Как работать со сложными классами

Гадаев Алексей Вениаминович
У учителя есть свой план работы с классом и он сформирован на целесообразности с точки зрения успешного усвоения знаний, техники безопасности на уроке в школе. Учащиеся судят о том, что можно или нельзя на уроке, перемене, в столовой, во дворе и т.п. Какие бы правила вы, как учитель или как родитель вы ни вводили, ожидайте что их будут проверять на прочность. Это будет очень сложно для вас, но такая работа просто необходима для будущего порядка и будущих требований на уроке. Конечно у всякого правила есть исключение, но их не так много. Главное выслушивать оправдания с сочувствием и интересом - а потом не обращать на них внимание. Полезно обсудить порядок  и требования с самими учениками и даже обсудить проблемы возникающие на уроке. После обсуждения, необходимо учитывать некоторые пожелания и предложения самих учеников, настолько это возможно, но даже в таких условиях необходимо быть справедливыми и последовательными.
Джефф Пети в своей книге "Современное обучение" предлагает свод таких правил:
* Никаких разговоров, когда говорю я (Я старайтесь не говорить слишком долго!)
* Следовать правилам техники безопасности, например не бегать по классу.
* Работая индивидуально или в группах, учащиеся могут :
-обсуждать работу с соседом;
-вставать с места и обсуждать работу с другими учащимися.
* Не разрешено пользоваться плеерами, телефоны должны быть выключены.
* Нельзя пить и есть в классе.
* нельзя собирать портфели и рюкзаки до тог,как я дал на это разрешение, - что бы ни показывали часы (тем не менее я принимаю напоминания по поводу времени).
До начала урока
Располагайтесь в классе до того, как приходят учащиеся, убедитесь, что у вас готово всё необходимое (и что всё работает). Напишите на доске или спроецируйте на экран всё, что нужно для начала урока. Когда учащиеся входят в класс, вы можете поприветствовать их у двери и понаблюдать за тем, как они рассаживаются. Старайтесь выглядеть уверенно, спокойно по деловому. Начните урок вовремя, ожидать опоздавших несправедливо по отношению к тем, кто пришёл вовремя, и подталкивает всех опаздывать в дальнейшем.
Тишина на уроке
Достижение и поддержание тишины очень важно. Если вы не добьетесь тишины на первом уроке, вряд ли вы сможете добиться её и далее. Если учащиеся и смогут слышать вас, они вряд ли будут слушать.
Попросите тишины и дождитесь её, сколь бы много времени это ни заняло. Если необходимо, повторите требование, используйте приведённые ниже советы для установления и поддержания тишины. Не начинайте говорить, пока школьники не замолчат и все учащиеся не будут смотреть в вашу сторону. Никогда не начинайте урок среди шума. Если вы начинаете среди шума, у учащихся сложится впечатление, что вы позволяете разговаривать, когда им только захочется. В результате начнут разговаривать даже те, кто сначала молчал. Если ожидание заставляет вас паниковать, не показывайте это, никогда не злитесь и не переходите на оскорбления. Это всё равно непродуктивно и создаёт впечатление, что вы не можете контролировать ситуацию. Вместо этого покажите детям, что из-за шума они упускают что-то важное: "Все стараются расслышать, что пытается сказать Алексей" "Извините, но мы не можем начать урок - в классе слишком шумно".
Достигнув тишины, дайте классу секунду, чтобы почувствовать её, и только потом начинайте говорить. Если кто-то начинает говорить во время того, как говорите вы, остановитесь на середине фразы  и смотрите на беседующих учеников, пока они не остановятся, но если потребуется, назовите их по имени и попросите замолчать. Продолжайте говорить только после того, как опять опять замолчат, вернувшись к началу фразы, на которой вы прервались. Если разговоры опять повторятся, сделайте то же самое. Вскоре учащиеся поймут, что они не могут разговаривать, не привлекая к себе внимания, и перестанут делать это. Если кто то нарушает тишину, напомните ему, что одновременно разговаривать и слушать невозможно; стойте рядом или пригрозите пересадить его на другую парту.

Сначала успехи, потом сложности
Материал
У преподавателя, ведущего тренинга или руководителя часто возникает задача разобрать, как ученики или сотрудники поработали за некоторый промежуток времени.
Например, что было сделано по проекту за неделю, или как удалось использовать в жизни знания, полученные на прошлом занятии тренинга.
И здесь, есть определенный риск, что обсуждение начнется с обсуждения возникших в ходе работы затруднений. Ведь то, что было поручено сделать, воспринимается как должное, а раз это должное, то чего этим хвалиться? Но если, обсуждение начинается с разбора проблем, то в целом это задает негативное восприятие проделанной работы. А вам это надо?
Поэтому в таких случаях хорошо использовать прием: "Сначала успехи, потом сложности". Задача руководителя в самом начале дать установку, что сейчас каждый из присутствующих поделиться своими достижениями, успехами, открытиями. И только после того, как каждый кратко вспомнит и расскажет о том, чего ему действительно получилось достичь, можно переходить к обсуждению возникших сложностей.
В результате разбор проделанной работы пройдет на позитиве. Ведь в целом работа идет успешно, а возникающие сложности - это лишь возможность, сделать результат еще более качественным!