изредка  в облаках появлялись разрывы, но тот же учитель географии не узнал знакомых созвездий. Очевидно, сдвинулась земная ось и угол зрения изменился. И снова начался август. С Большой земли не было никаких известий.  Отчаявшиеся люди решили готовится к новой зиме.  В первую очередь, надо было заготовить продукты. Охота, впрочем, не вызывала каких- либо трудностей. Достаточно было отойти от кинотеатра  на несколько кварталов и нос к носу столкнуться с зайцем или кабаном. Они тоже жались  ближе к теплу, так как  вокруг них сжималось  кольцо из озверевших хищников. Их вой  не давал спать, люди  старались быть ближе друг к другу,  друг к другу, боясь, что погаснет огонь в их очаге, оббитой железом круглой печке –голландке. Двери в кинотеатр укрепили листами железа. Соорудили туннель в сугробах к продовольственному складу под землей. За продуктами ходили только с вооруженной охраной.
          Почти все оставшиеся боеприпасы были израсходованы для пополнения мясных запасов и оставалось надеяться только на отрытые из уцелевших домов пилы и топоры. Несколько человек, нарушивших запрет на выход и решивших прожить самостоятельно в уцелевших дома, погибли. Их трупы найдут позже.
           К началу следующего лета, в июне, разрывы в облаках стали  появляться чаще. И хотя мороз не ослабевал,  солнце, наконец, начало пробиваться сквозь черные тучи. И тогда люди увидели, что горы снега вокруг окрашены в необычные цвета. Снег был смешан с пылью каких - то минералов. Все тот же географ, растопив снег, сообщил, что скорей всего пыль попала в атмосферу от вулканических выбросов из районов экватора. В наших широтах таких минералов нет.
         Наступил  день, когда небо полностью расчистилось от облаков. Географ вылез на крышу кинотеатра и  увидел небо   с чужими созвездиями. Он не мог назвать ни одно из них. Некоторые  что- то напоминали, но в искаженном виде. Но бывший среди оставшихся в живых жителей  старый моряк  узнал Южный крест и другие созвездия, увидеть которые можно было только пересечя экватор.
           Земля перевернулась!
           К сентябрю подул теплый ветер, и горы снега вокруг начали быстро таять. Деревья в округе городка  ожили и начали расти с фантастической быстротой. Их корни   поднимались из земли, переплетались с другими. Кроны стремились  в небо. Стволы наливались  необыкновенной  силой и мощью. Лес, казалось, наступал на городок. Звери исчезли, и их рев уже больше не  леденил душу. Люди попробовали вскопать свои огороды и посадить уцелевшие семена. На удивление, они быстро прижились. На огородах росли теперь неузнаваемые  растения. Капуста наливалась голубизной и достигала размеров автомобильного колеса. Огурцы достигли размеров тыквы, а тыквы напоминали Золушкину карету. Картошка вздымала  почву и давала самостоятельные побеги, которые цвели большими белыми цветами. Яблоки величиной с детскую  голову, вишня словно чайные чашки.
              И люди вдруг заметили в себе перемены. Они уже не прятались в зале кинотеатра. Широко раскрытыми глазами они смотрели на окружающий мир.  Река, превратившаяся в  огромный водоем, кишела рыбой. Рыба  была крупной и необычной . Кто - то говорил,  что в  волнах видели что- то похожее на акулу. Домашние кошки боялись расплодившихся  мышей, которые достигли их роста.
           Начальник ГО давно уже сделал анализ почвы, но не решился сообщить людям о результате. Радиоактивность в десятки  раз превышала норму, но никто из людей  не ощущал признаков лучевой болезни.
            Однажды ночью в городе появился мотоцикл со светящейся фарой. Оказалось, что механик водонасосной станции нашел канистру с бензином. Бензин у него конфисковали, но уж через несколько дней он снова появился  на улицах. Его с пристрастием  допросили,  и он сказал, что нашел источник неподалеку  от бывшего гаража, где из земли бьет маслянистый фонтан какой   то вонючей жидкости. Жидкость походила на керосин, но была маслянистой и тяжелой. Географ пояснил, что это может быть нефть из легких сортов. Такая когда - то была в музее школы.
         Запустили большую радиостанцию. Жители собрались вокруг радиста МЧС, который пытался найти хотя бы одну  работающую волну. Ничего, кроме хрипа не доносилось из динамиков. И вдруг,  раздался звук, который  испугал  и обрадовал. Радио громко и отчетливо выдавало  кроткие и продолжительные  звуки. Моряк,  знавший  азбуку Морзе, начал вдруг пританцовывать,  кружась  на месте. Жители остановили его  и потребовали объяснить  свое поведение. Рыдая, он выкрикивал  С.О.С. !. С.О,С.! СОС!. Спасите наши души. Никого  больше нет, Кто- то просит о помощи. Вы слышите, земля пустая. Только какой -то бедняга дает СОС!
         А радист, засек волну  и уже пытался установить связь с работавшим передатчиком. Тот понял, ответил,  и его крик наполнил весь эфир. Боже, неужели есть еще живые  люди. Я передаю из бывшего города К. Он теперь на берегу океана. Все погибли. В Землю ударил  огромны метеорит, от  которого сдетонировали ядерные  боеприпасы. Земля сорвалась с орбиты и приблизилась к солнцу. Все материки затоплены. Людей больше нет.  Мы с вами одни выжили. Я уже больше года не принимал ни от  кого сигналов.
          Глубокое волнение овладело людьми. Они проняли, что остались в живых, но, может быть, на Земле  есть еще другие  люди. Не все они имеют передатчики. Не все могут связаться с ними. Но они верят и ждут.
         Надо жить. Надо объединяться и строить новую цивилизацию. От нас, выживших в Вятских увалах,  пойдет начало новой жизни.  Еще не все потеряно. У нас  есть книги, есть грамотные люди. Остались чертежи.  Мы все восстановим.
         И  железная  дорога обязательно придет в наш городок, который будет новой столицей и центром новой  цивилизации.