Метастаз мегаполиса

Владимир Калабухов
                МЕТАСТАЗ МЕГАПОЛИСА ИЛИ СЪЕСТ ЛИ МОСКВА ПОДМОСКОВЬЕ?

     Что такое город? С древнейших времён – это огороженное рвом и стеной от вероятного противника и от диких зверей поселение людей, отошедших от земледелия, охоты и рыболовства и занявшихся ремёслами, торговлей, наукой, религией и военным делом.

     Наш город Железнодорожный (бывшая Обираловка) – не исключение. Даже своим сегодняшним названием город обязан старинному депо, отметившему недавно своё семидесятилетие. Окрестные красные и серые глины определили предназначение городских производств. Кирпич и плитка, асбоцементные и другие минеральные стройматериалы, разработка средств производства для этой промышленности (НИИ "Стройкерамика"), деревообрабатывающий комбинат (ДОК-6), НИИ ВОДГЕО и др. Стотысячный город строился, обучал и готовил кадры из своих жителей и приезжих для своей индустрии.

     Мы росли и развивались. Градообразующими были и остаются предприятия ВПК. Осуществлявшееся ими комплексное строительство – это жилые кварталы с объектами соцкультбыта, детсадами, школами, магазинами и даже с гаражами, расположенными на соседних пустырях. Это микрорайоны Керамик и Павлино, Гидрогородок и Юбилейная, Носовихинское шоссе и Пионерская. Бывший руководитель одной из организаций ВПК – Игорь Сергеевич Романычев сегодня является Почётным гражданином города, внесшим большой личный вклад в развитие Железнодорожного как самостоятельного муниципального образования областного подчинения.

     Газета «Аргументы и факты» (№ 11 за 2003 г.) сообщала, что в Железнодорожном быстрыми темпами сносится ветхое жильё. Вот уже и двухэтажный деревянный Жилгородок стал уступать место современным домам. В этом деле мы опережаем Павловский Посад, где, как было показано 12 февраля 2003 г. по телевидению, начали разваливаться кирпичные дома, построенные ещё Саввой Морозовым. Мы опережаем в жилищном строительстве и такой подмосковный город как Зарайск, где за последние десять лет не построено вообще ни одного дома, и даже некуда было переселять пострадавших от пожара людей.

     Но те города далековаты от Москвы. А мы – рядом. И это – главная причина нашего кажущегося благополучия в новом жилищном строительстве и в сносе ветхого жилого фонда. Почему кажущегося? Реального, вроде бы. Но статистика подтверждает (а факты – упрямая вещь), что смертность в городе Железнодорожном вдвое превышает рождаемость, и город в 2002 г. потерял полтысячи жителей по этой демографической причине. Такую статистику ЗАГСа приводила газета «Городской вестник». Жаль, что рядом не была опубликована статистика ОВД о выбывших и прибывших в город новых жителях. В итоге в городе народу стало только за прошлый год, наверное, на несколько тысяч больше. Тех, кто приобрёл коммерческое жильё у нас, неподалёку от столицы. В ближайшие два – три года нас станет 140 – 160 тысяч.

     Экономически обоснованный рост городов – только в случаях развития тех самых ремёсел, науки и ВПК. А торговля, религия, культура и другие виды деятельности – они вторичны и только сопутствуют росту населения. У нас в городе что, построено новое дочернее предприятие "Нокиа" и мы обеспечиваем Россию сотовыми телефонами? Нет. Россия на два миллиарда долларов в год обеспечила этой работой зарубежных трудящихся, увеличив за год с 8 до 18 миллионов, затем через год – до 34 миллионов трубок сотовую сеть. Салоны связи – на каждом углу. Но это – торговля и услуги. У нас в городе что, расширили свою деятельность керамкомбинат, ДОК-6, НИИ ВОДГЕО? Нет. У первых при расширенном городском строительстве почему-то банкротство, а в НИИ арендаторы жарят кофе, разливают в бутылки родниковую воду и вино из этой воды, ремонтируют автомашины. У нас в городе что, появился автозавод по сборке ГАЗелей? Вон их сколько на вокзальной площади! Нет. Это частный извоз. А бесплатно льготников возит только госавтоколонна 1377. Возит и новых жителей, купивших жильё в Железнодорожном, но работающих в основном в соседней столице. О судьбе льгот пока помолчим…

