Последнюю песню я дома спою

Колыма
«На песню не надеть узду,
А ветру не обрезать крылья»
                Л. Резник

Книга Леонида Резника «Моя Россия» полна раздумий о прожитой жизни и его взглядах на личную и общественную жизнь.
Касаясь истории войн и  завоевателей, которые набегами и оккупацией терзали русские земли, автор напоминает о поучительном результате этих нашествий для агрессоров и предупреждает: «Не троньте русского медведя!»
Патриотическая тема стихотворений служит благородной цели, отражая особенность национального характера, героический эпос «на взлёте стрелы». «Русь в глазах, а в сердце – вера», – лучше не скажешь, по глазам можно определить суть человека. Несмотря на конъюнктурный политический пересмотр истории, народная память пробивает все заслоны клеветы и лжи, передавая грусть по ушедшему через художественные аллегории. Гражданские стихи написаны свинцовым, как пуля, атакующим ритмом:
На передовой
До неба рукой…

Словцом красивым не утрёшься,
В полёте птицу узнают.
Но коль сквозь слёзы ты смеёшься –
На бой способен… и на бунт…

Обращаясь к трагическим страницам истории и современности, Леонид пишет:

Наша память всегда права.
Наши слёзы всегда укор.
Кто-то струны опять порвал,
Кет-то снова палит в упор.
Наше сердце – всегда мишень,
Наши души – всегда полёт,
И пускай умирает день…
Солнце утром опять взойдёт.

Описывая разгульную жизнь людей, поэт использует миниатюрные сценки, включая в них обыденные атрибуты: вино, битую посуду, пьяную гармошку и т.д. Простые образы чередуются от веселья к грусти, где спасеньем от хандры, по замыслу автора, является верный конь. Проблемы и трудности, как паучьи сети, всё сильней и плотней опутывают русскую землю, калеча жизнь людей:

Вот она – моя Россия:
                покосившиеся хаты.
Вот она – моя Россия,
                где давно ничто не свято.

Откровения и размышления вырисовывают неприглядную картину современного бытия. Печальным камертоном звучит голос поэта:

Синь,
грусть.
Мать –
Русь.

Лаконичность строк усиливает строгость и энергичность хорея, двустопного анапеста и задаёт ритм песен, созвучный песням Алексея Кольцова:

Восковая печать…
Вековая печаль
Пожелтевших страниц,
Улетающих птиц,


Жизнь – коллаж, нагроможденье
Мыслей, слов, поступков, судеб.
Из реальности в забвенье
Трансформируются люди…

Стихи скромные, без назойливого пафоса. Посвящены Москве, встречам с милой, школьным годам, районам Фили, Сокольники; прогуливаясь по осенним улочкам, Леонид акцентирует своё настроение, ведь смятение и жар чувств зависят напрямую от погоды, от уличных пробок, заторов, снега. Если печаль и грусть не уходят – нет новых песен.
Но природа не так капризна, меняются лишь люди и их судьбы, убеждения.

На скрещении дорог,
То ли вправо, то ли влево?

Почему за годом год
Ищет путь из лета в лето
Удивительный народ…

Что руководит мыслями и настроением? Воля идти вперёд или повеление внешней силы:


Если душа моя не поёт,
Значит, сердце в рассвет не стучится…

Сама природа призывает Леонида к творчеству, наполняя сердце любовью к красоте, чтобы принять и воспеть окружающий мир. Ведь мелодия рождается в колыбели гаммы чувств, как отклик на увиденное и воспринятое. Чувствуется, что у поэта мирный, доброжелательный характер.
Целый раздел в книге выделен под природу и обычаи Кавказа, многократно воспетые поэтами всех веков. Чудесные строки описывают весенние и летние яркие радужные цвета, когда от этого великолепия «поёт сердце», восхваляя игру и оттенки света, отмечая смену дня и ночи, что, по определению автора, символизирует проявление божества в беге времени: 

Стрелки часов проповедуют 
                полдень.

Жизнь продолжается, «от птичьих песен светлеют лица». Время во власти божьей, и за всё отвечает Бог, на него и надо надеяться.


Синева небес бездонна.
Глубина морей безмерна.
Если светел лик Мадонны,
Значит, всё не так уж скверно…

Деревенская, дачная жизнь умиляет тем, что человек находится рядом с домашними животными, от этого он становится добрей, на родной земле встречает утро, ходит по полям и лесочкам либо трудится на грядках. Русская душа не принимает цивильного комфорта, она обитает и чувствует себя лучше в нетронутом девственном приволье:

Просто быть счастливым,
Если сердцем чист.

Просто быть весёлым,
Коль душа поёт.

Аромат раздолья в поле,
Небо пахнет вольной волей,
Губы пахнут первоцветом –
Это лето, это лето.

Наедине с природой появляется вдохновение, рождаются изумительные строчки и мелодии песен:
Как же сладко с подругой милою
Целоваться всю ночь в стогу…
Без дворцов обойтись –
                под силу мне,
Лишь без Родины не могу.

