Православие сегодня - это не прихоть

Шурик Черников
Православие сегодня - это не прихоть, православие основа выживания.

История – это удивительная наука, позволяющая увидеть, как далекое прошлое нередко практически повторяется в настоящем и будущем. Неслучайно по популярности историческая литература удерживает одно из первых мест. Люди ищут ответа на сегодняшние вопросы в прошлом, пытаясь использовать опыт предков. События, происходившие в Древней Руси, на первый взгляд, кажутся значимыми только для школьных занятий. На самом деле это далеко не так. Выбор, сделанный князем Владимиром в пользу православия определил всю дальнейшую судьбу нашего народа.
Языческая Древняя Русь представляла собой мрачное зрелище. Попытки нарисовать лубочную картинку процветающего славянского государства с развитой языческой культурой очень далеки от реальности. Источники показывают совершенно другую картину. Многочисленные славянские племена, в сущности, не осознавали себя единым народом. Злейшими врагами для них были не степные кочевники, не греки и тем более не норманны, а такие же славяне из соседних племен. Старинное предание о мести княгини Ольги, уничтожившей древлянский Искоростень, показывает только верхушку айсберга. Межплеменные войны приводили к уничтожению городов и опустошению целых районов. Любимым и самым доходным занятием многих князей являлась работорговля захваченными славянскими девушками на невольничьих рынках Востока. Богатство византийской знати не давало спать по ночам местным владетелям, и, не было на Руси той силы, которая могла умерить их алчность.
Языческие культы на Руси носили довольно кровавый характер. Ни одно крупное событие не обходилось без человеческих жертвоприношений. Подготовка военного похода не мыслилась без того, чтобы губы изваяний Перуна не были смазаны кровью принесенной в жертву девушки. Похороны знатного руса заканчивались десятками убитых жен, наложниц и слуг, необходимых для сопровождения покойного в загробной жизни. В глухих районах языческие жрецы-волхвы обладали почти абсолютной властью. В развитых городах с сильным влиянием православия,  их влияние было уже значительно меньше. Попытка князя Владимира сделать язычество официальной религией с главенством бога Перуна встретила сопротивление именно в городах, где культ кровавого бога был очень непопулярен. Владимир был умным и образованным человеком. Он прекрасно понимал значение православной церкви и остановил свой выбор именно на ней.
Одолеть стихию Древней Руси мечом было невозможно. Это смог сделать только крест и то, в течение нескольких веков. Русь знала долгую и упорную религиозную борьбу, настоящие крестовые походы против язычников. Волхвы очень не хотели отдавать свое влияние. Но преимущества православия были очевидны. Исчезли человеческие жертвоприношения, развивались письменность и грамотность, начало формироваться единое национальное самосознание. Эпохой настоящего расцвета русского православия стали 16-17 века. Последовавший за тем церковный раскол и многовековая борьба со старообрядчеством значительно ослабили влияние церкви. Было подорвано и единство национального самосознания. Еще в большей степени отразилось на нем социо-культурное расслоение общества, когда правящая дворянская элита фактически не осознавала своего единства с основной массой русского народа. В России фактически сложились две противоположные национальные культуры, что во многом и привело к событиям начала XX века. Тем не менее, православие сохраняло свое колоссальное культурное и стабилизирующее влияние в обществе.
Достаточно вспомнить, что в начале XX века в империи на 160 миллионов населения приходилось 150 тысяч православных церквей и 300 тысяч священников. Максимальное население тюрем в то время не превышало 150 тысяч человек. При этом посетивший сахалинскую каторгу Анатолий Чехов отмечал, что значительная часть заключенных попала туда совершенно случайно: «за чужие грехи». В современной России на 145 миллионов населения приходится 14 тысяч священников и около 1 миллиона заключенных. Как бы не менялось за эти годы законодательство, объяснить только этим разницу в числе заключенных в 6-7 раз невозможно. При этом значительная часть преступлений остается нераскрытыми и безнаказанными. Причины здесь более глубокие и лежат они не столько в экономической или правовой плоскости, сколько в культурной.
Воинствующие безбожники, восприняв идеи масонов времен французской революции и отделив церковь от государства, а школу от церкви, не могли не понимать последствий своих действий. Никем не доказано, что отделение церкви как-то способствует развитию свободы личности. Свобода - это очень относительная категория и освобождение от здравого смысла одно из ее проявлений, хотя и граничит с безумием. Но эти последствия интересовали их меньше всего. Для большевиков русский народ служил лишь «хворостом для разжигания пожара мировой революции» и его будущее было им безразлично. Сохранилось высказывание Ленина о том, что можно пожертвовать 90% русских ради того, чтобы 10% оставшихся привели большевиков к торжеству мировой революции.