     Несколько строительных фирм, конкурируя друг с другом, что отрадно и для рыночной экономики привычно, борются за "точечные" участки и целые микрорайоны для строительства жилья в нашем городе. Строят чаще всего поближе к железнодорожным платформам. Строительство многоэтажное, современное, со всеми удобствами. Что-то перепадает и городским очередникам, труженикам и ветеранам, жителям ветхих домов, подлежащих сносу. Строятся на окраинах города и дачные посёлки. Жаль только земли сельхозназначения и гослесфонд. Так, на месте фруктово-ягодного сада бывшего филиала ВНИИ виноградарства и виноделия "Магарач" на 20 гектарах строятся жилые посёлки повышенной комфортности. В "зелёных лёгких" – лесных массивах от Железнодорожного до Балашихи пилят и корчуют столетные хвойные деревья и строят коттеджи. На морковных полях введен в действие московский монстр – Рудневский мусоросжигательный завод. Неподалёку – 51 гектар свалки – полигон "Кучино", завод по сжиганию и переработке трупов животных "Эколог", Люберецкие поля аэрации, выделяется ещё 28 гектаров под новую свалку… Новым жителям мало не покажется, мы-то привыкнуть не можем.

     Новые жилые дома в Кучино строятся почему-то без решения вопросов одновременного возведения гаражей. ВПК, например, этот вопрос всегда решал комплексно. Ведь коммерческое жильё сегодня покупают не бедные люди. Машина уже давно не роскошь, а средство передвижения. И это средство должно размещаться поблизости, а не в другом конце города. Вот и возникают конфликты с местными жителями при попытках строить гаражи в зелёных зонах, вырубая тополя и берёзы, декоративные кустарники, уничтожая всякую растительность рядом с давно стоящими жилыми домами. Как это имело место на улице Чаплыгина, когда вызванной на порубку жителями и депутатом главе города пришлось отменять ранее принятые решения по строительству здесь нового ГСК. Или дворы новых домов начинают ломиться от "ракушек". Или возникают "дикие" гаражи где попало, как это имеет место в Гидрогородке. Что-то будет на Почтовой улице, когда возведут и сдадут в эксплуатацию огромный жилой дом без гаражей?
 
     Вот и становится наш город "спальным районом" Москвы. Всё больше машин на дорогах. Носовихинское шоссе обустраивается новыми АЗС конкурирующих компаний. Уже через каждые полкилометра. Строительство здесь девятой или десятой по счёту в городе АЗС также шло конфликтно – напротив, через дорогу, в нескольких метрах от её строительства стоит большой жилой дом, в котором и так трудно дышать от потока машин и постоянных пробок. Но АЗС уже построена и действует. А жаль.
 
     Больно жителям, когда под боком вместо зелени – гаражи и автозаправки. Больно, когда некуда выйти из дома – двор превращён в автостоянку. Боль вызывается болезнью. А болезнь в данном случае очень тяжёлая и трудно излечимая. Называется она – метастаз мегаполиса. Москва – многомиллионный мегаполис, втягивающий в себя не только жителей того же Павловского Посада, Орехово-Зуева и Электроуглей, где промышленность в упадке и негде работать людям. Москва притягивает к себе жителей всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Свобода перемещений и свобода выбора места жительства для тех, кто имеет деньги и большие деньги, притягивает многих и в наш город, любезно предоставляющий им коммерческое жильё. В том же "АиФ" есть цифры – 2,5 миллиарда рублей инвестировали в 2002 г. в жилищное строительство Подмосковья коммерсанты и только 89 миллионов – область.
 
     Такова жизнь. А Москва давно вышла за МКАД. Первым её метастазом был ещё посёлок "Сталинский" (сегодня – "Восточный"), затем целый наукоград Крюково (Зеленоград) и пошло-поехало. Например, по одну сторону Носовихинского шоссе ещё не ставший Москвой, но уже наполовину спальный её район – Реутов, его южная часть, по другую – уже сформированный метастаз Новокосино, куда скоро придут троллейбус и даже метро. Разные субъекты Российской Федерации, с разными зарплатами и пенсиями. С разным уровнем жизни. Мегаполис продолжает постепенно разрастаться. В нём и ближайших к нему городах проживает легально и нелегально вместе с мигрантами десятая часть России. Остановить этот процесс практически невозможно. Только делая привлекательными жизнь и работу в любой точке России, в странах содружества, можно остановить болезнь. То есть её надо лечить. Лечить всеми средствами, всеми силами, всеми реформами. Тогда и победим.

    2003

    Примечание - В 2014 г., то есть через 11 лет после публикации в газете "Городской вестник" этого материала, мало что изменилось. На высшем уровне обсуждается передача в область столичных структур. Метастазы выходят за МКАД всё дальше и дальше, а область уже строит 30 % всего жилья России, приглашая жить в Подмосковье всех желающих! А Москва разрослась до Калужской области... Размышления - в материале "О насущном. Город Железнодорожный" http://www.proza.ru/2014/02/16/1952 в этом же сборнике рассказов "Праздники и будни".