Темнота незримая,
А в душе – светло.
Спи, моё родимое
Русское село…

Чудесные образы идут именно от созерцания родной природы, тем и отличается русская поэзия от западной, что в поэзию вложен полёт души, чувства, а не расчётливый эгоистический рассудок под прессом и диктатом предметов и вещей городских кварталов, где выпала давно в осадок вытравленная, опустошённая ещё со времен инквизиции душа.
Русские люди до сих пор впитывают в себя языческие верования, идущие от пращуров, которые живы в подсознании, в генах, эти корни позволяют оставаться нравственно здоровыми в современной вакханалии грабежа труда и унижения личности:

Ухватившись за рябину,
Душу вытрясти стремятся,
Ветры – злые исполины,
В танце бешенном кружатся…
 
Поэт становится народным сказателем и певцом, если он описывает в своём творчестве всю многогранность обитания человека: от первого шага с материнских рук к порогу дома, речке, лесу, полю, степи до просторов Вселенной:

До дальних звёзд подать рукой.
До близких глаз –
всего лишь песня…

Поэту близок русский язык, он использует в своих произведениях местные и социальные диалекты, художественную выразительность слов, что усиливает и сближает автора и с читателем,  и с творчеством поэтов золотого и серебряного века:

До утра под тусклою лучиной
Буду я писать карандашом,
Улыбаясь, в общем, без причины,
Оттого, что просто хорошо…

Любовь к Родине – главное чувство, которое сплачивает всех граждан России, это ощущение неотделимо от души и тела и впитано с молоком матери и воздухом родной земли. Любовь и нежность к женщине сопоставляется и усиливается от красоты рядом растущей берёзки, ивы:

Завитки волнистых прядок,
А в глазах блестят огни.
Ива, ива, как же сладок
Поцелуй в твоей тени…

Особая тематика стихов объясняет мистические постулаты христианства, автор пытается во всём разобраться сам. Где граница между дозволенными и греховными делами:

Искушенье, искушенье…
Боже, как соблазн велик.
Между взлётом и паденьем
Снова слышен чей-то крик…

Горечь потери обществом нравственных идеалов беспокоит поэта, нет ли здесь предопределенности, не разыгрывается ли драматическое развитие цивилизации во Вселенском театре по высшей воле:

Скудеет день за днём Парнас.
Мельчает то, во что мы верим.
Скажи, Ты этого хотел,
Великий драматург, Создатель?

В своих выводах поэт философски отмечает одинаковую созидательную роль человека и бога:

Ощущение пространства
Каждому своё от Бога.
Кто-то ищет постоянства,
Для кого-то суть – дорога.

И, конечно же, опыт жизни не пропадает бесследно, а используется в новой форме, закладывается в гены будущим поколениям:

Но, покуда мысль искрится,
Нет причины для печали…
Всё однажды повторится
На витке сплошной спирали…

Каждый человек из-за упрямства проходит жизненную дорогу через кочки и ухабы, повторяя ошибки других людей:

Не учите, как жить, не надо.
Как мне жить, разберусь я сам.


Что это – самолюбие, чувство собственного превосходства или желание самому всё испытать? Похоже, каждый человек творит в себе бога, высшую непогрешимую инстанцию. От этого идут все раздоры в мировом пространстве, когда трения между отдельными людьми выливаются в лавину противоречий, и, чтобы вернуть им разум и спокойствие, нужно иметь цель и веру:

Дай зренья, чтоб увидеть путь,
Дай слуха, чтоб услышать слово,

Если все перипетии судьбы совершаются по воле Бога, то где эта единственная дорога, которая ведёт в рай? Нелегко пройти её без друзей, попадая в лабиринт предательств и измен. Почему человек так часто остаётся один на один со своими бедами и горестями и в отчаянии в трудный час не видит знаковой поддержки божества? Где «искра огня», которая бы озарила путь и не дала упасть в пропасть? Неужели человек должен сам определять место и имя Бога в своей душе и вырываться из греховных пут, ожидать всю жизнь помощи и прозрения, ощущать душевное единство:


Мы – не помнящие родства,
Позабыли отца и мать.
Проживаем от воровства,
Каждый пятый, по сути, тать.

Светит солнце, но не для нас.
Птицы в небе поют не нам.
Погибаем в который раз,
Поклоняясь чужим богам…

Поэт не представляет свою жизнь без классической и современной поэзии, музыки и песен:

Сыграй мне призрачный ноктюрн,
Излей застенчивую душу.
Как сладко эти звуки слушать –
Ночную песню чутких струн.

В царстве музыки отступают все невзгоды, и новые аккорды вносят в душу радость и удовлетворение.

Когда на сердце вечный май,
Душе под небесами тесно,
Играй, гитара, мне, играй
Свои восторженные песни!


Поэт живёт в королевстве словесности, он и паж, и рыцарь, и  властелин, один в поле воин против зла и нечисти, защищает русскую культуру от нападок и клеветы:

А навстречу идёт штормовая волна,
И меня чернотой накрывает она.
Я борюсь, что есть мочи,
выбиваюсь из сил
И не знаю,
кто в схватке бы той победил,
Если б я не увидел
                белый берег вдали…

Беловодье – легендарная страна свободы в русских народных преданиях, поэт сравнивает эту страну с современной Россией. Легенда и реальность. Мечта и разочарование. Используя свой опыт жизни, поэт определяет своё отношение к эпохе, в которой он живёт:

Не моли подачки у сильных.
Безрассудно не подавай.
Всей душою люби Россию
И на Господа уповай.

И всё же человек не раб, а хозяин своей жизни, которую ему по силам изменить, опираясь на разум и волю добропорядочных людей:

В моём королевстве
от сумы до тюрьмы,               
Шаг влево, шаг вправо, –
                прямая дорога,
И пусть не во всём победители мы,
Но минус на минус –
                всё плюс по итогу.

Читая эту книгу, шаг за шагом проходишь вместе с Леонидом Яковлевичем по его насыщенной творческой жизни, радуешься его успехам, сочувствуешь неудачам. Поэт, музыкант, певец и верный друг. Не каждому дано ясно и  остро ответить на жгучие вопросы нашей сложной эпохи.
Книга «Моя Россия» –  это голос поэта-гражданина в защиту нашей Родины и людей, живущих на русской земле. Эти стихи войдут в сокровищницу мелодичной русской словесности.  Наше счастье, что живут вместе с нами такие одарённые поэты.