Выбивая православную основу русской культуры, большевики не придумали  ничего другого, кроме как создать в качестве некой религиозной альтернативы довольно примитивный языческий культ с поклонением идолам партийных вождей. Эта новая версия язычества выродилась постепенно сама собой, оставив пепелище прежних идей и духовную пустоту в обществе. 70 лет борьбы с православием закончились фактически ничем. По результатам опросов 70-80% населения страны в той или иной степени являются носителями религиозного сознания.
Процесс одичания и распада в российском обществе происходит достаточно быстро и иногда граничит уже с озверением. Русский народ один из самых разобщенных народов в мире. Взаимопомощь и единство самосознания фактически отсутствуют. Достаточно вспомнить, что три чеченца в Cоветской армии могли подчинить себе фактически любой полк, не встретив ни малейшего сопротивления со стороны двух тысяч русских. Исследования института этнографии 1950-х гг. показали наличие десятков этнографических и этнических групп среди русских, различия между которыми зачастую настолько велики, что их представителей, возможно, отнести к различным народам. Объединяющей основой русского народа в течение столетий являлось православие. Утрата либо отсутствие этой основы резко увеличивает вероятность этнического распада и потери национальной идентичности.
Каков выбор для общества и власти? Тот, который сделал князь Владимир более тысячи лет назад. Возможности в плане борьбы с преступностью поражают своим разнообразием: либо строить церкви, либо тюрьмы. Церкви дешевле. Российских данных о влиянии степени религиозности и уровня преступности найти трудно, а американские исследования широко известны. Показатель преступности в религиозных семьях, абсолютно сходных с аналогичной группой семей атеистов и по уровню доходов, и по образованию и по социальному положению был меньше в 50 раз. Не в 2, не в 3 раза, а в 50!
Есть в городе Екатеринбурге район под названием Уралмаш. Более рабочего и коммунистического района в советском Свердловске найти было трудно. Символ первых пятилеток в 1930-е годы, в 1990-е он превратился в настоящий символ самого разнузданного бандитизма. Район существовал фактически вне российских законов, родители боялись выпускать детей на улицу. С тех пор изменилось немного, но изменилось. С началом строительства православных храмов даже участковые инспектора отмечали резкое снижение криминальной напряженности вокруг них. При этом в целом по району картина менялась мало. С точки зрения материалистической науки это никак не объяснишь. Надоело людям зависеть от случайностей, захотелось прикоснуться к вечным ценностям, а, следовательно, и изменить все свое отношение к жизни. Светская культура все-таки не носит массового стабилизирующего влияния, это более характерно религии, для которой общественное положение человека не имеет значения, для церкви все равны перед Богом.
Ситуация в городах Южного Урала мало чем отличается от России в целом. Степень озверения граждан здесь нисколько не меньше. В этой ситуации есть два варианта развития событий: ждать пока граждане окончательно перережут друг друга и потом долго сожалеть о случившемся или попытаться изменить ситуацию. За решением множества текущих, сиюминутных вопросов упускаются главные стратегические задачи, направленные, в первую очередь, на развитие благоприятной среды обитания человека. Роль православия в этом вопросе ни с чем не сравнима, ибо только церковь в состоянии охватить и воздействовать на все слои общества. Говорить о профилактике преступности в наше время, не используя при этом потенциал церкви – это демагогия. Раз страна не в состоянии поддерживать прежнее культурное пространство, то возникающие пустоты должны чем-то заполняться. Они будут заполнены мгновенно: наркотиком, алкоголем и всем чем угодно. Альтернатива этому только одна – церковь.
При этом совсем не обязательно строить огромные дорогостоящие соборы. Вполне достаточно небольших деревянных церквей, стоимость которых значительно меньше. Деревянные храмы на русском севере сохраняются столетиями и представляют собой настоящие памятники архитектуры. Те, кто бывал в городе Новоуральске в Свердловской области, наверняка видели небольшой изящный деревянный храм, ставший одним из украшений города. Волей неволей, но главам администраций городов необходимо и крайне желательно вспомнить о деятельности князя Владимира и, не ссылаясь на кризис, работать над нормализацией религиозной жизни в российских городах.