Графомания... Часть 4 Сетература и новый читатель

Дмитрий Воблин
Начало: Часть 1 см.:  http://www.proza.ru/2011/03/05/1917
Часть 2 см:  http://www.proza.ru/2011/03/13/1224
Часть 3 см:  http://www.proza.ru/2011/03/24/1829


Часть 4. Сетература и явление нового читателя.


 Огромное значение для формирования новой культуры непрофессионального литературного творчества имело  развитие интернет-технологий. По сути, на наших глазах был заложен технический фундамент для осуществления глобальных сдвигов в области культуры, которые, несомненно, произойдут, и возможно даже в недалеком будущем. Имеющийся теперь почти в каждом доме компьютер заменил собой пишущую машинку, библиотеку и типографию,  позволив  в тиши и уюте родного жилища заниматься творчеством, публиковать, общаться с читателями. Популярности многих сайтов, блогов и форумов может позавидовать любое традиционное бумажное издание, ныне за редким исключением не имеющее собственного «представительства» в Интернете.

 Однако пока новые технологические веяния можно назвать революцией коммуникационной, видоизменившей формы распространения информации, но пока не сыгравшей большой роли в  изменении литературы и искусства. Увы, в пророчествах теоретиков информационного общества, сбывающихся на наших глазах, не оказалось места для прогнозов, касающихся развития литературы в бурлящем образами и текстами «постинформационном» мире.

 Еще десять лет назад явление «сетературы» воспринималось как нечто игрушечное, дополняющее, оттеняющее и копирующее литературу настоящую.(1) Ныне же взаимосвязь виртуального и «реального» литературных миров воспринимается как само собой разумеющееся. При этом неоспоримые удобства, дарованные интернет-технологиями, если не изменяют суть литературного процесса, то усиливают в нем тенденции, воспринимаемые как опасность для «статусного» литературного творчества, которые на самом деле есть просто новые правила игры. Хотя едва ли "сетература" обретет когда-либо отдельный статус. Скорее всего, со временем эффект  новизны этого явления сойдет на нет и отпадет необходимость отделения "первостепенного и значительного", а значит литературного, от всего остального по критерию принадлежности к сети Интернет. 

 Наиболее важной из всех наблюдаемых тенденций можно назвать усиление роли читателя. Теперь "читатель" не абстрактная категория, а вполне осязаемая, хотя и пользующаяся всеми преимуществами виртуальной анонимности, личность, способная к выражению как  ожидаемых, так и неожиданных эмоций и мнений. Нет никаких преград к общению  с читательской аудиторией, и это не может не пленять, не отталкивать и не вызывать опасения автора. Читатель может восхититься, поаплодировать, порекомендовать прочитанное, или же наоборот, не стесняясь в выражениях раскритиковать, высмеять, и что самое "страшное" (!) -  предложить Писателю ознакомиться с собственными литературными экспериментами.

 На самом деле новый,  более активный, читатель возник благодаря появившейся возможности формирования новых социальных связей, явлению которых мы обязаны эпохе Интернет. Можно с определенной долей уверенности предположить, что происходит в некотором роде «деатомизация» индивида – явление, если не обратное, то значительно смягчающее  процесс социального разобщения в индустриальном и постиндустриальном мире, о котором писали такие мыслители XX века как К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно.

 Ключевым же для этого нового явления словом является Интерес. Виртуальная коллективность, выразившаяся в появлении многочисленных тематических интернет-сообществ,  формируется на основе общности интересов, и порой не ограничивается даже языковыми барьерами.

 Демократичность нового явления стирает все мыслимые границы. Учительница русского языка и литературы может быть добавлена в «друзья» на страничках своих учеников в социальных сетях, а ученый с мировым именем на страницах своего  «живого-журнала» имеет возможность вступить в многодневный спор с виртуальным «ником», за которым скрываются проживающие в одной комнате в общежитии студенты-первокурсники. Фанфики, живые журналы, литературные игры и проч. стимулируют интерес к литературе в целом

 Гипертекстуальность, динамичность и «способность формировать вокруг себя дискуссионное поле, порой гораздо более многозначное и сложное, нежели сам текст»(Википедия), есть ключевые  определительные признаки сетературы.  Дискуссионность в количественных показателях рецензий и отзывов переходит в такое качество, которое не может не повлиять на творческий процесс.

 Доступность, игровая манера, "интерактивность" в сфере сетевой литературы и попавшей в интернет-сети литературы «реальной» поощряют людей, еще вчера далеких от мыслей о собственном творчестве. Причем соприкосновение читателя с креативной писательской сферой таит в себе потенциал развития, формирования новой читательской культуры. С точки зрения специалиста по исторической психологии  современный человек воспринимает мир как текст. (2) И что же, в таком случае, ждать от современного человека как не воспроизводства текстов?

 Если есть интерес, есть выбор и основы для проявления активности, значит, эта активность стимулируется с увеличивающейся силой. «Графоман» не угрожает культуре и не подрывает ее основ, а «графомания» не проблема, мешающая развитию литературы. Потому что появление массива любительских текстов есть культурный фон нашей эпохи.

Продолжение см: http://www.proza.ru/2011/08/07/21
1.Горчев Д. Сетература./ http://www.netslova.ru/gorchev/seteratura.html
2. Поговорить с кроманьонцем. Русский репортер №21(199)